Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 23:06, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Бюджетный дефицит возникает в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого роста расходов, вызванных бесхозяйственностью. Рыночная экономика не может ликвидировать дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим экономии средств со стороны всех властных и управленческих структура.
Введение
Понятие бюджетного дефицита, причины возникновения и социально-экономические последствия
Способы финансирования дефицита государственного бюджета в современных условиях развития
Проблемы управления бюджетным дефицитом и методы их устранения в контексте зарубежной практики
Заключение
Список использованной литературы
В целом состояние
1) долгосрочной тенденцией в
динамике налоговых
2)стадией экономического
3) текущей политикой государства в области бюджетных расходов и доходов.
Очень часто, особенно в нашей стране и в других странах с переходной экономикой, происходит искусственное либо завышение, либо занижение истинной величины бюджетного дефицита.
Так, искусственное занижение
1) «налоговой амнистии», которая
позволяет налогоплательщикам, ранее
уклонявшимся от уплаты
2) мероприятий по сбору просрочен
3) введением временных или
4) отсрочками выплат заработной
платы работникам
5) отсрочкой обязательной
6) распродажей государственных активов;
7) наличием скрытого дефицита, обусловленного квазибюджетными расходами.
К числу последних относят
Искусственное завышение размеров дефицита государственного бюджета может происходить в результате следующих обстоятельств. Во-первых, при оценке величины государственных расходов не всегда учитывается амортизация в государственном секторе экономики. Во-вторых, важной статьей государственных расходов является обслуживание государственного долга. Однако очень часто величина процентных выплат по долгу завышается за счет инфляционных выплат. При высоких темпах инфляции, когда различия в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительны, это завышение государственных расходов может быть весьма существенным. Возможны даже ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит и государственный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что существенно затрудняет оценку проводимой правительством политики. Поэтому при измерении бюджетного дефицита обязательно необходима поправка на инфляцию. С учетом этой поправки определяют реальный бюджетный дефицит, который представляет собой разницу между номинальным дефицитом и величиной процента по государственному долгу, умноженной на темп инфляции. Общий дефицит бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей представляет собой операционный дефицит.
Считается, что само по себе наличие дефицита бюджета еще не является сигналом экономического неблагополучия. Очень часто дефицит рассматривается как важный инструмент экономической политики государства, прежде всего макроэкономического регулирования. Умелое обращение с этим инструментом позволяет государству решить достаточно широкий круг экономических и социальных проблем. Однако необходимо иметь в виду, что длительная несбалансированность бюджета может оказывать негативное воздействие на размеры совокупного спроса и доходы, уровень цен, состояние платежного баланса. Поэтому стратегической целью для любого государства, безусловно, является сбалансированный бюджет.
В условиях, когда экономика страны
развивается динамично и
Формы участия органов власти
и управления в процессах
Следовательно, дефицит
Глава 13 БК РФ определяет возможность наличия дефицита в бюджете и устанавливает, что превышение доходов над расходами является дефицитом бюджета [7].
Бюджетный дефицит может
образоваться в результате
чрезвычайная ситуация в стране:
война, крупное стихийное бедствие,
когда обычные источники
подъем экономики на определенном этапе развития общественных отношений, следствием чего является превышение расходов над доходами. В этом случае дефицит бюджета финансирует прогрессивные сдвиги в экономике, поэтому не считается отрицательным явлением;
как следствие экономического и
политического кризиса. Как правило,
это происходит из-за эмиссии денег,
продажи облигаций
Существуют глубинные, общие причины бюджетного дефицита, что свойственно любому государству, в котором расходы бюджета превышают доходы, и конкретные, особенные причины, которые имеют место в отдельной стране. Глубинными причинами бюджетного дефицита является спад производства, снижения эффективности функционирования отраслей экономики и предприятий, невзвешенная социально-экономическая политика в государстве.
Конкретными особенностями развития экономики, которые предопределяют дефицит бюджета, есть [11, С.33]:
структурная разбалансированность экономики
и несвоевременное и неэффектив
сохранение значительного
неэффективный механизм налогообложения субъектов хозяйствования;
значительный объем теневой экономической деятельности;
несоответствующая имеющимся финансовым возможностям государства структура бюджетных расходов;
нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств;
потери, разбазаривания выработанной продукции, кражи, приписки, и др., что не стало объектом эффективного государственного финансового контроля.
Мировая практика показывает, что
положение в стране считается
контролируемым при бюджетном дефиците
2-5 процентов. Бюджетный дефицит
неминуемо ведет к росту
Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета на превышает 5 % ВНП страны, то он допустимый. Ежегодные бюджетные дефициты в сумме образуют государственный долг.
В следующей главе рассмотрим способы финансирования дефицита государственного бюджета.
Способы финансирования дефицита государственного бюджета в современных условиях развития
В большинстве стран, в
том числе и в России, используются
следующие основные способы
1) кредитно-денежная эмиссия (
2) долговое финансирование (внутреннее и внешнее);
3) увеличение налоговых
Последний, третий способ вряд ли можно отнести к способам, используемым исключительно для финансирования дефицита бюджета. Он широко применяется и просто в целях пополнения доходов бюджета. Поэтому к собственно источникам финансирования дефицита бюджета в большей степени относятся первый и второй способы.
Рассмотрим достоинства и недостатки эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Достоинства и недостатки
эмиссионного способа
Достоинства Недостатки
Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служит средством выхода из состояния рецессии В долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.
Это мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму). Этот метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.
Монетизация как способ
При монетизации
Монетизация дефицита
В целом монетизация может
быть использована как способ
решения проблемы дефицита
1) имеется значительный внешний
долг, что исключает льготное
финансирование дефицита
2) возможности внутреннего долгового финансирования практически исчерпаны;
3) валютные резервы Центрального
банка истощены, в силу чего
регулирование платежного
4) экономика способна выдержать высокую инфляцию, а граждане уже привыкли к постоянному росту цен.
Менее
болезненным и более
Таблица 2.2
Достоинства
и недостатки финансирования
дефицита государственного
Информация о работе Бюджетный дефицит, его экономические и социальные последствия