Бюджетный дефицит, его экономические и социальные последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Бюджетный дефицит возникает в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого роста расходов, вызванных бесхозяйственностью. Рыночная экономика не может ликвидировать дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим экономии средств со стороны всех властных и управленческих структура.

Содержание работы

Введение

Понятие бюджетного дефицита, причины возникновения и социально-экономические последствия

Способы финансирования дефицита государственного бюджета в современных условиях развития

Проблемы управления бюджетным дефицитом и методы их устранения в контексте зарубежной практики

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

бюджетный дефицит, его экономические и социальные последствия.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Достоинства Недостатки

Он не ведет  к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных  ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах  с удовольствием покупает государственные  ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент). Этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным.

 

«Эффект вытеснения» частных инвестиций. Этот эффект заключается в том, что  увеличение количества государственных  облигаций на рынке ценных бумаг  приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку  государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции.

 

Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может  привести к дефициту платежного баланса.

 

 

 

 Применение  государственных займов для финансирования  дополнительных государственных  расходов определяется также значительно меньшими их негативными последствиями для экономики по сравнению, например, с дополнительной эмиссией. С другой стороны, практика долгового финансирования является политически более благоприятной для правительства, чем повышение налогов. В странах, где дефициты бюджета запрещены и финансирование через эмиссионный банк также недопустимо, доходная часть государственного бюджета может финансироваться только через налоги. Но увеличение налогов всегда негативно воспринимается гражданами, мнение которых для правительства является небезразличным, особенно во время выборов. Поэтому посредством кредитного финансирования правительство может значительно увеличить свои расходы, не усиливая столь непопулярное налоговое бремя. Это, кстати, и объясняет тот факт, почему в последнее время кредитное финансирование стало одним из популярных инструментов экономической политики в большинстве развитых стран, задолженности которых в последние два-три десятилетия значительно возросли [16, С.364].

 

 Долговое  финансирование может стимулировать экономический рост. Увеличивая свои расходы за счет займов, государство тем самым предъявляет спрос на инвестиционные и потребительские товары. При этом начинает действовать положительный эффект мультипликатора, оказывая стимулирующее влияние на другие отрасли хозяйства и занятость.

 

 Два  американских экономиста Томас  Саржент (лауреат Нобелевской  премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование  дефицита государственного бюджета  в долгосрочном периоде может  привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса».

 

 Дело  в том, что государство, финансируя  дефицит бюджета за счет внутреннего  займа (выпуска государственных  облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу.

 

 Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию [12, С.13].

 

 Как показали Сарджент и  Уоллес, чтобы избежать высокой  инфляции, разумнее не отказываться  от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании  с долговым.

 

 Долговой способ финансирования  дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса. Не случайно в середине 80-х годов в США появился термин «дефициты-близнецы» («twin-deficits»). Эти два вида дефицитов могут быть взаимообусловлены. Вспомним тождество инъекций и изъятий:

 

 

I + G + Ex = S + T + Im

 

 

 где I – инвестиции, G – государственные  закупки, Ex – экспорт, S – сбережения, T – чистые налоги, Im – импорт.

 

 Перегруппируем:

 

 

(G – Т) = (S – I) + (Im – Ex)

 

 

 Из этого равенства следует,  что при росте дефицита  государственного бюджета должны либо увеличиваться сбережения, либо сокращаться инвестиции, либо увеличиваться дефицит торгового баланса. Механизм воздействия роста дефицита государственного бюджета на экономику и финансирования его за счет внутреннего долга уже рассматривался при анализе «эффекта вытеснения» частных инвестиций и выпуска в результате роста ставки процента. Однако наряду с внутренним вытеснением рост ставки процента ведет к вытеснению чистого экспорта, т.е. увеличивает дефицит торгового баланса [2]. Механизм внешнего вытеснения следующий: рост внутренней ставки процента по сравнению с мировой делает ценные бумаги данной страны более доходными, что увеличивает спрос на них со стороны иностранных инвесторов, это в свою очередь повышает спрос на национальную валюту данной страны и ведет к росту обменного курса национальной валюты, делая товары данной страны относительно более дорогими для иностранцев (иностранцы теперь должны обменять большее количество своей валюты, чтобы купить у данной страны то же количество товаров, что и раньше), а импортные товары становятся относительно более дешевыми для отечественных покупателей (которые теперь должны обменять меньшее количество национальной валюты, чтобы купить то же количество импортных товаров), что снижает экспорт и увеличивает импорт, вызывая сокращение чистого экспорта, т.е. обусловливает дефицит торгового баланса.

 

 Сокращать бюджетный дефицит  достаточно сложно в силу ряда  причин. Объем обязательств по  осуществлению расходов, которые  принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

 

 В целях сбалансированности  бюджетов правительства могут  устанавливать предельные размеры  дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.

 

 Среди конкретных мероприятий  по сокращению бюджетного дефицита  следует назвать такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой — способствовали сокращению государственных расходов, а именно [10]:

 

 • изменение направлений  инвестирования бюджетных средств  в отрасли народного хозяйства с целью повышения эффективности производства;

 

 • более широкое использование  финансовых льгот и санкций,  позволяющих полнее учитывать  специфические условия хозяйствования  и стимулирующих экономический  рост;

 

 • резкое сокращение сферы  государственной экономики и государственного финансирования;

 

 • снижение военных расходов;

 

 • сохранение финансирования  лишь важнейших социальных программ, мораторий на принятие новых  социальных программ, требующих  значительного бюджетного финансирования;

 

 • запрещение центральному банку страны предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами.

 

 Помимо этого, в мировой  практике для снижения бюджетного  дефицита широко используется система мер, стимулирующих привлечение в страну иностранного капитала. При этом решается сразу несколько задач как фискального, так и экономического характера. Сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, улучшается состояние платежного баланса.

 

 Согласно законодательства, для  финансирования дефицита бюджета  предусматриваются источники его покрытия в виде внутренних и внешних заимствований и другие средства. В процессе исполнения бюджета размер дефицита федерального бюджета не должен превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга. Текущие расходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов не могут превышать объема их доходов.

 

 Размер дефицита бюджета  субъекта РФ не может превышать  15% объема дохода бюджета субъекта  РФ без учета финансовой помощи  из федерального бюджета. 

 

 Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта РФ [13, С.290].

 

 Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема дохода местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

 

 Источники финансирования дефицита  бюджета утверждаются органами  законодательной власти. Согласно  ст. 94. Главы 13 БК РФ [24, С.52]:

 

В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

 

разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная  стоимость которых указана в  валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

 

разница между полученными и  погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной  системы Российской Федерации;

 

разница между полученными и  погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами  кредитных организаций;

 

разница между полученными и  погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами  международных финансовых организаций;

 

изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета  в течение соответствующего финансового  года;

 

иные источники внутреннего  финансирования дефицита федерального бюджета.

 

 В состав иных источников  внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

 

поступления от продажи акций и  иных форм участия в капитале, находящихся  в собственности Российской Федерации;

 

поступления от реализации государственных  запасов драгоценных металлов и  драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;

 

курсовая разница по средствам  федерального бюджета;

 

объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

 

разница между средствами, полученными  от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

 

разница между средствами, полученными  от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

 

разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевыхиностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных  внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

 

 

разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;

 

прочие источники внутреннего  финансирования дефицита федерального бюджета.

 

В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

 

разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска  государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

 

разница между полученными и  погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами  иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

 

разница между полученными и  погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами  кредитных организаций.

Информация о работе Бюджетный дефицит, его экономические и социальные последствия