Бюджетный дефицит и методы его покрытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:34, реферат

Описание работы

Бюджет, на всех его уровнях, играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Бюджетная система Российской Федерации 4
1.1Понятие бюджета. Функции бюджета 4
1.2 Принципы построения бюджетной системы. 7
ГЛАВА 2. Бюджетный дефицит: сущность,
источники финансирования и регулирование 14
2.1. Сущность и причины и бюджетного дефицита. 14
2.2Формы бюджетного дефицита 16
2.3 Функции бюджетного дефицита 17
2.4 Источники и методы финансирования бюджетного дефицита. 19
Заключение 24
Список нормативно-правовых актов и использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ФИНАНСЫ.docx

— 239.79 Кб (Скачать файл)
  • первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

В таблице 1 приведена структура государственного бюджета Российской Федерации.

 

Таблица 1.  Структура государственного бюджета

Доходы

Расходы

Налог с физических лиц (подоходный)

Социальные расходы

Налог на прибыль предприятий

Военные расходы

Налог с оборота (НДС)

Расходы на фундаментальную науку  и научные исследования

Акцизы

Расходы на финансирование экономики:

А) предоставление субсидий, дотаций,                                   займов;

Б) гос. инвестиции

В) федеральные программы

Таможенные пошлины

Содержание гос. аппарата

Прочее

Обслуживание гос. долга.


 

 

 

Бюджетный кодекс РФ, который был  принят в 1998г., расширил понятие бюджетной  системы, включив в нее бюджеты  государственных внебюджетных фондов. Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующие принципы организации  и функционирования бюджетной системы  РФ:

  • единства;
  • разграничения доходов и расходов по уровням бюджетной системы;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего покрытия расходов бюджета;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.

Рассмотрим подробнее принципы организации бюджетной системы.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной систе5мы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Принцип разграничения доходов и расходов по уровням бюджетной системы состоит в закреплении соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Принцип самостоятельности  бюджетов заключается в следующем:

  • праве законодательных и исполнительных органов государственной власти органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • наличии собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ;
  • законодательном закреплении регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов каждого уровня в соответствии с бюджетным налоговым законодательством РФ;
  • праве органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
  • недопустимости изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по последним;
  • недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших при исполнении законов о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

     Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все они подлежат отражению в бюджетах и бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджета регламентирует положение, согласно которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов при использовании наименьшего объема средств или наилучшего объема средств или наилучшего итога с применением определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего покрытия расходов заключается в том, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, которые не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы. Принцип гласности означает:

  • обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти и местного самоуправления;
  • обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрении и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами государственной власти.

        Принцип  достоверности бюджета  означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств состоит в том, что их выделяют в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей и программ. 
Статистика изменения бюджетного дефицита РФ и ряда других стран. 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Бюджетный дефицит: сущность, источники финансирования и регулирование

 

 

           2.1. Сущность и причины и бюджетного дефицита.

 

Бюджетный дефицит выступает как сложная  финансово-экономическая категория, в которой отражаются и проявляются  пропорции бюджетной системы, взаимосвязи  между потоками доходов государства.

Категория «бюджетного дефицита» является результатом и критерием эффективности  взаимодействия государства с производственной и социальной сферами, банковской системой, финансовым рынком, внешним рынком.

Как параметр бюджетной системы бюджетный дефицит означает превышение расходов над доходами и соответствующую потребность в дополнительных источниках финансирования расходов государства. Бюджетный дефицит может отсутствовать, и в этом случае проявляется новая форма бюджетных взаимосвязей – бюджетный профицит (излишек финансовых ресурсов государства над его расходами). Возможна и ситуация равенства суммы доходов и расходов бюджета, отражающая бюджетное равновесие.

Бюджетный кодекс определяет, что  в случае принятия бюджета на очередной  год с дефицитом федеральным  законом, законом субъекта РФ или  нормативным актом органа местного самоуправления утверждаются источники  финансирования дефицита бюджета.

Кодекс также устанавливает  предельный уровень дефицита бюджета  для каждого уровня бюджетной  системы.

Размер дефицита федерального бюджета  не может превышать суммарный  объем бюджетных инвестиций и  расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации.

Предельный размер дефицита бюджета  субъекта РФ связан с объемом доходов  и не может превышать 15 процентов  объема доходов бюджета субъекта РФ без учета помощи из федерального бюджета.

Размер дефицита местного бюджета  не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без  учета помощи из федерального бюджета  и бюджета субъекта РФ.

Следовательно, текущие расходы  должны с одной стороны быть обеспечены доходами, а с другой стороны их объемы должны определяться при формировании бюджетов с учетом планируемого объема доходов.

  Наличие бюджетных дефицитов может вызваться широким комплексом причин финансового, экономического, политического характера: кризисными явлениями в экономике и финансах реального сектора; неустойчивостью денежно – кредитной системы; колебаниями на финансовом рынке; нестабильностью цен мирового рынка; неэффективностью курса реформ и политики правительства; чрезвычайными обстоятельствами и необходимостью увеличения оборонных расходов; финансовой зависимостью от иностранных государств и необходимостью высоких затрат на обслуживание и погашение внешнего государственного долга.

Основными причинами устойчивых бюджетных  дефицитов являются:

  1. Увеличение государственных расходов в военное время, при различного рода стихийных бедствиях или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения.
  2. Циклические спады и «встроенные стабилизаторы» экономики.
  3. Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики.
  4. Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность ее финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но соответствующих политических решений.
  5. Сокращение налогов в целях стимулирования экономики.
  6. Усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением «популярной» макроэкономической политики увеличения государственных расходов и снижения налогов перед очередными выборами.
  7. Повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате:

- увеличения государственных расходов  на социальное обеспечение и  здравоохранение (преимущественно  в тех странах, где возрастает  доля пожилого населения);

- увеличения государственных расходов  на образование и создание  новых рабочих мест (преимущественно  в тех странах, где возрастает  доля молодого населения).

Отсюда ясно, что в условиях динамично  развивающейся экономики с устойчивыми, а главное – эффективными международными связями бюджетный дефицит (конечно, в разумных пределах) не страшен.

                         2.2Формы бюджетного дефицита

           Различают структурный и циклический дефицит бюджета.

Структурный дефицит - это разность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике и постоянно заданном уровне.

 Когда уровень безработицы  начинает превышать базовый, то  реальный бюджетный дефицит становится  больше уровня структурного дефицита  бюджета. С одной стороны - это  происходит отчасти за счет  роста выплат пособий по безработице,  с другой стороны - за счет  сокращений налоговых поступлений.  Эта разность между реально  наблюдаемым дефицитом и структурным  дефицитом называется циклическим дефицитом.

Различают также активный и пассивный дефициты.

Первый возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое  производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость  и уровень дохода населения. Всё  это, в конечном счете, ведет к  экономическому росту.

Второй – в связи со снижением  налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат). В России, например, велики ''недоимки'', которые являются следствием сокращения реального ВВП, а также  неплатежей со стороны предприятий  и организаций.

Выделяют также особый вид дефицита - первичный дефицит. Он представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, то есть возрастает "бремя долга" в экономике.

Если возникает временный бюджетный  дефицит, имеются перспективы его  преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к стоимости ВНП, его не следует считать исключительным. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике (развал, неэффективность финансовых связей), тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами.

Информация о работе Бюджетный дефицит и методы его покрытия