Бюджетный дефицит и методы его покрытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:34, реферат

Описание работы

Бюджет, на всех его уровнях, играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Бюджетная система Российской Федерации 4
1.1Понятие бюджета. Функции бюджета 4
1.2 Принципы построения бюджетной системы. 7
ГЛАВА 2. Бюджетный дефицит: сущность,
источники финансирования и регулирование 14
2.1. Сущность и причины и бюджетного дефицита. 14
2.2Формы бюджетного дефицита 16
2.3 Функции бюджетного дефицита 17
2.4 Источники и методы финансирования бюджетного дефицита. 19
Заключение 24
Список нормативно-правовых актов и использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ФИНАНСЫ.docx

— 239.79 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

По дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»

 

На тему: «Бюджетный дефицит и методы его покрытия»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      

 

      Выполнил:

 

                                                          

 

                                                                                Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

 

 

Содержание

 

 

Введение 3

Глава 1.Бюджетная система Российской Федерации 4

1.1Понятие бюджета. Функции бюджета 4

1.2 Принципы построения бюджетной  системы. 7

ГЛАВА 2. Бюджетный дефицит: сущность,

 источники финансирования и  регулирование 14

  2.1. Сущность и причины и бюджетного дефицита. 14

  2.2Формы бюджетного дефицита 16

 2.3 Функции бюджетного дефицита 17

2.4 Источники и методы финансирования бюджетного дефицита. 19

Заключение 24

Список нормативно-правовых актов и использованной литературы 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бюджет, на всех его уровнях, играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д.

Множество экономистов не остаются равнодушными к проблеме формирования бюджета, к источникам его формирования, статьям его расхода. Так же не оставался без внимания и вопрос об оптимальном количестве независимых друг от друга бюджетов в стране. Этим проблемам посвящено множество экономических работ. В настоящее время существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты бюджетной сферы, начиная от способов его формирования и заканчивая рекомендациями по преимущественному финансированию тех или иных отраслей.

Так же достаток бюджетных  средств позволяет государству  принимать активное участие в  жизни страны. Наличие бюджетных  средств позволяет государству  осуществлять государственное регулирование  экономики не только в приказной  форме. Достаточное количество бюджетных  средств позволяет государству  задействовать непосредственно  экономические рычаги государственного регулирования.

Таким образом, бюджет, его  формирование и статьи расходов является важным разделом в экономической  науке, требующим большого внимания со стороны не только занимающих высокие  посты экономистов и политиков, но и рядовых граждан.

               

 

 

Глава 1.Бюджетная система Российской Федерации

 

    1. Понятие бюджета. Функции бюджета

 

 

Бюджет — это форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

 Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Бюджетная система Российской Федерации  включает: федеральный бюджет, 21 республиканский  бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджета городов Москвы и  Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч  местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджета).

Схему консолидированного бюджета Российской Федерации иллюстрирует рис. 1

В то же время бюджет правомерно рассматривать  как экономическую категорию, которая  выражает определенные экономические  отношения. Бюджет - категория свойственная различным отношениям. Его возникновение  и развитие связано с зарождением  и формированием государства. Государство  использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения  как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

 

 

 



 


Федеральный бюджет РФ


Консолидированные бюджеты субъектов  РФ (территориальные бюджеты)




Бюджеты муниципальных образований (местные  бюджеты)


Федеральный бюджет


Федеральные целевые бюджетные фонды


Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты)


Террито-риальные целевые бюджетные фонды



 

 

 


Бюджеты городов


Бюджеты районов



 


Сельские  бюджеты


Районные бюджеты


Городские бюджеты


Поселковые  бюджеты



 

 

Рис. 1. Схема  консолидированного бюджета РФ.

 

Бюджет выполняет следующие  задачи:

1. Перераспределение ВВП.

2. Государственное регулирование  и стимулирование экономики.

3. Финансовое обеспечение бюджетной  сферы и осуществления социальной  политики государства.

4. Контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Распределительная функция  бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1) образование доходов бюджета;

2) использование бюджетных средств  (расходы бюджета).

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В процессе образования доходов  бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель — формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.

Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т. д.), а также накопления.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической  деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни — косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции государства и местного самоуправления.

Через бюджетные расходы финансируются  бюджетополучатели — организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

 

            1.2 Принципы построения бюджетной системы.

   Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетное устройство – организация бюджетной системы и принципы ее построения. Развитие российской бюджетной системы шло параллельно с проведением экономической реформы. Новая концепция бюджетного устройства России, предусматривающая ее значительную децентрализацию, поддерживалась принятием ряда законодательных актов, регламентирующих расширение демократических принципов построения бюджетной системы и усиление территориальных аспектов управления.

Важным  этапом в реорганизации бюджетной  системы страны стал принятый в 1991г. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в  РСФСР». Большое значение для развития бюджетов субъектов РФ имел ФЗ РФ «Об  основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию  внебюджетных фондов…», принятый в 1993г. Этот закон определял права субъектов  Федерации, а также местных территориальных  образований в лице их законодательных  и исполнительных органов власти на получение доходов в соответствующие  бюджеты и расходование бюджетных  средств, определял взаимоотношения  органов власти в бюджетном процессе. Закон устанавливал также общие  принципы составления, рассмотрения, утверждения  и исполнения бюджетов, формирования и использования внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения  прогнозируемых темпов социально-экономического развития каждого субъекта РФ и государства  в целом. В бюджетную систему  РФ включаются федеральный бюджет, бюджеты республик в составе  РФ, краев и областей, Москвы и  Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, сельских районов, городов, районов в городах, поселков и сельских населенных пунктов. Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны,  рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Эффективность бюджетной политики во многом определена структурой бюджетной системы. В  такой большой по территории стране как Россия, бюджетная система представляет собой сложную иерархию бюджетов различных территориально-административных образований. Организационное построение бюджетной системы всецело зависит  от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. В странах, имеющих федеративное устройство, существует трёхзвенная система. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетная система России представляет собой совокупность бюджетов трёх уровней – федерального, субъектов Федераций и административно-территориальных образований. Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

Информация о работе Бюджетный дефицит и методы его покрытия