Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:51, курсовая работа

Описание работы

В государствах с федеративным устройством взаимоотношения между уровнями бюджетной системы основываются на бюджетном федерализме, в то время как сам бюджетный федерализм и его основополагающие принципы наиболее чётко выражаются и реализуются в самой системе межбюджетных отношений. При этом необходимо отметить, что на сегодняшний день понятие "бюджетного федерализма" остаётся противоречивым. Исследования его сущности показали, что в научной литературе нет чёткого его определения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Бюджетный федерализм в РФ 4
1.1 Сущность бюджетного федерализма 6
1.2 Бюджетный федерализм: модели и принципы 8
1.3 Преимущества и недоставки федеративной структуры
Глава 2 Основы межбюджетных отношений 12
2.1 Сущность и принципы межбюджетных отношений

2.2 Механизм межбюджетных отношений в России
2.3 Фонд финансовой поддержки регионов

Глава 3 Состояние федерального бюджета в период с 2013-2015 гг
Заключение 13
Библиографический список 15

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 85.29 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Омский государственный  университет путей сообщения  (ОмГУПС)

 

Кафедра «Финансы, кредит, бухгалтерский  учет и аудит»

 

 

 

 

 

 

Курсовая на тему: «Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения»

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2013

Содержание

Введение 3

Глава 1 Бюджетный федерализм в РФ 4

      1.1 Сущность бюджетного федерализма 6

      1.2 Бюджетный федерализм: модели и принципы 8

        1.3 Преимущества и недоставки федеративной структуры

Глава 2 Основы межбюджетных отношений 12

          2.1 Сущность и принципы межбюджетных отношений

 

      2.2 Механизм межбюджетных отношений в России

       2.3 Фонд финансовой поддержки регионов

 

Глава 3 Состояние федерального бюджета в период с 2013-2015 гг

Заключение 13

Библиографический список 15

 Приложение А

 Приложение Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В государствах с федеративным устройством взаимоотношения между  уровнями бюджетной системы основываются на бюджетном федерализме, в то время  как сам бюджетный федерализм и его основополагающие принципы наиболее чётко выражаются и реализуются  в самой системе межбюджетных отношений. При этом необходимо отметить, что на сегодняшний день  понятие "бюджетного федерализма" остаётся противоречивым. Исследования его сущности показали, что в научной литературе нет чёткого его определения.

Одни авторы трактуют бюджетный  федерализм как систему принципов, на которых базируется бюджетное  устройство, другие - как форму бюджетного устройства в федеративном государстве, третьи -  как многоуровневую бюджетную  систему любого государства, в том  числе и унитарного, четвёртые - как  отношения между уровнями власти по поводу оптимального, научно обоснованного  распределения доходов бюджета  каждого уровня и расходов, финансируемых из них, и, наконец, некоторые авторы рассматривают бюджетный федерализм через принципы построения бюджетных отношений, обнаруживая в этом вопросе многообразие позиций.

Однако, реализация бюджетного федерализма невозможна без эффективной  системы межбюджетных отношений  и поэтому понятия "межбюджетные отношения" и "бюджетный  федерализм" целесообразно рассматривать во взаимосвязи.

Та или иная модель построения бюджетной системы обусловлена  субъективностью взглядов исследователей на сущность самого понятия "бюджетный  федерализм" и его основополагающих принципов, что находит отражение  в работах таких авторов, как  А. Г. Игудин, Г. Б. Поляк, А. М. Лавров, А. М. Балтина, В. А. Волохина, Д. Е. Фадеев, А. С. Колесов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Бюджетный федерализм в РФ

    1. Сущность бюджетного федерализма

 

Бюджетный федерализм представляет собой распределение денежных доходов  и расходов страны между федеральным  бюджетом, бюджетами субъектов РФ и муниципальными бюджетами с  учётом источников поступлений средств  и планируемыми расходами федерального, субфедерального и муниципального уровней.

Поскольку в федеративных государствах роль государства дифференцируется по нескольким уровням, каждый из которых  представлен органами власти в качестве его представителей, возникает необходимость  разделения полномочий между различными уровнями власти.

Государство создаёт правовую среду для функционирования рыночной экономики, являясь поставщиком  общественных товаров и услуг. Тем  самым оно влияет на размещение ресурсов в экономике, осуществляет перераспределение  доходов между индивидами, оказывает стабилизационное воздействие на экономику и финансовую систему, способствует экономическому росту. Реализация этих функций осуществляется, прежде всего, при формировании и исполнении бюджетов. Налогово-бюджетные инструменты должны обеспечить органы власти необходимыми ресурсами для выполнения общественных функций, могут использоваться в целях антициклической стабилизации и политики экономического роста, а также выполнять задачи по некоторому выравниванию доходов.

Объяснить взаимоотношения  между уровнями бюджетной системы  и определить пути их наиболее рационального построения, призвана теория бюджетного (фискального) федерализма. Федерализм в данном случае подразумевает наличие как минимум одного обособленного бюджетного уровня на субнациональном уровне.

В самом широком смысле с помощью понятия “федерализм ” характеризуют отношения между какими-либо элементами, обладающими определенной самостоятельностью и основанные на добровольности, компромиссе, содружестве”. Под такими элементами понимались политические образования (И. Альтузис), равноправие государства (Ш.Л. Монтескье), самостоятельные производственно-потребительские коммуны (П.Ж.Прудон) и т.д.

Однако наиболее теоретическое  и практическое развитие федерализм получил как базисная категория  формирования государственных образований, основанных на взаимовыгодных отношениях между центральной властью и  территориальными (государственными) образованиями, обладающими определенной самостоятельностью и выражающими  интересы населения, которое они  представляют, при доминирующем положении  федерации в решении узловых  вопросов в деятельности государства.

Суть бюджетного федерализма  заключается в том, что принимаемые  на каждом уровне власти решения об оказании общественных услуг должны отражать предпочтения населения соответствующей  территории. [1]

 

1.2 Бюджетный федерализм: модели и принципы

Бюджетный (фискальный) федерализм – это политико-экономическая категория взаимоотношений между бюджетами разных уровней, которая способствует справедливому распределению ресурсов, достижению экономической эффективности в данной государственной системе и обеспечению баланса экономических и политических интересов в обществе.

С экономической точки  зрения, федерализм подразумевает только наличие обособленных региональных звеньев финансовой системы государства. На одном полюсе спектра расположены  унитарные форма правления, когда  все решения принимаются центральным  правительством, а на противоположном  – анархия. Другие позиции спектра  представлены федеративными организациями  обеспечения общественными товарами и услугами с большей или меньшей  степенью централизации в принятии решений. Это предполагает, что в  экономическом смысле большинство  систем являются федеративными. Не принимая в расчёт системы с абсолютной степенью централизации принимаемых  решений, общественный сектор большинства  стран может рассматриваться  как федеративный – с различной  степенью централизации.

В ведущих зарубежных странах  с федеративным государственным  устройством применяются различные  модели бюджетного федерализма, которые  формируют характерные особенности  механизма межбюджетных отношений.

Кооперативная модель бюджетного федерализма применяется в Германии, ориентирована в большей степени  на партнерство и активную политику федерального центра по вертикальному  и горизонтальному выравниванию бюджетной обеспеченности территориальных  образований. где она меньше среднего уровня, и характеризуется высокой  степенью перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной  системы и ограничением самостоятельности  региональных и местных властей  в области налогообложения.

Децентрализованная модель классического бюджета федерализма  применяется в США; характеризуется  тем, что каждый уровень власти имеет  свои непересекающиеся налоги по принципу "один налог - один бюджет", приоритет  отдаётся автономии и самостоятельности  регионально-территориальных образований (штатов), конкуренции между ними, и объем перераспределяемых средств  между бюджетами разных уровней  относительно невелик. Это модель характеризуется  более высокой степенью децентрализации  управления налогово-бюджетными процессами по вертикали власти и бюджетными системами. Высокая степень децентрализации  управления налогово-бюджетными процессами сочетается с приоритетностью федерального налогово-бюджетного законодательства, гарантирующего соблюдение общегосударственных интересов и возможность федерального центра оказывать в основном целевую финансовую поддержку территориальным образованиям. Эта модель. например в США, не ставит целью выравнивание налогового потенциала, где он ниже среднего уровня. Межбюджетное регулирование здесь используется федеральным центром как средство реализации своей региональной политики, обеспечивая финансовую поддержку штатов на основе программно-целевого метода. Не каждое федеративное государство может реализовывать подобную модель, которая связана с высокой степенью децентрализации управления налогово-бюджетными процессами. В ряде стран используются в той или иной степени отдельными элементами обеих моделей (например, в Канаде, Швейцарии).

Для классических федераций  характерен высокий уровень автономии  отдельных государственно-территориальных  образований. Такая автономия не противоречит, а наоборот, отвечает задаче обеспечения цельности страны. В то же время для сохранения единства федеративного государства высокая  степень автономии субъектов  федерации и, следовательно, их бюджетов должна иметь определённые пределы, иначе может последовать распад федерации. Для федерации договорные отношения имеют важное значение, поскольку единство федеративного  государства обеспечивается не силой, а взаимной выгодой.

Российский бюджетный  федерализм можно отнести к кооперативной  модели бюджетного федерализма с  элементами децентрализованной модели. Суть российской модели бюджетного федерализма  состоит в том, что она предполагает партнёрские отношения между  федеральным центром и субъектами РФ по бюджетно-налоговым вопросам наряду с тем, что федеральное  законодательство имеет приоритет  перед законодательством субъектов  РФ, так как оно отражает их общие  интересы, и прежде всего заинтересованность в обеспечении целостности и  единства федеративного государства.[2]

Моделями бюджетного федерализма  соответствуют три основных типа власти (рис. 1):

1) координированная модель – автономия;

Рис. 1 Модели бюджетного федерализма

a – координированная; б – включающая; в – пересекающая;

A – федеральный уровень; B – региональный уровень; C – местное самоуправление

2) включающая модель –  иерархия;

3) пересекающая модель  – равноправие.

В координированной модели права и обязанности национального  и регионального правительства  строго разделены, в то время как  локальные правительства подчинены  непосредственно региональным властям. Низший уровень правительственной  структуры целиком и полностью  зависит от воли регионального правительства. Основной отличительной чертой этой модели является равенство субнациональных  властей и их независимость от национальных.

Во включающей модели власть разделена в определённом соотношении  между национальными, региональными  и местными государственными структурами. Площадь каждого круга указывает  на долю полномочий каждого уровня правительства в общей власти. В модели у каждого уровня власти возникает искушение пересмотреть свои полномочия, особенно у центра.

Пересекающая модель занимает промежуточное место между двумя  предыдущими моделями и получила наибольшее распространение в федеративных государствах. Эта модель характеризуется  тремя основными чертами:

  1. власть лимитирована и рассредоточена одновременно. Сферы автономии различных уровней власти незначительны;
  2. высокая степень потенциальной и действительной независимости уровней власти. Сочетание конкуренции и кооперации в отношениях между ними;
  3. переговорно-обменная основа взаимоотношений уровней власти.

Основные модели межправительственных отношений представлены в табл. 1

Табл. 1

Модель

Координированная

Включающая

Пересекающая

Отношения между уровнями власти

Независимые

Зависимые

Независимые

Характер власти

Автономия

Иерархия

Договорные отношения

Исторический пример

Двойной федерализм (США)(1789-1930)

Япония (после Второй мировой  войны)

США (с 1930 г.по настоящее время)

Современность модели

Устарела

Современна

Современна

Информация о работе Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения