Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:51, курсовая работа
В государствах с федеративным устройством взаимоотношения между уровнями бюджетной системы основываются на бюджетном федерализме, в то время как сам бюджетный федерализм и его основополагающие принципы наиболее чётко выражаются и реализуются в самой системе межбюджетных отношений. При этом необходимо отметить, что на сегодняшний день понятие "бюджетного федерализма" остаётся противоречивым. Исследования его сущности показали, что в научной литературе нет чёткого его определения.
Введение 3
Глава 1 Бюджетный федерализм в РФ 4
1.1 Сущность бюджетного федерализма 6
1.2 Бюджетный федерализм: модели и принципы 8
1.3 Преимущества и недоставки федеративной структуры
Глава 2 Основы межбюджетных отношений 12
2.1 Сущность и принципы межбюджетных отношений
2.2 Механизм межбюджетных отношений в России
2.3 Фонд финансовой поддержки регионов
Глава 3 Состояние федерального бюджета в период с 2013-2015 гг
Заключение 13
Библиографический список 15
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС)
Кафедра «Финансы, кредит, бухгалтерский учет и аудит»
Курсовая на тему: «Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения»
Омск 2013
Содержание
Введение 3
Глава 1 Бюджетный федерализм в РФ 4
1.1 Сущность бюджетного федерализма 6
1.2 Бюджетный федерализм: модели и принципы 8
1.3 Преимущества и недоставки федеративной структуры
Глава 2 Основы межбюджетных отношений 12
2.1 Сущность и принципы межбюджетных отношений
2.2 Механизм межбюджетных отношений в России
Глава 3 Состояние федерального бюджета в период с 2013-2015 гг
Заключение 13
Библиографический список 15
Приложение А
Приложение Б
В государствах с федеративным
устройством взаимоотношения
Одни авторы трактуют бюджетный федерализм как систему принципов, на которых базируется бюджетное устройство, другие - как форму бюджетного устройства в федеративном государстве, третьи - как многоуровневую бюджетную систему любого государства, в том числе и унитарного, четвёртые - как отношения между уровнями власти по поводу оптимального, научно обоснованного распределения доходов бюджета каждого уровня и расходов, финансируемых из них, и, наконец, некоторые авторы рассматривают бюджетный федерализм через принципы построения бюджетных отношений, обнаруживая в этом вопросе многообразие позиций.
Однако, реализация бюджетного федерализма невозможна без эффективной системы межбюджетных отношений и поэтому понятия "межбюджетные отношения" и "бюджетный федерализм" целесообразно рассматривать во взаимосвязи.
Та или иная модель построения бюджетной системы обусловлена субъективностью взглядов исследователей на сущность самого понятия "бюджетный федерализм" и его основополагающих принципов, что находит отражение в работах таких авторов, как А. Г. Игудин, Г. Б. Поляк, А. М. Лавров, А. М. Балтина, В. А. Волохина, Д. Е. Фадеев, А. С. Колесов.
Глава 1 Бюджетный федерализм в РФ
Бюджетный федерализм представляет
собой распределение денежных доходов
и расходов страны между федеральным
бюджетом, бюджетами субъектов РФ
и муниципальными бюджетами с
учётом источников поступлений средств
и планируемыми расходами федерального,
субфедерального и
Поскольку в федеративных государствах роль государства дифференцируется по нескольким уровням, каждый из которых представлен органами власти в качестве его представителей, возникает необходимость разделения полномочий между различными уровнями власти.
Государство создаёт правовую среду для функционирования рыночной экономики, являясь поставщиком общественных товаров и услуг. Тем самым оно влияет на размещение ресурсов в экономике, осуществляет перераспределение доходов между индивидами, оказывает стабилизационное воздействие на экономику и финансовую систему, способствует экономическому росту. Реализация этих функций осуществляется, прежде всего, при формировании и исполнении бюджетов. Налогово-бюджетные инструменты должны обеспечить органы власти необходимыми ресурсами для выполнения общественных функций, могут использоваться в целях антициклической стабилизации и политики экономического роста, а также выполнять задачи по некоторому выравниванию доходов.
Объяснить взаимоотношения между уровнями бюджетной системы и определить пути их наиболее рационального построения, призвана теория бюджетного (фискального) федерализма. Федерализм в данном случае подразумевает наличие как минимум одного обособленного бюджетного уровня на субнациональном уровне.
В самом широком смысле
с помощью понятия “федерализм
” характеризуют отношения между какими-либо
элементами, обладающими определенной
самостоятельностью и основанные на добровольности,
компромиссе, содружестве”. Под такими
элементами понимались политические образования
(И. Альтузис), равноправие государства
(Ш.Л. Монтескье), самостоятельные производственно-
Однако наиболее теоретическое и практическое развитие федерализм получил как базисная категория формирования государственных образований, основанных на взаимовыгодных отношениях между центральной властью и территориальными (государственными) образованиями, обладающими определенной самостоятельностью и выражающими интересы населения, которое они представляют, при доминирующем положении федерации в решении узловых вопросов в деятельности государства.
Суть бюджетного федерализма заключается в том, что принимаемые на каждом уровне власти решения об оказании общественных услуг должны отражать предпочтения населения соответствующей территории. [1]
1.2 Бюджетный федерализм: модели и принципы
Бюджетный (фискальный) федерализм – это политико-экономическая категория взаимоотношений между бюджетами разных уровней, которая способствует справедливому распределению ресурсов, достижению экономической эффективности в данной государственной системе и обеспечению баланса экономических и политических интересов в обществе.
С экономической точки
зрения, федерализм подразумевает только
наличие обособленных региональных
звеньев финансовой системы государства.
На одном полюсе спектра расположены
унитарные форма правления, когда
все решения принимаются
В ведущих зарубежных странах
с федеративным государственным
устройством применяются
Кооперативная модель бюджетного
федерализма применяется в
Децентрализованная модель
классического бюджета
Для классических федераций
характерен высокий уровень автономии
отдельных государственно-
Российский бюджетный
федерализм можно отнести к кооперативной
модели бюджетного федерализма с
элементами децентрализованной модели.
Суть российской модели бюджетного федерализма
состоит в том, что она предполагает
партнёрские отношения между
федеральным центром и
Моделями бюджетного федерализма соответствуют три основных типа власти (рис. 1):
1) координированная модель – автономия;
Рис. 1 Модели бюджетного федерализма
a – координированная; б – включающая; в – пересекающая;
A – федеральный уровень; B – региональный уровень; C – местное самоуправление
2) включающая модель – иерархия;
3) пересекающая модель – равноправие.
В координированной модели
права и обязанности
Во включающей модели власть
разделена в определённом соотношении
между национальными, региональными
и местными государственными структурами.
Площадь каждого круга
Пересекающая модель занимает
промежуточное место между
Основные модели межправительственных отношений представлены в табл. 1
Табл. 1
Модель |
Координированная |
Включающая |
Пересекающая |
Отношения между уровнями власти |
Независимые |
Зависимые |
Независимые |
Характер власти |
Автономия |
Иерархия |
Договорные отношения |
Исторический пример |
Двойной федерализм (США)(1789-1930) |
Япония (после Второй мировой войны) |
США (с 1930 г.по настоящее время) |
Современность модели |
Устарела |
Современна |
Современна |
Информация о работе Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения