Бюджетный кодекс РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:51, реферат

Описание работы

Российская Федерация – это федеративное государство, которое состоит из отдельных регионов, самостоятельных субъектов, поэтому обладает сложной бюджетной системой.
Ещё в 1999 г. в послании Президента Правительству РФ «О бюджетной политике на 1999 год» была поставлена задача, чтобы в новую фазу вступила реформа межбюджетных отношений на базе создания сбалансированной системы прав и ответственности органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

бкрф.docx

— 30.09 Кб (Скачать файл)

Введение

          Российская Федерация – это федеративное государство, которое состоит из отдельных регионов, самостоятельных субъектов, поэтому обладает сложной бюджетной системой.

Ещё в 1999 г. в послании Президента Правительству  РФ «О бюджетной политике на 1999 год» была поставлена задача, чтобы в  новую фазу вступила реформа межбюджетных отношений на базе создания сбалансированной системы прав и ответственности  органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Программа стабилизации экономики и финансов, одобренная на расширенном заседании  Правительства РФ 23.06.1998 г., среди  мер по преодолению бюджетного кризиса  также особо выделяет упорядочение межбюджетных отношений, что свидетельствует  о большой важности этой проблемы. Бюджетному кодексу в этих отношениях принадлежит существенная роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание Бюджетного кодекса  РФ

 

Бюджетный кодекс РФ включает в себя пять частей. Первая часть устанавливает общие положения, вторая - основы функционирования, принципы и устройство бюджетной системы РФ, третья посвящена бюджетному процессу, четвертая - ответственности за нарушение бюджетного законодательства, пятая содержит заключительные положения. Третьей частью БК описываются участники бюджетного процесса и их полномочия, а также формы государственного и муниципального контроля и этапы бюджетного процесса - составление проектов бюджетов, рассмотрение и утверждение бюджетов, исполнение бюджетов.

Рассмотрим содержание Бюджетного кодекса более подробно.

Глава 1. Бюджетное законодательство Российской Федерации

В данной главе Бюджетный Кодекс устанавливает  правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка  и условий привлечения к ответственности  за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Также описывается  структура бюджетного законодательства Российской Федерации.

Глава 2. Бюджетные полномочия органов  государственной власти и органов  местного самоуправления

Согласно  ст. 7 Бюджетного кодекса РФ Федеральные органы государственной власти в соответствии с БК РФ и иными федеральными законами осуществляют следующие бюджетные полномочия:

- установление  общих принципов организации  и функционирования бюджетной  системы Российской Федерации,  основ бюджетного процесса и  межбюджетных отношений;

          - определение основ составления  и рассмотрения проектов бюджетов  бюджетной системы Российской  Федерации, утверждения и исполнения  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации, утверждения отчетов  об их исполнении и осуществления  контроля за их исполнением;

- установление  порядка составления и рассмотрения  проектов федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных  фондов, утверждения и исполнения  федерального бюджета и бюджетов  государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением, утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

- составление  и рассмотрение проектов федерального  бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, утверждение  и исполнение федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных  фондов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и т.д.

Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации в соответствии со ст. 8 Бюджетного Кодекса РФ осуществляют следующие бюджетные полномочия:

- установление  порядка составления и рассмотрения  проектов бюджета субъекта Российской  Федерации;

- составление  и рассмотрение проектов бюджета  субъекта Российской Федерации;

- установление  и исполнение расходных обязательств  субъекта Российской Федерации;

- определение  порядка установления и исполнения  расходных обязательств муниципальных  образований, подлежащих исполнению  за счет субвенций из бюджета  субъекта Российской Федерации  и т.д.

Органы  местного самоуправления в соответствии со ст. 9 БК РФ и иными федеральными законами осуществляют следующие бюджетные  полномочия:

- установление  порядка составления и рассмотрения  проекта местного бюджета, утверждения  и исполнения местного бюджета,  осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

- составление  и рассмотрение проекта местного  бюджета, утверждение и исполнение  местного бюджета, осуществление  контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

- установление  и исполнение расходных обязательств  муниципального образования;

- определение  порядка предоставления межбюджетных  трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов  из местных бюджетов;

- осуществление  муниципальных заимствований, управление  муниципальным долгом и т.д. 

Глава 3. Бюджетная система Российской Федерации

В предыдущем параграфе уже давалось описание бюджетной системы РФ, согласно Бюджетному кодексу. Здесь же напомним, что согласно ст. 10 бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих  уровней:

- федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

          - бюджеты субъектов Российской  Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

- местные  бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты  городских округов, бюджеты внутригородских  муниципальных образований городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты  городских и сельских поселений.

Далее в  главе 3 Бюджетного кодекса РФ дается подробная характеристика местного бюджета (ст. 14); бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 15); федерального бюджета (ст. 16).

Глава 4. Бюджетная классификация  Российской Федерации

Согласно  ст. 18 БК РФ бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации  включает:

- классификацию  доходов бюджетов Российской  Федерации;

- функциональную  классификацию расходов бюджетов  Российской Федерации;

- экономическую  классификацию расходов бюджетов  Российской Федерации;

- классификацию  источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

- классификацию  источников внешнего финансирования  дефицита федерального бюджета;

- классификацию  видов государственных внутренних  долгов Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации,  муниципальных образований;

- классификацию  видов государственного внешнего  долга Российской Федерации и  государственных внешних активов  Российской Федерации;

- ведомственную  классификацию расходов федерального  бюджета.

Глава 5. Принципы бюджетной системы  Российской Федерации

Согласно  ст. 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах: единства; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета; эффективности и экономности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.

Глава 6. Общие положения о доходах  бюджетов

Доходы  бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством  Российской Федерации.

В доходах  бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты  других уровней бюджетной системы  Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления.

В составе  доходов бюджетов обособленно учитываются  доходы целевых бюджетных фондов (ст. 39).

Согласно  ст. 41 БК РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

 

Далее в  этой главе дается подробная характеристика каждому виду доходов бюджета.

Глава 8. Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации

В главе 8 БК РФ описываются виды и содержание доходов бюджетов субъектов РФ.

Так ст. 56 регулирует правоотношения по налоговым  доходам; ст. 57 – по неналоговым доходам. В  ст. 58 описывается передача собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам других уровней. Ст. 59 прописывает полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации по формированию доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Глава 9. Доходы местных бюджетов

Согласно  ст.  60 доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.

В местный  бюджет поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных  полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов  субъектов Российской Федерации, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной  власти, приводящих к увеличению бюджетных  расходов или уменьшению бюджетных  доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

Глава 10. Общие положения о расходах бюджетов

Формирование  расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством  Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 65 БК РФ).

Согласно  ст. 66 БК РФ составными частями расходов бюджетов являются:

1. Расходы  бюджетов в зависимости от  их экономического содержания  делятся на текущие расходы  и капитальные расходы.

2. Группировка  расходов бюджетов на текущие  и капитальные устанавливается  экономической классификацией расходов  бюджетов Российской Федерации.

Глава 11. Разграничение расходных  обязательств Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований

В данной главе подробно описано содержание расходных обязательств Российской Федерации (ст. 84), субъекта Российской Федерации (ст. 85);  расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации (ст. 86); реестры расходных обязательств (ст. 87).

 

Глава 12. Профицит бюджета и порядок его использования

Данная  глава исключена из Бюджетного кодекса.

Глава 13. Дефицит бюджета и источники  его покрытия

В гл. 13 БК РФ регулируются правоотношения по государственным  заимствованиям (ст. 89);  заимствования  субъектов Российской Федерации, муниципальные  заимствования (ст. 90).

Информация о работе Бюджетный кодекс РФ