Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:51, реферат
Российская Федерация – это федеративное государство, которое состоит из отдельных регионов, самостоятельных субъектов, поэтому обладает сложной бюджетной системой.
Ещё в 1999 г. в послании Президента Правительству РФ «О бюджетной политике на 1999 год» была поставлена задача, чтобы в новую фазу вступила реформа межбюджетных отношений на базе создания сбалансированной системы прав и ответственности органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 92 БК РФ в случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
По ст. 94 БК РФ источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 1) внутренние источники в следующих формах: кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета; 2) внешние источники в следующих формах: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.
Глава 14. Государственный и
Согласно ст. 97 государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме: кредитных соглашений и договоров; государственных займов и т.д. (ст. 98 БК РФ).
Далее гл. 14 Бюджетного кодекса РФ регулируются отношения управления государственным долгом.
Глава 15 БК РФ прописывает отношения, возникающие по поводу государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, и долг иностранных государств перед Российской Федерацией.
Глава 16. Межбюджетные трансферты
Согласно ст. 129 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в форме: финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций; финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований, предоставляемой в случаях и в порядке, установленных федеральными законами; иных безвозмездных и безвозвратных перечислений; бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации.
Глава 17. Государственные внебюджетные фонды
Государственными
внебюджетными фондами
Пенсионный фонд Российской Федерации;
Фонд
социального страхования
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (ст. 144 БК РФ).
Глава 17 БК РФ регулирует: порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов; доходы и расходы государственных внебюджетных фондов; исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Глава 18. Полномочия участников бюджетного процесса
Согласно ст. 151 в систему органов, обладающих бюджетными полномочиями входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий.
Участниками бюджетного процесса являются: Президент Российской Федерации; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы); органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия (ст. 152 БК РФ).
Далее гл. 18 регулирует бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов; органов исполнительной власти; Банка России; кредитных организаций органов государственного и муниципального финансового контроля.
Глава 19. Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня.
Согласно ст. 164 участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются: Президент Российской Федерации; Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации; Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Правительство Российской Федерации; орган, ответственный за составление и исполнение федерального бюджета; орган, осуществляющий казначейское исполнение федерального бюджета; органы, осуществляющие сбор доходов бюджета; Банк России; Счетная палата Российской Федерации; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Далее в гл. 19 БК РФ подробно прописываются полномочия каждого из участников бюджетного процесса.
Глава 20. Основы составления проектов бюджетов
Согласно
ст. 169 БК РФ, составлению проектов бюджетов
предшествуют разработка прогнозов
социально-экономического развития Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований и
отраслей экономики, а также подготовка
сводных финансовых балансов, на основании
которых органы исполнительной власти
осуществляют разработку проектов бюджетов.
Далее прописываются
Глава 21 Бюджетного кодекса РФ регулирует основы рассмотрения и утверждения бюджетов. В ней прописаны особенности внесение проекта закона (решения) о бюджете на рассмотрение законодательного (представительного) органа; расходы на финансирование законодательных (представительных) органов, органов судебной системы, контрольных органов; порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения; временное управление бюджетом и т.д.
Затем в главе 22 Бюджетного кодекса РФ регламентируется рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете. В свою очередь, глава 23 БК РФ рассматривает особенности внесения изменений и дополнений в Федеральный закон о федеральном бюджете.
Глава 24. Основы исполнения бюджетов
Согласно ст. 215.1 БК РФ исполнение федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
Глава 25. Исполнение федерального бюджета
Данная глава прописывает основы казначейского исполнения федерального бюджета; счета Федерального казначейства; исполнение доходов федерального бюджета; санкционирование расходов федерального бюджета и т.д.
Глава 26. Основы государственного и муниципального финансового контроля
Согласно ст. 265 БК РФ формами финансового контроля являются: предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов
законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам; текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами; последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Глава 27. Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении федерального бюджета
Данная глава регламентирует подготовку отчета об исполнении федерального бюджета; представление отчета об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу; документы и материалы, представляемые в Государственную Думу одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета; проведение внешней проверки отчета об исполнении федерального бюджета
Часть четвертая. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (глава 28)
Согласно ст. 281 БК РФ неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.
К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени и т.д. (ст. 282 БК РФ).
В части пятой даны заключительные положения о введение в действие Бюджетного Кодекса РФ.
Заключение
Государственный
бюджет, являясь основным финансовым
планом государства, главным средством
аккумулирования финансовых средств,
дает политической власти реальную возможность
осуществления властных полномочий,
дает государству реальную экономическую
и политическую власть. С одной
стороны, бюджет, являясь всего лишь
комплексом документов, разрабатываемых
одной ветвью власти и утверждаемых
другой, выполняет довольно утилитарную
функцию - фиксирует избранный
Однако
именно бюджет, показывая размеры
необходимых государству
Современное состояние межбюджетных отношений требует серьезного реформирования. Практика трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации не только не привела к выравниванию уровней социально – экономического развития регионов, но и усугубила их различия. Зависимость регионов от помощи федерального бюджета возрастает.
Очевидно, что в том случае, если
бы органы местного самоуправления собирали
платежи не в вышестоящий, а в
свой, местный бюджет, проблем со
стимулированием их работы и необходимости
их дотирования было бы гораздо меньше.
Только в том случае, если будет
проведено разграничение
Предполагается повысить финансовую самостоятельность бюджетов субъектов Российской Федерации. Должна возрасти роль и ответственность региональных бюджетов по финансированию комплекса расходов, связанных с профессионально – техническим обучением: проведением землеустроительных и природоохранных работ и мероприятий с одновременным отстранением федерального бюджета от финансирования не свойственных ему функций.
Следует исключить практику многоканального
финансирования одних и тех же
бюджетных потребностей субъекта Российской
Федерации. Вся поддержка по текущим
бюджетным расходам должна осуществляться
только через федеральный фонд финансовой
поддержки регионов по единой методике.
В федеральном бюджете следует
предусматривать капитальные