Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 22:19, курсовая работа
Цель курсовой работы – обозначить задачи бюджетного процесса, установить круг участников бюджетного процесса и их полномочия. А также рассмотреть стадии бюджетного процесса в целом и по отдельности, на каждом уровне бюджетной системы: федеральном, региональном и уровне муниципальных образований в соответствии с действующим бюджетным законодательством (по возможности на конкретных примерах).
Введение…………………………………………………………….3
1. Бюджетный процесс в Российской Федерации………………………5
1.1 Понятие, задачи и этапы бюджетного процесса.
Участники бюджетного процесса и их полномочия…………….5
1.2 Основы составления, рассмотрения и утверждения
Бюджетов…………………………………………………………...8
1.3 Исполнение бюджетов………………………………………...14
1.4 Бюджетный процесс федерального уровня……………........17
1.5 Бюджетный процесс субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований………………………………..25
Заключение………………………………………………………………..30
Список используемых источников информации……………………...31
Одновременно с проектировками основных характеристик федерального бюджета на 2008 г. и на период до 2010 было составлено распределение расходов федерального бюджета на указанный период по ведомственной структуре и разделам функциональной классификации бюджетов. При подготовке этих документов использовались разработанные Минфином РФ Методические указания по корректировке показателей перспективного финансового плана РФ на 2007–2009 гг. в части показателей 2008–2009 гг. и формированию проектировок федерального бюджета на 2010 г. по субъектам бюджетного планирования6.
На втором этапе составления проекта федерального бюджета была осуществлена доработка всех параметров бюджета на 2008 г. и на период до 2010 г., осуществлено формирование проекта федерального закона с необходимыми документами и материалами.
Строгий, предельно сжатый график работы в 2007 г. по проекту федерального бюджета на 2008–2010 гг. позволил Правительству РФ обеспечить раннее представление проекта федерального бюджета в Государственную Думу РФ – в апреле 2007 г. (нормативный срок по БК РФ – 26 августа). Это позволило утвердить федеральный бюджет уже июле 2007 г.
Таковы основные моменты составления проекта федерального бюджета, которые мы рассмотрели на примере федерального бюджета на 2008–2010 гг.
В соответствии с задачей, поставленной Президентом РФ в Бюджетном послании Федеральному собранию РФ о бюджетной политике в 2006 г. – необходимости модернизации процедур рассмотрения и составления проекта федерального бюджета, в том числе целесообразности перехода к рассмотрению проекта федерального закона о федеральном бюджете в Государственной Думе в трёх чтениях (в прежней редакции БК РФ проект федерального бюджета рассматривался в четырёх чтениях).
Порядок представления, рассмотрения проекта федерального бюджета и его утверждение определяется Бюджетным кодексом РФ. Правительство вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального собрания проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 26 августа текущего года. Проект федерального закона на очередной финансовый год и плановый период уточняет показатели утверждённого федерального бюджета планового периода утверждает показатели второго года планового периода составляемого бюджета, что предусматривает:
– утверждение и уточнение показателей, являющихся предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом и втором чтениях;
– утверждение увеличения или сокращения утверждённых показателей ведомственной структуры расходов федерального бюджета.
Проект федерального бюджета представляется в Государственную Думу одновременно со следующими документами и материалами на очередной финансовый год и плановый период:
Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Правительство РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов:
– об утверждении отчёта об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в отчётном финансовом году;
– о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в отчётном финансовом году;
– о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях на очередной финансовый год и плановый период.
Проект федерального бюджета направляется Советом Государственной думы в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счётную палату РФ на заключение. Проект федерального бюджета направляется также в Комитет по бюджету и комитеты – соисполнители по рассмотрению отдельных разделов и подразделов проекта федерального бюджета. Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трёх чтениях (рис. 1.4.2.)
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009–2010 годов» был принят Государственной думой 06.07.2007 г. и одобрен Советом Федерации 11.07.2007 г., подписан Президентом РФ 24.07.2007 г. №198-ФЗ, содержит 31 статью и 48 приложений.
Основы исполнения бюджетов рассмотрены в курсовой работе пункт 1.3. Исполнение бюджетов. Организация исполнения федерального бюджета возлагается на Министерство финансов РФ. В России федеральный бюджет переведён на казначейское исполнении бюджета.
Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Единый счёт федерального бюджета находится в Центральном банке РФ. Для регулирования процесса расходования средств Министерство финансов РФ составляет бюджетную роспись расходов федерального бюджета и передаёт её на исполнение Федеральному казначейству, а также Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов.
1-ое чтение |
2-ое чтение |
3-е чтение |
30 дней |
35 дней |
15 дней |
Основные характеристики Федерального бюджета |
Утверждение ведомственной структуры расходов и проектов федерального бюджета в целом |
Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, распределение межбюджетных трансфертов (вносимое вместе с соответствующими методиками к первому чтению), утверждение программ предоставления государственных кредитов и гарантий, утверждение текстовых статей |
Принятый Государственной думой федеральный закон о федеральном бюджете рассматривается Советом Федерации в течение 14 дней со дня представления |
Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете в течение 5 дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования |
Закон вступает в силу после подписания Президентом РФ и со дня его официального опубликования в средствах массовой информации |
Рис. 1.4.2. Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета
Министерство финансов РФ представляет ежеквартальные отчёты об исполнении бюджета в Федеральное Собрание, один экземпляр квартального и годового отчёта об исполнении федерального бюджета представляется в Счётную палату РФ. Федеральным законом об исполнении федерального бюджета утверждается отчёт об исполнении бюджета за отчётный финансовый год с указанием общего объёма доходов, расходов и дефицита (профицита) федерального бюджета.7
1.5 Бюджетный процесс субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Формирование, т.е. составление, рассмотрение и утверждение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов осуществляется на основе положений Бюджетного кодекса РФ, федеральных законов: «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10. 1999 г. №184-ФЗ, «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ, а также принятых в соответствии с ними актов регионального бюджетного законодательства, муниципальных правовых актов. Полномочия участников бюджетного процесса в субъекте РФ и муниципальных образованиях вытекают из соответствующих положений Бюджетного кодекса (глава 18) и должны быть установлены в актах бюджетного законодательства субъектов РФ и муниципальных образований. По проекту бюджета субъекта РФ (муниципального образования) и по проекту годового отчёта об исполнении бюджета проводятся публичные слушания.
Новации бюджетного законодательства РФ 2007 г., введённые Федеральным законом №63-ФЗ, принципиально повлияли на формирование региональных и местных бюджетов. Необходимо напомнить, что субъекты РФ и муниципальные образования получают право выбора: составление трёхлетнего бюджета либо ежегодного бюджета и трёхлетнего среднесрочного плана.
Рассмотрим формирование бюджета регионального уровня на примере бюджета г. Санкт-Петербурга (он является городом федерального значения) на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 годов, он был представлен в сентябре 2007 г. на рассмотрение и утверждение в Законодательное собрание.
В нормативном плане бюджетный процесс в г. Санкт-Петербурге регулирует Закон Санкт-Петербурга от 20.07.2007 г. №371–77 «О бюджетном процессе в Санкт-Петербург». Данный закон устанавливает основы организации бюджетного процесса и определяет порядок составления и рассмотрения проектов бюджета Санкт-Петербурга, проектов бюджета Территориального фонда обязательного фонда медицинского страхования (ТФОМС) г. Санкт-Петербурга, утверждение и исполнения бюджета, бюджетов ТФОМС, а также осуществления контроля за их исполнением. Проект бюджета и проект бюджета ТФОМС Санкт-Петербурга составляются и утверждаются сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период). Порядок и сроки составления проекта бюджета и проекта бюджета ТФОМС, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектами указанных бюджетов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга, определяются Правительством Санкт-Петербурга. На рис. 1.5.1. представлена последовательность составления проекта бюджета Санкт-Петербурга на 2008–2010 гг., реализованная в 2007 г.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга о «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге» губернатор Санкт-Петербурга вносит проект закона о бюджете на рассмотрение Законодательного собрания до 1 октября текущего финансового года.
Одновременно с проектом закона о бюджете Законодательному собранию представляются следующие документы и материалы:
Информация о работе Бюджетный процесс и характеристика его этапов