Целевые программы и инвестиционные проекты в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе анализируются федеральные целевые программы и национальные проекты, которые являются приоритетами государственной инвестиционной политики Российской Федерации, созданные для претворения в жизнь вышеперечисленных целей.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….....3
1.Федеральные целевые программы……………………………………….4
1.1 Анализ финансирования целевых программ……………………….…8
2. Национальные инвестиционные проекты……………………………...14
2.1 Национальный проект «Здоровье»……………………………….…...14
2.2 Национальный проект «Образование»………………………………...17
2.3 Национальный проект «Жилье»……………………………………….19
2.4 Национальный проект «Развитие АПК»……………………………....21
Заключение………………………………………………………………….25
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 405.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

КАРЕЛЬСКИЙ  ФИЛИАЛ РАНХиГС 

Отделение высшего профессионального образования 

Государственное регулирование экономики 

Курсовая  работа 

Целевые программы и инвестиционные проекты  в современной России 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                Дата сдачи ______________________________ 

                                                                Оценка _________________________________ 

                                                                Подпись руководителя ____________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Петрозаводск

2012

Содержание

Введение  ………………………………………………………………….....3

1.Федеральные  целевые программы……………………………………….4

1.1 Анализ  финансирования целевых программ……………………….…8

2. Национальные  инвестиционные проекты……………………………...14

2.1 Национальный  проект «Здоровье»……………………………….…...14

2.2 Национальный  проект «Образование»………………………………...17

2.3 Национальный  проект «Жилье»……………………………………….19

2.4 Национальный  проект «Развитие АПК»……………………………....21

Заключение………………………………………………………………….25

Список  литературы………………………………………………………....26

Приложение 1…………………………………………………………….…28 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Государственная инвестиционная политика – составная  часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства  к инвестиционной деятельности, она  определяет цели, направления, формы государственного управления инвестиционной деятельностью в Российской Федерации.

     Основными целями государственной инвестиционной политики являются: мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности, преодоление спада  инвестиционной деятельности, реализация государственных целевых комплексных программ строительства, обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложений, а также существенное улучшение в социальной жизни общества России.

     В данной курсовой работе анализируются федеральные целевые программы и национальные проекты, которые являются приоритетами государственной инвестиционной политики Российской Федерации,  созданные для претворения в жизнь вышеперечисленных  целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Федеральные целевые программы
 

           Согласно действующему законодательству, федеральные целевые  программы, в осуществлении которых  участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.1

     Целевые программы являются эффективным  инструментом реализации государственной  экономической и социальной политики, особенно при решении долгосрочных задач и реализации крупных инфраструктурных проектов. Такой программно-проектный подход применяется для решения стратегических задач развития экономики и социальной сферы, в тех случаях, когда необходимо сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей в заданные сроки.

     Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

     Целевая программа состоит из следующих разделов: 
- характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа; 
- основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей; 
- перечень программных мероприятий; 
- обоснование ресурсного обеспечения целевой программы; 
- механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков; 
- оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

     Целевые программы финансируются за счет средств федерального бюджета, средств  бюджетов субъектов федерации, муниципальных  образований и внебюджетных средств. К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, могут относиться: взносы участников реализации программ; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ, и другие поступления. Приоритетные секторы, для которых необходима государственная поддержка в реализации инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономического развития и торговли и Министерством финансов РФ по согласованию с другими федеральными органами государственной власти. Объекты, имеющие в основном федеральное значение (стройки и объекты нового строительства и технического перевооружения для федеральных государственных нужд), включают в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП), определяющую объем государственных инвестиций по отраслям и ведомствам. Перечень объектов, финансируемых за счет ФАИП, формируется исходя из объемов государственных капитальных вложений, направляемых на реализацию федеральных целевых программ, а также на решение не включенных в эти программы отдельных важнейших социально-экономических вопросов на основании предложений, одобренных решениями Президента РФ либо Правительства РФ. Формирование данного перечня осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ с учетом предложений государственных заказчиков по инвестиционным проектам, результатов подрядных торгов и заключенных государственных контрактов.

     В целях обеспечения рационального и эффективного использования государственных инвестиций формирование и реализация федеральных целевых программ в современной России базируется на следующих основных принципах:

  • оптимизация государственных обязательств: отказ от финансирования инвестиционных проектов, не соответствующих приоритетам государственного инвестирования;
  • обеспечение баланса инвестиционных обязательств государства с его инвестиционно-финансовыми возможностями;
  • планирование инвестиционных обязательств федерального бюджета в соответствии с разграничением полномочий между уровнями власти в Российской Федерации, включение в федеральные целевые программы объектов, строительство и модернизация которых имеет федеральное значение и входит в функции федерального правительства;
  • обеспечение максимальной социально-экономической эффективности инвестиционных расходов федерального бюджета, реализация, в первую очередь, инвестиционных проектов федеральных целевых программ;
  • открытость, прозрачность и адресность принимаемых решений о реализации инвестиционных проектов;
  • государственная поддержка проектов на условиях их софинансирования другими инвесторами в установленных объемах;
  • введение ответственности государственных заказчиков и соответствующих должностных лиц за достижение поставленных в программах целей.
  • законодательное закрепление основных процедур формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы.

     В 2012 году в рамках федеральных целевых  программ осуществляется поддержка  реформ в сфере образования и  здравоохранения; реформа судебной системы; формирование рынка доступного жилья; модернизация АПК и создание условий для его устойчивого развития; строительство и совершенствование стратегически важных для страны объектов транспорта; поддержка государством реализации крупных транспортных инфраструктурных проектов; осуществление инновационных проектов и программ технологического профиля; поддержка секторов экономики с высоким инновационным потенциалом (авиационно-космическая промышленность, информационно-коммуникационные технологии) и др.

     В данный момент в РФ реализуется 55 целевых  программ: программа "Жилище" на 2011-2015 годы, программа "Социальное развитие села до 2013 года", программа "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", президентская программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" и многие другие. [Приложение 1] 
 
 

     1.1 Анализ финансирования  федеральных целевых программ

     В настоящий момент в России реализуется 55 федеральных целевых программ, которые осуществляются по 9 направлениям:

     - Развитие высоких технологий

     - Жилье

     - Развитие транспортной инфраструктуры

     - Дальний восток

     - Развитие села

     - Развитие социальной инфраструктуры

     - Безопасность и экология

     - Развитие регионов

     - Развитие государственных институтов.

     Рассмотрим  бюджетное финансирование федеральных  целевых программ в разрезе приоритетов  за 3 года.                  млн.руб.

Наименование 2010 год 2011 год 2012 год Темп  прироста

2010-2012,%

Развитие  высоких технологий 165 525.62 217 975.17 279 916.71 69.1
Жилье 68 047.02 57 582.74 56 833.84 -16.5
Развитие  транспортной инфраструктуры 237 911.95 281 332.88 334 733.54 40.7
Дальний восток 98 108.77 85 266.55 67 877.25 -30.8
Развитие  села 20 142.00 20 067.88 20 596.30 2.3
Развитие  социальной инфраструктуры 65 030.42 98 449.38 108 058.31 66.2
Безопасность  и экология 70 307.20 103 510.69 96 812.71 37.7
Развитие  регионов 26 600.32 38 684.99 40 091.18 50.7
Развитие  государственных институтов 20 213.30 23 762.70 23 032.65 13.9
Всего 771 886,60 926 632,98 1027952,49 33.2

     В представленной таблице можно наблюдать  наибольшую динамику темпа роста  за 2010-2012 год по направлению «Развитие высоких технологий» (в 2012 г. предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 279,9 млрд. рублей, что на 69,1 % выше уровня ассигнований 2010 г. и составляют 27,2 % общей суммы расходов на ФЦП) и «Развитие социальной инфраструктуры» (в 2012 г. финансирование на 66,2 % выше уровня 2010г.). Отрицательный характер показателей наблюдается по направлениям «Дальний восток» и «Жилье» (объем финансирования в 2012г. по сравнению с 2010г. снизился на 30,8% и 16,5% соответственно. Это говорит о неравномерном финансировании по направлениям федеральных целевых программ.

     Для более полного анализа, по имеющимся  в таблицах данным, составим структуру  ассигнований, предусмотренных на реализацию федеральных целевых программ по направлениям в 2010-2012г.г., которая отражена на следующих диаграммах. 
 
 
 

     2010 год:

       
 

     2011 год:

       
 

     2012 год: 

     

     На  представленных диаграммах мы видим, что  в период с 2010 по 2012 г. наибольшее финансирование в структуре ФЦП идет по направлению  «Развитие транспортной инфраструктуры» и «Развитие высоких технологий». Финансирование по данным направлениям только растет из года в год. Объемы инвестиций по направлениям «Безопасность и экология», а также «Развитие государственных институтов» имеют тенденцию к увеличению в 2011 г., а затем к снижению в 2012 г. По направлению «Развитие села» можно увидеть, что произошло урезание его финансирования в 2011 г., но в 2012 г. оно превысило уровень 2010 года. По направлениям «Жилье» и «Дальний Восток» наблюдается уменьшение финансирования и в 2011 г., и в 2012 г. Если же судить в общем, то сама структура приоритетов финансирования остается неизменной все три года.

     Так, итоги хода выполнения ФЦП в 2011 году, опубликованном в пресс-релизе от 15.03.2012 г. к заседанию Президиума Правительства РФ, свидетельствуют о следующих результатах2:

     Общий объем финансирования 54 ФЦП составляет 926,63 млрд. рублей. За 2011 год мероприятия  ФЦП за счет средств федерального бюджета профинансированы в объеме 879,03 млрд. рублей (94,9% от бюджетных назначений 2011 года), что на 13% больше, чем в 2010 году. По направлению «капитальные вложения» профинансировано 571,54 млрд. рублей, по направлению «НИОКР» - 153 млрд. рублей, по направлению «прочие нужды» - 202,1 млрд. рублей. Для сравнения, за 2010 год объемы финансирования ФЦП по направлениям составили: капитальные вложения – 461,34 млрд. рублей, НИОКР – 104,44 млрд. рублей, расходы по направлению «прочие нужды» - 206,11 млрд. рублей. Софинансирование программ за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных источников за 2011 год составило 915,48 млрд. рублей (105,7% от предусмотренного на год), в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 130,51 млрд. рублей (101%) и внебюджетных средств - 784,97 млрд. рублей (106%). Для сравнения, в 2010 году фактическое софинансирование мероприятий ФЦП за счет всех источников составило 727,78 млрд. рублей (96% от годовых назначений), в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов – 113,11 млрд. рублей (98%) и внебюджетных средств – 614,67 млрд. рублей (96%)3.  

Информация о работе Целевые программы и инвестиционные проекты в современной России