Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 22:18, реферат
На ранних стадиях развития капитализма отсутствовало четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками. Коммерческие банки широко практиковали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закреплялось за одним банком. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем — центральным банком (ЦБ), что соответствовало его главенствующему положению в кредитной системе.
Вместе с тем глобальный контроль над деятельностью банков, называемый макро- пруденииальным, предполагает не только координацию между национальными и европейскими органами надзора, но и решение проблем контроля на наднациональном уровне. Эту роль в соответствии со ст. 105-4 и 105-5 Маастрихтского договора берет на себя ЕИБ.
Система банковского надзора в ЕЭВС предусматривает организацию работы трех блоков банковского контроля: Европейской комиссии (ЕК), национальных органов банковского надзора и ЕИБ. При этом Консультативному банковскому комитету и ЕК отводится ключевая роль в разработке законодательных актов и регулирующих норм, а индивидуальный контроль над деятельностью кредитных учреждений осуществляют национальные органы надзора. Децентрализованный подход к банковскому надзору должен сопровождаться расширением многостороннего сотрудничества между национальными органами надзора стран ЕС в осуществлении контроля над деятельностью транснациональных групп и конгломератов.
Процесс централизации банковского надзора в странах зоны евро осложняется существованием различий не только между структурами банковского сектора, но и экономики в целом, налоговыми системами и т.п. Наиболее существенные различия, которые требуют первостепенного решения, сводятся к следующему: велико разнообразие функций органов надзора, неодинаковы цели деятельности, методы работы и объемы компетенции органов надзора.
Централизация банковского надзора в ЕЭВС пока еще находится в стадии становления, и в большинстве стран зоны евро органы надзора тесно связаны с центральными банками. Нередко цели кредитно-денежной политики центрального банка и осуществляемого им пруденциального контроля противоречат друг другу. Поэтому некоторые страны отделяют органы контроля от центрального банка. Однако острота этой проблемы существенно сглажена, поскольку с начала 1999 года ведущая роль в проведении кредитно-денежной политики в зоне евро переходит к совету управляющих ЕИБ.
Однако создание ЕИБ не решило еще многих проблем. Оно привело к тому, что функции финансового регулирования и осуществления денежно-кредитной политики оказались разъединены. Разработка денежно-кредитной политики перешла к ЕИБ, а центральным банкам некоторых стран была оставлена функция банковского надзора.
5 Организационная структура
В настоящее время практически во всех странах во главе кредитных систем стоит центральный банк, хотя наблюдаются и отклонения от данной практики. В некоторых странах нет центральных банков, а эмиссионные функции выполняют специально созданные институты, например, Управление денежного обращения (Карренси борд) в Сингапуре, Валютное агентство в Саудовской Аравии. Иногда один центральный банк является эмиссионным центром нескольких государств. Так, Банк государств Центральной Африки выполняет функции центрального банка одновременно в пяти африканских странах: Габоне, Камеруне, Конго, Центрально-Африканской Республике, Экваториальной Гвинее, в каждой из которых у него свое отделение.
Между центральными банками разных стран имеются существенные различия, обусловленные особенностями их политического и экономического развития. Это касается организационно-правового статуса данных банков, диапазона выполняемых ими функций.
По критерию собственности на капитал центральные банки могут быть как полностью государственными (Банк Франции, Байк России), так и со смешанным государственно-частным капиталом (Национальный банк Бельгии, Центральный банк Турецкой Республики). При этом одни из них сразу были образованы как государственные банки (Дойче-Бундесбанк, Германия), другие первоначально являлись частными или смешанными, а затем были национализированы (Банк Канады).
С точки зрения формы аккумуляции капитала центральные банки могут быть акционерными и неакционерными, если капитал банка полностью принадлежит государству. Акционерные банки обычно создаются в форме акционер* ного общества. Их акционерами могут быть: коммерческие банки (Федеральная резервная система США); банки и небанковские финансовые институты (Банк Италии); государственные банки и небанковские государственные институты, юридические лица с постоянным местом пребывания в данной стране и физические лица — граждане данной страны (Швейцарский национальный банк).
В некоторых странах, несмотря на владение частью капитала центрального банка, частные акционеры в его управлении не участвуют (Банк Японии).
Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный признак которого — обособленность имущества банка от имущества государства. Центральный банк уполномочен распоряжаться наделенным имуществом как собственник.
Модели организации центрального банка обусловлены исторически сложившимися традициями, а также особенностями политического и экономического развития. Из всех моделей можно выделить три основные: традиционную, американскую и европейскую.
ТРАДИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
Наиболее часто встречается традиционная модель организационного строения центральных банков, примером которых являются центральные банки стран Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии, многих стран Африки, стран Восточной и Центральной Европы (включая Россию).
В качестве показательного примера традиционной модели организации центрального банка можно привести Центральный банк Российской Федерации (Банк России), который был создан в 13 июля 1990 года. После упразднения в ноябре 1991 года Госбанка СССР он стал единственным в стране центральным банком.
Организационную структуру Банка России составляет центральный аппарат, 59 главных управлений, 19 национальных банков, 5 отделений Московского ГТУ, 1165 расчетно-кассовых центров, Центральное хранилище и сеть межрегиональных хранилищ.
Функциональная структура Банка России представлена коллегиальным органом — Национальным банковским советом (НБС), возглавляемым председателем Банка России. В НБС входят 12 человек, которые, за исключением председателя, не являются его служащими. Решения НБС принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов при кворуме в 7 человек. В его компетенцию входит рассмотрение наиболее важных вопросов, таких, как совершенствование банковской системы, утверждение проекта основных направлений денежно- кредитной политики, годового отчета Банка России.
Органом управления Банка России является Совет директоров, который возглавляет председатель Банка России. В Совет входят 12 членов. Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года по представлению председателя и согласованию с Президентом Российской Федерации. Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития и торговли Российской Федерации или один из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса.
На Совет директоров возложены такие важнейшие функции, как разработка проекта основных направлений денежно-кредитной политики и его представление на рассмотрение в НБС, утверждение годовой финансовой отчетности Банка Росси.
АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
По принципам организации и управления вторая модель, американская, существенно отличается от первой и третьей. Наиболее известным и характерным ее примером служит Федеральная резервная система США, хотя она активно используется также Федеральной резервной системой Индии. Федеральная резервная система в США была создана в 1913 году и затем дважды реформировалась (в 30 и 80-е годы). В организационном и функциональном плане она сочетает в себе элементы централизма и определенной самостоятельности на местах (в федеральных округах) при заметном преобладании первого.
В структуре ФРС США выделяются пять звеньев: Совет управляющих ФРС; Федеральный комитет по операциям на открытом рынке; Федеральный консультативный совет; федеральные резервные банки (ФРБ); коммерческие банки.
Во главе ФРС стоит Совет управляющих, в который входят 7 членов. Они назначаются президентом страны и утверждаются Сенатом на период 14 лет. Столь длительный срок установлен в целях обеспечения преемственности, стабильности и независимости Совета. Аналогичным образом назначаются председатель и вице- председатель Совета, но на менее длительный период — на 4 года. Совет управляющих ФРС подотчетен Конгрессу США, а не администрации президента. Подотчетность заключается в том, что на регулярной основе законодателям представляются доклады о состоянии экономики, целевых ориентирах денежно-кредитной политики, ежегодно — об операциях ФРС.
Совет управляющих был учрежден как государственная структура с полномочиями контроля над деятельностью резервных банков и принятия решений по основным направлениям денежно-кредитной политики ФРС. Эта функция является главной. Кроме того, Совет уполномочен устанавливать минимальные резервные требования на депозиты всех кредитных институтов страны, регулировать учетную ставку, верхние пределы процентных ставок по срочным и сберегательным депозитам и т.п. Помимо этого, на Совет управляющих возложены надзорные контрольные функции над деятельностью всех банков (включая резервные), обеспечение бесперебойного функционирования платежной системы, осуществление контроля за выполнением федеральных законов, регламентирующих порядок предоставления потребительского кредита.
Федеральный комитет по операциям на открытом рынке (Комитет) был создан в 1933 году. В его состав входят 12 человек, 7 из которых являются членами Совета управляющих, 5 — президентами различных ФРБ. Комитет самостоятельно определяет свою организационную структуру. Согласно сложившейся практике его председателем является председатель Совета управляющих, а вице-председателем — президент ФРБ Нью-Йорка.
Комитет заседает 8—9 раз в году для обсуждения экономического положения и принятия решений по вопросам текущей денежно-кредитной политики. На него возложена ответственность за операции, осуществляемые ФРБ с ценными бумагами федерального правительства США. Комитет также выдает разрешения на осуществление операций с указанными ценными бумагами на международных финансовых рынках.
Федеральный консультативный совет (Совет) состоит из 12 человек, которые назначаются федеральными резервными банками сроком на один год и, как правило, переизбираются на очередной срок. Совет обладает только консультативными функциями. Он разрабатывает рекомендации по вопросам деятельности ФРС, в частности, в области денежно-кредитной политики, банкнотной эмиссии и операций с золотом.
В соответствии с Законом о создании ФРС территория США подразделена на 12 федеральных резервных округов, границы которых ие совпадают с границами штатов. В каждом из них функционирует федеральный резервный банк. Входящие в ФРС 12 ФРБ имеют 25 филиалов, расположенных в крупнейших городах страны.
ФРБ юридически не являются государственными институтами, хотя тесно связаны с правительством, Министерством финансов, системой государственных учреждений. Их капитал образуется из взносов частных коммерческих банков, являющихся членами ФРС.
Каждый федеральный резервный банк имеет собственный Совет, состоящий из 9 директоров, которые не являются служащими данного байка. 6 членов Совета избираются банками, а 3 назначаются Советом управляющих ФРС. По закону 3 директора класса А, представляющих банки,— члены ФРС, и 3 директора класса Б, представляющих небанковский сектор, избираются в каждом федеральном округе банками — членами ФРС. Совет управляющих ФРС назначает 3 директоров класса С, которые представляют небанковский сектор.
ФРБ, выполняя функции центрального банка в рамках отдельного резервного округа, занимаются следующей деятельностью: осуществляют эмиссию банкнот, а также изъятие из обращения изношенных денежных знаков; проводят чековые и клиринговые операции внутри ФРС, обеспечивают оперативные бесперебойные расчеты как внутри федерального округа, так и между округами; выявляют банки, нуждающиеся в учетных кредитах; предоставляют учетные кредиты в рамках резервных округов; анализируют возможности слияния кредитных институтов; проводят инспекционные проверки банков; собирают информацию относительно условий хозяйственной деятельности в рамках округов, готовят для Совета директоров материалы, касающиеся экономической ситуации; участвуют в разработке и проведении денежно-кредитной политики, в том числе готовят предложения по уровню учетной ставки; осуществляют контроль над выполнением решений ФРС.
При ФРБ созданы консультационные комитеты, важнейшими из которых являются комитеты, консультирующие руководство по вопросам развития сельского хозяйства и малого бизнеса.
ЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
Сравнительно новой, отличной от первых двух моделей, является третья модель — европейская. Ее представляет созданная 1 января 1999 года Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), возглавляемая Европейским центральным банком (ЕЦБ).
В ЕСЦБ помимо ЕЦБ входят центральные банки государств — членов Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС). В частности, Банк Англии, Банк Дании и Банк Швеции являются членами ЕСЦБ со специальным статусом: они не уполномочены участвовать в принятии решений, касающихся проведения единой денежно-кредитной политики, поскольку Великобритания, Дания и Швеция продолжают использовать свои национальные валюты и проводить самостоятельную денежно-кредитную политику.
В Уставе ЕСЦБ и ЕЦБ предусмотрена их независимость от других органов ЕЭВС, а также от правительств стран — членов ЕЭВС и любых других национальных органов и учреждений.
Высшими органами управления ЕСЦБ являются Совет управляющих, включающий Исполнительную дирекцию и Генеральный совет. Совет управляющих состоит из 18 человек. Он объединяет всех членов Исполнительной дирекции (6 человек) и 12 управляющих центральных банков стран — участниц ЕЭВС.
Среди обязанностей Совета управляющих ЕСЦБ наиболее важными являются две: определение ключевых элементов денежно-кредитной политики ЕЭВС и контроль над состоянием платежно-расчетных систем его стран-участниц.
Совет управляющих ЕСЦБ устанавливает размеры минимальных резервных требований, уровень ставок по кредитам, выдает национальным банкам — членам ЕСЦБ лицензии на эмиссию единой валюты стран — участниц ЕЭВС — евро.
Информация о работе Центральные банки. Сущность, функции и роль в регулировании экономики