Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 09:42, курсовая работа
Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. Достаточно сказать, что Банк России является регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота, список его функций и задач огромен, однако наиболее важными задачами среди всех прочих является обеспечение устойчивости национальной валюты, снижение темпов инфляции, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Правовой статус Банка России и его организационная структура………...5
2. Функции Банка России………………………………………………………10
3. Операции Банка России……………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы…………………………………………..32
Итак, начнём с того, что самой главной функцией Центрального банка РФ является разработка и осуществление единой государственной денежно-кредитной политики, проект основных направлений которой Банк России должен представить к рассмотрению Государственной Думе не позднее 26 августа и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики предстоящего года.
Отметим главные
положения основных направлений
единой государственной денежно-
- принципы, лежащие в
основе разработанной денежно-
- краткая характеристика состояния экономики РФ;
- прогноз основных
показателей платёжного
- основные показатели
денежной программы на
- количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей;
- сценарный прогноз
развития экономики РФ на
- ориентиры, характеризующие
основные цели денежно-
- варианты применения
инструментов и методов
- план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платёжной системы.
Таким образом, главной
целью денежно-кредитной
Для реализации денежно-кредитной политики применяются различные инструменты и методы. Основными являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) установление ориентиров роста денежной массы;
6) валютные интервенции;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Итак, как мы уже говорили, защита и обеспечение устойчивости рубля и снижение темпов инфляции является главной задачей деятельности Банка России. Важной особенностью основных направлений денежно-кредитной политики является прогнозирование темпов инфляции. В предстоящие три года Правительством РФ и Банком России предполагается реализовать задачу снижения инфляции до 7,5-8,5% в 2005году, 6,0-7,5% - в 2006году и 5,0-6,5% - в 2007г., что соответствует основным параметрам сценарных условий социально-экономического развития РФ на 2005год и на период до 2007 года.1
На рисунке 1 отражены темпы инфляции с 2002г. по 2005г. включительно. Последние годы фактические темпы инфляции находились на верхней границе задаваемых интервалов. К 2004г. она снизилась с 13,2% до 11%. В 2005г планируется, что инфляция ещё снизится до отметки 7,5-8,5%, однако, для этого «необходимо исходить из того, что главными причинами инфляции в России являются рост регулируемых государственными органами цен и монопольное ценообразование на важнейшие ресурсы»2. Кроме того, проблема состоит ещё и в том, что избыточный рост денежной массы оказывает значительное инфляционное давление. В этой связи отметим, что для реализации цели по снижению инфляции Банк России устанавливает ориентиры роста денежной массы, однако, безусловное соблюдение прогнозного диапазона роста денежной массы не является целью ЦБ РФ и существует возможность его корректировки в течение года в зависимости от спроса на деньги.
Рисунок 1 Основные показатели инфляции на потребительском рынке (%)
Помимо ориентировки
на общий уровень инфляции, при
принятии решений в области денежно-
С 2001г. ситуация значительно изменилась: базовая инфляция в октябре 2004г. составила 8,1%, тогда как в соответствующий период в 2003г. – 8,9%, в 2002г. – 7,7%, а в 2001г. – 12,8%, т.е. в отличие от 2003г, когда по итогам аналогичного периода наблюдалось ускорение базовой инфляции на 1,2% по сравнению с январём-октябрём 2002года, в 2004г. рост цен на товары и услуги, входящие в расчёт базовой инфляции, был меньше, чем за десять месяцев предыдущего периода. «Замедлению базовой инфляции способствовало снижение темпов роста цен на непродовольственные товары. В октябре 2004 года по сравнению с декабрём предыдущего года непродовольственные товары подорожали на 6,3% (за соответствующий период 2003года – на 7,7%)».3
Таблица 1.
Динамика инфляции
на потребительском рынке и
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год | |||||
инфляция |
базовая инфляция |
инфляция |
базовая инфляция |
инфляция |
базовая инфляция |
инфляция |
базовая инфляция | |
январь |
2,8 |
2 |
3,1 |
1,4 |
2,4 |
1,2 |
1,8 |
0,9 |
февраль |
5,1 |
3,8 |
4,3 |
2,2 |
4,1 |
2,1 |
2,8 |
1,7 |
март |
7,1 |
5,1 |
5,4 |
2,8 |
5,2 |
2,8 |
3,5 |
2,4 |
апрель |
9 |
6,6 |
6,6 |
3,4 |
6,2 |
3,4 |
4,6 |
3,2 |
май |
10,9 |
7,7 |
8,4 |
4 |
7,1 |
4 |
5,3 |
3,8 |
июнь |
12,7 |
8,7 |
9 |
4,4 |
7,9 |
4,7 |
6,1 |
4,3 |
июль |
13,2 |
9,4 |
9,8 |
5,3 |
8,7 |
5,4 |
7,1 |
5,1 |
август |
13,2 |
10,3 |
9,9 |
5,9 |
8,3 |
6,2 |
7,6 |
5,8 |
сентябрь |
13,9 |
11,6 |
10,3 |
6,8 |
8,6 |
7,3 |
8 |
6,8 |
октябрь |
15,2 |
12,8 |
11,5 |
7,7 |
9,7 |
8,9 |
9,3 |
8,1 |
ноябрь |
16,7 |
14,2 |
13,3 |
9 |
10,8 |
10,1 |
||
декабрь |
18,6 |
15,6 |
15,1 |
10,2 |
12 |
11,2 |
Потребительские цены за 1998-2004гг. возросли в 5,2 раза, а в январе 2005г. они увеличились ещё на 2,6%, поэтому следует уделить огромное внимание снижению темпов инфляции, при этом следует сделать акцент на немонетарных методах регулирования цен, которые предполагают, что инфляция на зависит от деятельности Банка России и увеличения денежной массы, а обусловлена другими факторами.
Ранее нами был отмечен такой метод реализации денежно-кредитной политики, как валютные интервенции, под которыми согласно ст.41 Федерального закона № 86-ФЗ понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
В 2003 и в 2004гг. Банк России при реализации курсовой политики (основной задачей которой остаётся защита и обеспечение устойчивости рубля путём сглаживания резких колебаний валютного курса, не обусловленных наличием устойчивых экономических тенденций) использовал режим управляемого плавания. В 2003 году был повышен уровень саморегулируемости на валютном рынке, в результате чего номинальный курс рубля к доллару США по итогам девяти месяцев вырос на 4,1%, а по отношению к евро, напротив, снизился на 5,4%. Реальный эффективный курс рубля по отношению к декабрю 2002г. повысился на 3,9%. За 2004г. курс доллара к рублю, по данным ЦБ РФ, упал на 5,4%, курс евро, напротив, возрос на 3,3%.
В 2004 году основным инструментом политики валютного курса остаются конверсионные операции рубль/доллар на внутреннем валютном рынке, которые осуществляются с применением других инструментов денежно-кредитной политики. Прирост среднемесячного реального курса рубля к доллару США за январь-сентябрь 2004 года составил 5,6%, к евро – 7,6%, а прирост реального эффективного курса рубля – 5,3% (к декабрю 2003 года). Здесь необходимо остановиться на том, что, в целом, в 2004г. произошло укрепление реального курса рубля к доллару на 14,0 % и к евро – на 6,0%, и именно в этом состоит главная опасность сохранения высоких темпов инфляции.
В 2005 году Банк России продолжает совершенствование механизмов реализации курсовой политики в условиях режима управляемого плавающего валютного курса. По прогнозным данным 2004 года повышение реального эффективного курса рубля в 2005 году не должно превысить 8%, при менее благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре этот курс должен остаться неизменным. Следует отметить, что с 1 февраля 2005 года в целях реализации «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год» Банк России перешёл к использованию в качестве операционного ориентира курсовой политики стоимости корзины валют, состоящей из 0,1 евро и 0,9 доллара США. Такой переход направлен на снижение внутридневной волатильности курса рубля к значимым для Российской Федерации иностранным валютам. Формирование курса рубль/доллар США в течение дня будет носить более свободный характер и ограничения внутридневных колебаний курса доллара США к рублю будет осуществляться Банком России. По мере адаптации участников валютного рынка к работе в новых условиях доля евро в бивалютной корзине будет постепенно увеличиваться Банком России до соответствующего задачам курсовой политики уровня.4 Однако следует отметить, что это введение «представляется не совсем верным …, т.к. во-первых, утрачена простота определения курса рубля к доллару и к евро, во-вторых, пользы от такой корзины будет немного, т.к. динамика курса рубля к корзине будет зависеть от динамики курса рубля к доллару».5
Таким образом, за счёт валютных интервенций Банк России увеличивает ликвидность банковской системы. Основным источником прироста денежной массы и единственным источником увеличения денежной базы уже ряд лет является покупка Банком России иностранной валюты (с целью накопления международных резервов и недопущения чрезмерного укрепления курса рубля по отношению к доллару США с учётом инфляции).
Помимо интервенций на валютном рынке Банком России стал применяться более гибкий инструмент – сделки типа «валютный своп». Валютные свопы позволяют корректировать уровень рублёвой и валютной ликвидности рынка, не создавая дополнительного давления на курс рубля.
Одним из инструментов денежно-кредитной политики является изменение процентных ставок по операциям Банка России. Система процентных ставок по операциям Банка России включает: ставку рефинансирования, ставки по кредитным и депозитным операциям Банка России.
Основное место отводиться ставке рефинансирования. Ставка рефинансирования влияет на политику хозяйствующих субъектов, т.к. изменение ставки в зависимости от ситуации играет роль сигнала, информируя участников рынка об оценке Банком России уровня инфляции и перспектив её развития. С 1993 года ставка рефинансирования Банка России изменялась не реже пяти раз ежегодно. Максимальный уровень ставки в 1991г. достигал 20% годовых, в 1992г. – 80, в 1993г. – 210%. С апреля по октябрь 1994г. ставка была постепенно снижена до 130%, однако в результате её дальнейшего повышения в январе 1995г. она вновь достигла 200%. В октябре 1997г. в результате снижений ставка достигла 21%, но уже в ноябре этого же года она вновь взяла курс на повышение и в конце мая 1998г. повысилась до 150%. С июля 1998г. началось постепенное снижение ставки. До 9 апреля 2002г. ставка рефинансирования составляла 25%, 9 апреля 2002г. она была установлена на уровне 23%, 7 августа – 21, с 17 февраля 2003г. – 18, с 21 июня 2003г. – 16, с 15 января 2004г. – 14% годовых, с 15 июня 2004г. – 13% годовых (см. рис.1).
Банк России может воздействовать на уровень и структуру рыночных процентных ставок, устанавливая «коридор» процентных ставок по своим операциям: нижней границей являются ставки по депозитам, верхней – савки по операциям рефинансирования.
Рисунок 2 Изменения ставки рефинансирования в период с 1991г. по 2004г.
Использование тех или иных инструментов Банком России при реализации денежно-кредитной политики во многом зависти от условий развития экономики. Так, несколько лет подряд не используется метод изменений норм обязательных резервов. В 90-е годы этот метод использовался весьма активно. В 1992-1995гг. норма депозитов до востребования составляла максимально возможную величину – 20%. Затем нормы депозитов изменялись ежегодно и по несколько раз. С 1 января 2000г. нормативы обязательных резервов по привлечённым средствам юридических лиц в рублях и привлечённым средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте установлены в размере 10%, а по рублёвым депозитам физических лиц – 7%. Вплоть до 2004г. этот метод не затрагивался. В 2004г. для урегулирования проблемы нехватки рублёвой ликвидности на денежном рынке Банк России вынес решение о снижении нормативов обязательных резервов. В соответствии с этим решением норматив по привлечённым средствам юридических лиц в валюте РФ и по привлечённым средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте был снижен 1 апреля 2004г. с 10 до 9%, 15 июня 2004г. – с 9 до 7%, 8 июля 2004г. – с 7 до 3,5%. Норматив обязательных резервов по средствам физических лиц в валюте РФ был снижен также 8 июля 2004г. с 7 до 3,5%. Это поспособствовало высвобождению средств в размере 150 млрд. рублей. Кроме того, в соответствии с Положением Банка России от 29.03.2004г. № 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций», вступившим в силу с 1 июля 2004г., кредитным организациям в установленном порядке может быть предоставлено право усреднения обязательных резервов в пределах установленного коэффициента усреднения в размере 0,2.