Центральный банк в банковской системе РФ: статус, основные цели и функции. Банковский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 21:58, контрольная работа

Описание работы

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и реализующий совместно с Правительством России единую государственную кредитно-денежную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.

Содержание работы

1. Правовой статус Центрального банка РФ…………………………….….. .3
2. Цели и функции ЦБ…………………………………………………………5
3. Банковский надзор ЦБ РФ………………………………………………….10
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

банк.дело.docx

— 38.49 Кб (Скачать файл)

Высшим правом, на котором основаны полномочия большей части органов  надзора, является право выдавать юридическому лицу разрешение или лицензию на осуществление  банковской деятельности, а также  аннулировать разрешение или лицензию. Для того чтобы удовлетворять  требованиям на получение банковской лицензии и получить ее, юридические  лица обязаны следовать принципам  осмотрительности. В разных странах  эти принципы могут различаться  в деталях; они могут быть в  подробностях расписаны в законодательных  актах, а могут быть даны в широком  толковании, что позволяет органам  надзора при рассмотрении конкретной ситуации действовать по своему усмотрению. Однако следующие основные требования в отношении выдачи разрешения соблюдаются  в большинстве систем надзора:

- лица, осуществляющие контроль  и управление банком, должны быть  честны и заслуживать доверия,  иметь определенные знания и  опыт;

- банк должен располагать достаточными  средствами, чтобы иметь возможность  противостоять риску, присущему  характеру и объемам его деятельности;

- банк должен иметь достаточный  уровень ликвидности для восполнения  оттока денежных средств.

Несоблюдение банком различных  условий и требований для получения  разрешения может стать причиной отзыва лицензии контролером. Однако отзыв  лицензии, по сути, являющийся остановкой деятельности, может ускорить неплатежеспособность и, таким образом, как правило, является самой последней санкцией и применяется  только когда становится очевидно, что исправительные меры невозможны. В качестве менее радикальной  меры и в целях исправления  незначительных недостатков органы надзора обычно располагают правом издания официальных распоряжений в адрес банка с требованиями предпринять меры по усилению отдельных  направлений деятельности, например, путем привлечения дополнительного  капитала или усовершенствования системы  внутреннего контроля. Однако применение такого рода полномочий довольно редко, и обычно надзор осуществляется в  виде неофициального руководства и  убеждения.

Одним из основополагающих направлений  при осуществлении совещательного надзора является контроль за достаточностью капитала. В большинстве стран  требования в отношении минимального размера капитала при учреждении новых банков и проверке достаточности  капитала являются составной частью постоянного надзора.

Банки подвержены различным рискам. Наиболее значительный из них в смысле накопленного предыдущего опыта  понесения убытков - это кредитный  риск, риск непогашения заемщиком  взятого кредита. В обязанности  органа надзора не входит руководство  кредитной политикой банков, однако он заинтересован убедиться, что  банки последовательно применяют  эффективные процедуры анализа  кредитов. Он также стремится обеспечить адекватное распределение риска  путем исполнения правил, направленных на ограничение рисков при займах физическими лицами, кредитах промышленности или коммерческим структурам или  конкретным странам. Органы надзора  также стремятся контролировать и ограничивать диапазон прочих банковских рисков, таких, как риск ликвидности  и финансирования, риск процентной ставки и инвестиционный риск, валютный риск и забалансовый риск. Все чаще контролеры пытаются разработать системы мер, позволяющие оценить вероятность подвергнуться конкретному риску. Часто данные системы служат основой для конкретных мер контроля или ограничения по различным категориям риска.

Одним из наиболее важных показателей  стабильности банка, хотя наиболее трудным  для оценки, является качество активов. Следовательно, исключительно важной для органа надзора является уверенность  в том, что были созданы достаточные  резервы, например, в отношении безнадежной  и сомнительной задолженности. В  то время как правильная оценка активов  входит в обязанности руководства, часто решение этого вопроса  зависит от определенной точки зрения, и орган надзора стремится  убедиться в том, насколько правильна  данная точка зрения. Например, орган  надзора может стремиться получить гарантию того, что банки правильно  оценивают риск, возникающий при  кредитовании стран с высоким  показателем задолженности, например, путем разработки условий и требований по созданию достаточного уровня резервов.

Точность и осмотрительность при  оценке активов являются исключительно  важными для органа надзора, поскольку  они непосредственно влияют на определение  размера чистых активов банка  и размеров собственных средств (капитал плюс нераспределенная прибыль). Как уже указывалось, капитал  широко используется в качестве стандарта  для сравнения или минимизации  рисков. В общем, до проведения своей  собственной независимой проверки орган надзора в вопросе правильной оценки активов в большой степени  полагается на суждения руководства  и на аудиторскую проверку данной оценки.

Органы надзора придают огромное значение наличию у банков хорошо спланированной организационной структуры, а также эффективной информационной системы и системы контроля для  целей управления рисками. Органы надзора  также следят за должным ведением бухгалтерских записей и применением  стандартных учетных процедур для  того, чтобы:

- вся банковская деятельность  осуществлялась эффективно и  рационально;

- руководство имело прочную  базу для осуществления контроля  и планирования различных взятых  на себя рисков;

- снизить вероятность мошенничества  со стороны сотрудников, руководства  или клиентов11Ерпылева Н.Ю. Банковское право России: современные проблемы // Гражданин и право, № 1, 2, 2002. С. 24..

Органы надзора озабочены тем, чтобы качество руководства соответствовало  характеру и объему деятельности. В странах, где инспекции на местах проводятся регулярно, проверяющие  имеют возможность заметить первые признаки, указывающие на проблемы в руководстве. В других странах  контролер регулярно проводит с  руководством беседы и использует прочие возникающие возможности для  контактов. Каков бы ни был характер нормативной базы, контролер должен использовать все возможности для  того, чтобы составить свое мнение по вопросу компетентности руководства  и убедиться, что он правильно  понимает стратегию руководства. Он также должен выяснить, насколько  хорошо банк оснащен для выполнения своей роли в плане опыта и  компетентности сотрудников, а также  оборудования и средств, находящихся  в его распоряжении.

В зависимости от правил осуществления  надзора способы, гарантирующие  их соблюдение, отличаются в разных странах. По сути, существуют два основных подхода:

- проверка на местах;

- сбор и интерпретация регулярной  отчетности и прочей статистической  информации.

Системы надзора применяют оба  подхода, хотя степень предпочтения, которая отдается одному или другому  подходу, в разных странах различна.

Проверки на местах требуют привлечения  значительных ресурсов органов надзора  и могут, за исключением очень  небольших банков, регулярно проверять  лишь небольшую часть деятельности организации. В ряде стран процедуры проверки концентрируются на качестве кредитных активов и подтверждающей их документации, а также адекватности системы внутреннего контроля, созданной руководством. Если используются системы классификации кредитов, то обычно инспектора будут проверять на выборочной основе кредиты с целью определения правильности их классификации. Также инспектора должны уделять внимание политике в отношении резервов по безнадежной и сомнительной задолженности и делать заключение относительно достаточности резервов в свете состава кредитного журнала. В случае банков с широким спектром деятельности или сложной структурной сетью следует уделить внимание тому, насколько всеобъемлющими являются контроль и управление рисками в целом. В особых случаях, когда органы надзора уже знают о наличии конкретных проблем, проверка будет узконаправленной.

 

Список используемой литературы

1. Гражданский кодекс Российской  Федерации по состоянию на 1 июня 2012 года

2. Федеральный закон от 3 февраля  1996 г. № 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (с изм. и доп. от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г.).

3. Федеральный закон от 10 июля  2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп. от 10 января, 23 декабря 2003 г.)

4. Банковское право Российской  Федерации. Особенная часть: В  2 т., Учеб. / Отв. ред. Г.А. Толсунян. М.: Юристъ, 2001.

5. Гузнов А.Г. Правовые основы  реструктуризации банковской системы  Российской Федерации // Законодательство, № 3, 2000 г.

6. Гузнов А.Г. Новые очертания  российского банковского законодательства // Законодательство, № 11, 2001.

7. Ерицян А.В. Юридические факты  в пруденциальном банковском  надзоре // Законодательство и  экономика, № 8, 2002.

8. Основы банковского права Российской  Федерации: Учеб. Пособие. Воронеж, 2000

9. Эриашвили Н.Д. Банковское право:  Учеб. Для вузов. М.: Закон и  право, ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

1 Конституция РФ. Ст.75

2  Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

3  Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

 


Информация о работе Центральный банк в банковской системе РФ: статус, основные цели и функции. Банковский надзор