Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе Республики Беларусь, изучение бюджетной политики нашей страны, а также поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть понятие государственного бюджета, бюджетное устройство в Республике Беларусь;
2) проанализировать формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь;
3) проанализировать формирование расходной части государственного бюджета;
4) раскрыть понятие и виды бюджетных дефицитов, бюджетного излишка, сбалансированности бюджета;

Содержание работы

Введение
3
1 Государственный бюджет, понятие и проблемы формирования
5
1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь
5
1.2 Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь
8
1.3 Формирование расходной части государственного бюджета
12
2 Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг
17
2.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет
17
2.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета
19
2.3 Проблемы государственного долга
21
Заключение
25
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Курсовая макроэкономика.docx

— 65.34 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1 Государственный бюджет, понятие  и проблемы формирования

5

1.1 Понятие государственного бюджета.  Бюджетное устройство в Республике  Беларусь

5

1.2 Формирование доходной части  государственного бюджета и налоговая  политика в Республике Беларусь

8

1.3 Формирование расходной части  государственного бюджета

12

2 Дефицит бюджета и бюджетный  излишек. Государственный долг

17

2.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов.  Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет

17

2.2 Способы финансирования дефицита  государственного бюджета

19

2.3 Проблемы государственного долга

21

Заключение

25

Список  используемых источников

27


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Определяющую  роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в Беларуси с начала девяностых годов XX века, также не могли не затронуть  сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь  главным средством мобилизации  и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, финансировать  ее структурную перестройку, стимулировать  развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку  наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в  большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько  бюджетная политика государства  будет отвечать требованиям времени.

Содержание  бюджета Республики Беларусь показывает реальные приоритеты государства, механизм использования средств для достижения поставленных целей, характер планируемой экономической политики.

Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе  Республики Беларусь, изучение бюджетной  политики нашей страны, а также  поиск путей совершенствования  бюджетной политики, позволяющих  эффективно воздействовать на экономическую  активность, совершенствование структуры  экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

Поставленная  цель обусловила решение следующих  задач:

1) раскрыть понятие государственного бюджета, бюджетное устройство в Республике Беларусь;

2) проанализировать формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь;

3) проанализировать формирование расходной части государственного бюджета;

4) раскрыть понятие и виды бюджетных дефицитов, бюджетного излишка, сбалансированности бюджета;

5) рассмотреть способы финансирования дефицита государственного бюджета;

6) раскрыть проблемы государственного долга.

Объектом  исследования в курсовой работе является бюджетная политика Республики Беларусь.

Данная  курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе раскрывается понятие  бюджета, его сущность, анализируется  бюджетное устройство Республики Беларусь, структура государственного бюджета  нашей страны, проводится анализ доходной и расходной частей бюджета, бюджетной  и налоговой политики. Во второй главе рассматриваются основные виды бюджетных дефицитов, пути их финансирования, показывается роль бюджетного дефицита как индикатора экономической безопасности Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

 

1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь

 

Государственный бюджет является основной составляющей финансовой системы любой страны. Государственный бюджет –это денежный фонд ,находящийся в распоряжении правительства. Бюджетная система того или иного государства образуется в зависимости от социально-экономических, правовых и других особенностей развития государства. В республике Беларусь бюджет имеет двухуровневое построение-государственный и бюджет местных органов власти .

Контрольная функция бюджета состоит в  проведении контролирующих мер за процессом  использования и формирования денежных средств в структурных звеньях экономики. Распределительная функция  бюджета состоит в том, что государство осуществляет распределение денежных поступлений  через различные каналы.

Бюджет  Республики Беларусь-многоплановый  инструмент , отражающий сложный компромисс необходимости развития экономики и социальной поддержки всех слоёв населения. Кроме государственного бюджета в Республике Беларусь формируются местные бюджеты- это бюджеты городов, районов, областей. В современных условиях развития экономики Республики Беларусь усиливается тенденция повышения их значимости.

К бюджету  так же относятся внебюджетные фонды, которые количественно не всегда включаются в состав бюджета, однако по принципу распределения и использования  они равнозначны бюджетным расходам государства. Внебюджетные фонды находятся  в распоряжении центральных и  местных органов власти , группируясь по определённому целевому назначению. По мере усложнения хозяйственных связей их число увеличивается. Внебюджетные фонды расширяют возможности государственного регулирования экономики.

Государственный бюджет является исторической категорией, появившейся с возникновением государства  и развитием товарно-денежных отношений, он задействован в разных эпохах для  обеспечения выполнения общегосударственных  функций. Поэтому сущность бюджета  как экономической категории  не меняется в зависимости от смены  общественных формаций, но на его содержание и роль влияют объективные и субъективные факторы. Среди объективных первостепенное значение имеет уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные, социальные особенности и др. К субъективным факторам относятся тип государства, политика правительства в конкретном периоде и соответственно выдвинутые им приоритеты развития, уровень экономической науки и др. Бюджеты разных стран имеют схожую структуру доходов (их формирование по большей части за счет налогов) и расходов, несмотря на любые национальные и другие особенности.

В Законе РБ "О бюджетной системе РБ и государственных внебюджетных фондах" № 2347-XII от 4.03.1993 "государственный  бюджет" определен как "основной финансовый план формирования и использования  денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов)". В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. При рассмотрении нашего госбюджета часто используется понятие консолидированный бюджет - совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы. Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно- территориальных единиц.

Бюджетная политика государства в сжатом выражении - это выработка и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению приоритетов в финансировании государственных расходов и регулированию  дефицита бюджета. Данная триада направлена на активное регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения [3, с. 22].

Более 70 лет бюджетная политика осуществлялась на основе общих в Советском Союзе  принципов финансового планирования. Методическая работа по формированию бюджета проводилась централизованно  Министерством финансов СССР, а значит, мало учитывала особенности республики. С обретением Беларуси суверенитета бюджетная политика получила качественно  иное содержание. Стратегический курс на построение социально ориентированной  рыночной экономики - со всеми присущими  ей закономерностями развития - предъявляет  к бюджетной политике государства требование служить эффективным инструментом регулирования совокупного спроса, проведения антициклической или проциклической политики в зависимости от текущих экономических условий и задач. Не менее актуальна и задача обеспечения стабилизации экономики страны.

За последние  годы Министерство Финансов вырабатывало новую практику формирования бюджетной  политики, параллельно осуществляя  большую методологическую работу в  области бюджетного планирования. Дело в том, что действовавшая с 1991 года бюджетная классификация, разработанная  Минфином РБ, была основана на методологии, существовавшей еще в СССР, и не соответствовала новым требованиям  времени. Это затрудняло процесс  составления, исполнения и анализа  бюджета. В то же время в процессе бюджетного регулирования появились  новые для республики финансовые категории: дефицит бюджета и  источники его финансирования, государственный  внешний и внутренний долг. Процесс  консолидации в бюджете ряда государственных  внебюджетных и бюджетных целевых  фондов, формирование трансфертных отношений  с юридическими и физическими  лицами потребовали проведения большой  работы по обновлению бюджетного законодательства.

Напряженная и целенаправленная работа дала свои результаты. В стране был принят Закон о "О бюджетной классификации  Республики Беларусь", который установил  основы правового регулирования  отношений, возникающих в процессе составления, утверждения и исполнения республиканского и местного бюджета, государственных внебюджетных и  бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и  организаций. Также в новой редакции принят Закон "О бюджетной системе  Республики Беларусь и государственных  внебюджетных фондах", который заложил  принципы функционирования бюджетной  системы страны. Обновление бюджетного законодательства должно было способствовать эффективному проведению бюджетной  политики, обеспечению оперативного финансирования государственных программ, а также усилению контроля за рациональным и целевым использованием средств  республиканского бюджета и целевых  бюджетных фондов.

В качестве критериев эффективности бюджетной  политики можно предложить следующие:

- уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

- уровень выполнения бюджетных обязательств;

- величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

- объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

- величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

- динамику валового внутреннего продукта;

- уровень безработицы;

- степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете [1, с. 21].

Анализ  бюджетной политики, являющейся одним  из основных направлений экономической  политики, требует рассмотрения деятельности государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета.

 

1.2 Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь

 

Функционирование  государственного бюджета происходит посредством особых экономических  форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения  стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета - это  объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет общественное значение; доходы служат финансовой базой  деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.

Доходы  бюджета выражают экономические  отношения, возникающие у государства  с предприятиями, организациями  и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в  государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом  распределения стоимости общественного  продукта между различными участниками  воспроизводственного процесса, а с  другой - выступают объектом дальнейшего  распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для  формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения [3, с. 27].

Состав  бюджетных доходов, формы мобилизации  денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных предприятий. Система взимания платежей в период 1930-1990 годов отличалась тем, что была жестко централизованной, строилась на использовании индивидуальных ставок. Эти черты отражали административно-командный подход к мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства, свидетельствовали о стремлении центра сосредоточить в своих руках максимально возможную величину денежных средств. Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования новых методов руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловило коренное изменение системы доходных поступлений - она стала строиться на базе налоговых платежей; взаимоотношения предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.

Информация о работе Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг