Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе Республики Беларусь, изучение бюджетной политики нашей страны, а также поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть понятие государственного бюджета, бюджетное устройство в Республике Беларусь;
2) проанализировать формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь;
3) проанализировать формирование расходной части государственного бюджета;
4) раскрыть понятие и виды бюджетных дефицитов, бюджетного излишка, сбалансированности бюджета;

Содержание работы

Введение
3
1 Государственный бюджет, понятие и проблемы формирования
5
1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь
5
1.2 Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь
8
1.3 Формирование расходной части государственного бюджета
12
2 Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг
17
2.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет
17
2.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета
19
2.3 Проблемы государственного долга
21
Заключение
25
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Курсовая макроэкономика.docx

— 65.34 Кб (Скачать файл)

Одной из причин, порождающих государственный  долг, являются спады в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления  сокращаются и вызывают бюджетный  дефицит. Попытки уменьшить его  путем продажи государственных  ценных бумаг и государственных  кредитов создают и увеличивают  государственный долг. Другой причиной образования госдолга является милитаризация  экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание военнослужащих). Поскольку военный сектор является непроизводственным сектором, который в основном потребляет, правительство изыскивает средства для его финансирования.

Известны  три основных источника финансирования этих расходов: увеличение налогов, эмиссия  денег, продажа облигаций населению. Несмотря на то, что на практике используются все три источника, первые два  приводят к ряду негативных последствий  для экономики. Увеличение налогов  в краткосрочном временном интервале несомненно увеличивает налоговые поступления в бюджет, однако в долговременном приводит к их уменьшению, так как налоговое бремя сдерживает предпринимательскую активность. Выпуск денег, не обеспеченных товарами и услугами, усиливает инфляцию и подрывает механизм функционирования всей национальной экономики. Выпуск ценных бумаг является наименее болезненным путем изыскания денежных средств: он позволяет привлечь сбережения населения, но образует и увеличивает государственный долг [8, с. 39].

Наиболее  полно величину государственного долга  отражает общегосударственный долг, который включает задолженность  центрального правительства, долги  государственных предприятий и  местных органов власти. В зависимости  от сферы размещения государственный  долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг - это долг государства своему населению, предприятиям и организациям. Государственные займы выступают в форме долговых обязательств, которые могут носить краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет) характер и должны быть погашены в установленные сроки.

Внешний долг - это общая сумма задолженности  государства международным валютно-финансовым организациям, частным банкам, официальным  правительственным институтам, иностранным  гражданам. Часть внешнего долга, срок платежа по которому не наступает  в данном году или в ближайшем  бюджетном году, называют капитальной  задолженностью. Внешнюю задолженность, срок платежа по которой наступает  в ближайшее время, относят к  текущей задолженности.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств страны, возникших в результате внешних и внутренних государственных заимствований, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь и предъявленным к оплате.

В настоящее  время управление государственным  долгом Республики Беларусь осуществляется на основании и в соответствии с такими нормативными документами, как Закон Республики Беларусь «О внешнем государственном долге», Закон «О внутреннем государственном долге», Закон Республики Беларусь «О бюджете на 2009 год», Положение Совета Министров «О порядке привлечения, использования и погашения внешних государственных займов», Постановление Совета Министров «Об учете внешнего государственного долга и регистрации внешних государственных займов, а также оказываемой республике технической и иной иностранной безвозмездной помощи», Постановление Совета Министров «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внутреннем государственном долге» и др. Для эффективного управления структурой долга и возможного его сокращения в перспективе путем займов целесообразно было бы финансировать отрасли, способные поставить не внутренний и внешний рынок конкурентоспособную продукцию. В настоящее же время привлекаемые средства в основном идут на финансирование текущих расходов бюджета [7].

Современный этап новейшей истории Республики - период трансформации экономического курса с целью вывести из кризиса  финансовую систему страны и придать  новый импульс экономическому развитию.

В настоящее  время проблема государственного долга  для Республики Беларусь стоит достаточно остро. Управление внутренним государственным долгом предусматривает определенные мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. Для внешнего государственного долга это мероприятия по получению и возврату внешних кредитов. Управление государственным долгом осуществляет Совет Министров Республики Беларусь или по его поручению Министерство финансов. Темпы увеличения государственного долга необходимо ограничить, прежде всего, путем сокращения бюджетных расходов на управление, оборону, поддержку слабых предприятий и роста налоговых поступлений.

В соответствии со статьей 1 Закона «О внешнем государственном  долге Республики Беларусь» внешним  государственным долгом является общая  сумма основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним  государственным займам на определенный момент времени.

Управление  внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в  соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным  долгом является общая сумма основного  долга Республики Беларусь по внешним  государственным займам на определенный момент времени.

Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США  при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США ( таблица № 2 ). [10].

 

Таблица 2. Внешний государственный  долг Республики Беларусь  
(млн. долл. США)

 

01.01.2010 г.

01.01.2011 г.

Кредиты, привлеченные Республикой  Беларусь (Правительством Республики Беларусь).

7 778,8

9 486,2

Кредиты, привлеченные резидентами  под гарантии Правительства Республики Беларусь

112,6

201,0

Всего

7 891,4

9 687,2


 

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют  о том, что Республика Беларусь относится  к группе стран с низким уровнем  задолженности ( таблица № 3 ). [10].

Таблица 3. Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу  Республики Беларусь

Показатели кредитоспособности

Норматив МБРР

01.01.2010 г.

01.01.2011 г.

отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, %

220%

31,8

32,5

отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему продукту, %

50%

16,5

17,8

отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, %

25%

1,3

2,6


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе приведенной выше информации можно  сделать следующий вывод: бюджетная  политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным  долгом является основным инструментом экономической политики государства.

Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент. Бюджет возникает и действует там, где  существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Через  государственный бюджет правительство  реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его  доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения  страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры  экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

Все элементы бюджетного устройства функционируют  в их единстве и взаимосвязанности  и обеспечивают проведение единой бюджетной  политики государства через республиканский и местные бюджеты. Анализ показал, что для эффективного проведения бюджетной политики в области выработки и реализации подходов по формированию основных доходных источников необходимо совершенствование налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности - снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.

Необходимо  помнить, что бюджетный дефицит  играет ключевую роль в механизме  развития инфляционных процессов, разрушающих  экономику страны, а также его  ведущую роль в системе показателей  экономической безопасности страны.

Политика  в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании  внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение  эффективности рынка государственных  ценных бумаг и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

Таким образом, с учетом проведенного анализа, можно  сделать вывод, что эффективная  бюджетная политика государства  в переходный период зависит от многих факторов. Существенное значение имеют  активная позиция и координация  деятельности центрального аппарата и  местных органов власти. Необходимо продолжить работу по методическому  совершенствованию бюджетного процесса, максимально использовать резервы  для пополнения доходной части бюджета  и при этом не оказывать дестимулирующего влияния на воспроизводственные процессы в народном хозяйстве. Бюджет республики и дальше должен играть важную социально-экономическую роль в стабилизации переходного периода.

Главной же целью совершенствования бюджетной  политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для  перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.

За многовековой период своего развития государственный  бюджет Беларуси претерпел существенные изменения. Менялись формы и содержание бюджетного фонда, его качественные и количественные характеристики. В  целом тенденции в бюджетно-налоговой  сфере страны адекватны экономическим процессам, происходящим в государстве.

Для Республики Беларусь проблема дефицита госбюджета является одной из наиболее важных и острых. Как следствие негативных явлений в экономике дефицит создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку расшатывает денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения

Для Республики Беларусь на сегодняшний день первоочередными  являются задачи по «лечению» самой  экономики, максимально возможному сокращению государственных расходов, создание условий для привлечения  в республику иностранного капитала.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Заяц Н. Е. Государственный бюджет: учеб. пособие / Н. Е. Заяц, Л. А. Ханкевич; Под общ. ред. М.И. Ткачук. - Минск: Выш. шк., 1995.

2. Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории (экономика) / В. Д. Камаев. - Москва: Гуманит. изд. центр Владос, 2005.

3. Сорокина Т. В. Государственный бюджет: учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. - Минск: БГЭУ, 2003.

4. Корнеев В. Е. Стабилизация государственного долга: проблемы и пути решения / В. Е. Корнеев // Веснiк БДЭУ. - 2004.

5. Матяс А. Н. Отдельные проблемы формирования и исполнения бюджета РБ / А. Н. Матяс // Белорусский банковский бюллетень. - 2003.

6. Раков А. С. Государственный долг и макроэкономическая стабилизация (на примере Республики Беларусь) / А. С. Раков // Белорусский банковский бюллетень. – 2000.

7. Раков А. С. Предложения по совершенствованию финансовых инструментариев, механизмов и методов управления государственным долгом / А. С. Раков // Белорусский банковский бюллетень. - 2000.

8. Швайко П. А. Инфляция, дефицит бюджета и рынок ГЦБ / П. А. Швайко // Банкаускi веснiк. - 2003.     

9. Экономическая теория: Пособие для преподоват., аспирантов и стажеров / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко.-стереотип. –Мн.: Интерпрессервис ; Экоперспектива, 2002.

Информация о работе Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг