Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 12:29, курсовая работа
В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.1СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА БЮДЖЕТА
1.2БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ: СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ
1.3УПРАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ
2.АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
2.1АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.2АНАЛИЗ БЮЛДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.3АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
3СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ
3.1СПОСОБЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
3.2СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Соотношение доходов и расходов бюджета определяет три его состояния: бюджетный дефицит, профицит бюджета и сбалансированный бюджет. В том случае, если расходы бюджета превышают его доходы, образуется бюджетный дефицит. В обратном случае, т.е. при превышении бюджетных доходов над расходами, образуется профицит бюджета. При равенстве доходов и расходов бюджет считается сбалансированным.
Сбалансированность бюджета является одним из основных принципов составления бюджета и построения бюджетной системы любого государства. Она может быть достигнута разными методами. Сбалансированность бюджета, составленного путем достижения равенства доходов и расходов, обеспечивается автоматически. Однако необходимо отметить, что достижение равенства доходов и расходов бюджета является довольно таки редким случаем в практике составления бюджетов. Его можно добиться только на пути сдерживания роста государственных расходов и установления в стране уровня налогообложения, достаточного для получения бюджетных доходов с целью покрытия всех необходимых и разумных общественных потребностей. Профицитный бюджет не способствует эффективному функционированию экономики. В большинстве стран мира бюджеты составляются с превышением расходов над доходами . В настоящее время правительства экономически развитых стран взяли на вооружение рекомендации современных теорий использования государственных финансов для регулирования экономики. В этих условиях бюджетный дефицит и сопутствующий ему государственный долг рассматриваются не как «зло» экономики, а как гибкие и эффективные инструменты государственной политики. Однако их использование имеет определенные рамки. Экономическая наука установила, что предельным уровнем бюджетного дефицита является 3% ВВП. Максимальной границей государственной задолженности в Европейском союзе , например, считается 60% ВВП.
Категория бюджетного
дефицита является результатом и
критерием эффективности деятел
Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие:
- спад общественного производства;
- завышенные
расходы на реализацию
- возросшие затраты на оборону;
- рост теневого сектора экономики.
По видам возникновения бюджетный дефицит можно разделить на следующие категории (рисунок 3).
Рисунок 3 – Виды возникновения бюджетного дефицита2
Дефицит бюджета, возникающий в результате спада производства, называется циклическим дефицитом. Дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада, называется структурным дефицитом. В первом случае дефицит, скорее, зло, поскольку он является результатом падения экономической активности и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицит, если он является продуктом целенаправленной государственной политики по стабилизации экономики, может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры.
Операционный - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
Первичный дефицит имеет место при превышении суммы бюджетных расходов над величиной его доходов.
Квазифискальные операции включают, например, следующие: финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности; накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд – «плохих долгов» (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка.
Рисунок 4 – Классификации бюджетного дефицита3
Случайный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств, а действительный объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от ростов расходов.
Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего он является следствием продолжительного экономического кризиса. Временный дефицит является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов.
Плановый бюджетный дефицит предусмотрен законодательным актом РФ, а внеплановый объясняется непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.
Первичный бюджетный дефицит – чистое превышение расходов бюджета над доходами, в то время как вторичный не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.
Дефицит государственного бюджета опасен тем, что он практически всегда приводит к инфляции. Однако существует и другой подход к проблеме вредоносности бюджетного дефицита как такового. Так, следуя Джону Мэйнарду Кейнсу, ряд экономистов даже рекомендуют составлять бюджет с некоторым дефицитом, чтобы смягчить или положить конец экономическому спаду.
Бюджеты многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и её долгосрочные приоритеты.
В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом (рисунок 5).
Рисунок 5 – Меры по управлению бюджетным дефицитом4
Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными. Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию, крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду. Помимо этого, в условиях инфляции государство вынуждено каждый новый выпуск государственных ценных бумаг обуславливать более высокой процентной ставкой, а также вводить ценные бумаги с плавающей процентной ставкой. Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.
Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор.
Секвестирование бюджета представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно.
Продажа государственных запасов, имущества и земельных участков является также неинфляционным способом финансирования дефицитного бюджета. Однако он используется не часто, поскольку сами объекты реализации являются ограниченными.
Долговое финансирование бюджетного дефицита посредством государственных заимствований представляет собой в основном неинфляционный способ покрытия разрыва между расходами и доходами бюджета. С помощью заимствований государство осуществляет перераспределение спроса от одних групп потребителей к другим, а также между разными территориями, не увеличивая совокупного спроса. Это предопределило широкое распространение данного способа покрытия бюджетного дефицита.
Государственные и муниципальные заимствования, являющиеся главным источником покрытия бюджетного дефицита, представляют собой передачу в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления средств, которые заемщики обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (дохода в иной форме) на сумму заимствования. Целью проведения заимствований является получение органами власти и органами местного самоуправления в свое распоряжение дополнительных финансовых средств, которые они могли бы направить на финансирование мероприятий, не обеспеченных доходами, или осуществление программ экономического и социального развития. Кредиторами органов власти и органов местного самоуправления могут выступать многочисленные юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), национальные органы власти другого уровня, правительства иностранных государств, международные финансовые организации. Отношения между заемщиками и кредиторами регулируются нормами национального и международного права, включая двусторонние договоры и соглашения.
Государственные заимствования Российской Федерации осуществляются по инициативе федеральных органов власти и в соответствии с принимаемыми ими программами государственных заимствований. Заимствованные средства направляются на пополнение ресурсов федерального бюджета. Управление государственными заимствованиями субъектов РФ и средствами, привлекаемыми с их помощью, относится к компетенции органов власти субъектов РФ. Муниципальные заимствования проводятся органами местного самоуправления для покрытия дефицитов местных бюджетов на основе утверждаемых ими программ муниципальных заимствований.
Рисунок 6 – Классификация заимствований5
Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью неэмиссионных средств - к росту государственного долга. Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.
1 Составлено автором по: [10, c.111]
2 Составлено автором по: [16, c.133]
3 Составлено автором по: [16, c.135]
4 Составлено автором по: [18, c.43]
5 Составлено автором по: [15, c.299]