Дефицит бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.1СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА БЮДЖЕТА
1.2БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ: СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ
1.3УПРАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ
2.АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
2.1АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.2АНАЛИЗ БЮЛДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.3АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
3СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ
3.1СПОСОБЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
3.2СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Егоровой Дарьи ФБУ.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

        

ВВЕДЕНИЕ

3

1. 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

6

 

1.1

СУЩНОСТЬ И  СТРУКТУРА БЮДЖЕТА

6

 

1.2

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ: СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ

11

 

1.3

УПРАВЛЕНИЕ  БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ

15

2.

АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

19

 

2.1

АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19

 

2.2

АНАЛИЗ БЮЛДЖЕТНОГО  ДЕФИЦИТА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

23

 

2.3

АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

26

3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ

32

 

3.1

СПОСОБЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

32

 

3.2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

41




 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы   государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета  — основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета. 

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетного дефицита, его сущности, причин образования, методов управления и финансирования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотрение  сущности и структуры бюджета;

2) изучение сущности  бюджетного дефицита и причин  его образования;

3) изучение способов управления бюджетным дефицитом;

4) анализ бюджетного  дефицита Российской Федерации;

5) анализ бюджетного  дефицита Свердловской области;

6) анализ бюджетного  дефицита города Екатеринбурга;

7) рассмотрение  способов финансирования бюджетного  дефицита на различных уровнях бюджетной системы;

8) способы совершенствования  бюджетного регулирования в Российской  Федерации.

Работа  состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

Первая глава  посвящена теоретическим основам бюджетного дефицита. Рассмотрены сущностные, основополагающие вопросы, понятие бюджетного дефицита, виды бюджетного дефицита, причины его образования, способы управления бюджетным дефицитом.

Вторая  глава посвящена анализу бюджета Российской Федерации. Детально рассмотрен бюджетный дефицит Российской Федерации, Свердловской области и города Екатеринбурга.

В третьей  главе рассмотрены способы финансирования бюджетного дефицита, механизм бюджетного регулирования и способы совершенствования бюджетного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

 

 

    1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА БЮДЖЕТА

 

Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих  субъектов создаются валовой  внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере  материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

  Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Это финансовый план государства на один финансовый год , имеющий статус закона и отражающий формирование его доходов и расходов. В настоящее время широко распространена практика формирования многолетнего бюджета на три или пять лет, который представляет собой план финансирования на предстоящий календарный год и бюджетные проектировки на среднесрочный период.

Нигде в мире (кроме карликовых государств) не практикуется бюджет в едином числе. Множественность  бюджетов обусловлена государственным  устройством и административно-государственным делением стран. Для эффективного выполнения государством своих функций  и задач по производству, распределению и предоставлению общественных благ каждый орган государственной власти и местного самоуправления формирует и использует бюджет своей территории в рамках установленных законодательством страны бюджетных полномочий. Поэтому в большинстве стран бюджеты образуют систему и функционируют в рамках организуемой государством бюджетной системы – упорядоченной совокупности бюджетов публично-правовых образований (в некоторых странах – еще и бюджетов внебюджетных фондов).

Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы государства. Через формирование и исполнение бюджета находят  свое выражение политические, социальные и экономические процессы, имеющие место в государстве и в обществе. Бюджет раскрывает приоритеты и стратегию государственного и муниципального управления и в то же время отражает проблемы, существующие во всех сферах общественного воспроизводства. Главная цель государственного бюджета – обеспечение финансовой и макроэкономической стабильности в стране, создания эффективной системы перераспределения национального дохода, обеспечивающей экономический рост и повышения уровня жизни населения.

Бюджетная система РФ –  это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (рисунок 1).

1 уровень




2 уровень




Местные бюджеты

 

3 уровень                                                              




Рисунок 1 –  Уровни бюджетной системы РФ1

 

Федеральный бюджет – центральное звено (1 уровень) бюджетной  системы, обеспечивающее общенациональных задач и функций. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом. Именно на федеральном уровне происходит формирование основных направлений проводимой в стране бюджетной политики, обоснование бюджетных приоритетов, определение базовых принципов построения межбюджетных отношений.

Бюджеты субъектов  РФ (2 уровень) включают в себя бюджеты  республиканские, областные, краевые, автономных областей, а также городские  бюджеты городов федерального значения. Эти бюджеты предназначены для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъектов РФ.

Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) составляют 3 уровень бюджетной системы РФ. Они предназначены для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 2006 г. Предусмотрено разделение местных бюджетов на бюджеты двух типов: муниципальных районов и городских округов. Это позволит упорядочить бюджетное устройство на местном уровне, ввести четкое законодательное разделение бюджетно-налоговых полномочий между различными органами власти.

Следует отметить, что в состав федерального и территориальных бюджетов РФ входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В числе таких фондов – дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и т.д.

     Совокупность всех видов бюджетов РФ образует консолидированный бюджет РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и межбюджетных трансфертов). Термин «консолидированный бюджет» используется для обозначения свода бюджетов соответствующей территории (России в целом, субъекта РФ, муниципального образования, имеющего административно-территориальное деление). Консолидированный бюджет составляется  с целью прогноза и анализа складывающихся пропорций. В обязательном порядке он предоставляется в органы власти, но в отличие от бюджета законодательно не утверждается, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в Федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты (рисунок 2).






 

 

 




 

 

Рисунок 2 –  Консолидированный бюджет РФ[8]

 

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга. Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства. Внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

Бюджетная система  Российской Федерации строится на законодательно установленных (глава 5 БК РФ) принципах  ее организации и функционирования. Они представляют собой комплекс основополагающих, базовых требований к построению, взаимодействию элементов и функционированию совокупности бюджетов в целом как системы.

Бюджетная система  РФ основана на 13 принципах:

1) единства бюджетной системы РФ;

2) разграничения доходов бюджетной системы РФ;

3) самостоятельности  бюджетов – один из базовых принципов бюджетной системы РФ;

4) равенства бюджетных прав субъектов РФ  и муниципальных образований;

5) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

6) сбалансированность бюджетов;

7) результативности и эффективности использования бюджетных средств;

8) общего (совокупного) покрытия расходов;

9) прозрачности (открытости);

10) достоверности бюджета;

11) адресности и целевого характера денежных средств;

12) подведомственности расходов бюджета;

13) принцип единства кассы.                                                                

Рассмотренные принципы построения и функционирования бюджетной системы РФ не являются «застывшими формами». По мере развития совершенствования бюджетных процедур  возможно уточнение содержания ряда принципов, создание новых прогрессивных инструментов их реализации.

Бюджет и  государственная бюджетная система  в целом являются совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения внутренней и внешней государственной политики. С помощью бюджета осуществляется стимулирование экономики, а также финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.

 

 

    1. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ: СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Информация о работе Дефицит бюджета