Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:27, контрольная работа
Денежно-кредитная система является кровеносной системой страны, где деньги являются носителем экономических отношений, а денежные потоки - своеобразными каналами этих отношений. Вследствие этого так важно принимать экономически грамотные решения при определении направлений развития денежно-кредитной политики, особенно в странах с переходной экономикой.
ВВЕДЕНИЕ
1 Понятие и значение денежно-кредитной политики, ее цели и задачи
1.1 Сущность и значение денежно-кредитной политики
1.2 Цели и задачи денежно-кредитной политики
1.3 Виды денежно-кредитной политики
1.4 Положительные и отрицательные стороны использования денежно-кредитной политики
2 Валютная, инвестиционная, налоговая, ценовая, социальная и таможенная политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Понятие и значение денежно-кредитной
политики, ее цели и задачи
1.1 Сущность и значение денежно-кредитной
политики
1.2 Цели и задачи денежно-кредитной политики
1.3 Виды денежно-кредитной политики
1.4 Положительные и отрицательные стороны
использования денежно-кредитной политики
2 Валютная, инвестиционная, налоговая,
ценовая, социальная и таможенная политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Денежно-кредитная (монетарная) политика
является одним из основных инструментов
регулирования экономики. Под этим термином
понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых
правительством в денежно-кредитной сфере
с целью регулирования экономики.
Отцом денежно-кредитной политики признан
Милтон Фридман, который является лауреатом
Нобелевской премии, видным экономистом
современности. Его теориями пользуются
многие правительства, в том числе правительства
Англии и США, на его теории была построена
«рэйгономика».
На современном этапе в системе государственного
регулирования экономики одна из главных
ролей принадлежит денежно-кредитной
политике, основополагающей целью которой
является помощь экономике в достижении
общего уровня производства, характеризующегося
полной занятостью и стабильным уровнем
цен. Денежно-кредитная политика проводится
центральным банком страны, который контролирует
денежную массу, уровень процентной ставки,
объем кредитов, валютный курс и другие
важнейшие макроэкономические параметры.
Опыт развитых стран показал, что ошибки
денежно-кредитного регулирования обходятся
экономике дорого, ибо могут привести
как к инфляции, так и к спаду производства.
Поэтому важно понимать сущность и логику,
механизм реализации денежно-кредитной
политики, уметь оценивать ее эффективность,
знать основные инструменты и их влияние
на деловую активность.
Денежно-кредитная система является кровеносной
системой страны, где деньги являются
носителем экономических отношений, а
денежные потоки - своеобразными каналами
этих отношений. Вследствие этого так
важно принимать экономически грамотные
решения при определении направлений
развития денежно-кредитной политики,
особенно в странах с переходной экономикой.
1 Понятие и значение
денежно-кредитной политики, ее цели
и задачи
1.1 Сущность и значение денежно-кредитной
политики
Денежно-кредитная политика представляет
собой одно из направлений государственной
политики регулирования экономики. Объектами
регулирования выступают спрос и предложение
на денежном рынке, изменяющиеся в результате
действий денежных властей частных банков
и небанковских организаций. Проводником
денежно-кредитной политики государства
является центральный банк. Он наделен
монопольным правом денежной эмиссии,
регулирования денежного обращения, кредита
валютного курса. Нередко центральный
банк выступает агентом правительства
при обслуживании государственного бюджета
и надзорным органом банковской системы.
Денежно-кредитная (монетарная) политика
(ДКП) традиционно выступает в качестве
важнейшего компонента экономической
политики государства, играя стабилизирующую
роль в макроэкономике и являясь инструментом
антициклического регулирования. Поэтому
денежно-кредитную политику можно определить
как совокупность мероприятий, регламентирующих
функционирование национальной денежно-кредитной
системы с целью регулирования хозяйственной
конъюнктуры и достижения стратегических
целей экономического развития страны.
С помощью монетарного регулирования
государство стремится смягчить экономические
кризисы, сдержать рост инфляции, а в целях
поддержания конъюнктуры государство
использует кредит для стимулирования
капиталовложений в различные отрасли
экономики страны. Осуществляет ДКП Центральный
банк.
Сущность денежно-кредитной политики
заключается в том, чтобы добиться максимально
возможного равновесия денежного рынка,
то есть поддержать баланс между количеством
денег в обращении и потребностью в них.
В настоящее время эту позицию принято
описывать уравнением ''Количественной
теории денег'', которая была сформулирована
И. Фишером:
MV=PQ, где:
M – денежная масса;
V – скорость обращения денег;
P – средний уровень цен;
Q – количество сделок. [2, с.251]
Существует определенная технология разработки
денежно-кредитной политики (используемая
и в нашей стране), которая имеет следующий
вид:
1) Разработка долгосрочных и среднесрочных
экономических программ (выработка экономических
целей и стратегических мероприятий).
2) Согласованная разработка программ
на отчетный год:
- прогноз экономического и социального
развития страны;
- государственный бюджет;
- прогнозный платежный баланс;
- отраслевые программы;
- основные направления ДКП
3) Квартальные экономические и монетарные
прогнозы, выработка мер по их реализации.
4) Внутриквартальная работа (прогноз целевых
ориентиров, процентные ставки, прогноз
ликвидности, проведение монетарных операций).
Сегодня экономисты всего мира понимают,
что необходимо координировать денежно-кредитную
и бюджетно-налоговую политику. При этом
денежно-кредитная должна быть определяющей,
так как она связана с формированием ВВП,
его динамикой и структурой, с оборотом
товарно-материальных ценностей. Так,
например, в США в период «рейгономики»
произошло снижение налогов для стимулирования
спроса, сокращены были сроки амортизации
оборудования, введены налоговые кредиты
для расходов на НИОКР и инвестиций в наукоемкие
отрасли. Поэтому проведение такой политики
требовало от Центрального банка принятия
усиленных мер по борьбе с инфляционными
тенденциями.
1.2 Цели и задачи денежно-кредитной политики
Цель денежно-кредитной политики ― регулирование
экономики путем воздействия на состояние
денежного обращения и кредита. Это значит,
что центральный банк, воздействуя на
кредитные институты, создает условия
их функционирования, определяющие не
только направления деятельности самих
коммерческих банков, но и ход экономического
развития страны. Характер и содержание
денежно-кредитной политики предопределяются
экономической стратегией общества, национальными
особенностями кредитной системы, общей
хозяйственной ситуацией в стране.
Главная задача монетарной политики ―
регулирование предложения денег, поддержание
покупательной способности национальной
валюты. В период производственного спада,
стагнации увеличение денежного предложения
стимулирует рост расходов, в период инфляции
центральные банки сокращают предложение
денег. Разработка денежно-кредитной политики
опирается на общие целевые ориентиры
экономического развития страны и включает
в себя определение стратегических целей
и основных задач денежно-кредитной политики
на планируемый период (год), разработку
мер регулирования направленности денежных
потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных
показателей, конкретизацию направлений
совершенствования банковской и платежной
систем, их нормативно-правовой базы, развитие
рынка ценных бумаг, политику валютного
регулирования, направления международного
сотрудничества и др.
Юридическую базу денежно-кредитной политики
составляют «Основные направления денежно-кредитной
политики государства». Этим законодательным
документом определяются важнейшие параметры
развития денежно-кредитной сферы, цели,
задачи и приоритеты денежно-кредитной
политики государства. В данном документе
конкретизированы на планируемый период
мероприятия, обеспечивающие достижение
поставленных целей и определены механизмы
регулирования и контроля.
В теории денежно-кредитной политики различают
цели по следующим признакам:
1) времени действия:
- конечные (общеэкономические);
- промежуточные (монетарные);
- тактические (оперативные);
2) границам действия:
- внешние (равновесие платежного баланса,
стабильность валютного курса);
- внутренние (стабилизация производства,
уровня цен, обеспечение максимальной
занятости населения) [5, c. 127].
Конечные цели системы денежно-кредитного
регулирования являются общими целями
развития экономики. Это удовлетворение
потребностей человека, максимизация
общественного благосостояния. В качестве
основных из них выделяют «магический
четырехугольник» - четыре взаимосвязанные
цели:
- рост производства товаров и услуг;
- обеспечение занятости населения;
- формирование равновесия платежного
баланса страны;
-стабильность цен - как внутренних, так
и внешних (обменный курс).
Существуют и другие варианты систематизированного
представления конечных целей. Например,
к четырем названным целям иногда добавляют
достижение эффективности производства,
справедливое распределение доходов,
обеспечение экономической свободы.
Промежуточные цели используются
Центральным банком для реализации
конечных общеэкономических целей.
Они необходимы в первую очередь
потому, что реакция экономики
на действия со стороны Центробанка
чаще всего запаздывает, а также
в связи с недостатком
1) Таргетирование обменного курса (используется
в 91 стране мира). Преимущество данного
монетарного режима состоит в том, что
он позволяет быстро снизить девальвационные
ожидания субъектов экономики и темпы
инфляции. В тоже время к его недостаткам
относятся:
- достижение целевого значения обменного
курса в значительной степени зависит
от состояния внешнего сектора экономики;
- при фиксации номинального курса национальной
валюты рост ее реального курса приводит
к ухудшению сальдо текущего счета платежного
баланса;
- при темпах инфляции ниже 15-20 % в год количественная
связь между девальвацией и инфляцией
в краткосрочных временных интервалах
ослабевает, что снижает эффективность
денежно-кредитного регулирования;
- эффективность режима зависит от уровня
золотовалютных резервов и может негативно
влиять на него.
2) Таргетирование денежных агрегатов
(используется в 18 странах мира) - при проведении
монетарной стабилизации центральный
банк принимает величину некоторого агрегата
денежной массы в качестве основной промежуточной
цели денежной политики. Положительным
моментом таргетирования денежных агрегатов
является возможность установления стабильных
темпов прироста денежной массы, а также
их снижение с целью борьбы с инфляцией.
Основным недостатком данного режима
считается невозможность достижения желаемых
результатов в обеспечение ценовой стабильности
из-за непредсказуемости изменения спроса
на деньги в долгосрочной перспективе.
Поэтому сегодня ведущие страны мира отказались
от этого метода как в силу частого невыполнение
намеченных ориентиров, так и по причине
его неэффективности с точки зрения экономических
интересов страны. В настоящее время денежные
агрегаты рассматриваются лишь в качестве
информационного индикатора, демонстрирующего
развитие спроса на деньги в том или ином
временном периоде.
3) Инфляционное таргетирование (используют
наиболее развитые страны мира) ― предполагает
развитый финансовый рынок, преимущественно
монетарную природу инфляции и независимость
от исполнительной власти центрального
банка. К преимуществам данного монетарного
режима относятся гибкость и рост прозрачности
денежно-кредитной политики; к обязательным
условиям его эффективной работы: обеспечение
ценовой стабильности (главная цель денежно-кредитной
политики), юридическая и фактическая
независимость ЦБ, необходимость сбалансированности
доходов и расходов государственного
бюджета и устойчивое функционирование
финансовой системы.
4) Прочие целевые ориентиры ― «прагматичный
монетаризм» ― предполагает использование
в качестве промежуточных целей кредитных
показателей деятельности банковского
сектора, показателей объема заимствованных
коммерческими банками у центрального
ресурсов, процентной ставки по кредитам.
При выборе промежуточных целей используется
несколько критериев:
- согласованность с конечными целями
денежно-кредитной политики;
- контролируемость, предполагающая возможность
для центрального банка влиять на величину
промежуточной переменной. Важна устойчивая
зависимость между инструментами денежно-кредитного
регулирования и промежуточной переменной;
- измеримость, предполагающая возможность
правильно и точно измерить выбранную
промежуточную переменную;
- своевременность, достоверная информация
о данной цели должна своевременно и регулярно
поступать в центральный банк.
Следует отметить, что промежуточная цель
не является раз и навсегда заданной, особенно
в странах с переходной экономикой. Это
обусловлено постоянным процессом развития
рыночных отношений. Причем промежуточная
цель может устанавливаться в мягкой (рекомендательной)
и жесткой (подобно целевому показателю)
формах.
Тактические (оперативные) цели устанавливаются
центральными банками в связи со слабой
взаимосвязью промежуточных целей с инструментами
денежно-кредитного регулирования. Промежуточные
цели трудно прогнозировать или контролировать
ежедневно, еженедельно или ежемесячно.
Их проще использовать для ежеквартального
и ежегодного контроля. Достижение тактических
целей возможно путем каждодневных регулирующих
действий центрального банка. Через постановку
и достижение тактических целей центральный
банк обеспечивает выполнение своих промежуточных
и конечных целевых установок.
Требования к тактическим целям:
- максимальное воздействие на них центрального
банка;
- способность быстро и позитивно изменяться
в ответ на действия центрального банка;
- стабильное влияние на промежуточную
цель.
В зависимости от конкретной ситуации
в качестве тактических целей может выступать
регулирование резервов (ликвидности
банковской системы), краткосрочных процентных
ставок денежного рынка.
Основной закон определения целей центрального
банка при денежно-кредитном регулировании
состоит в следующем: центральный банк
может таргетировать (принимать за контрольный)
только один показатель: либо агрегат
денежной массы, либо обменный курс в качестве
промежуточных целей. То же касается и
оперативных целей: возможно таргетирование
денежной базы (но тогда ставка процента
денежного рынка является переменной,
определяемой банковской системой); таргетирование
ставки процента (ЦБ, используя инструменты
рефинансирования, устанавливает целевую
величину ставки денежного рынка; в этом
случае переменная, определяемая банковской
системой,- денежная база).
Подход «одного показателя» объясняется
вероятностью ошибок со стороны ЦБ: в этом
случае неверное установление цели в отношении
одного показателя будет корректироваться
банковской системой посредством другого.
Кроме того, в условиях контролирования
двух целей одновременно населению труднее
формировать свои инфляционные ожидания,
поскольку не ясно, какой из двух целей
будет отдано предпочтение в случае возникновения
конфликта между ними.
Следует отметить, что многие страны, в
первую очередь европейские, в качестве
определяющей экономической цели денежно-кредитной
политики устанавливают стабильность
цен. Это связано с тем, что монетарные
инструменты, которые непосредственно
регулируют объем и цену денег, наиболее
оперативно воздействуют на элементы
совокупного (платежеспособного) спроса
субъектов хозяйствования и, соответственно,
на товарные цены.
1.3 Виды денежно-кредитной
политики
Сложность разработки оптимальной денежно-кредитной
политики состоит в том, что достижение
хороших результатов по одним параметрам
вызывает ухудшение по другим. Основными
промежуточными целями являются процентная
ставка и денежная масса. Дж. Кейнс, разработавший
основы денежно-кредитного регулирования,
утверждал, что главным объектом денежно-кредитного
регулирования является процентная ставка.
А согласно монетаристской концепции
Центральный банк должен регулировать
предложение денег.
Поэтому в зависимости от выбора промежуточной
цели денежно-кредитная политика может
быть гибкой, жесткой и эластичной.
Суть гибкой денежно-кредитной политики
состоит в том, что когда Центральный банк
избирает своей целью фиксацию ставки
процента, он стремится удержать ее, изменяя
предложение денег путем покупки государственных
ценных бумаг на открытом рынке или снижая
норму обязательных резервов. Но при этом
существует угроза инфляции. Поэтому эконо¬мисты
считают, что фиксация процентной ставки
оправдана только в краткосрочном периоде,
несмотря на то, что центральному банку
легче контролировать ставку процента,
чем денежную массу. Единственным способом
избежать инфляции в долгосрочном периоде
является контроль за денежной массой,
что является целью жесткой денежно-кредитной
политики.
Жесткая политика предполагает сохранение
объема денежной массы неизменным. Но
с ростом ставки процента будут сокращаться
избыточные резервы и увеличиваться денежный
мультипликатор, а если процентная ставка
межбан¬ковского рынка станет выше учетной,
то возрастет заимствование средств коммерческими
банками через «учетное окно» ― все это
обусловит рост предложения денег. Чтобы
предложение денег осталось прежним, Центральный
банк должен предпринять определенные
меры: компенсировать возможный рост предложения
денег продажей ценных бумаг на открытом
рынке, корректировкой уровня учетной
ставки. Но в долгосрочном периоде фиксация
процентной ставки тоже может привести
к инфляции, поэтому центральный банк
проводит эластичную денежно-кредитную
политику.
Эластичная политика - корректируется
и денежная масса, и уровень процента.
Центральный банк расширяет денежную
массу, контролируя темпы ее роста, и при
этом следит за уровнем процентной ставки
на краткосрочных интервалах.
Однако при разработке денежно-кредитной
политики необходимо учитывать, что, во-первых,
между проведением того или иного мероприятия
и появлением эффекта от его реализации
проходит определенное время; во-вторых,
денежно-кредитное регулирование способно
повлиять только лишь на монетарные факторы
нестабильности.
Виды денежно-кредитной
политики различают также и в
зависимости от ее конечных целей:
Политика «дорогих денег» (политика кредитной
рестрикции) - проводится в условиях инфляции
и направлена на сокращение предложения
денег путем ужесточения условий выдачи
кредитов и ограничения объема кредитных
операций коммерческих банков, на повышение
уровня процентных ставок, увеличение
налогов. Она может сопровождаться другими
мерами, направленными на ограничение
инфляции, а в ряде случаев на оздоровление
платежного баланса. При этом рестрикционная
денежно-кредитная политика может быть
нацелена как на борьбу с инфляцией, так
и на сглаживание циклических колебаний
деловой активности. Центральный банк,
проводя рестрикционную политику, предпринимает
следующие действия: продает государственные
ценные бумаги на открытом рынке, увеличивает
норму обязательных резервов, повышает
учетную ставку. Если эти меры оказываются
недостаточно эффективными, центральный
банк использует административные ограничения:
понижает потолок предоставляемых кредитов,
лимитирует депозиты, сокращает объем
потребительского кредита. Политика «дорогих
денег» является основным методом антиинфляционного
регулирования.
Политика «дешевых денег» (экспансионистская
денежно-кредитная политика) – осуществляется
в период спада производства для стимулирования
деловой активности и связана с расширением
объемов кредитования, ослаблением контроля
над приростом количества денег в обращении,
понижением налоговых и процентных ставок,
с увеличением предложения денег. С этой
целью центральный банк покупает государственные
ценные бумаги, снижает резервную норму
и учетную ставку, создавая более льготные
условия для предоставления кредитов
экономическим субъектам.
Центральный банк выбирает тип денежно-кредитной
политики, исходя из состояния экономики
страны.
1.4 Положительные и отрицательные стороны
использования денежно-кредитной политики
В настоящее время эффективность денежно-кредитной
политики – это предмет больших споров.
Большинство экономистов рассматривают
денежно-кредитную политику в качестве
неотъемлемой части национальной политики
государства. Действительно, в пользу
денежно-кредитной политики можно привести
несколько очевидных доводов:
1) Быстрота и гибкость. В отличие от фискальной
(бюджетно-налоговой) политики денежно-кредитная
политика поддается быстрому изменению,
так как применение фискальных мер может
быть надолго отсрочено из-за обсуждения
в законодательных органах власти. Кроме
того, денежно-кредитная политика по своей
природе мягче и «деликатнее» фискальной
политики. Изменения в государственных
расходах непосредственно отражаются
на распределении ресурсов, а изменения
налоговой системы могут иметь весьма
разнообразные и далеко идущие политические
и социальные последствия. Денежно-кредитная
политика, наоборот, действует тоньше
и поэтому более привлекательна с политической
точки зрения.
2) Изолированность от политического давления.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой
Центральные банки обладают определенной
независимостью от правительства и могут
оперативно принимать решения по корректировке
денежно-кредитной политики в зависимости
от меняющейся экономической ситуации.
Это важно, так как краткосрочные политические
цели правительства вступают в противоречие
с основной стратегической линией макроэкономического
регулирования. Подобное часто наблюдается
в условиях приближающихся выборов, растущего
дефицита государственного бюджета.
3) Недавние успехи. Доводы в пользу денежно-кредитной
политики получили мощное подкрепление
благодаря ее успешному применению в 80
– 90-х годах, когда политика «дорогих»
денег позволила сбить темпы инфляции
с 13,5 % в 1980 г. до 3,2 % три года спустя. Успехи
денежно-кредитной политики помогли вывести
экономику США ― поначалу очень медленно,
а затем стремительно - из спада 1990 — 1991
гг. Эти успехи весьма знаменательны, поскольку
из-за огромного бюджетного дефицита в
80-х и начале 90-х годов фискальная политика
ока¬залась совершенно недейственной.
Повышение налоговых ставок и сокращение
государственных расходов в тот период
по общим меркам фискальной политики носили
умеренно ограничительный характер. Но
проводимая ФРС политика «дешевых» денег
привела к снижению процентной ставки
по коммерческим ссудам с 10 % в 1990 г. до
6 % в 1993 г. Как и следовало ожидать, результат
не замедлил сказаться: инвестиционные
и чувствительные к процентной ставке
потребительские расходы быстро возросли,
вызвав увеличение реального ВВП. На сегодняшний
день денежно-кредитная политика служит
основным инструментом стабилизации американской
экономики.
Однако существует и ряд сложностей:
1) Цикличная асимметрия. Политика дорогих
денег, если ее проводить достаточно энергично,
действительно способна понизить резервы
коммерческих банков до точки, в которой
банки вынуждены ограничить объем кредитов.
А это означает ограничение предложения
денег. Политика дешевых денег может обеспечить
коммерческим банкам необходимые резервы,
то есть возможность предоставления ссуд,
однако она не в состоянии гарантировать,
что банки действительно выдадут ссуду
и предложение денег увеличится. При такой
ситуации действия данной политики окажутся
малоэффективными. Данное явление называется
цикличной асимметрией, причем она может
оказаться серьезной помехой денежно-кредитному
регулированию во время депрессии.
2) Скорость обращения денег имеет тенденцию
меняться в направлении, противоположном
предложению денег, тем самым тормозя
или ликвидируя изменения в предложении
денег, вызванные политикой, то есть когда
предложение денег ограничивается, скорость
обращения денег склонна к возрастанию.
И наоборот, когда принимаются политические
меры для увеличения предложения денег
в период спада, весьма вероятно падение
скорости обращения денег.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать
вывод, что на сегодняшний день денежно-кредитная
политика, если она проводится достаточно
грамотно (при экономически правильном
выборе целевых показателей, увязке с
другими блоками общеэкономической политики
государства и соответственно текущему
состоянию экономики) может быть достаточно
эффективной в борьбе с инфляционными
процессами и способствовать выходу страны
на устойчивое экономическое развитие.
Таким образом, для успешной реализации
денежно-кредитной политики необходимо
правильно определить цели данной политики,
конкретный состав которых, приоритетность
и количественные параметры во многом
будут зависеть от национальных приоритетов
государства. Цели денежно-кредитной политики
бывают: конечные, промежуточные, тактические.
К конечным относятся удовлетворение
потребностей человека, максимизация
общественного благосостояния. Промежуточные
цели формируются для реализации конечных
целей. Они определяют значение тех или
иных экономических переменных в длительных
временных интервалах. Тактические цели
устанавливаются в связи со слабой взаимосвязью
промежуточных целей с инструментами
денежно-кредитного регулирования и через
установку которых обеспечивается выполнение
промежуточных и, соответственно, конечных
целевых установок. В зависимости от выбранного
центральным банком объекта регулирования
(процентная ставка, денежная масса или
и то, и другое одновременно) денежно-кредитная
политика бывает либо гибкой, либо жесткой,
либо эластичной. В условиях инфляции
проводится политика «дорогих денег»,
направленная на сокращение предложения
денег, а в периоды спада производства
для стимулирования деловой активности
осуществляется политика «дешевых денег»,
направленная на увеличение предложения
денег.
2 Валютная, инвестиционная,
налоговая, ценовая, социальная и таможенная
политики
Валютная политика
Одно из ведущих мест в
формировании экономически сильного,
постоянного и промышленно
Валютная политика государства
осуществляется ее правительством, национальным
банком, а также центральными финансовыми
органами. Вообще реализация валютной
политики определяется теми задачами,
которые ставит перед собой государство
при осуществлении своей
Стабилизация валютного
курса любой национальной денежной
единицы невозможная без
Валютные ограничения имеют целью: