Денежно кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:27, контрольная работа

Описание работы

Денежно-кредитная система является кровеносной системой страны, где деньги являются носителем экономических отношений, а денежные потоки - своеобразными каналами этих отношений. Вследствие этого так важно принимать экономически грамотные решения при определении направлений развития денежно-кредитной политики, особенно в странах с переходной экономикой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 Понятие и значение денежно-кредитной политики, ее цели и задачи
1.1 Сущность и значение денежно-кредитной политики
1.2 Цели и задачи денежно-кредитной политики
1.3 Виды денежно-кредитной политики
1.4 Положительные и отрицательные стороны использования денежно-кредитной политики
2 Валютная, инвестиционная, налоговая, ценовая, социальная и таможенная политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 48.21 Кб (Скачать файл)

В условиях валютного регулирования  регламентируется деятельность валютного  рынка. Основные усилия направляются на обеспечение стабильности валютного  курса денежной единицы государства. 
 
Налоговая политика 
 
Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о налоговой (налогово-бюджетной) политике. Основными рычагами налоговой политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. 
Налоговая политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. 
Среди многочисленных задач налоговой политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются: устойчивый рост национального дохода, умеренные темпы инфляции, полная занятость, сглаживание циклических колебаний экономики. 
Инструментарий налоговой политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности налоговой политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм. 
Государство, во-первых, собирает деньги с помощью налогов, во-вторых, тратит их в соответствии со статьями бюджета. И первое и второе являются мощными рычагами, использование которых может привести как к процветанию страны, так и к глубокому затяжному кризису.  
Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Профицит бюджета – превышение доходов над расходами. 
Причины возникновения бюджетного дефицита: спад производства, выпуск «пустых» денег, значительные социальные программы, возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций. 
Способы покрытия бюджетного дефицита: государственные займы, ужесточение налогообложения, производство денег – сеньораж. В настоящее время сеньораж не означает печатание денег, так как это способствует росту инфляции, но реализуется посредством создания резервов коммерческих банков. 
Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами и налогообложением с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции. 
Дискреционная налоговая политика – сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения государственных расходов или снижения налогообложения. В период подъема создается бюджетный излишек. 
Недискреционная налоговая политика – предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся – пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

Инвестиционная политика  
 
Инвестиционная политика - система мер, направленных на установление структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и источников получения в сферах и отраслях экономики. 
Стратегической целью государственной инвестиционной политики является создание такой инвестиционной системы Республики Беларусь, которая способна привлекать и осваивать инвестиционные ресурсы в объемах, необходимых для повышения конкурентоспособности экономики и обеспечения стабильного социально-экономического развития Республики Беларусь. 
Задачами государственной инвестиционной политики являются: формирование привлекательного инвестиционного климата в Республике; формирование пакета инвестиционных проектов, которые имеют стратегическое значение для социально - экономического развития Республики Беларусь; создание условий для ускоренного обновления основных фондов организаций, индивидуальных предпринимателей во всех отраслях экономики Республики Беларусь; создание системы информационного обеспечения инвестиционной деятельности; создание системы оценки социально - экономической эффективности инвестиционной деятельности в Республике Беларусь. 
Государственная инвестиционная политика основывается на следующих принципах: 
соблюдения законности при осуществлении инвестиционной деятельности;- 
формирования рациональных форм государственного регулирования экономики Республики Беларусь;- 
учета приоритетных целей и направлений социально-экономического развития государства;- 
соответствия целей и средств их достижения при формировании государственной инвестиционной политики;- 
добровольного и взаимовыгодного сотрудничества участников государственной инвестиционной политики на основе договоров, соглашений;- 
взаимосвязи отраслевого и территориального аспекта управления; применения системных и программных методов управления;- 
взаимосвязи государственной инвестиционной и инновационной политики;- 
гласности в формировании и реализации государственной инвестиционной политики;- 
объективности принимаемых решений;- 
неизменности (гарантированности) принятых решений;- 
своевременности и социально-экономической обоснованности принимаемых решений;- 
зависимости объема предоставляемой государственной поддержки от размера вложения собственных средств инвестора;- 
равного доступа участников государственной инвестиционной политики к получению государственной поддержки.- 
Основные направления и мероприятия государственной инвестиционной политики определяются в республиканских программах социально-экономического развития Республики Беларусь и иных нормативных правовых актах. 
Государственная поддержка инвестиционной деятельности осуществляется в формах прямого государственного участия и иных формах. 
Формами прямого государственного участия в инвестиционной деятельности являются предоставление инвестиций или бюджетных кредитов. 
Иными формами государственной поддержки инвестиционной деятельности являются: 
- предоставление на конкурсной основе государственных гарантий Республики по инвестиционным проектам; 
- предоставление отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет Республики Беларусь; 
- предоставление налоговых льгот в части платежей, подлежащих зачислению в бюджет Республики Беларусь, в пределах компетенции, определенной законодательством; 
- оказание содействия в получении иных льгот; 
- выпуск государственных облигационных займов на инвестиционные цели, а также облигационных займов акционерных обществ, пакеты акций которых находятся в уставном капитале в собственности Республики; 
- экспертиза инвестиционных проектов; 
- проведение инвестиционного конкурса; 
- включение инвестиционных проектов в Государственный реестр инвестиционных проектов Республики Беларусь; 
- консультационно-информационная поддержка инвестиционной деятельности; 
- содействие в организации инфраструктуры инвестиционной деятельности. 
Государственная поддержка инвестиционной деятельности может осуществляться и в иных формах, не противоречащих законодательству.

Ценовая политика государства 

Ценовая политика государства - это деятельность центральных и местных органов исполнительной власти, которая направлена на достижение трех основных целей: последовательного проведения ценовой либерализации, государственной регуляции цен (тарифов) на отдельные виды товаров (услуг) и осуществления контроля за их сдерживанием. Разработка ценовой политики как неотъемлемой части общей экономической и социальной политики государства является одной из важнейших составляющих реформирования экономики. ее внедрение содействует развитию рыночных отношений, уменьшению инфляции и смягчению ее негативных социально-экономических последствий, ведет к повышению качеству продукции и развития конкуренции и. в конечном итоге.  
способствует росту эффективности рыночной экономики.  
Мировой опыт показывает, что в странах со стабильной рыночной экономикой правительство, как правило, мало вмешивается в процессы ценообразования, но полной свободы в вопросах формирования цен нет и государственное их регуляция в той или иной мере существует в каждой из них. Степень, формы и масштабы государственного вмешательства в ценообразование зависит от состояния экономического развития страны, интенсивности инфляционных процессов, степени монополизации и конкуренции, удельного веса государственного сектора и других факторов. Во всех странах государственная регуляция цен не является разовым действием, а происходит постоянно с предшествующим периодов его усиления и послабления. Во время кризисных ситуаций, разрушение денежно-финансовых систем, значительного дефицита товаров и большого избытка денег в обращении, государственное вмешательство в ценовые процессы является жестче и объемно. Да, в первые послевоенные годы в Великобритании государственная регуляция цен охватывала до 60 %, а в Австрии - практически 100 % товаров и услуг. 

Социальная политика 

Социальная политика – политика государства, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между различными участниками рыночных отношений и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.  
Главной целью социальной политики является достижение относительного равенства в стране. 
Функции социальной политики: 
1) регулирование воспроизводства рабочей силы (демографическая) 
2) поощрение прогрессивных мотиваций к труду 
3) социальная защита населения: 
• жилье 
• медицина и др.

Социальные гарантии – возможное  право граждан распоряжаться  теми ресурсами, которые находятся  в распоряжении государства. 
Социальная льгота – такое отношение в обществе, при котором индивид или группа индивидов наделяется продуктом из общественных фондов, в силу его или их нуждаемости. 
Нуждаемость – временное или постоянное недопотребление человеком продуктов питания, предметов длительного использования и услуг, имеющих в обществе распространенный характер. Причина нуждаемости – потребность. В национальной экономике нуждаемость определяется чертой бедности (т.е. уровнем минимальных потребностей человека для осуществления воспроизводства рабочей силы).

Основные принципы социальной политики: 
1) надежность 
2) непрерывное совершенствование 
3) единая система адресной помощи 
4) стимулирующий 
5) контроль и проверка нуждаемости 
6) самофинансирование как система социальной защиты 
7) избирательность 
Минимальный потребительский бюджет – социальный минимум средств, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека в течение месяца.

Основные направления  социальной защиты населения: 
1) социальное страхование (медицинское страхование, пенсионное страхование, страхование в связи с рождением детей и уходом за ними) 
2) рынок жилья (льготное кредитование строительства жилья) 
3) социальная защита работника 
4) социальная политика в области зарплаты (фиксирование минимума зарплаты) 
5) социальная политика на рынке труда (Борьба с безработицей) 
Главной задачей переходной экономики является реформирование старой системы социальной защиты и развитие адресной социальной помощи.

Таможенная политика 

Таможенная политика - органичная составная часть экономической и внешнеторговой политики государства. По своему содержанию она представляет собой систему мер, применяемых государством с целью установления определенного режима таможенного налогообложения на импортируемые в страну то вары и прохождения ими таможенных формальностей. 
Основными средствами осуществления Таможенной политики являются: участие в таможенных союзах, зонах свободной торговле и таможенных конвенциях; применение таможенных тарифов, таможенных пошлин и таможенных сборов, таможенных формальностей; установленный режим прохождения грузов через границу; система государственных органов таможенного контроля и т.д.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
В период мирового финансово-экономического кризиса очень важно правильно определить цели, задачи денежно-кредитной политики, разработать эффективные инструменты, посредством которых она будет реализовываться. Поэтому, рассмотрев данную тему, можно сделать обобщение вышеизложенной информации и сформулировать выводы: 
1) Денежно-кредитная политика является важнейшей составляющей макроэкономической политики государства, так как центральный банк, воздействуя на кредитные институты, создает условия их функционирования, определяющие не только направления деятельности самих коммерческих банков, но и ход экономического развития страны. 
2) Главная задача монетарной политики – регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. В период производственного спада, стагнации, увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов, в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег. 
3) Для успешной реализации денежно-кредитной политики необходимо правильно определить цели данной политики, конкретный состав которых, приоритетность и количественные параметры во многом будут зависеть от национальных приоритетов государства. Цели денежно-кредитной политики бывают: конечные, промежуточные, тактические. 
4) Государство в процессе денежно-кредитного регулирования использует множество инструментов, которые классифицируют по различным признакам. Они могут быть общие и селективные, прямые и косвенные, влияющие на спрос или предложение денег, кратко- и долгосрочные, количественные и качественные, постоянные механизмы регулирования и операции на открытом рынке. Центральный банк использует одновременно совокупность инструментов, выбор которых зависит от экономической ситуации в стране. 
5) В совокупности инструментов денежно-кредитного регулирования выделяют следующие основные группы: рефинансирование банков; процентные ставки по операциям центрального банка; обязательное резервирование; валютные операции, операции на открытом рынке. Процентная политика выражается в установлении и периодическом пересмотре официальной ставки рефинансирования центрального банка, а также ставок по его основным операциям на денежном рынке. Устанавливая и пересматривая норматив резервных требований, центральный банк регулирует объемы, структуру и динамику привлеченных ресурсов коммерческих банков, влияет на их стоимость, объемы, структуру и динамику доходных активов, на уровень прибыльности кредитных организаций. Покупая иностранную валюту, центральный банк увеличивает свои валютные резервы и денежную базу. Операции на рынке ценных бумаг – самый гибкий метод регулирования денежных ресурсов коммерческих банков. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 
1. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика – М.: Экономистъ, 2008. – 354 с. 
2. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие / Щ. И. Лаврушин [и др.]; под ред. О. И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 486 с. 
3. Положение о принципах регулирования текущей ликвидности банков Республики Беларусь Национальным банком Республики Беларусь: Постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь, 5 марта 2008 г., № 64 / [Электронный ресурс] / Национальный банк Республики Беларусь. – Минск, 2008. 
4. Организация деятельности центрального банка: учеб. пособие / С. С. Ткачук [и др.]; под ред. С. С. Ткачука, О. И. Румянцевой. – Минск: БГЭУ, 2006. – 295 с. 
5. Деньги, кредит, банки: Учеб./ Г.И. Кравцова, [и др.]; под ред. Г.И. Кравцова. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 444с. 
6. Гулев, В. Косвенные инструменты денежно-кредитной политики / В. Гулев // Банкаўскі Веснік. – 2000. – № 21. – 10 – 14 с. 
7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: ИНФРА-М, 1999. – 974 с. 
8. Национальная экономика Беларуси: учеб. пособие / В. Н. Шимов [и др.]; под ред. В. Н. Шимова. – 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2006. – 751 с. 
9. Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон.– М.: Издат. Дом «Вильямс», 2000. – 865 с. 
10. Виноградов Д.В., Дорошенко М.Е. Финансово-денежная экономика – М: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2009. – 250 с. 
11. Лобанов, А. В. О значении и механизме влияния денежно-кредитной политики на экономику / А. В. Лобанов // Банкаўскі Веснік. – 2000. – № 31. С. 12 – 15. 
12. Анулова, Г. Н. Денежно-кредитное регулирование: опыт развивающихся стран / Анулова Г. Н. – М: Финансы и статистика, 1995. – 243 с. 
13. Корчагин О.И. Влияние денежно-кредитной политики на реальный сектор экономики в условиях трансформационных процессов: Автореф. дис. канд. экон. наук / Мн.: БГЭУ, 2006. 20 с. 
14. Астапов К.Л. Бюджетная и денежно-кредитная политика в условиях кризиса // Финансы. – 2009. - № 6. – 14 – 18 с. 

 


Информация о работе Денежно кредитная политика