Денежное обращение и денежный оборот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение структуры денежного обращения в РФ и его анализ по итогам 2010 года.
Для раскрытия цели работы в ней будут решены следующие задачи:
Изучение теоретических основ денежного обращения и денежного оборота;
Анализ структуры денежного обращения в Российской Федерации;
Изучение структуры денежной массы в РФ и сущности закона денежного обращения;

Содержание работы

Введение
3
Теоретические основы денежного обращения и денежного оборота
5
Сущность и виды денежного обращения
5
Организация денежного оборота
7
Денежная масса и закон денежного обращения
9
Денежное обращение в Российской Федерации
14
Организация налично-денежного оборота в России
14
Организация безналичного оборота в РФ
18
Анализ денежной массы за 2010 год в РФ и перспективы её изменения в 2011 году
23
Заключение
26
Библиография
28
Приложения

Файлы: 1 файл

готово.docx

— 291.13 Кб (Скачать файл)

Закон денежного обращения, открытый Карлом Марксом, устанавливает  количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения  и средства платежа.

При функционировании золотых  денег их количества поддерживалось на необходимом уровне стихийно, поскольку  регулятором выступала функция  сокровища. Эта функция устанавливала сравнительно правильное соотношение между денежной массой и товарами, необходимыми для обращения. Лишние деньги в обращение исключались, они уходили в сокровище. При росте товарной массы деньги возвращались из сокровищ.4

С появлением функции денег  как средства платежа общее количество денег должно уменьшиться. Кредит оказывает обратное влияние на количество денег. Такое уменьшение вызывается погашением путем взаимного зачета определенной части долговых требований и обязательств. Количество денег для обращения и платежа определяется следующими условиями:

  • общим объемом товаров и услуг (зависимость прямая);
  • уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая, поскольку, чем выше цены, тем больше требуется денег);
  • степенью безналичных расчетов (связь обратная);
  • скоростью обращения денег, в том числе кредитных денег (связь обратная);

Таким образом, закон, определяющий количество денег в обращении, приобретает  следующий вид:

KD= , где

KD- количество денег не обходимых для обращения

EZT-сумма цен реализуемых товаров и услуг

EZTK-сумма цен товаров проданных в кредит

EPO-платежи по кредитам или обязательствам

EBP- взаимопогашающиеся платежи

N-число оборотов денег, как средство обращения и средства платежа

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых  товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг и цены.

Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период, так как одни и те же деньги в течение определенного периода постоянно переходят из рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказания услуг. Исходя из известного уравнения обмена И. Фишера, величину скорости обращения денег можно определить за формулой:

, где 

V —скорость обращения денег;

P — средний уровень цен на товары и услуги;

Q — физический объем товаров и услуг, которые реализованы в данном периоде;

M - средняя масса денег, которые находится в обороте за данный период.

Из приведенной формулы вытекает, что величина скорости обращения  денег прямо пропорционально  связана с номинальным объемом  изготовленного национального продукта и обратно пропорционально — с объемом массы денег, которые есть в обороте.

По состоянию на 1 марта 2011 г. доля наличных денег в обращении  в структуре рублевой денежной массы  находится на минимальном уровне и составляет 25,1%. На фоне постепенного восстановления спроса на деньги скорость обращения, рассчитанная по денежному агрегату М2, продолжает снижаться и в начале 2011 года  достигла уровня 2,5. (В Приложении № 4 представлена динамика изменения скорости обращения денег на текущий период).

Таким образом, в данной главе курсовой работы были рассмотрены следующие вопросы: денежное обращение, денежный оборот, сущность и виды денежного обращения, организация денежного оборота в РФ, денежная масса и закон денежного обращения.

 

 

Глава 2. Денежное обращение в Российской Федерации

2.1. Организация  налично-денежного оборота в России

Структура денежной массы  регулируется в процессе эмиссии, а  также, как и спрос на деньги, специфическими отечественными методами организации  налично-денежного обращения, которые  направлены на ограничение расчетов наличными деньгами между юридическими лицами и перелива денежных средств из безналичной в наличную сферу денежного обращения, и на увеличение налично-денежных поступлений в банки с зачислением  на расчетные счета хозяйствующих субъектов. (Наличная денежная масса в обращении по состоянию на 1 апреля 2011 года в Приложении 5)

Банки обязаны использовать методы организации наличного денежного  обращения, что контролирует Банк России в ходе принудительного надзора, включая выездные проверки.

Специфичность методов организации  налично-денежного обращения как  инструмента денежно-кредитной политики связана в первую очередь с  тем, что они, кроме максимальной суммы расчетов между юридическими лицами, не имеют нормативов. Методы как инструмент недостаточно эффективны, так как их действие трудно оценить; они не являются инструментом быстрого реагирования и редко изменяются.

Методы организации не влияют на эмиссию, но уменьшают (сдерживают) спрос на деньги. Это инструмент с ярко выраженным административным (принудительным) действием - рудимент административной системы, используемый при нерыночной форме хозяйствования.5

Имелись противоречия в денежно-кредитной  политике в части обращения наличных денег: необоснованно большая доля наличности в структуре денежной массы и одновременно усиление штрафных санкций за нарушение условий работы с наличными денежными средствами. Хозяйствующие субъекты в какой-то мере подталкивались к данным нарушениям не только из-за тяжести налогового бремени, но и потому, что денежный оборот переполнен именно наличностью в таком количестве, которое не может быть использовано только в разрешенных законодательством расчетах.

В последние годы наблюдается  значительное уменьшение налогового бремени, однако уровень наличности в денежной массе М2 остается достаточно высоким. (Изменение количества наличных денег в обращении с 01.04.2010 по 01.04.2011 в Приложении 6)

В связи с изложенным необходимо рассмотреть методы организации наличного денежного обращения и их использование банками.

К основным методам относится:

  1. Установление банками обслуживаемым хозяйственным органов лимитов остатков касс и других кассовых нормативов (расходование средств из выручки, порядок и сроки сдачи денег в кредитное учреждение);
  2. Надзор за соблюдением условий работы с наличностью, в том числе вышеназванных нормативов;
  3. Контроль за своевременной выдачей денег на оплату труда.

Предлагается увеличение числа и классификации методов  регулирования налично-денежного  обращения в России - косвенные  методы, проводимые эмиссионным банком, как правило, через другие кредитные  учреждения - методы организации наличного денежного обращения, перечисленные выше.

Прямые методы, осуществляемые ЦБ РФ непосредственно:

  1. Определение и ограничение (регулирование), при необходимости, размеров централизованных подкреплений для операционных касс банков второго уровня;
  2. Ограничение кассовых остатков коммерческих банков - от предельного в прошлом до минимального допустимого в настоящее время.

Рассмотрим использование  банками косвенных методов, которые  сдерживают перелив денег между наличной и безналичной сферами денежного обращения.

Два косвенных метода организации  наличного денежного обращения  тесно связаны друг с другом - утвержденные банком хозяйствующим субъектам лимит остатка кассы и другие кассовые нормативы контролируются банками среди некоторых других вопросов в ходе кассовых проверок условий работы предприятий с наличными деньгами. Таким образом, банки устанавливают норматив, а затем сами его контролируют. Нарушения условий работы с наличными деньгами (превышение лимитов остатков касс, расчеты между юридическими лицами свыше предельной допустимой суммы и др.) выявляются в ходе кассовых проверок коммерческими банками своей клиентуры, о чем банки обязывались сообщать налоговым органам.

Ослабление или полная отмена кассового контроля, что представляется возможным предложить на перспективу, при стабилизации налично-денежного  оборота сведет на нет также и  лимитирование кассовых остатков, и установление других нормативов по работе с наличностью из-за отсутствия надзора за их исполнением. Применение методов организации налично-денежного обращения в настоящее время производит противоречивое впечатление. С одной стороны, усиление штрафных санкций к хозяйственным органам, а иногда и к коммерческим банкам; давление на последние государственных контролирующих органов с целью активизировать эту работу: с другой, фактическое ослабление использования специфических методов организации обращения наличности, особенно в регионах с избытком наличных денег.6

Центральный банк РФ допускает  маневр хозяйствующих субъектов, устанавливая предельную сумму расчетов наличными по одному платежу в один день, т.е. крупная сумма разбивается хозяйственными органами на несколько дней в рамках предельно допустимой - это, скорее, неудобство, чем ограничение. Указанием от 14.10.2001 № 1050-У Банк России вернулся к единому предельному размеру расчетов с наличностью между юридическими лицами по одной сделке - 60тыс. руб., усложнив процедуру уклонения от норматива. Теперь общую сумму предполагаемой сделки можно разделить на несколько сделок по 60тыс. руб. каждая, заключая несколько договоров, и совершить несколько этих сделок уже в один день. Вместе с тем устранение дифференциации размера расчетов наличными деньгами, как и его резкий рост, могут говорить об ослаблении этого метода организации налично-денежного обращения на пути к его полной отмене.

Основная причина недостаточной  эффективности косвенных методов  организации - отсутствие заинтересованности коммерческих, порой частных, банков в осуществлении этой деятельности, которую раньше проводил Государственный банк СССР.

С течением времени происходила  эволюция методов организации налично-денежного обращения, их изменение, развитие, корректировка отчетности и механизмов использования.

Это переход от контроля за расходованием фондов заработной платы по результатам выполнения производственных планов к надзору  за расходованием фондов потребления в пределах заработанных средств хозяйствующим субъектам, а позже - к тотальному наблюдению за выдачей банками денег на оплату труда всем предприятиям, организациям и учреждениям, включая бюджетные, вплоть до его отмены. Это также отказ ЦБ РФ от установления предельных норм расходования наличных средств хозяйственным органами из выручки. Это введение государством финансовых санкций за нарушение условий работы с наличностью к хозяйственному органу и его руководителю. Это разрешение коммерческим банкам наряду с финансовыми органами осуществлять кассовые проверки бюджетных организаций.

Учитывая изложенное, думается, в перспективе, при стабилизации денежного оборота, в частности сокращения доли наличности в денежной массе, а также ослаблении налогового режима, необходимо отменить использование всех (прямых и косвенных) отечественных методов организации наличного денежного обращения как административных и не адекватных рыночным отношениям и практически не используемых в развитых странах.

Кроме того, методы организации  налично-денежного обращения введены  в действие в конце 1930-х гг. как  инструмент контроля за исполнением кассовых планов, поэтому в связи с ликвидацией последних отмена регуляторов была бы вполне логичной.

Напротив, усиление использования  методов как мера борьбы с уклонением от уплаты налогов - законное право государства - носит из-за непоследовательности дискуссионный и декларативный характер.

На мой взгляд, методы организации налично-денежного обращения  следует считать отечественным, специфическим, хотя и второстепенным, инструментом денежно-кредитной политики России.

Передача функций непосредственного  контроля за кассовой дисциплиной хозяйствующих субъектов от коммерческих банков налоговым органам, что ожидается в ближайшее время, не изменит экономической сути методов организации как инструмента денежно-кредитной политики, так как они будут продолжать лимитировать и сдерживать перелив безналичных денег в наличные и ограничивать использование наличности организациям  целом.

2.2. Организация безналичного оборота в РФ

Основную часть денежного  оборота составляет безналичный  денежный оборот. Он возникает тогда, когда денежные расчеты производятся без непосредственного использования наличных денег, т.е. при перечислении денег по счетам кредитных учреждений или зачетах взаимных требований. Безналичный оборот опосредует такие сферы хозяйственных отношений, как реализация продукции, работ и услуг; получение и возврат банковских кредитов; выплата и использование фактических доходов. Между налично-денежным и безналичным обращением существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот. 7

В России в настоящее время  много проблем связанных с  организацией безналичного денежного  оборота: у нас он как правило меньше, чем в развитых странах, практически отсутствуют безналичные расчеты между потребителями и магазинами, велико недоверие населения к банковской проблеме. Все это затрудняет действие механизма банковского мультипликатора.

Информация о работе Денежное обращение и денежный оборот