Денежно-кредитная политика: сущность, направления и инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:10, контрольная работа

Описание работы

Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования.
В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность денежно-кредитной политики государства …………………... .5
2. Инструменты денежно-кредитной политики ………………………………7
3. Основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики …………….………………………………….10
Заключение………………………………………………………………………13
Библиографический список…………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Финансы и кредит.docx

— 36.30 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное  учреждение высшего  
профессионального образования

«Уральский государственный экономический  университет»

 

кафедра экономики и правовой безопасности

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Финансы и кредит»

 

Денежно-кредитная политика: сущность, направления и инструменты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предварительная оценка________

Дата  защиты__________________

Оценка_______________________

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2013

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Сущность денежно-кредитной политики государства …………………... .5
  2. Инструменты денежно-кредитной политики ………………………………7
  3. Основные направления единой государственной

денежно-кредитной политики …………….………………………………….10

Заключение………………………………………………………………………13

Библиографический список…………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования.

В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический  рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью  приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики  страны задачи.

Перераспределение денежных ресурсов на кредитном рынке между  его участниками приводит к перераспределению  денежной массы страны между отраслями  экономики приоритетно с более  высокой доходностью. Такое взаимодействие приводит к созданию базы для ускоренных расчетов, внедрению автоматизированных новых способов, появляется более  широкие возможности для участников ссудного рынка. Все это способствует экономии издержек обращения и повышению  эффективности общественного воспроизводства  в целом.

Во всех этих процессах  немаловажную роль играют Центральные  банки, которые служат центром денежно-кредитной  системы любой страны.

Ежегодно Банк России совместно  с Правительством РФ определяет основные направления единой денежно-кредитной  политики и конкретные меры по поддержанию  покупательской способности рубля  и его валютного курса. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать.

Объектом исследования в данной контрольной работе является денежно-кредитная политика, предметом  исследования – инструментарий денежно-кредитной  политики.

Цель данной работы - изучить теоретические аспекты денежно-кредитной политики государства.

Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы  денежно-кредитной политики государства; 

- рассмотреть инструменты денежно-кредитной политики;

- проанализировать основные направления единой государственной денежно-кредитной политики.

В контрольной работе были использованы информационные материалы законодательных актов, труды отечественных и зарубежных авторов-исследователей, периодические издания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность денежно-кредитной политики государства

 

Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых  Центральным банком в целях регулирования  совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита  и денежного обращения.

Денежно-кредитная  политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства  субъектов системы бизнеса.

Целями денежно-кредитной политики являются:

1. Экономические цели, направленные на поддержание экономической активности и сокращение безработицы:

  • регулирование темпов экономического роста;
  • увеличение ВВП;
  • смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы;
  • сдерживание инфляции;
  • стимулировать рост объема денежно-кредитных операций;
  • достижение сбалансированности платежного баланса и другие.

2. Социальные задачи:

  • повысить уровень жизни населения;
  • сделать различные услуги более доступными и другие.

Методы, используемые в денежно-кредитной  политике, разнообразны, но наиболее распространенными из них являются:

  • изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки Центрального банка (учетная, или дисконтная политика);
  • изменение норм обязательных резервов банков;
  • операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;
  • регламентация экономических нормативов для банков (соотношения между кассовыми резервами и депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др.).

Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование  отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли).

К выборочным методам относятся:

  • прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);
  • регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды; ставками по депозитам и ставкам по кредитам и т.п.
  • учетная политика.

    В качестве проводника  денежно-кредитной  политики выступает  Центральный  эмиссионный банк  государства. Без  верной денежно-кредитной  политики, проводимой Центральным  банком, экономика не может эффективно  функционировать. Конкретные методы  и инструменты кредитно-денежной  политики Центрального банка  определены законом о Банке  России и отличаются большим  разнообразием.

    Сегодня в России рациональная  денежно-кредитная  политика призвана  минимизировать инфляцию, способствовать  устойчивому экономическому росту,  поддерживать курсовые соотношения  валютного курса, на экономически  обоснованном уровне, стимулируя  развитие ориентированных на  экспорт и импортозамещающих  производств.

   

 

2 Инструменты денежно-кредитной политики

 

 

Инструменты денежно-кредитной  политики соответствуют международной  практике. Вместе с тем возможности  их применения в полной мере  будут  зависеть от устранения оставшихся законодательных  ограничений по выпуску облигаций  Банка России и повышения степени  ликвидности государственных ценных бумаг в портфеле Банка России.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными  инструментами и методами денежно-кредитной  политики Банка России являются:

  1. Процентные ставки по операциям Банка России. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для  воздействия на рыночные процентные ставки.
  2. Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.
  3. Операции на открытом рынке. Под операциями Банка России на открытом рынке понимаются:

1) купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих  государственных ценных бумаг,  облигаций Банка России, а также  заключение договоров репо с  указанными ценными бумагами;

2) купля-продажа иных ценных  бумаг, определенных решением  Совета директоров, при условии  их допуска к обращению на  организованных торгах, а также  заключение договоров репо с  указанными ценными бумагами.

При осуществлении Банком России операций на открытом рынке с акциями допускаются  только заключение договоров репо, а также реализация Банком России акций в связи с ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств по договору репо.

  1. Рефинансирование банков. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.  Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.
  2. Валютные интервенции. Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
  3. Установление ориентиров роста денежной массы. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
  4. Прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

 

Банк России вправе применять  прямые количественные ограничения, в  равной степени касающиеся всех кредитных  организаций, в исключительных случаях  в целях проведения единой государственной  денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

  1. Эмиссия облигаций от своего имени. Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные направления единой государственной

денежно-кредитной политики

 

Выбор типа проводимой монетарной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков осуществляется Центральным  банком в каждом конкретном случае исходя из состояния хозяйственной  конъюнктуры. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом.

Информация о работе Денежно-кредитная политика: сущность, направления и инструменты