Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 12:27, реферат
Актуальность изучения денежных систем европейских стран возрастает в связи с всемирными глобализационными процессами в экономике и вообще во всех сферах жизни. Глобализация для Европы связана, прежде всего, с созданием единого экономического и политического пространства с единой валютой - евро. Но при этом необходимо учитывать и процессы регионализации, влияния экономических особенностей каждой страны на экономику всего Европейского союза, в том числе и влияния денежных систем стран - участников ЕС.
Франция же занимает лидирующее положение в Европейском Союзе, оказывает большое влияние на формирование кредитно-денежной политики всей объединенной Европы. Франция является одной из ведущих стран западных держав, занимая седьмое место среди всех стран мира -- 4,7% совокупного ВВП при 1% населения. По размерам территории (551 тыс. кв км) и населения (57 млн чел.), она принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. По уровню экономического развития уступает ФРГ и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы. Поэтому изучение денежной политики Франции необходимо рассматривать не только с точки зрения влияния на экономику страны, но и с точки зрения глобальных процессов интеграции.
Введение.
Основные институты кредитно-денежной системы Франции
Денежная система Франции до введения евро
Денежно - кредитная политика Франции
Влияние введения евро на экономику Франции
Заключение.
Список литературы.
Министерство образования и науки Украины
Крымский Экономический институт
ГВУЗ Киевский Национальный Экономический Университет
им.
В.Гетьмана
Реферат
по дисциплине
«Денежно-кредитные системы зарубежных стран»
на
тему:
«Денежно-кредитная
система Франции »
Выполнил
студент гр. КР - 41
Абдулкелямов З.
Симферополь - 2010
Содержание
Введение.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Актуальность изучения денежных систем европейских стран возрастает в связи с всемирными глобализационными процессами в экономике и вообще во всех сферах жизни. Глобализация для Европы связана, прежде всего, с созданием единого экономического и политического пространства с единой валютой - евро. Но при этом необходимо учитывать и процессы регионализации, влияния экономических особенностей каждой страны на экономику всего Европейского союза, в том числе и влияния денежных систем стран - участников ЕС.
Франция
же занимает лидирующее положение в Европейском
Союзе, оказывает большое влияние на формирование
кредитно-денежной политики всей объединенной
Европы. Франция является одной из ведущих
стран западных держав, занимая седьмое
место среди всех стран мира -- 4,7% совокупного
ВВП при 1% населения. По размерам территории
(551 тыс. кв км) и населения (57 млн чел.), она
принадлежит к числу наиболее крупных
стран Европы. По уровню экономического
развития уступает ФРГ и целому ряду малых
стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу).
На долю Франции приходится 17% промышленного
и 20% сельскохозяйственного производства
Западной Европы. Поэтому изучение денежной
политики Франции необходимо рассматривать
не только с точки зрения влияния на экономику
страны, но и с точки зрения глобальных
процессов интеграции.
1. Основные институты
кредитно-денежной системы Франции
До Первой мировой войны Франция, сильно отстав от других крупных капиталистических стран по развитию промышленности, интенсивно осуществляла накопление ссудных капиталов. С 1890 по 1912 г. сумма депозитов крупнейших банков страны возросла в 4 раза. Франция экспортировала за границу (в значительной мере в Россию) преимущественно не промышленный, а ссудный капитал.
Характер французского капитализма как ростовщического определил ту особенность кредитной системы Франции, что в ее деятельности большое место заняли операции, связанные с выпуском и размещением государственных займов, не только внутренних, но и внешних займов других государств.
С 20-х гг. Франция стала интенсивно развиваться в промышленном отношении и отошла от прежних «ростовщических» традиций. Французские банки стали широко внедряться в промышленность Франции, а некоторые из них вошли в число 50 крупнейших банков капиталистического мира.
Современная институты денежной системы Франции характеризуется такими чертами:
Основными звеньями кредитной системы Франции являются: 1) центральный банк - Банк Франции; 2) коммерческие банки; 3) специализированные кредитно-финансовые учреждения.
Во Франции нет деления кредитных институтов на банковские и небанковские; но введено различие между кредитными учреждениями, имеющие право принимать вклады до востребования и сроком до двух лет, и другими кредитными учреждениями, лишенными этого права. К последним относятся 800 учреждений, включая учреждения потребительского кредита (около 90), лизинговые компании движимого и недвижимого имущества (соответственно 108 и 132), учреждения жилищного кредита (150), факторинговые компании (14) и др.
Важнейшую
роль в регулировании деятельности кредитных
учреждений Франции играют Министерство
экономики и финансов и Банк Франции. Они
находятся во главе кредитной системы,
причем их обязанности после 1984г. распределены
примерно поровну: Министерство финансов
осуществляет скорее общее руководство,
а Банк Франции - контроль за деятельностью
кредитных учреждений. Но на практике
оба ведомства работают в теснейшей взаимосвязи.
Согласно закону «О банках» от 24.01.1984 г. во Франции выделяют 6 категорий кредитных учреждений и отдельной строкой выделена фондовая биржа (данные середины 90-х годов):
Всего: 2059.
До принятия закона «Об уставе Банка Франции» от 1993 года Банк Франции полностью зависел от Министерства финансов, он был одним из наименее независимых центральных банков. С принятием этого закона он получил право самостоятельно разрабатывать денежно-кредитную политику в рамках единой государственной политики.
После Второй мировой войны по закону от 2 декабря 1945 года Банк Франции стал выполнять функции только центрального банка, выполняемые им операции коммерческих банков значительно сократились, а его роль в кредитном регулировании возросла. Кроме изменения ставки учетного процента, Банк Франции начал осуществлять регулирование путем выполнения операций на открытом рынке. Согласно декрету от 9 января 1967 г. введена система обязательных банковских резервов: отдельно банки должны были держать на своем счете в Банке Франции 4,5% общей суммы своих текущих счетов и 2% суммы срочных депозитов.
Новое и специфическое явление в банковской системе Франции (в других странах этого не существует) -- введение с апреля 1971 г. норм обязательных резервов для коммерческих банков и финансовых обществ, которые они должны держать в Банке Франции против предоставленных ими кредитов. Первоначально эта норма была установлена очень незначительной -- 0,25%, но затем неоднократно повышалась и в апреле 1972г. достигла 4% для ранее выданных кредитов и 15% для прироста кредитов с апреля 1972 г.
Банк Франции является также банкиром правительства. Он ведет текущий счет казначейства, выполняет операции, связанные с обслуживанием государственного долга, и предоставляет кредиты правительству.
По закону «О банках» определены следующие типы банковских операций:
1. Непосредственно банковские операции, которые составляют суть финансового посредничества: привлечение вкладов населения; распределение кредитов; предоставление в распоряжение клиентов средств платежа и управление ими.
2. Дополнительные виды деятельности: валютные операции, операции с золотом, ценными металлами, монетами и ценными бумагами, консультации в области управления состоянием и финансового менеджмента, лизинговые операции.
3. Небанковские операции, главным образом в области страхования; по французскому законодательству их объем не должен превышать 10% объема чистого банковского продукта.
4. Участие в капитале других банков и предприятий.
В кредитной системе Франции различаются коммерческие депозитные банки, которые специализируются в области краткосрочных кредитных операций, и инвестиционные или деловые банки, финансирующие промышленность путем эмиссионно-учредительных операций.
Третьей разновидностью, занимающей промежуточное положение между депозитными и деловыми банками, являются так называемые банки долгосрочного и среднесрочного кредита. Централизованное регулирование, процессы образования и деятельности банков, предохранение банковской системы от банкротства, контроль количества денег и кредитов, страхование банковских депозитов должно осуществляться государством. Органом такого регулирования призван быть Банк Франции. Одним из способов регулирования является установление и изменение процентных ставок. Банк Франции осуществляет кредитование коммерческих банков. При повышении установленного им процента, при выдаче ссуды доступ коммерческих банков к кредитам затрудняется. Таким образом, возникает цепная реакция. Коммерческие банки также увеличивают свой процент. Такая денежно-кредитная политика называется ограничительной.
Во Франции очень развито банковское дело. Так, насчитывается 142 вида банковских кредитов, в том числе 32 для обслуживания текущей деятельности предприятий, 73 -- для инвестиций, 37--для частных лиц. При этом постоянно идет поиск наиболее эффективных видов кредитов.
Во Франции из 400 банков, входящих во Французскую ассоциацию банков, -- 168 иностранных банков. Преобладают филиалы крупных банков, имеющих огромную зарубежную сеть (около 400 на французской территории). На их долю приходится 9% депозитов, 11 % кредитов зарегистрированных во Франции банков. Такой же уровень интернационализации банков в США, а в Великобритании, Бельгии -- еще выше. Иностранные банки обычно специализируются на обслуживании внешнеэкономической деятельности и на операциях на рынке ссудных капиталов.
В свою очередь крупные французские банки имеют зарубежную сеть в 1000 городах в 106 странах, занимая по этому показателю второе место после США.
Во Франции весьма развита система различных кредитных кооперативных учреждений. В конце 1986 г. в стране было 192 таких учреждения и 11214 принадлежащих им отделений. Среди них по сумме активов первые два места занимают кредитные кооперативы, объединяемые Национальной кассой сельскохозяйственного кредита и Центральной кассой народных банков, которые имели 135 банков и 7268 отделений, или соответственно 70 и 65 % всего количества кооперативных банков и их отделений.
К специализированным кредитным институтам относится целый ряд кредитно-финансовых учреждений небанковского характера, значение и роль которых складывается по-разному в зависимости от источников формирования ресурсов и их использования. Они могут осуществлять лишь определенные операции в специфической области деятельности.
Во Франции существуют частные и государственные сберегательные кассы. Государственные входят в состав Государственной национальной сберегательной кассы (ГНСК).
По размерам активов наиболее крупным из этих учреждений является Депозитно-сохранная касса, созданная в 1916 г, для управления средствами государственной Национальной сберегательной кассы, объединяющей все сберегательные кассы при почтовых отделениях, и частных сберегательных касс. Кроме сберкасс в чистом виде существуют сберкассы при почтовых отделениях. Все эти сберкассы имеют право выдавать кредиты, хотя основную часть привлеченных ресурсов обязаны выдавать Депозитно-сохранной кассе - это полугосударственное учреждение, которое наделено особым уставом.