Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 12:27, реферат
Актуальность изучения денежных систем европейских стран возрастает в связи с всемирными глобализационными процессами в экономике и вообще во всех сферах жизни. Глобализация для Европы связана, прежде всего, с созданием единого экономического и политического пространства с единой валютой - евро. Но при этом необходимо учитывать и процессы регионализации, влияния экономических особенностей каждой страны на экономику всего Европейского союза, в том числе и влияния денежных систем стран - участников ЕС.
Франция же занимает лидирующее положение в Европейском Союзе, оказывает большое влияние на формирование кредитно-денежной политики всей объединенной Европы. Франция является одной из ведущих стран западных держав, занимая седьмое место среди всех стран мира -- 4,7% совокупного ВВП при 1% населения. По размерам территории (551 тыс. кв км) и населения (57 млн чел.), она принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. По уровню экономического развития уступает ФРГ и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы. Поэтому изучение денежной политики Франции необходимо рассматривать не только с точки зрения влияния на экономику страны, но и с точки зрения глобальных процессов интеграции.
Введение.
Основные институты кредитно-денежной системы Франции
Денежная система Франции до введения евро
Денежно - кредитная политика Франции
Влияние введения евро на экономику Франции
Заключение.
Список литературы.
В области активных операций Депозитно-сохранная касса занимается выдачей кредитов местным и государственным органам власти, а также жилищные кредиты. Также свои ресурсы депозитно-сохранные кассы формируют за счет ресурсов пенсионных касс (их около 400) и страховых компаний.
Рассмотрим
государственные органы регулирования
банковской деятельности.
Консультационные:
1) Национальный комитет по кредиту (с 1945г.) - президентом является министр финансов, а вице-президентом -- управляющий Банком Франции. В комитет, состоящий из 46 членов, входят 8 представителей различных министерств, а большинство других членов, представляющих различные отрасли хозяйства, утверждаются министром финансов. Комитет рассматривает общие вопросы, связанные с кредитной системой, состоянием денежного обращения. Публикуются его ежегодные доклады. Национальный комитет по кредиту наделен правом контроля над кредитом и банками (определение условий кредита, минимальных обязательных банковских резервов и т.д.).
2)
Консультационный комитет пользователей
- занимается вопросами, связанными с защитой
прав клиентов, взаимоотношениями между
кредитными учреждениями и их клиентами
и т.д.
Регламентирующие:
1) Комитет по регламентации банковской деятельности (с 1984г. ) - определяет права и законы, обязательные к исполнению и касающиеся юридических и финансово-правовых вопросов. Его нормативные акты имеют наибольшую юридическую силу по отношению с нормативными актами других комитетов. Устанавливает правила функционирования кредитных учреждений, дает им предписания о финансовых условиях их деятельности, определяет порядок открытия отделений и условия участия в капиталах других учреждений. В его составе 6 человек, тесно работает с Банком Франции.
2)
Комитет кредитных учреждений занимается
более частными задачами, проводит аттестацию
и выдачу лицензий. Он принимает решения,
касающиеся их деятельности, проверяет,
соответствует ли данное кредитное учреждение
уставным требованиям с точки зрения правового
статуса, технических и финансовых средств,
качества акционеров, личных и профессиональных
качеств двух руководящих лиц.
Контролирующие:
Банковская комиссия - занимается административным и юридическим надзором за деятельностью кредитных учреждений. В ее состав входят 6 членов, являющихся главным образом представителями правительственных органов.
Под административным надзором понимается контроль за соблюдением банковского законодательства путем проверки бухгалтерских счетов и отчетов, направленных кредитным учреждением в комиссию по итогам своей деятельности, а также путем проведения ревизий на местах, проводимых по распоряжению комиссии инспектором Банка Франции раз в 4-5 лет (комиссия обладает широкими полномочиями по проверке любой банковской документации).
2. Денежная система
Франции до введения евро.
В 1799 году вводится единая денежная валюта - ливр.
В 1803 году Франция переходит к системе биметаллизма и официальной денежной единицей становится франк. По закону 1803 г. золото и серебро подлежали свободной чеканке, а монеты из обоих металлов имели неограниченную силу законного платежного средства. Из 1 кг золота чеканилось 3100 франков, а из 1 кг серебра -- 200 франков (т.е. соотношение 1: 15,5).
С 1865 по 1878 гг. Франция возглавляла Латинский монетный союз. В 1873 году Франция отменяет свободную чеканку серебра и официально переходит к золотомонетному стандарту (1 франк = 0,29гр золота). Однако за ранее отчеканенными пятифранковыми серебряными монетами была сохранена неограниченная сила законного платежного средства. Поэтому французская денежная система была золотым монометаллизмом «хромающего типа».
Золотомонетный стандарт просуществовал до первой мировой войны по август 1914 года. 5 августа 1914 г. был издан закон, отменивший размен банкнот Банка Франции на золото и предоставивший ему право выпуска банкнот с принудительным курсом. Золотые монеты ушли из обращения, а последнее было заполнено неразменными банкнотами, переродившимися в бумажные деньги. Начинается эра инфляции.
О масштабах инфляции во Франции в это время свидетельствуют следующие данные: за 1913-18 гг. количество банкнот в обращении возросло с 5,7 до 31,1 млрд фр., сумма вкладов на текущие счета в главных коммерческих банках -- с 4,6 до 8,1 млрд фр., а индекс оптовых цен повысился в 3,4 раза.
Инфляция
во Франции носила более продолжительный
характер, чем в других капиталистических
странах, и продолжалась вплоть до 1926 г.
Среди причин можно выделить следующие:
Так,
к 1926 году объем производства сократился
на 80%, покупательная способность франка
снизилась в 10 раз по сравнению с довоенным
уровнем.
Поворот от инфляции к стабилизации франка начался только в 1926 г. Государственный бюджет был сбалансирован с помощью дополнительных налогов. В результате проведения дефляционной политики денежная масса в 1926--1927 гг. несколько сократилась, а в 1928 г. была проведена денежная реформа. Франция не восстановила размена банкнот на золото по довоенному золотому паритету, а провела скрытую девальвацию: хотя банкноты подлежали размену на золото в слитках по номиналу, золотое содержание франка было уменьшено почти в 5 раз -- с 0,290323 г до 0,05895 г чистого золота. Девальвация франка узаконила конфискацию 4/5 всех денежных сбережений. Итогом денежной реформы 1928 г. во Франции было введение золотослиткового стандарта (просуществовал до 1936 года), причем обратимость банкнот в золото была урезана: банкноты подлежали размену на золотые слитки лишь при условии предъявления их к размену на сумму не менее 215 тыс. франков, что равнялось 12,7 кг золота. Тем самым для мелких держателей банкноты были фактически неразменны.
Золотой запас Банка Франции с июня 1928 г. до конца 1932 г. увеличился почти в 3 раза (с 29 до 83 млрд франков). Опираясь на свои возросшие золотые запасы, Франция возглавила в 1933 году Золотой блок, в который вошло еще несколько западноевропейских стран (Бельгия, Голландия, Швейцария). Ведущая роль Франции в золотом блоке и ее борьба за сохранение золотого стандарта объяснялись заинтересованностью в золотом стандарте влиятельных в этой стране рантье. Кроме того, французское, правительство опасалось недовольства широких слоев мелкой буржуазии в случае отмены золотого стандарта и нового обесценения франка.
Причины сохранения золотого стандарта в годы мирового экономического кризиса:
Несмотря на это кризис в 1936 году достигает Франции. Среди причин можно выделить следующие:
Осенью 1936 года прекращается обмен франков на золото и происходит девальвация франка на 25%. В это время четко не фиксируется золотое содержание франка (оно колеблется от 0,038 до 0,044 грамм золота). Из-за этого появляется понятие «блуждающий франк».
Несмотря на девальвацию французский экспорт не увеличился, что объяснялось «валютными войнами» Англии и США. Поэтому для поддержания курса франка в октябре 1936 года Франция создает Стабилизационный валютный фонд, размер которого засекречен. После этого Франция проводит целый ряд девальваций до начала второй мировой войны, в результате чего франк теряет около 90% своего довоенного золотого содержания.
С начала второй мировой войны вводятся валютные ограничения и франк становится неконвертируемой валютой.
Особенностью военной инфляции во Франции, по сравнению с США и Англией, являлось то, что она усугублялась ограблением Франции гитлеровской Германией. Чрезвычайные оккупационные затраты составили более 1 трлн. франков. Эти затраты финансировались за счет внешних займов и за счет кредитов Банка Франции. Это стало главной причиной огромных бюджетных дефицитов, покрывавшихся путем инфляционного выпуска бумажных денег.
С конца 1939 г. по сентябрь 1944 г. банкнотное обращение Банка Франции увеличилось со 151 до 642 млрд фр., т.е. на 491 млрд фр., а чрезвычайные ссуды банка правительству составили на конец 1944 г. 426 млрд фр.
Инфляция во Франции в период Второй мировой войны усугублялась резким упадком производства и товарооборота в результате экономической разрухи, вызванной фашистской оккупацией. Индекс промышленной продукции в 1945 г. сократился по сравнению с 1939 г. в 2,7 раза. Промышленное производство снизилось на 70%, сельское хозяйство - в два раза. Все это привело к росту цен (они возросли в 3 раза) и к огромному дефициту государственного бюджета, который обусловлен крупными военными расходами, а также расходами, связанными с государственным регулированием экономики и осуществлением «политики роста».
Высокие темпы инфляции имели место вплоть до конца 50-х годов. В целом на протяжении 1945-58 гг. Франция проводит 8 скрытых девальваций. В результате девальвации 1958 г. золотое содержание франка было снижено на 17,5% и сведено к 0,0018 г, т.е. уменьшилось в 161 раз по сравнению с его золотым содержанием в 1914 г. Покупательная сила франка, измеряемая по индексу розничных цен, в конце 1958 г. была в 180 раз меньше, чем в 1928 г. Курс франка по отношению к доллару резко упал: перед Второй мировой войной (в 1938 г.) 1 долл. равнялся 37,5 фр., а в конце 1958 г. -- 493,7 фр.
В результате многочисленных девальваций франк стал настолько «невесомым», что правительство сочло нужным «утяжелить» его с помощью деноминации. Деноминация была проведена в начале 1960 г. и выразилась в укрупнении франка в 100 раз. Новый франк (который стал называться «тяжелым») равнялся 100 старым; он получил золотое содержание в 0,18 г чистого золота, а курс доллара в новых франках был установлен в 4,937 фр.
Девальвация 1958 г. сыграла определенную роль в усилении экспорта французских товаров на мировой рынок. С 1959 года Франция вступает в полосу стабилизации, которая длится по 1967 год, происходит рост производства за счет обновления основного капитала, растет экспорт. В течение следующего десятилетия торговый и платежный балансы Франции, как правило, сводились с активным сальдо, а ее золотовалютные резервы возросли в 7 раз: с 1050 млн долл. в конце 1958 г. до 6994 млн долл. в конце 1967 г., в 8 раз сократилась внешняя задолженность. В результате Франция в 1967 году отменяет валютные ограничения по валютным операциям. Однако внутренний процесс инфляции продолжался, что нашло выражение в систематическом повышении товарных цен. Так, с 1962 г. по август 1971 г. индекс розничных цен поднялся на 55%.
В связи с нарастанием инфляции правительство Франции еще в сентябре 1963 г. провозгласило «план стабилизации», включавший блокирование розничных цен и заработной платы, ряд мер кредитной рестрикции (ограничение банковских кредитов предприятиям и потребительского кредита, повышение учетной ставки Банка Франции), а также меры по сокращению бюджетного дефицита путем значительного увеличения налогов. Сущность «плана стабилизации» заключалась в наступлении на жизненный уровень трудящихся масс путем «замораживания» заработной платы и возрастания налогового бремени. Но реальной стабилизации франка не произошло: государственные расходы и денежная масса продолжали увеличиваться, а покупательная сила франка падать.
Инфляционный рост цен во Франции в 1967 г. ухудшили конкурентоспособность французских товаров на мировом рынке, что отрицательно сказалось на торговом и платежном балансах страны. Массовая национальная забастовка трудящихся в мае-июне 1968 г. вызвала паническое бегство капиталов из Франции.
В 1969 году с отставкой генерала де Голя Францию охватывает социальный кризис. В результате этого 10 августа 1969 года Франция проводит очередную девальвацию франка: правительство объявило о снижении его золотого содержания с 0,18 до 0,16 г чистого золота, т.е. на 11,1%, а курс франка по отношению к доллару упал с 4,937 фр. до 5,554 фр. за 1 долл. Однако девальвация франка и последующие мероприятия не ликвидировали корней инфляции; рост розничных цен продолжался. Так, с 1970 г. по июнь 1972 г: индекс потребительских цен повысился на 11%.