Денежные расчеты на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Существуют различные способы такого анализа. В частности, своеобразным барометром возникновения финансовых затруднений является тенденция сокращения доли денежных средств в составе текущих активов предприятия при возрастающем объеме его текущих обязательств. Поэтому ежемесячный анализ соотношения денежных средств и наиболее срочных обязательств (срок которых заканчивается в текущем месяце) может дать достаточно красноречивую картину .избытка (недостатка) денежных средств на предприятии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Безналичный и наличный денежный оборот…..…………..4
1.1 Безналичный денежный оборот предприятий, его структура и эффективность…………………………………………………………………….4
1.2 Основные формы безналичных расчетов…………………………………...8
1.3 Правила и порядок расчетов наличными денежными
средствами………………………………………………………………………..15
Глава 2. Контроль за денежными оборотами на предприятии………………………………………………………………………19 2.1 Планирование денежных потоков…………………………………………..19
2.2 Банковский контроль за денежным оборотом……..................................21
2.3 Анализ денежного оборота………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………..30 Список использованных источников и литературы……………………….….31

Файлы: 1 файл

Денежные расчеты в организации на предприятии .docx

— 65.87 Кб (Скачать файл)

В случае отсутствия или  недостаточности денежных средств  на счёте плательщика, а также  если договором банковского счёта  не определены условия оплаты расчётных  документов сверх имеющихся на счёте  денежных средств, платёжные поручения  помещаются в картотеку «Расчётные документы, не оплаченные в срок». При  этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платёжного поручения проставляется отметка  в произвольной форме о помещении  в картотеку с указанием даты. Оплата платёжных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

При оплате платёжного поручения  на всех экземплярах расчётного документа  в поле «Списано со счёта плательщика» проставляется дата списания денежных средств со счёта плательщика (при  частичной оплате — дата последнего платежа), а в поле «Отметки банка» проставляются штамп банка и  подпись ответственного исполнителя.

Банк обязан информировать  плательщика по его требованию об исполнении платёжного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счёта.

Аккредити́в — это условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению приказодателя (плательщика по аккредитиву), осуществить платеж в пользу бенефициара (получателя средств по аккредитиву) указанной в аккредитиве суммы по представлении последним в банк документов в соответствии с условиями аккредитива в указанные в тексте аккредитива сроки, или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести такие платежи или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель)3

 Аккредитивы используются  как форма расчетов в торговой  сделке, наряду с авансом, инкассо и открытым счетом (или оплатой по факту). Кроме того, в международной торговле, в отличие от внутрироссийской практики, аккредитив используется в качестве средства финансирования сделки по аналогии с банковской гарантией

— покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные)

- При открытии покрытого  (депонированного) аккредитива Банк-эмитент  перечисляет за счет средств  плательщика или предоставленного  ему кредита сумму аккредитива  (покрытие) в распоряжение Исполняющего  банка на весь срок действия  аккредитива. 

- При открытии непокрытого  (гарантированного) аккредитива Банк-эмитент  предоставляет Исполняющему банку  право списывать средства с  ведущегося у него корреспондентского  счета Банка-эмитента в пределах  суммы аккредитива либо указывает  в аккредитиве иной способ  возмещения исполняющему банку  сумм, выплаченных по аккредитиву  в соответствии с его условиями.

— отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными)

- В случае изменения  условий или отмены отзывного  аккредитива Банк-эмитент обязан  направить соответствующее уведомление  получателю средств не позже рабочего дня, следующего за днем изменения условий или отмены аккредитива.

- Условия безотзывного  аккредитива считаются измененными  или безотзывный аккредитив считается  отмененным с момента получения  Исполняющим банком согласия  продавца. Частичное принятие изменений  условий безотзывного аккредитива  получателем средств не допускается.4

 Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя обслуживающему его банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое или физическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми оно вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодержателем является юридическое или физическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Вместе с чеками банк обязан выдать фирме-клиенту чековую карточку (идентификационную карточку). Она выдается в одном экземпляре и идентифицирует чекодателя по каждому выданному им чеку. На лицевой стороне этой карточки указываются: наименование банка и его местонахождение; название "чековая карточка", наименование фирмы-клиента; подпись чекодателя; номер счета чекодателя; а на оборотной - условия оплаты чеков банком и проставляются печать и подпись ответственного работника банка.

Чек должен быть предъявлен указанному в чеке плательщику в течение  срока действия чека. Отзыв чека до истечения срока для его  предъявления не допускается. Выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан. Чек  должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  1. наименование "чек", включенное в текст документа;
  2. поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;
  3. наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;
  4. указание валюты платежа;
  5. указание даты и места составления чека;
  6. подпись лица, выписавшего чек, - чекодателя. Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его законности. Чек, не содержащий указания места его составления, рассматривается как подписанный в месте нахождения чекодателя.

       Банки гарантируют оплату чеков при соблюдении следующих условий:

  1. чек выписан на сумму не более указанной на его оборотной стороне и в чековой карточке;
  2. подпись чекодателя должна соответствовать образцу подписи, проставленной на чековой карточке;
  3. номер счета фирмы-чекодателя, указанный в чеке, должен соответствовать номеру, указанному на чековой карточке;
  4. идентификация чекодателя осуществляется путем сравнения его паспортных данных с данными, указанными в чековой карточке;
  5. чек должен быть оплачен в полной сумме, на которую он выписан, без какой-либо комиссии.

Фирма, принимающая в оплату чеки, обязана проверить соблюдение перечисленных  условий.

Чек оплачивается за счет средств  чекодателя. Принимая к оплате чек, банк-плательщик обязан удостовериться в подлинности чека, а также  в том, что предъявитель чека является уполномоченным по нему лицом.

 Права по чеку могут быть переданы, за исключением именного чека, который не подлежит передаче. В переводном чеке индоссамент на плательщика имеет силу расписки за получение платежа. Индоссамент, совершенный плательщиком, является недействительным. Лицо, владеющее переводным чеком, полученным по индоссаменту, считается его законным владельцем, если оно основывает свое право на непрерывном ряде индоссаментов. При оплате индоссированного чека плательщик обязан проверить правильность индоссаментов, но не подписи индоссантов.

 Инкассо — банковская расчётная операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает на основании расчётных документов причитающиеся клиенту денежные средства от плательщика за отгруженные в адрес плательщика товаро-материальные ценности и оказанные услуги и зачисляет эти средства на счёт клиента в банке.5

Инкассо может быть чистым и документарным.

Чистое инкассо — это инкассо финансовых документов (переводные и простые векселя, чеки и другие подобные документы, используемые для получения платежей), когда они не сопровождаются коммерческими документами.

Документарное инкассо — это инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами (счета, транспортные и страховые документы и пр.), а также инкассо только коммерческих документов. Документарное инкассо в международной торговле представляет собой обязательство банка получить по поручению экспортёра от импортёра сумму платежа по контракту против передачи последнему товарных документов и перечислить её экспортёру.

 Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее — банк — эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк — эмитент вправе привлекать другие банки (далее — исполняющий банк).

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться  по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в  безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

 

    1.3.   Правила и порядок  расчетов наличными денежными   средствами.

Предприятия, объединения, организации  и учреждения (в дальнейшем –предприятия) независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков (далее - банках).

Предприятия производят расчеты  по своим обязательствам с другими  предприятиями, как правило, в безналичном  порядке через банки или применяют  другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в  соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Предельный размер расчета  наличными деньгами по одному платежу установлен Указанием Банка России от 20 ноября 2007 года № 1843-У и составляет по одной сделке 100 тысяч рублей.6

Не будет нарушением и  приобретение за наличный расчет товара на 150 000 руб. у индивидуального предпринимателя, ведь предельный размер расчетов наличными  деньгами установлен только для расчетов между юридическими лицами.

       А вот расчет наличными денежными средствами с ООО или ОАО, или ЗАО на сумму 150 000 руб. представляет собой административное правонарушение.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие  должно иметь кассу и вести  кассовую книгу по установленной  форме.

Прием наличных денег предприятиями  при осуществлении расчетов с  населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Кассовые операции оформляются  типовыми межведомственными формами  первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

Прием наличных денег кассами  предприятий производится по приходным  кассовым ордерам, подписанным главным  бухгалтером или лицом на это  уполномоченным письменным распоряжением  руководителя предприятия.

О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому  ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового  аппарата.

Выдача наличных денег  из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или  надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и  др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия  или лицами на это уполномоченными. При выдаче денег по расходному кассовому  ордеру или заменяющему его документу  отдельному лицу кассир требует предъявления документа (паспорта или другого  документа), удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда  он выдан и отбирает расписку получателя. Расписка в получении денег может  быть сделана получателем только собственноручно чернилами или  шариковой ручкой с указанием  полученной суммы: рублей - прописью, копеек - цифрами. При получении денег  по платежной (расчетно-платежной) ведомости  сумма прописью не указывается.

Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают  в кассовой книге. Каждое предприятие  ведет только одну кассовую книгу, которая  должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      2. Контроль за денежными оборотами.

2.1    Планирование денежных потоков.

Управление денежными  потоками является одним из важнейших  направлений деятельности финансового  менеджера. Оно включает в себя расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного  потока, его прогнозирование, определение  оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств  и т.п. Значимость такого вида активов, как денежные средства, определяется тремя основными причинами:

ü  рутинность денежные средства используются для выполнения текущих операций, поскольку между входящими и исходящими денежными потоками всегда имеется временной лаг, предприятие вынуждено постоянно держать свободные денежные средства на расчетном счете;

ü  предосторожность - деятельность предприятия не носит жестко предопределенного характера, поэтому денежные средства необходимы для выполнения непредвиденных платежей;

Информация о работе Денежные расчеты на предприятии