Денежные расчеты в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 19:48, лекция

Описание работы

1. Расчеты: виды и формы
2. Безналичные расчеты
3. Основные правила регулирования валютных операций
4. Контроль над своевременностью и полнотой расчетов

Файлы: 1 файл

Denezhnye_raschety_v_organizatsii.docx

— 35.27 Кб (Скачать файл)

 Тема: ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЕТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ

  1. Расчеты: виды и формы
  2. Безналичные расчеты
  3. Основные правила регулирования валютных операций
  4. Контроль над своевременностью и полнотой расчетов

 

1.Расчеты: виды  и формы

 

Осуществляя хозяйственную деятельность, организация сталкивается с необходимостью проводить расчеты как внутри организации, так и вне ее. Внутренние расчеты связаны с выплатой заработной платы и подотчетных сумм работникам, дивидендов акционерам и др. Внешние расчеты обусловлены финансовыми взаимоотношениями по поводу поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, закупки сырья и материалов, уплаты налогов, взносов во вне-

бюджетные фонды, получения и возврата кредита и др.

Все расчеты организации можно разделить на две группы:

• платежи по товарным операциям — операции, связанные с движением товара (расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, комиссионерами и комитентами);

• расчеты по нетоварным операциям — операции, не обусловленные движением товара и связанные лишь с движением денежных средств (расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, учредителями, акционерами, подотчетными лицами, доверителями и поверенными, кредитными организациями).

Расчеты по товарным операциям осуществляются следующими видами платежей:

• платежными поручениями;

• плановыми платежами;

• платежными требованиями-поручениями;

• аккредитивами;

• расчетными чеками;

• зачетом взаимных требований;

• векселями;

• встречным движением товара (товарообменные операции).

По нетоварным операциям расчеты осуществляются только с помощью платежных поручений.

Наличная и безналичная формы расчетов.

 Внутрифирменные расчеты и некоторые из внешних могут осуществляться наличными деньгами через кассу организации. Наличные расчеты с юридическими лицами ограничены суммами, устанавливаемыми Центральным банком РФ.

Внешние расчеты ведутся, как правило, в безналичной форме. Посредником в таких расчетах служит коммерческий банк.

 Организация  открывает в коммерческих банках  следующие счета:

1. Расчетные счета, предназначенные для осуществления текущих платежей по распоряжению организации и зачисления поступлений денежных средств в адрес организации. Количество расчетных счетов, открываемых организации различными коммерческими банками, законодательно не ограничено. Однако если организация служит недоимщиком по платежам в бюджет, то она должна выбрать по своему усмотрению один счет (так называемый счет недоимщика), на который должны аккумулироваться все суммы, поступающие в адрес этой организации во все другие банки. Для открытия расчетного счета требуется разрешение налоговой инспекции, которое выдается по заявлению организации.

2. Текущие счета, открывающиеся для некоммерческих учреждений и организаций, не являющихся юридическими лицами (например, филиалов). Перечень операций по текущему счету ограничен, а распоряжаться средствами с текущего счета можно лишь в строгом соответствии с утвержденной сметой.

3. Специальные счета, применяемые для хранения средств строгого целевого назначения.

4. Валютные счета, предназначенные для расчетов в иностранной валюте. Эти счета открываются в коммерческих банках, имеющих лицензию Центрального банка РФ на ведение валютных операций. Счета могут открываются в любой из свободно конвертируемых валют, причем на каждый вид валюты — отдельный счет. Кроме того, организация может иметь счета в евро, в замкнутых (национальных) валютах в пределах установленных квот на экспорт товаров (работ, услуг) или в валюте клиринговых расчетов.

 В соответствии с  валютным законодательством организации  открывается

одновременно с валютным счетом и транзитный счет, на который предварительно зачисляется валютная выручка. С этого счета организация в обязательном порядке продает на внутреннем рынке 10% валютной выручки по курсу Центрального банка РФ. Остаток валютной выручки с транзитного счета зачисляется на валютный счет организации. Намечается тенденция к постепенному уменьшению

Валютный клиринг — межправительственное соглашение о взаимном зачете встречных требований и обязательств, вытекающих из стоимостного равенства товарных поставок и оказываемых услуг, доли валютной выручки, подлежащей обязательной продаже на внутреннем рынке, что, в конечном итоге, приведет к ее отмене.

Размер процентов определяется ставкой рефинансирования, действующей на день исполнения денежного обязательства в месте нахождения предприятия-клиента. Если удержанные банком суммы выражены в иностранной валюте, то проценты взыскиваются по ставке валютного депозита банка-должника по день уплаты суммы кредитору.

 

2. Безналичные  расчеты

 

Безналичные расчеты осуществляются в соответствии со следующими правилами.

  • Банк принимает на себя обязательство хранить денежные средства клиента, зачислять на его расчетный и другие счета поступающие суммы, выполнять распоряжения клиента о перечислении средств и выдаче их наличными.
  • Средства с расчетного счета списываются на основании документально оформленного распоряжения владельца счета.
  • Без распоряжения клиента денежные средства списываются лишь по решению суда и в других законодательно установленных случаях.
  • При наличии на счете клиента денежных сумм, достаточных для удовлетворения всех требований, предъявленных счету, средства списываются в соответствии с распоряжениями клиента и других документов на списание в порядке календарной очередности, если иное не предусмотрено законом.

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание сумм в покрытие обязательств организации осуществляется в очередности,

установленной законом:

• в первую очередь списывают суммы, присужденные судом и оформленные исполнительными листами, предусматривающими перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

• во вторую очередь списывают по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий, и оплате

труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, выплату вознаграждении по авторским договорам;

• в третью очередь списывают по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по части единого социального налога, перечисляемой в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования;

• в четвертую очередь списывают суммы по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей

очереди;

• в пятую очередь списывают по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

• в шестую очередь списывают по другим платежным документам в порядке календарной очередности поступления документов.

Средства списываются со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, в порядке календарной очередности поступления документов. Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются в договоре.

Расчеты платежными поручениями — широко распространенная форма расчетов по товарным и нетоварным операциям. Как правило, ими оформляются предварительная оплата товаров и услуг. В таком случае составляется платежное поручение на сумму предварительного взноса, а после выполнения условий договора вносится остаток суммы сделки. Допустимая сумма предварительной оплаты не должна превышать 50% суммы договора, в этом случае сохраняется паритет сторон. При требовании поставщика внести 100% суммы в виде аванса нарушаются права покупателя, который изымает из своего оборота денежные средства и, по сути, кредитует поставщика. Такая форма расчетов целесообразна лишь при условии предоставления покупателю значительных скидок.

Расчеты плановыми платежами используются при наличии долговременных хозяйственных связей между поставщиками и покупателями, связанных с равномерными и постоянными поставками товаров и услуг. Эта форма предполагает оплату не конкретной поставки, а периодическое перечисление платежными поручениями заранее оговоренных сумм в соответствии с планом поставки.

Платежные требования представляют собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных документов (счета-фактуры, накладных, товарно-транспортных накладных и др.) стоимость товаров и услуг. Непременное условие этой формы платежа — согласие плательщика на списание денежных средств с его счета, или акцепт. Акцепт оформляется подписями руководителя и главного бухгалтера и скрепляется печатью. Отказ от акцепта платежного требования-поручения заявляется в течение трех рабочих дней, не считая дня поступления его в банк плательщика. Отказ должен быть обоснован и подтвержден ссылками на условия договора. Безакцептно могут списываться лишь требования, разрешенные в законодательном порядке.

Аккредитивная форма используется только при иногородних расчетах. Аккредитив — это поручение банка покупателя банку поставщика оплатить сумму, предусмотренную в аккредитивном заявлении на условиях предоставления поставщиком соответствующих документов. Аккредитивы бывают покрытыми (депонированными) и непокрытыми (гарантированными). Покрытые аккредитивы предполагают предварительное депонирование средств плательщика на специальном счете в банке. По окончании срока аккредитива неиспользованный остаток зачисляется обратно на счет клиента. Выдача непокрытых аккредитивов производится банками под свою гарантию платежеспособным первоклассным клиентам. На каждом аккредитиве указывается его вид — отзывной или безотзывный.

 Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком покупателя по его поручению без согласования с поставщиком.

Безотзывный аккредитив не может быть изменен без согласия поставщика, в пользу которого он был открыт.

Аккредитивная форма ускоряет расчеты между покупателями и поставщиками, в то же время имеет значительное преимущество по сравнению с предварительной оплатой. Исключается бестоварное движение денежных средств. Даже при использовании покрытых аккредитивов денежные средства плательщика не служат бесплатными кредитными ресурсами для получателя, а лишь депонируются банком для обеспечения своих гарантий. Поставщик получает оплату сразу же после осуществления отгрузки товаров в адрес покупателя и предъявления отгрузочных документов в свой банк.

Расчетные чеки используются при расчетах в момент совершения хозяйственных операции. Расчетный чек выписывается покупателем и передается получателю, который затем предъявляет чек в свой банк для оплаты. Как и аккредитив, чеки могут быть покрытыми за счет средств клиента, зачисленных на специальный счет в банке, и непокрытыми, то есть гарантированными банком. На основании заявления клиента банк выдает ему чековую книжку на общую сумму, требующую расчета чеками.

Бартерная сделка — это безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами, оформленный единым договором (контрактом). Оценка товаров проводится для обеспечения эквивалентности обмена, а также для определения таможенной стоимости при экспортно-импортных операциях. Условием эквивалентности служит их договорная цена,

а в международных расчетах — мировые цены. Товарообменные операции основаны на договоре мены. При договоре мены каждая из сторон становится одновременно и продавцом и покупателем. В соответствии с законодательством стоимость товаров, подлежащих обмену, признается равноценной, если только в договоре не указывается их неравнозначность. В последнем случае сторона, передающая товар, цена на который ниже стоимости получаемого в обмен товара, должна произвести доплату или поставить больше товара. Расходы на передачу и принятие товаров осуществляются той стороной, которая обязалась по договору нести эти расходы. Если по договору мены передача товаров не совпадает по времени, то договор считается выполненным, а товар реализованным лишь при условии получения товаров обеими сторонами, то есть применяются правила о встречном исполнении обязательств. В некоторых случаях стороны на основании ст. 570 ГК РФ сами устанавливают момент перехода прав собственности на обмениваемые товары.

В практике расчетов широко применяются взаимозачеты и взаиморасчеты. Взаимозачеты используются в целях ускорения оборота средств, обеспечения исполнения бюджета. При взаимозачетах используются клиринговые схемы. Сторона во взаимозачете, в чью пользу должна быть перечислена разница, готовит документы в банк и получает не всю денежную выручку, а только разницу, превышающую ее обязательства перед другой стороной.

Для ускорения расчетов и увеличения оборачиваемости активов используется факторинг. Это форма привлечения заемных средств, вид финансовых услуг, оказываемых специализированными компаниями (фактор-фирмами) или банками. Основной принцип факторинга — покупка фактор-фирмой (банком) у своего клиента-поставщика требований к его покупателям. Фактически фактор-фирма(банк) покупает дебиторскую задолженность. В течение 2—3 дней банк оплачивает от 70 до 90% требований в виде аванса. Оставшаяся часть выплачивается клиенту банка после поступления средств. Таким образом, банк (фирма) фактически финансирует клиента.

Информация о работе Денежные расчеты в организации