Денежные расчеты в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 19:48, лекция

Описание работы

1. Расчеты: виды и формы
2. Безналичные расчеты
3. Основные правила регулирования валютных операций
4. Контроль над своевременностью и полнотой расчетов

Файлы: 1 файл

Denezhnye_raschety_v_organizatsii.docx

— 35.27 Кб (Скачать файл)

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования. Однако, как правило, факторинговому обслуживанию не подлежат: предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых невелика; предприятия, производящие узкоспециализированную или нестандартную продукцию; строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками; фирмы, реализующие продукцию на условиях послепродажного обслуживания; предприятия, практикующие авансовые платежи или бартер.

Векселя, казначейские обязательства и другие ценные бумаги. При осуществлении своей производственно-хозяйственной деятельности организация может пользоваться предоставленным ему поставщиком коммерческим кредитом отсрочкой или рассрочкой платежа за реализованную продукцию, выполненные работы или предоставленные услуги. Отсрочка или рассрочка платежа равносильны краткосрочному кредиту и покупатель должен уплатить поставщику проценты. Коммерческий кредит предоставляется в форме открытого счета или вексельной форме.

Расчеты по открытому счету представляют собой обычную форму предъявления поставщиком покупателю расчетных документов и открытия счета дебитора без оформления долгового обязательства. Задолженность дебитора погашается по мере поступления денежных средств на расчетный счет поставщика.

Вексель — это долговое письменное обязательство выплатить указанную в векселе сумму в оговоренный срок. Вексель используется как форма коммерческого кредита и как средство платежа. Это ценная бумага, дающая бесспорное право его владельцу (векселе-держателю) требовать с должника уплаты суммы обязательства. Различают два вида векселей: простой и переводной.

Простой вексель (соло) — ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить по наступлении срока определенную сумму векселедержателю

Переводной вексель (тратта) — содержит приказ векселедателя плательщику об уплате указанной в векселе суммы третьему лицу(ремитенту). Главным условием переводного векселя является его акцепт плательщиком (трассатом). В противном случае трассат не становится должником по отношению к получателю по векселю. Получатель должен до наступления срока платежа предложить плательщику акцептовать вексель. Если плательщик не акцептовал вексель, то должником по нему становится векселедатель (трассант). Отказ от уплаты по векселю должен быть удостоверен нотариусом или в суде. Векселедержатели могут подать иск в суд по

опротестованным векселям на сумму большую, чем указана в векселе, поскольку они несут издержки и потери, вызванные несвоевременным погашением задолженности.

Вексель должен иметь все реквизиты, установленные для этого вида ценных бумаг. Отсутствие в нем хотя бы одного из обязательных реквизитов лишает его силы векселя и он превращается в обычное долговое обязательство. Векселя могут быть дополнительно гарантированы посредством аваля — поручительства, которое дает по векселю третье лицо, как правило банк. Аваль представляет собой гарантийную запись на векселе. Векселя могут быть срочными, т.е. с указанием срока платежа, или подлежащими оплате по предъявлению.

В этом случае вексель становится средством платежа. Передача векселя называется индоссаментом и производится путем наложения передаточной надписи на оборотной стороне векселя или на дополнительном листе — аллонже, который является его неотъемлемой частью.

Однако практика их применения существенно отличается от принятой в зарубежных странах. Отличие заключается, с одной стороны, в недостаточной надежности векселедателей как плательщиков по своим обязательствам, с другой — нехватка платежных средств при расчетах среди экономических субъектов привела к появлению новых эмитентов денежных суррогатов — банков, которые выпустили в обращение свои векселя в качестве кредитных ресурсов.

Тем не менее значение векселей как инструмента финансового рынка трудно переоценить. Безусловность векселя как долгового обязательства, строгость взысканий по нему, возможность использования его как средства коммерческого кредита и источника дохода обусловили его широкое применение в России. Банковский вексель может быть использован векселедержателем как средство платежа при расчетах с другими организациями, а также продан на вторичном рынке ценных бумаг другому инвестору. Кроме векселя в качестве расчетных документов могут использоваться и другие ценные бумаги, обладающие достаточной ликвидностью. К таким относятся государственные краткосрочные облигации (ГКО), казначейские обязательства и другие. К достоинствам государственных ценных бумаг относится их высокая степень надежности, достаточный уровень доходности и высокая ликвидность. Выполняя роль платежных инструментов, эти ценные бумаги способствуют ускорению оборачиваемости средств, сокращению объема неплатежей. До 1997 г. в России широко применялась практика обмена казначейских обязательств на налоговые освобождения. Однако этот способ уплаты налогов имеет существенный недостаток: налоги, уплаченные не «живыми» деньгами, не могут быть направлены на осуществление расходов бюджета. Поэтому такие расчеты были прекращены.

 

3. Основные правила регулирования валютных операций.

 

При осуществлении операций, стоимость которых выражена в иностранной валюте, организация руководствуются законодательными актами и ведомственными инструкциями по валютным вопросам, которыми определены основные принципы валютного регулирования в Российской Федерации. Валютные операции подразделяются на текущие и связанные с движением капитала. К первым относятся переводы иностранной валюты в Россию и обратно для осуществления расчетов по внешней торговле, предоставление и получение кредитов на срок не более 180 дней, неторговые расчеты и другие. С движением капитала связаны прямые инвестиции, портфельные инвестиции, предоставление и получение кредитов на срок свыше 180 дней и другие. Текущие валютные операции осуществляются резидентами1 без ограничений, а связанные с движением капитала — в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ.

Юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством и с местонахождением на территории России; физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за границей; дипломатические и иные официальные представительства России за ее пределами и другие.

Осуществляя текущие операции организации независимо от форм собственности, включая организации с иностранными инвестициями, осуществляют обязательную продажу 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке России через уполномоченные банки по рыночному курсу. При зачислении валютной выручки на транзитный валютный счет уполномоченный банк не позднее следующего дня извещает об этом организацию, которая дает банку поручение на обязательную продажу валюты и на перечисление оставшейся части выручки на свой валютный счет. Уполномоченный банк должен продать полученную от организации валютную выручку на торгах межбанковской валютной биржи и зачислить рублевый эквивалент на расчетный счет организации. Обязательной продаже не подлежат средства:

• полученные от нерезидентов в качестве взносов в уставный капитал, а также доходы (дивиденды), полученные от участияв капитале;

• от продажи фондовых ценностей (акций, облигаций), а также доходы (дивиденды) по фондовым ценностям;

• полученные в виде привлеченных кредитов (депозитов, вкладов), а также суммы, поступающие в погашение предоставленных кредитов (депозитов, вкладов), включая начисленные проценты;

• в виде пожертвований на благотворительные цели;

• в иностранной валюте, купленные на внутреннем валютном рынке РФ.

Особенность ведения операций в иностранной валюте заключается в исчислении курсовых разниц на день совершения операций и на конец каждого месяца. Курсовая разница — это разница между рублевой оценкой имущества или обязательства, стоимость которого оценена в иностранной валюте по курсу Центрального банка на дату расчета или составления бухгалтерской отчетности, и их рублевой оценкой на дату принятия на бухгалтерский учет или предыдущего составления отчетности. Курсовые разницы подлежат зачислению в прибыль или убыток организации (кроме операций по формированию уставного капитала) и учитываются при налогообложении. Положительные курсовые разницы увеличивают налогооблагаемую прибыль, а отрицательные уменьшают.

 

  1. Контроль над своевременностью и полнотой расчетов.

 

Обязанность осуществлять контроль за полнотой и своевременностью расчетов лежит в первую очередь на самой организации. Для этих целей в структуре управленческого персонала предусмат-

ривается подразделение в составе финансовой службы.

Основным актом, регулирующим порядок расчетов между предприятиями внутри

страны, является Указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 2204 «Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)». Этим Указом установлено, что обязательным

условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг), является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары(выполненные работы, оказанные услуги). Предельный срок исполнения обязательств по договорам поставки, установленный этим Указом, равен трем месяцам с момента фактического получения товаров (выполнения работ, оказания услуг). Суммы неистребованной кредиторами задолженности подлежат списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров (выполнения работ, оказания услуг) как безнадежная дебиторская задолженность на убытки предприятия-кредитора, за исключением

случаев, когда в его действиях отсутствует умысел. Понесенные кредитором убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности не уменьшают налогооблагаемой прибыли. Финансовые службы организации должны вести тщательный учет движения дебиторской и кредиторской задолженности во избежание незапланированных потерь и завышенных платежей в бюджет. Для

этого при возникновении сомнительной дебиторской задолженности должны подготавливаться документы для взыскания долга через суд. В случае отказа суда в принятии иска по уважительным причинам или же признания должника несостоятельным, убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности уменьшат налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

В целях обеспечения устойчивого финансового положения организации могут создавать резерв по сомнительным долгам за счет отчислений от прибыли. Этот резерв используется для покрытия убытков от списания просроченной дебиторской задолженности, не обеспеченной гарантиями.

 


Информация о работе Денежные расчеты в организации