Денежный оборот и пути его оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление путей оптимизации денежного оборотаизучение современной практики организации денежного оборота в Республике Беларусь. В процессе работы проведены следующие исследования и разработки:рассмотрена концепция развития платёжной системы, инструкции в области денежного оборота Беларуси, труды белорусских, российских и зарубежных авторов в области денежного обращения. Используемые формы исследования: наличная и безналичная формы денежного обращения.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3
2. Исследование теоретических аспектов организации денежного оборота………………………………………………………….3-11
3. Исследование организации и регулирование денежного оборота в Республике Беларусь………………………………………….12-29
4. Пути совершенствования организации денежного оборота..30-35
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…36-38
6. Список используемой литературы……………………………39

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 66.06 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то, что налично-денежный оборот значительно меньше безналичного, тем не менее, его правильная организация  весьма важна в социально-экономическом  плане, поскольку этот оборот обслуживает  преимущественно отношения, связанные  со сферой личного потребления. Сфера  обращения наличных денег весьма быстро реагирует на происходящие изменения  в денежных доходах населения, на возможности превращения этих доходов  в реальные материальные ценности, на распределение денежных доходов  между различными социальными группами и слоями населения. Происходящие в  сфере налично-денежного обращения  процессы имеют первостепенное значение для обеспечения устойчивости денег.

     Фактически наличные деньги представляют собой банкноты и монеты, выпущенные центральным банком и находящиеся в кассах банков, а также обращающиеся вне банковской сферы.

Оборот наличных денег основан  на принципах, предполагающих, что субъекты хозяйствования всех форм собственности  обязаны хранить свои денежные средства на открытых счетах в учреждениях  банков; наличные деньги, необходимые  для выплаты заработной платы  или осуществления других платежей, субъекты хозяйствования получают из касс банков; субъекты хозяйствования могут иметь в своей кассе  наличные деньги в пределах лимитов  и использовать часть выручки  на собственные нужды в пределах норм, установленных учреждениями банков, а все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка касс должны быть сданы в обслуживающие учреждения банков.

      Государство должно постоянно изучать действие этих факторов и воздействовать на них в направлении уменьшения наличных денег в сфере обращения. Уменьшение массы денег в обращении достигается посредством ускорения их движения через кассы банков, что позволяет обслужить больший денежный оборот с меньшей суммой наличных денег. Это в свою очередь позволяет сэкономить на издержках обращения, связанных с изготовлением и хранением наличных денег, а также укрепляет их покупательную способность, поскольку в этом случае за каждой единицей стоит относительно большая масса товарно-материальных ценностей и платных услуг.

      Одни и те же денежные знаки могут совершать множество кругооборотов, одновременно находясь во всех стадиях. Обращение наличных денег происходит непрерывно и в центре его находятся банки. Такая позиция в кругообороте наличных денег чрезвычайно важна. Это позволяет концентрировать наличные деньги в банках, что приводит к ускорению их обращения, сокращению издержек по денежному обороту, обеспечивает их плавный переход в безналичную денежную сферу и наоборот, предотвращает встречные перевозки денег, а также создает возможность контроля за расходованием наличных денег.

     Для анализа процессов в денежном обращении используется показатель скорости оборота наличных денег, т.е. скорость их возврата в кассы банков (в днях). На скорость оборота наличных денег влияет множество факторов, в частности склонность населения к сбережению; способы мобилизации этих сбережений; совпадение сроков получения наличных денег и их расходование; покупки-продажи на организованном и неорганизованном рынках; наличие товаров, платных услуг, их качество; размеры лимитов касс предприятий, организаций; процессы, происходящие на денежных, финансовых рынках, и др. Замедление скорости оборота наличных денег может потребовать дополнительного выпуска денег в обращение. Ускорение возврата денег в кассы банков, наоборот, сократит их выпуск.

      Взаимосвязь безналичного и наличного денежного оборотов является двусторонней. Это значит, что движение денег должно происходить постоянно в двух направлениях: из сферы безналичного оборота в сферу наличного денежного оборота и обратно. Если процесс превращения денег безналичного оборота в наличные деньги движется нормально, но нет обратного движения наличных денег, то двустороння связь нарушается и в обращении появляются излишние наличные деньги.

 Таким образом, наличное и  безналичное обращение образуют  общий денежный оборот страны, в котором действуют единые  деньги одного наименования.

В зависимости от особенностей платежа  движение денег может опосредовать товарный и нетоварный оборот. Товарный оборот связан главным образом с  процессом производства и реализации продукции, оказанием услуг, выполнением  работ. Нетоварный – с выполнением финансовых обязательств и осуществлением других платежей нетоварного характера.

В связи с этим можно рассматривать:

- денежно-расчетный оборот, который  обслуживает расчеты по товарным  операциям и по отдельным нетоварным  обязательствам юридических и  физических лиц;

- денежно-кредитный оборот, который  охватывает кредитные отношения,  возникающие во всех формах  кредита (предоставление кредита,  его погашение, уплата процентов  и т.п.);

- денежно-финансовый оборот, в который  вовлечены финансовые отношения,  финансовые обязательства, в том  числе связанные с формирование  и использованием бюджетов различных  уровней.

В зависимости от субъектов, между  которыми осуществляется движение денег, и с учетом каналов (потоков) денежный оборот может быть:

- межбанковским (между банками);

- банковским (один из участников оборота – банк, а его партнерами выступают юридические и физические лица);

- межхозяйственным (между юридическими лицами);

- оборотом домашнего хозяйства  (между физическими лицами) и др.

         Функциональная структура денежного оборота включает в себя денежные обороты звеньев народного хозяйства – сферы материального производства, непроизводственной сферы, населения, финансово-кредитной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Исследование организации и регулирование денежного оборота в Республике Беларусь

     

         В современных моделях рыночной экономики банковская система государства играет важнейшую роль в функционировании экономического механизма. Банковская система представляет собой по сути “систему кровообращения” экономики, обеспечивает регулирование общей денежной массы, контролирует движение финансовых потоков, осуществляет аккумулирование и инвестирование денежных ресурсов, проведение взаиморасчетов между экономическими субъектами, кредитование различных отраслей экономики и населения.

Центральный банк сегодня – ключевой элемент финансово-кредитной системы  любого развитого государства. Он выступает  проводником официальной денежно-кредитной  политики. В свою очередь денежно-кредитная  политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики.

Центральный банк – прежде всего  посредник между государством и  остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван  регулировать денежные и кредитные  потоки с помощью инструментов, которые  закреплены за ним в законодательном  порядке и реже по традиции.

Основные функции центральных  банков:

  • эмиссия банкнот;
  • проведение денежно-кредитной политики;
  • рефинансирование кредитно-банковских институтов;
  • проведение валютной политики;
  • регулирование деятельности кредитных институтов;
  • функция финансового агента правительства;
  • организация платежно-расчетных отношений.

Регулирование денежного оборота  осуществляется посредством проведения денежно-кредитной (монетарной) политики, проводимой государством в лице центрального банка. Денежно-кредитная политика центрального банка – составная  часть государственно-монополистического регулирования экономики – представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в  обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного  обращения и кредита (совокупного денежного оборота).

Регулирование денежного обращения  представляет собой одно из важнейших  направлений в деятельности центрального банка. Это связано с тем, что, с одной стороны, узко направленные, конкретные и легко поддающиеся количественному выражению методы регулирования, влияющие на денежное обращение, позволяют получить весомые макроэкономические результаты.  Последние формируют финансовые условия функционирования экономики в целом, определяют степень действенности других методов регулирования экономики, используемых государством. При этом в сфере регулирования денежного обращения должно не только происходить совпадение интересов центрального банка как органа государственного регулирования и ведущего элемента банковской системы, заинтересованного в ее стабильности, с интересами других хозяйствующих субъектов и физических лиц, но и реализовывать целенаправленное и комплексное воздействие центрального банка на различные элементы рыночного механизма. В данном случае, важным условием является соответствие применяемых методов денежно-кредитного регулирования не только конкретным целям денежной политики или состоянию экономической конъюнктуры, но и более специфическим задачам, т.е. особенностям существующей национальной финансовой системы, степени развития банковской системы и инструментов денежного рынка, степени взаимодействия денежного рынка с другими сегментами или блоками рыночного механизма.

     От денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком любого государства, зависят как успехи или неудачи в области макроэкономического регулирования экономики, так и благосостояние народа.  Отсюда ясно, что денежно-кредитное регулирование является важнейшим инструментом воздействия на экономическую жизнь государства, а поэтому нарушение денежно-кредитного механизма пагубно отражается на состоянии всей хозяйственной жизни. Например, избыточная масса денег ведет к инфляции, снижению покупательной способности денежной единицы, обесценению капитала и, наоборот, нехватка платежных средств ограничивает возможности экономического роста, ведет к возникновению так называемого кризиса неплатежей. Поэтому вполне закономерно, что в условиях современной рыночной экономики возрастают контрольные и регулирующие функции центральных банков.

Рассчитанные показатели денежной массы по отдельным агрегатам  и по всей совокупности становятся объектом управления и регулирования  Центральным банком. Ориентируясь на достижение стабильности в денежной политике, Центральный банк определяет количественный целевой показатель прироста денежной массы с учетом складывающихся тенденций в развитии экономики и денежно-кредитной  сферы.

Опыт развития ряда стран показывает, что достижение стабильной стоимости  денег в долгосрочном плане является важной предпосылкой беспрепятственного функционирования рыночной экономики, и тем самым, успешного экономического роста и высокой занятости  населения.

Денежный оборот, опосредуя сложные  экономические связи, может как облегчить обмен, так и существенно ухудшить условия производства, распределения и потребления общественного продукта. Эффективно организованный денежный оборот обеспечивает расширенное воспроизводство при минимизации общественных (социальных) потерь. Для этого он должен быть стабильным, т.е. обеспечивать относительную устойчивость покупательной способности денежной единицы, выражающуюся в постоянстве того количества товаров, услуг (при сохранении их качества), которые можно приобрести за одно и то же количество денег в различные периоды времени. Напротив, нарушение устойчивости денежного оборота, особенно на длительных временных интервалах, влечет невозможность полноценного выполнения деньгами своих функций и, следовательно, реализации их роли в общественном воспроизводстве. Поэтому обеспечение устойчивости денежного оборота – одна из важнейших целей в системе целевых ориентиров денежно-кредитной политики.

Денежный оборот обслуживает функционирование следующих основных рынков:

- товаров;

- капитала – труда, земли,  реальных активов (реального капитала);

- финансовых активов.

Однако любая экономическая  система подвержена воздействию  различного рода рисков, которые приводят к нарушению равновесия либо на отдельных  рынках, либо, учитывая их взаимосвязь, на всех сразу. Более того, нарушение  равновесия на каком-либо одном рынке, как правило, ведет к нарушению  равновесия на других рынках. Поэтому устойчивость денежного обращения – это одновременно и основное условие, и результат общего макроэкономического равновесия (на товарном, денежном и ресурсном рынках).

Выделяют ряд тактических условий обеспечения относительной стабильности покупательной способности денежной единицы:

- поддержание товарно-денежной  сбалансированности;

- гибкость (эластичность) денежного  оборота, что предполагает способность  производных денежного оборота  (денежной массы и объема кредитов) к расширению или сокращению  в соответствии с динамикой  реального спроса на деньги;

- обеспечение относительной стабильности  покупательной способности национальной  денежной единицы на внутренних  и внешних рынках (стабильность  курса национальной валюты).

Информация о работе Денежный оборот и пути его оптимизации