Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 18:03, курсовая работа
Цель исследования: выявление путей оптимизации денежного оборотаизучение современной практики организации денежного оборота в Республике Беларусь. В процессе работы проведены следующие исследования и разработки:рассмотрена концепция развития платёжной системы, инструкции в области денежного оборота Беларуси, труды белорусских, российских и зарубежных авторов в области денежного обращения. Используемые формы исследования: наличная и безналичная формы денежного обращения.
1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3
2. Исследование теоретических аспектов организации денежного оборота………………………………………………………….3-11
3. Исследование организации и регулирование денежного оборота в Республике Беларусь………………………………………….12-29
4. Пути совершенствования организации денежного оборота..30-35
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…36-38
6. Список используемой литературы……………………………39
В любой экономической системе состояние равновесия денежного и товарного рынков не обеспечивается автоматически, а определяется с помощью государства методами денежно-кредитной политики. Особую сложность данная проблема приобретает в условиях транзитивной (переходной) экономики, так как в силу специфики предпочтений экономических агентов подходы ныне развитых стран к вопросам устойчивости денежного обращения часто не дают ожидаемого эффекта.
Значимость регулирования
В условиях переходной экономики значимость и роль государственного регулирования денежно-кредитной сферы повышается еще и потому, что с ростом общей информативности общества субъективные восприятия участников рыночной ситуации становятся составной частью ценообразующих факторов. Действие таких факторов, как несовершенство информации, разнонаправленность намерений агентов, наличие дополнительных издержек и отсутствие гибкости цен, в условиях транзитивного хозяйства усиливается и может обусловливать не просто отклонение экономики от равновесного уровня, но и существенную деформацию ее структуры, которая может быть непреодолима для рыночных механизмов и стимулов.
С позиции оценки степени необходимости регулирования денежного оборота представляет интерес анализ сущностных причин инфляции, в том числе в условиях переходной экономики. Как известно, основные причины инфляции лежат как в денежной сфере, так и в сфере производства общественного продукта.
К факторам со стороны денежного обращения (монетарным) относят:
- эмиссию государством денежной
массы сверх потребностей
- поддержание стабильности
- рост скорости денежного
- дисбаланс денежного рынка,
вызванный не абсолютным, а относительным
избытком денежной массы –
несоответствием структуры
- недостаточный уровень
С позиции регулирования
денежного оборота особый
«Монетаристская» концепция сущности инфляции объясняет данное явление исключительно монетарными причинами. В связи с этим основные регулирующие меры государства должны касаться только денежного предложения, а именно его ужесточения в соответствии с ростом общественного продукта (но не более 3-5% в год). Помимо этого одной из основных антиинфляционных мер считается недопущение дефицита государственного бюджета.
«Структуралистская» концепция сущности инфляции рассматривает зависимость роста цен и структурных факторов: естественное изменение относительных цен вследствие структурных сдвигов в производстве и потреблении либо в технологии, а также неравномерности роста производительности труда в секторах, работающих на внешний и внутренний рынок. Основная идея здесь состоит в том, что не инфляция вызывает структурные сдвиги, а наоборот, структурные сдвиги в экономике являются первопричиной инфляции.
«Инерционная» концепция сущности инфляции основывается на предположении о негибкости цен в сторону понижения при сохранении их эластичности в сторону повышения. Эта ассиметрия в движении относительных цен приводит к инфляции: если возникший на денежном рынке дисбаланс цен требует их снижения, то рынок достигает равновесия путем повышения общего уровня цен, т.е. ликвидации дисбаланса на новом, более высоком уровне цен. В этом случае также предложение денег пассивно приспосабливается к новому уровню спроса на них.
При «монетарной» инфляции денежные факторы являются единственной причиной роста цен, что делает при прочих равных условиях невозможным увеличение цен более быстрыми темпами, чем темпы прироста денег. В свою очередь «немонетарная» инфляция может иметь место при относительно неизменной массе денег. И в этом случае, если государство не обеспечит соответствующий объем денежного предложения, то этот «денежный вакуум» будет заполнен денежными суррогатами (бартер, неплатежи и др.).
В целом же инфляция приводит к деформации денежного оборота, оттоку ресурсов из сферы производства преимущественно в сферу обращения, так как за счет более высокой скорости обращения денег именно в сфере обращения обеспечивается высокая прибыль. В свою очередь это ведет к дальнейшей демонетизации экономики, ухудшению условий производства и дальнейшему росту инфляции. Таким образом, инфляция самовоспроизводится во все больших размерах, усиливая деформацию денежного обращения. Все это делает чрезвычайно актуальным регулирование денежного оборота со стороны государства.
Для управления потоками
денежных средств между
Система денежно-кредитного регулирования представляет собой совокупность элементов, ее составляющих. К ним относятся:
- принципы организации денежно-
- субъекты и объекты
- цели, методы и инструменты,
а также механизм
Нас интересуют методы и инструменты регулирования, которые мы и рассмотрим в следующем разделе.
Методы и
инструменты регулирования
Денежно-кредитная политика реализуется путем проведения денежно-кредитного регулирования – совокупности мероприятий центрального банка, направленных на достижение целей денежно-кредитной политики.
В зависимости от избрания тех или иных экономических приоритетов выделяют три вида денежно-кредитного регулирования:
- гибкое регулирование, которое предполагает поддержание на привлекательном уровне ссудного процента, определяющего инвестиционные решения хозяйствующих субъектов. Реализация этого варианта денежно-кредитного регулирования при росте спроса на деньги приведет к соответствующей корректировке объема денежной массы в обращении, оставляя норму процента неизменной.
- жесткое регулирование, предполагающее сохранение неизменным объема денежной массы. В этом случае любое изменение спроса на деньги будет влиять на величину ссудного процента, оставляя фиксированной денежную массу.
- промежуточное регулирование, когда корректируется и денежная масса, и уровень процента, что дает центральному банку возможность выбора степени своего влияния на денежный рынок в соответствии со складывающимися экономическими условиями.
В зависимости от тех или иных
классификационных признаков
В зависимости от учета экономических интересов субъектов денежного оборота выделяют административные (прямые) и экономические (косвенные) методы.
К административным методам относится использование лимитов (прямых ограничений) или запретов, устанавливаемых центральным банком по отношению к количественным и качественным показателям деятельности банков.
В зависимости от объема
воздействия на денежный рынок
выделяются общие (
Характер используемых методов
также можно выделить в качестве
классификационного признака. Так, направленность
методов на противодействие инфляции
относят к антиинфляционной политике.
Основной целью регулирования
Основными в системе методов
регулирования денежного
В развитых странах основная ответственность
за проведение эффективной антиинфляционной
политики, как правило, возлагается
на центральный банк как ведущий
орган денежно-кредитного регулирования.
В этом случае, осуществляя антиинфляционное
регулирование денежного
Однако в условиях переходной экономики это зачастую может решить только часть задачи. Регулирование инфляции, вызванной факторами неденежного характера, требует дополнительных радикальных мер в сфере, например, структурной политики, инвестиционного регулирования и др. Более того, опыт постсоциалистических стран в последние годы убедительно показывает, что устойчивое достижение целевого ориентира по инфляции возможно только путем реализации комплекса согласованных мер в области денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, тарифной и структурной политики государства.
В современной мировой практике
разработки и реализации антиинфляционной
политики накоплен большой опыт использования
различных методов
Денежные реформы – это меры корректирующего характера, компенсирующие негативные последствия инфляции, но не устраняющие ее коренных причин.
Денежные реформы предполагают
частичное или полное преобразование
действующей денежной системы, проводимое
государством с целью упорядочения
денежного оборота. Эффективность
денежных реформ и долгосрочность полученных
результатов (вне зависимости от
степени ее радикальности) зависит
только от своевременности и адекватности
(сущности инфляции) проводимых мер
антиинфляционного
Существуют следующие наиболее часто используемые методы проведения денежных реформ:
- нуллификация, которая предполагает официальную замену старых обесценивающихся денежных знаков на новые, но в ограниченном количестве;
- ревальвация (реставрация), которая предполагает восстановление стоимостного содержания денежной единицы, или возврат ее прежнего золотого содержания, или рост курсовой стоимости национальных денег по отношению к иностранной валюте.
Рисунок 5.2 Классификация методов регулирования денежного оборота
- девальвация, напротив, предполагает снижение стоимостного содержания национальной денежной единицы (например, падение курсовой стоимости национальных денег или в условиях размена бумажных денег на золото – уменьшение их металлического содержания);
- деноминация (изменение масштаба цен) – это увеличение нарицательной стоимости национальных денег (без изменения их наименования) путем «зачеркивания нулей». Старые деньги в этом случае обмениваются на новые без ограничения (в отличие от нуллификации) с одновременным пересчетом всех денежных агрегатов и прочих стоимостных показателей.