Денежный рынок и особенность его функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Реформаторская деятельность по преобразованию тоталитарной и неэффективной белорусской экономики в саморегулирующуюся рыночную систему наталкивается, помимо прочих, на трудности, связанные с крайне слабой подготовленностью большинства членов нашего общества к работе в новых, рыночных условиях.
В курсовой работе освещены вопросы понятия денег, структуры различных денежных систем, понятие денежного рынка, характеристика формирования и направления развития денежного рынка РБ.

Содержание работы

Введение (c.3).

Деньги и денежные системы (c.4-19).

1.1 Понятие денег (c.4-10).
1.2 Денежная система и ее элементы (c.10-19).

1.2.1 Типы и структура денежных систем (c.10-16).
1.2.2 Элементы денежной системы (c.17-19).

Денежный рынок (c.20-24).

Формирование денежного рынка РБ (c.24-30).

Заключение (c.31).

Список использованной литературы (c.32).

Файлы: 1 файл

Денежный рынок и особенность его функционирования.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

2. Денежный рынок.

 

Сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие предложения и спроса на деньги, обычно называется денежным рынком. Однако использовать этот термин следует с оговорками. Дело в том, что термин “денежный рынок” означает рынок краткосрочных высоколиквидных ценных бумаг. Во-вторых, следует подчеркнуть, что деньги, “не продаются”  и “не покупаются” в том же смысле, что продаются и покупаются товары. При сделках на рынке денег, деньги обмениваются на другие ликвидные активы по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной нормы процента. Как и на любом ином рынке, равновесие на денежном рынке имеет место в пересечении кривых спроса и предложения. Равновесие на рынке денег означает, равенство количества денег, которые агенты хотят сохранить в своих портфелях активов, количеству денег, предлагаемому Центральными банками, при осуществлении текущей денежно-кредитной политики.

Предположим, что равновесие при заданном денежном  предложении денег имеет место  при номинальной норме процента равной 10% , тогда при процентной ставке 8% сохраняется альтернативная стоимость  хранения денег и хозяйственные агенты начнут продавать свои альтернативные деньгам активы - также, как облигации -  стремились увеличить свои денежные сбережения  в их чистом виде. Поступая таким образом, они понижают рыночные цены на эти виды активов,  и вместе с тем, увеличивают общий доход от  рыночных продаж. Если предположить, что норма процента поднялась до 12,5%, то хозяйственные агенты  предпочли бы держать меньшую сумму в форме денег из общей   величины своих портфелей активов, хотя существовали бы денежные резервы. Они могли бы быть активизированы расширением масштабов кредитных операций  посредством предложений заемщикам более привлекательной нормы ссудного процента.

Пересечение кривых предложений и спроса на рынке денег указывает точку равновесия рынка, в  которой хозяйственные агенты желают хранить в своих портфелях активов  как раз то количество денег, которое способна предложить банковская система  при проведении текущей кредитно-денежной политики. Если норма процента превышает уровень равновесия,  хозяйственные агенты  не захотят держать в своих портфелях то количество денег, которое в этот  момент предлагается банковской системой [5, c.21]. Действия, предпринятые хозяйственными агентами и банками с целью приспособления своих портфелей активов к изменившимся условиям, понижают норму процента до достижения равновесного положения, и наоборот.

Для  осуществления  определенной денежно-кредитной политики  необходимо  проведение измерения денежной массы. Однако измерение количества денег - весьма непростое дело. Проблема состоит в том, что в современной экономике различные виды активов одновременно в той или иной форме  выполняют все функции денег. Поэтому не имеется    четких оснований для того, чтобы провести границу для, того чтобы повести границу между собственно деньгами и другими ликвидными активами. Наряду с уже упоминавшимся агрегатом М1 , необходимо выделить параметр М2, который включает в себя несколько видов активов, являющимися ликвидными средствами накопления.

Поддержание предложения денег в стране на таком уровне чтобы, не вызвать ни экономический спад, ни инфляцию, является функцией центральных банков (Федеральной резервной системы в США). Воздействуя на экономику посредством расширения ими сокращения обьема денежной массы (предложения денег) эти органы осуществляют кредитно-денежную (монитарную) политику [2, c.70].

Цель кредитно-денежной политики  состоит в том, чтобы создать на денежном рынке условия для того, чтобы в экономике постоянно существовала такая масса денег и кредитов, которая необходима для развития, а тем самым обеспечить страну растущим количеством товаров, услуг, рабочих мест. С другой стороны центробанки должны следить, чтобы в обращении не оказалось слишком много денег и кредитов, потому что такие излишки всегда приводили к инфляции.

На пути осуществления кредитно-денежной политики существуют сложности. Например, когда объем денежной массы увеличивается и в обращение поступает больше денег, то они дешевеют и банки могут снизить процентную ставку по кредитам. Но растущее предложение денег на рынке может повлечь за собой увеличение расходов и тем самым повысить уровень инфляции. В периоды инфляции те деньги, которые заемщики выплачивают кредиторам, имеют более низкую покупательную способность, чем те, которые были, в свое время взяты в долг. Чтобы компенсировать потерю покупательной способности, кредиторы  должны добавить определенный процент (соответствующий уровню инфляции) к тем ставкам, которые они назначили  бы в другой ситуации. Поэтому если рост инфляции обусловлен ростом денежной массы, то фактически может привести к повышению процентных ставок.

Для  проведения монетарной политики в условиях США Федеральная резервная система  располагает четырьмя основными инструментами:

--- изменение уровня резервных  требований;

--- изменение процентных ставок, которые должны платить банки, беря кредиты у центрального института (учетная ставка)

--- покупка и продажа государственных  ценных бумаг (операции на открытых  рынках)

--- определение условий для различных  видов займов (выборочный кредитный  контроль).

 Принципиальный механизм этих  требований представлен на схеме [2, c.71].

 

Для увеличения                ИНСТРУМЕНТЫ             Для сокращения

денежной массы                                                             денежной массы

Уменьшить                     Резервные требования                 Увеличить

Снизить                           Учетная ставка                              Повысить

Покупать                         Операции на                                  Продавать

                                           открытом рынке

Ослабить                          Выборочный                                     Усилить

                                            Кредитный

                                               Контроль


                                           

Первый инструмент предполагает, что все банки и финансовые институты создают резервы, то есть откладывали определенную сумму денег, равную какой то процентной доле их депозитов. Доля депозитов, которую банки должны откладывать в качестве резервов, называется резервными требованиями.

Если центральный институт приходит к выводу, что отдельные потребители и фирмы слишком много покупают и что инфляция набирает силу, он повышает резервные требования. Когда они возрастут, то банки не смогут выдавать по- прежнему ссуды своим клиентам и наоборот.

Банки могут взять дополнительные средства для кредитования своих клиентов,  взяв деньги в долг у регионального отделения центробанка, который  в фигуральном смысле играет роль банкира банков. Процентная ставка по кредитам, которая устанавливается в этом случае, называется учетной (дисконтной) ставкой. Такие дисконтные операции привлекают  банки, когда они могут взимать со своих клиентов еще более высокий процент за кредиты.

Значит, если центральный институт считает необходимым, чтобы выдавалось больше кредитов, то он снижает учетную ставку и наоборот. В целом считается, что воздействие процентной ставки на экономику ведет к тому что усиливается экономический рост. Так, снижение средней ставки на 1%  дает прибавку ежегодного экономического роста страны на 1\ 3 процента.

Операции на открытом рынке осуществляются посредством купли-продажи государственных облигаций, которые предусматривают обязательство выплатить долг с процентами. Поскольку в подобном случае государственные облигации может купить любой желающий, эта практика получила наименование операции на открытом рынке.

Если центральный финансовый институт опасается инфляции и хочет уменьшить обьем денег в  обращении, то он продает государственные облигации  банкам и населению. Деньги, полученные за облигации могут немедленно изыматься из оборота. И наоборот, когда этот институт вновь собирается стимулировать  оживление в экономике,  государство выкупает свои облигации, и подобным образом в экономику поступает довольно большое дополнительное количество наличности. По мере увеличения предложения денег снижается процентная ставка, и компании берут кредиты в больших обьемах, что расширяет для них возможности роста и усиливает конкуренцию между ними.

Между отдельными секторами  рыночной экономической  системы существует кругооборот (замкнутый поток ) доходов и продуктов. В нем в качестве некоей жидкости  вращаются деньги. Зависимость между деньгами и кругооборотом выражается уравнением обмена:

МV = Py  , где М - количество денег, находящихся в обращении,  V - скорость обращения денег (среднегодовое количество раз, когда каждая денежная единица используется для приобретения готовых товаров ),   P -  уровень цен ( рассчитывается по отношению к базовому годовому значению, равному 1 ), у - реальный доход,  то есть доход расчитанный с учетом, влияния  инфляции.

Задачи денежных рынков состоят в том, чтобы переправлять сбережения из рук тех экономических единиц, которые зарабатывают больше чем тратят, в руки единиц которые тратят больше чем зарабатывают. На этих рынках функционируют прямые каналы финансирования, по которым средства переходят непосредственно к заемщикам в обмен на акции и долговые обязательства, или косвенные, где средства проходят через финансовых посредников - банки, взаимные фонды, страховые компании.

Фактически сегодня существует несколько теорий функционирования  денежного рынка. Одной из них является монетаристская теория денежного рынка  М.Фридмана и А.Шварца. В то время  как в экономической мысли возобладало мнение, что деньги это не главное в экономике, то М.Фридман сделал другой вывод: во-первых, эта теория рассматривает скорость обращения денег как переменную величину, а не константу. Во-вторых, монитарная теория допускает несовпадение между денежной массой, показателями валового национального продукта и абсолютным уровнем цен [8, c.12-13]. Основная рекомендация в стратегии денежно-кредитной  политики монетаристской теории состоит в смягчении негативных моментов в течении делового цикла  и центральные финансовые институты должны проводить в жизнь постоянно предсказуемую денежную политику. Постоянный рост денежной массы находящейся в обращении, примерно равный трехпроцентному уровню роста реального обьема производства, характерному для долгосрочных временных интервалов,  представляет собой научную с точки зрения большинства монетаристов денежную политику.

Монетаризм это только одно из направлений анализа денежного рынка. Важный вклад  в развитие понимания его вопросов внесло учение Д.М.Кейнса и его последователей, которое можно считать альтернативой монетаризму.

Для теории изложенной Д.Кейнсом в научной работе “Общая теория занятости, процента и денег”,   важны взгляды о неэффективности денежной политики и необходимости регуляции и стимулирования экономики посредством изменения налоговой системы и структуры государственных расходов. На сегодняшний день имеет место синтезирование, включающее общие для обеих теорий элементов. Согласно современному  кейнсианско-неокласическому синтезу, денежно-кредитная политика и фискальная политика, проводимая центральным правительством и его финансовыми институтами, предоставляет им значительные возможности в области контроля за наличным  ВНП. Между тем, этот новый подход не подтверждает уверенности способности обеспечить процветания экономики и победить инфляционные процессы.

В начале 80-х годов  приобрела значительное влияние “концепция предложения”, близкая к консервативному направлению, достаточно близко связанному с монетаризмом. Основная идея связана с тем что надо увеличивать предложение, увеличивать уровень  реального обьема производства, посредством уменьшения предельных налоговых ставок, что должно было бы преодолеть трехпроцентное ограничение, предложенное монетаристами [2, c.73-74].

 

3. Формирование денежного рынка РБ.

На сегодняшний день главной особенностью денежной массы в Беларуси является то, что около 50% ее составляет доллар и другая иностранная валюта. А сохраняющаяся высокая степень интеграции иностранной валюты во всю денежно-кредитную систему страны приводит к использованию валютного курса в качестве критерия хозяйственной деятельности и средства тезаврации даже населением и предприятиями, далекими от внешнего рынка. Все это негативно влияет на нашу денежную единицу - рубль, значительно ослабляет его позиции по сравнению с другими денежными единицами [6, №4, c.7]. Рассмотрим ситуацию, возникшую на денежном рынке в 1999 г. начале 2000 года. В 99 году экономика Беларуси продолжила движение по очередному циклу инфляционного развития. В первом полугодии денежная масса прирастала значительно быстрее, нежели объемы производства в реальном секторе экономики, что привело к превышению эффекта обесценивания активов над эффектом развития при субсидирования производства.  На денежном рынке наблюдается увеличение разрыва между официальным и “параллельными” курсами твердой валюты. Быстрые темпы девальвации национальной валюты на теневых рынках приводят к существенному увеличению стоимости  импортируемых сырьевых  и производственных ресурсов. Вообще в событиях, происходивших на внутреннем валютном рынке в 1999 г. можно выделить два этапа, официальная идеологическая база которых и соответственно методы регулирования происходивших процессов принципиально различны.

На первом этапе, начало которому было положено с выдвижением П. Прокоповича в вице-премьеры, а затем в председатели правления Нацбанка, доминировали принципы “народнохозяйственной необходимости” Отрасли экономики, в первую очередь сельское хозяйство и строительство жилья, обеспечивалось необходимыми суммами  эмиссионных денег практически по первому требованию. С галопировавшей инфляцией, развивавшейся вследствие постоянного превышения темпов роста рублевой денежной массы над валютной, правительство настойчиво боролось административными методами.  Ставка рефинансирования, к которой привязываются процентные ставки  по кредитованию агропромышленного сектора, строительной отрасли и бюджетных предприятий были и остаются хронически отрицательными, т.е. ниже темпов инфляции в стране. В 1999 г. ставка рефинансирования менялась четыре раза:

Информация о работе Денежный рынок и особенность его функционирования