Диагностика банкротства предприятия и разработка антикризисной программы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:18, реферат

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение и проведение комплекса мероприятий на предмет возможного банкротства, а также рассмотрение финансовых механизмов выхода предприятия из кризисного экономического состояния.
Для реализации поставленной цели в дипломной работе поставлены и решаются следующие взаимосвязанные задачи:
- изучить понятие, виды и процедуры банкротства;
- рассмотреть сущность и принципы политики антикризисного управления предприятием в современных условиях;
- осуществить диагностику финансового состояния предприятия, включая проведение анализа и оценки имущественного положения, ликвидности и платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….. 5
Глава 1. Основы диагностики банкротства предприятия………………………..8
1.1 Понятие, причины и виды несостоятельности (банкротства)……….8
1.2 Процедуры банкротства и их особенности…………………………..12
1.3 Методы диагностики финансового состояния предприятия………..29
Глава 2. Анализ финансового состояния ООО «Оптима»………………………37
2.1. Краткая характеристика предприятия.……………………………….38
2.2. Общая оценка финансового состояния предприятия и его
динамики. Анализ финансовой устойчивости…………………………………..41
2.3 Анализ ликвидности баланса………………………………………….50
2.4. Анализ финансовых коэффициентов………………………………...60
2.5. Оценка угрозы неплатежеспособности предприятия……………….64
Глава 3. Разработка мер по выводу предприятия из кризисного финансового состояния……………………………………………………………………………68
3.1. Выработка предложений к формированию финансовой стратегии..68
3.2. Количественная оценка предложений………………………………..70
3.3. План мероприятий по внедрению проекта…………………………...76

Заключение………………………………………………………………………….79
Список используемой литературы………………………………………………...82

Файлы: 1 файл

Диагностика банкротства предприятия и разработка антикризисной программы.doc

— 550.00 Кб (Скачать файл)
  • определение об отказе в удовлетворении соответствующего ходатайства собрания кредиторов, если выявлено исполнение должником своих обязательств и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
  • определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
  • решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

По результатам проведения финансового оздоровления должник представляет административному управляющему отчет в срок, установленный п. 1. ст. 88 Закона (до истечения месяца). По результатам рассмотрения отчета представленного должником, административный управляющий составляет заключение о выполнении графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов. По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд может принять определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случаях, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными; также возможно принятие определения о введении внешнего управления в случаях наличия возможности восстановить платежеспособность должника либо принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Внешнее управление — это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Помимо внешнего управления имуществом должника, указанным  законом предусматривалась процедура санации. Процедура санации предполагала оказание финансовой помощи предприятию-должнику.

В отношении  отдельных категорий должников  процедура внешнего управления не подлежит применению.

О введении внешнего управления арбитражный суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Срок внешнего управления ограничен 18 месяцами, однако данный срок может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Для отдельных категорий должников может быть установлен более продолжительный срок внешнего управления. Продление или сокращение первоначально установленного срока внешнего управления производится арбитражным судом на основании ходатайства собрания кредиторов или внешнего управляющего.

С момента  введения внешнего управления всегда отстраняется от должности руководитель должника — юридического лица. При этом управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.

Другим последствием введения внешнего управления является прекращение полномочий органов управления должника (в том числе руководителя должника) и собственника имущества должника — унитарного предприятия. В течение периода внешнего управления органы управления должника (общее собрание акционеров, общее собрание участников, совет директоров и др.) не имеют права, за некоторыми исключениями, принимать какие-либо решения и совершать действия в отношении должника и его имущества.

     Для обеспечения внешнему управляющему  возможности приступить к реальному исполнению возложенных на него обязанностей по управлению делами должника на органы управления должника возлагается обязанность в течение трех дней передать управляющему бухгалтерскую и иную документацию юридического лица, печати и штампы, материальные и иные ценности.


     В период внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей. Установление моратория на удовлетворение требований кредиторов приводит к тому, что в течение достаточно продолжительного периода, равного сроку проведения внешнего управления, должник освобождается от необходимости расходовать имеющиеся у него денежные средства на удовлетворение требований кредиторов, что, несомненно, является серьезной экономической льготой, разумное использование которой может позволить должнику улучшить свое финансовое состояние и восстановить платежеспособность. Мораторий не распространяется на требования кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления. Мораторий также не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, т.е. на требования кредиторов первой и второй очереди.

Наиболее  важные решения в процессе о банкротстве  принимаются собранием кредиторов и утверждаются арбитражным судом. Одним из таких принципиальных вопросов является назначение внешнего управляющего, поскольку именно от него зависит, насколько эффективно будет проведено внешнее управление, а в конечном счете — и степень удовлетворения требований каждого из кредиторов.

Внешний управляющий назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления. О назначении внешнего управляющего арбитражный суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Однако по решению собрания кредиторов кандидатура административного управляющего может быть предложена в качестве кандидатуры внешнего управляющего.

Возложенные на внешнего управляющего обязанности обусловлены необходимостью как исполнения последним обязанностей руководителя должника, так и выполнения им функций, связанных с осуществлением мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника в порядке, предусмотренном законом о банкротстве.

Одной из важных обязанностей внешнего управляющего является разработка (не позднее одного месяца с момента своего назначения) и представление на утверждение собранию кредиторов плана внешнего управления должником. При разработке плана внешнего управления, который должен содержать конкретные меры, направленные на восстановление платежеспособности, внешнему управляющему необходимо осуществлять анализ финансового состояния должника, а также анализировать его финансовую, хозяйственную, инвестиционную деятельность и его положение на товарных рынках.

Для обеспечения  осуществления мер, направленных на восстановление платежеспособности должника и его нормальной хозяйственно-экономической деятельности, в обязанности внешнего управляющего входит открытие специального счета.

В качестве мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, может служить ликвидация дебиторской задолженности. Одна из основных обязанностей внешнего управляющего — принимать меры по взысканию задолженности перед должником.

По итогам внешнего управления внешний управляющий должен составить отчет внешнего управляющего. Такой отчет должен быть представлен не позднее чем за четырнадцать дней до рассмотрения отчета в судебном заседании арбитражного суда.

Досрочное прекращение  внешнего управления возможно по ходатайству собрания кредиторов.

В зависимости  от оснований прекращения внешнего управления (восстановление платежеспособности, установление невозможности восстановления платежеспособности или окончание установленного срока внешнего управления) внешний управляющий предлагает собранию кредиторов принять решения о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника, о заключении мирового соглашения, о продлении установленного срока внешнего управления или о прекращении внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

По итогам собрания кредиторов внешний управляющий обязан направить в арбитражный суд свой отчет, составленный по итогам внешнего управления, а также протокол собрания кредиторов, содержащий соответствующее решение собрания кредиторов. Обязательными приложениями к отчету внешнего управляющего, представляемому в арбитражный суд, являются реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов и жалобы кредиторов, голосовавших против принятого собранием кредиторов решения либо не принимавших участия в голосовании. Отчет внешнего управляющего должен быть представлен в арбитражный суд в течение пяти дней с даты проведения собрания кредиторов. По итогам рассмотрения отчета внешнего управляющего выносится определение: о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или в случае утверждения судом мирового соглашения; определение о переходе к расчетам с кредиторами в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами; о продлении срока внешнего управления; об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего, если судом были выявлены обстоятельства, препятствующие утверждению отчета внешнего управляющего. На основании вышеуказанного представляется возможным говорить о том, что вынесенные судом определения влекут за собой соответствующие юридические последствия. Указанные выше определения могут быть обжалованы.


Согласно общему правилу (ст. 123 Закона) прекращение внешнего управления является основанием прекращения полномочий внешнего управляющего. Прекращение внешнего управления происходит в следующих случаях:

■ арбитражным судом принято решение о признании должника банкротом   и об открытии конкурсного производства;

■ арбитражным  судом вынесено определение о  прекращении производства по делу о признании должника банкротом в связи с восстановлением его платежеспособности, погашением требований кредиторов или заключением мирового соглашения.

При установлении в ходе рассмотрения дела о признании должника банкротом признаков банкротства арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство — одна из процедур банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Закон о банкротстве устанавливает продолжительность указанной ликвидационной процедуры — один год. Вместе с тем Закон о банкротстве допускает возможность продления указанного срока на шесть месяцев. Продажа имущества должника, предъявление исков о признании недействительными сделок, совершенных должником, исполнение решений по указанным искам, поиск и возврат имущества должника могут являться основанием для продления срока конкурсного производства. При принятии решения арбитражный суд назначает конкурсного управляющего из списка кандидатур арбитражных управляющих, предложенного саморегулируемой организацией. Конкурсный управляющий действует до момента завершения конкурсного производства.

С открытием конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей. После открытия конкурсного производства, как уже отмечалось, прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций.

С момента  открытия конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну. Кроме того, прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполняющимся в ходе ранее введенных процедур банкротства.

Помимо общих  для всех руководителей полномочий конкурсный управляющий осуществляет ряд других функций. Так, конкурсный управляющий анализирует финансовое состояние должника, в том числе активы и пассивы, ликвидность основных средств, оборудования, инструментов, сырья, материалов. Анализ финансового состояния необходим для формирования конкурсной массы, что, в свою очередь, решает в значительной мере судьбу имущественных интересов кредиторов. Конкурсный управляющий принимает в ведение имущество должника, осуществляет инвентаризацию и оценку этого имущества, а также принимает необходимые меры по обеспечению его сохранности. Кроме того, он принимает меры к ликвидации дебиторской задолженности, предъявляя иски к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, а также принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника у третьих лиц.

Конкурсный  управляющий ведет реестр требований кредиторов, переданный ему соответственно временным или внешним управляющим.

Документы должника, подлежащие обязательному хранению, конкурсный управляющий передает уполномоченным органам (учреждениям Государственной архивной службы России) в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Кроме того, он принимает иные меры, установленные законом. Например, осуществляет продажу имущества должника, определяет размер требований каждого кредитора и др.

Комитет кредиторов или собрание кредиторов, осуществляя контроль за деятельностью конкурсного управляющего, заслушивают отчет конкурсного управляющего о проделанной работе. В отчете должна содержаться информация о финансовом состоянии должника и его имущества, а также иная информация.

Закон о банкротстве  устанавливает, что все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Из имущества должника, составляющего конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности.

Конкурсный  управляющий после проведения инвентаризации и оценки имущества, как правило, с привлечением оценщика или иного специалиста, приступает к продаже указанного имущества на открытых торгах, если собранием кредиторов или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества должника. После реализации имущества должника конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами. Следует иметь в виду, что в деле о банкротстве, в том числе и в конкурсном производстве, форма расчетов с кредиторами исключительно денежная. Конкурсный управляющий использует в ходе конкурсного производства один (основной) счет. Остальные счета должника конкурсный управляющий закрывает, а остатки денежных средств перечисляет на основной счет.

В период конкурсного  производства удовлетворение требований кредиторов должно осуществляться конкурсным управляющим в точном соответствии с размером и очередностью требований каждого соответствующего кредитора, указанными в реестре требований кредиторов.

Для всех юридических  лиц правила об очередности удовлетворения требований кредиторов установлены статьей 64 ГК РФ1 и статьей 134 Закона

1 СЗ РФ от 18.11.02 г. №46, ст. 4532.


 

о банкротстве. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

Информация о работе Диагностика банкротства предприятия и разработка антикризисной программы