Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 15:33, курсовая работа
Актуальность темы заключается в необходимости создания на современных российских предприятиях эффективной дивидендной политики для поддержания финансовой устойчивости предприятия на достаточном уровне, дальнейшего развития и инвестиционной привлекательности. Дивидендная политика является неотъемлемой частью структуры управления компанией. Представляет собой совокупность способов и методов начисления и распределения дивидендов из чистой прибыли.
Введение…………………………………………………………………………3;
1. Дивиденд и его значение в экономике предприятия………………5;
2. Управленческий подход к определению дивидендной политики. Формы и процедуры выплаты дивидендов………………………..10;
2.1. Формы и процедуры выплаты дивидендов………………….......15;
3. Дивидендная политика и цена акций предприятия……………..22;
Заключение…………………………………………………………………….26;
Список используемой литературы
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Дивиденд и его значение в экономике предприятия………………5;
2. Управленческий подход к определению дивидендной политики. Формы и процедуры выплаты дивидендов………………………..10;
2.1. Формы и процедуры выплаты дивидендов………………….......15;
3. Дивидендная политика и цена акций предприятия……………..22;
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………27;
Введение.
Актуальность темы заключается в необходимости создания на современных российских предприятиях эффективной дивидендной политики для поддержания финансовой устойчивости предприятия на достаточном уровне, дальнейшего развития и инвестиционной привлекательности. Дивидендная политика является неотъемлемой частью структуры управления компанией. Представляет собой совокупность способов и методов начисления и распределения дивидендов из чистой прибыли. Правильно выбранная дивидендная политика указывает на уровень профессионализма менеджмента компании в целом и служит гарантом дальнейшего развития компании, в частности как инвестиционно - привлекательного объекта. Дивидендная политика должна соответствовать общим целям компании, одной из задач которой является максимизация богатства акционеров. Однако, дивидендная политика существует не только для удовлетворения потребностей определяемых под общим понятием «обогащение акционеров», но как и прибыльное применение дивидендов внутри компании, могущее повлиять на структуру капитала и финансирование компании.
Кроме того, дивидендная политика может оказать существенное влияние на цену акций компании.
С точки зрения потенциальных инвесторов вложение средств в акции компаний, имеющих стабильные и высокие денежные выплаты в виде дивидендов может стать альтернативой банковским депозитам и позволит сохранить капитал в условиях инфляции. Такой способ вложения денег широко используется на западе, где крупные компании и финансовые корпорации имеют стабильное и устойчивое финансовое положение. В России же данный вид вложений находится только на стадии развития в силу различных факторов: здесь и неустойчивое финансовое состояние компаний, постоянно меняющееся законодательство (в частности налоговое) и прошлый опыт нестабильности экономики страны.
Многолетний опыт показывает, что фирмы, всегда имеющие стабильные дивидендные потоки, обычно выше котируются на рынке, чем фирмы с менее стабильными потоками. Дивидендные выплаты могут быть не только в виде денежных средств, но также могут выплачиваться в форме дополнительных акций (в частности, когда компания имеет проблемы с ликвидностью).
Следует отметить, что не существует единого алгоритма определения дивидендной политики предприятия, для ее формирования необходимо учесть множество факторов, присущих непосредственно конкретной отрасли или компании, поэтому каждая компания формирует свою собственную уникальную дивидендную политику.
1. Дивиденд и его значение в экономике предприятия.
Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени показывают, насколько успешно работает коммерческая организация, в акции которой они вложили свои средства. Большая часть предприятий основным источником финансирования своей деятельности считает реинвестируемую прибыль. Поскольку выплата дивидендов уменьшает объем реинвестируемой прибыли, решение о размере и порядке их выплаты является решением о финансировании деятельности предприятия и влияет на размер привлекаемых источников капитала. Реинвестирование прибыли – одна из самых распространенных и наиболее дешевых форм финансирования инвестиционных программ, поскольку позволяет избежать дополнительных расходов по привлечению новых источников финансирования и оставляет контроль за деятельностью предприятия в руках нынешних собственников.
Важнейшей задачей дивидендной политики является оптимальное сочетание интересов акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития предприятия. Чем большая часть чистой прибыли направляется на выплату дивидендов, тем меньшая часть остается на самофинансирование, что ведет к сокращению темпов роста собственного капитала, выручки, платежеспособности.
Для выработки собственной дивидендной политики предприятию необходимо решить два принципиальных вопроса:
1)влияет ли величина выплачиваемых дивидендов на совокупное богатство акционеров;
2)какова должна быть оптимальная величина дивидендов.
Совокупный доход акционеров за определенный период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций, поэтому, определяя оптимальный размер дивидендных выплат, руководство может повлиять на стоимость предприятия в целом.
На основании формулы Гордона можно сделать вывод, что чем больше ожидаемый дивиденд и темп его прироста, тем больше теоретическая стоимость акций и благосостояние акционеров.
Однако выплата дивидендов уменьшает возможности рефинансирования прибыли, что с позиций долгосрочной перспективы может отрицательно повлиять на доходы и благосостояние собственников. Отсюда следует, что большие дивиденды акционерам невыгодны.
Существует три основные теории дивидендной политики:
1)ирревалентности дивидендов;
2)существенности дивидендной политики;
3)налоговой дифференциации.
Ф. Модильяни и М.Миллер аргументировано обосновали теорию ирревалентности дивидендов, утверждая, что стоимость фирмы определяется исключительно доходностью ее активов и инвестиционной политикой и пропорции распределения дохода между дивидендами и реинвестированной прибылью не оказывают влияния на совокупное богатство акционеров. Следовательно, оптимальной дивидендной политики как фактора повышения стоимости фирмы не существует.
Ф. Модильяни и М. Миллер основывались на следующих предпосылках:
1) существуют только совершенные рынки капитала;
2) новая эмиссия акций полностью размещается на рынке;
3) отсутствуют налоги;
4) для инвесторов равноценны дивиденды и доходы от прироста капитала.
Авторы теории разработали три варианта выплаты дивидендов:
1)если доходность инвестиционного проекта превышает необходимый уровень рентабельности, акционеры предпочтут реинвестировать прибыль;
2)если ожидаемая прибыль от инвестиций находится на уровне необходимой, для инвестора ни один вариантов не является предпочтительным;
3)если ожидаемая прибыль от инвестиций не обеспечивает необходимый уровень рентабельности, акционеры предпочтут выплату дивидендов.
Последовательность определения размеров дивидендов, по мнению авторов, должна быть такова:
1)составляется оптимальный бюджет капиталовложений и рассчитывается требуемая сумма инвестиций;
2)формируется структура источников финансирования проекта при условии максимально возможного использования чистой прибыли на инвестиционные цели;
3)оставшаяся прибыль выплачивается собственникам в виде дивидендов.
Оптимальность дивидендной политики понимается таким образом, что выплата дивидендов производится лишь после того, как проанализированы все возможные эффективные направления реинвестирования прибыли и профинансированы все приемлемые инвестиционные проекты. Исходя из этого возможны ситуации, когда чистая прибыль полностью направляется на накопления и дивиденды не начисляются и, наоборот, когда вся прибыль направляется на выплату дивидендов.
Теория Модильяни – Миллера не учитывает некоторые интересы акционерных обществ. Для предприятий преимущество реинвестирования прибыли перед дивидендными выплатами заключается в том, что дополнительная эмиссия акций, восполняющая средства, выплаченные в форме дивидендов, обходится дороже по сравнению с реинвестированием из-за эмиссионных расходов. В результате издержек по размещению ценных бумаг приток внешнего финансирования составляет менее одного рубля на каждый рубль выплаченных дивидендов.
Кроме того, теория Модильяни – Миллера не учитывает трансакционных издержек, т.е. расходов, связанных с купле-продажей ценных бумаг. Акционеры, лишенные дивидендов, но желающие получить текущий доход путем реализации своих акций по возросшей курсовой стоимости, должны уплатить брокерскую комиссию за их продажу, причем размер ее, как правило, обратно пропорционален количеству реализуемых ценных бумаг.
Оппоненты теории Модильяни – Миллера – сторонники тоерии существенности дивидендной политики М. Гордон и Дж. Линтнер.
Сторонники этой теории считают, что дивидендная политика существенно влияет на величину совокупного богатства акционеров. Исходя из стремления избежать риска акционеры всегда предпочтут дивидендные выплаты сегодня потенциально возможным выплатам в будущем, в том числе и приросту стоимости капитала. Поскольку размер выплачиваемых дивидендов свидетельствует о стабильности и целесообразности инвестирования в данную фирму, акционеров удовлетворяет меньшая норма прибыли на инвестированный капитал, что приводит к возрастанию рыночной стоимости фирмы. Отказ же фирмы от выплаты дивидендов увеличивает риск инвестирования и вызывает повышение требуемого уровня норы дохода, что ведет к снижению рыночной стоимости капитала.
Сторонники теории налоговой дифференциации, разработанной Р. Литценбергом и К. Рамсвами, считают, что для акционеров важнее не дивидендная доходность, а доход от капитализации стоимости. Поскольку в США доход от капитализации облагается налогом по меньшей ставке, чем полученные дивиденды, инвестиции в предприятие, накапливающее прибыль, но не выплачивающее дивиденды, должны быть более прибыльны. Однако из-за разницы в ставках налогооблажения этих доходов акционеры должны требовать больший дивидендный доход, чтобы компенсировать свои потери в связи с повышением уровня налогооблажения. Следовательно, предприятию не выгодно выплачивать большие дивиденды, поскольку его рыночная стоимость максимизируется при низком уровне расходов на дивидендные выплаты.
Таким образом, в настоящее время единой дивидендной политики акционерных обществ не существует. Выбор проводимой дивидендной политики в каждый отдельный период времени определяется необходимостью решения взаимосвязанных задач:
1)максимизации совокупного богатства акционеров в форме дивидендных выплат и прироста стоимости предприятия;
2)обеспечения достаточного объема собственных финансовых ресурсов для осуществления расширенного воспроизводства.
2. Управленческий подход к определению дивидендной политики. Формы и процедуры выплаты дивидендов.
Дивидендная политика акционерного общества формируется по следующим основным этапам рис. 1.
Рис. 1. Последовательность формирования дивидендной политики
Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на четыре группы:
1.факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия. К числу основных факторов этой группы относятся;
а) стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях жизненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);
б) необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводство основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);
в)степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные подготовленные проекты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды).