Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 15:33, курсовая работа
Актуальность темы заключается в необходимости создания на современных российских предприятиях эффективной дивидендной политики для поддержания финансовой устойчивости предприятия на достаточном уровне, дальнейшего развития и инвестиционной привлекательности. Дивидендная политика является неотъемлемой частью структуры управления компанией. Представляет собой совокупность способов и методов начисления и распределения дивидендов из чистой прибыли.
Введение…………………………………………………………………………3;
1. Дивиденд и его значение в экономике предприятия………………5;
2. Управленческий подход к определению дивидендной политики. Формы и процедуры выплаты дивидендов………………………..10;
2.1. Формы и процедуры выплаты дивидендов………………….......15;
3. Дивидендная политика и цена акций предприятия……………..22;
Заключение…………………………………………………………………….26;
Список используемой литературы
2.Дата регистрации владельцев акций. Необходимость в такой регистрации определяется тем, что состав акционеров постоянно меняется ввиду обращения акций на рынке ценных бумаг. Дата регистрации обычно начинается за 2 – 4 недели до начала выплаты дивидендов. Начиная с нее, акционер имеет право на получение дивидендов.
3.Дата, когда акция теряет право на дивиденд, т.е. дата, освобождающая акцию от права на получение дивиденда. Право акции на получение дивидендов сохраняется за акцией на срок не позднее, чем за четыре дня до даты регистрации владельцев акций.
4.Дата платежа – дата, когда организация выдает чеки, на основании которых выплачиваются дивиденды.
Решение о выплате промежуточных дивидендов, их размере и форме выплаты по различным типам акций принимается советом директоров; аналогичное решение по годовым дивидендам принимается общим собранием акционеров по рекомендации совета директоров. Величина годовых дивидендов не может быть больше рекомендованной советом директоров и меньше величины промежуточных дивидендов. Отсюда, кстати, следует, что совет директоров играет решающую роль в определении факта выплаты дивидендов: если промежуточные дивиденды не выплачивались, и совет директоров не рекомендовал объявление годовых дивидендов, то общее собрание акционеров не сможет повлиять на это решение. В случае невыплаты или неполной выплаты дивидендов владельцам привилегированных акций они получают право голоса на всех последующих собраниях акционеров до момента первой выплаты дивидендов в полном объеме. То же самое имеет место и в том случае, если на собрании обсуждаются вопросы, затрагивающие интересы владельцев привилегированных акций в части дивидендной политики.
В большинстве стран, в том числе и в России, размер дивиденда объявляется без учета налогов. Дивиденд устанавливается в процентах к номинальной стоимости акции или в рублях на одну акцию. Дивиденды могут выплачиваться деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, - иным имуществом (акциями, облигациями и товарами).
Срок и порядок выплаты дивидендов определяются уставом общества или решением общего собрания акционеров о выплате дивидендов. Если уставом срок выплаты дивидендов не определен, срок их выплаты не должен превышать 60 дней со дня принятия решения о выплате дивидендов.
Список лиц, имеющих право получения дивидендов, составляется на дату составления списка лиц, имеющих право участвовать в общем собрании акционеров, на котором принимается решение о выплате соответствующих дивидендов. Таким образом, оба списка являются идентичными. Кто вправе получить дивиденд, если акции будут проданы после составления этих списков. Судебная практика пошла по следующему пути, право на получение соответствующих дивидендов принадлежит лицам, включенным в список лиц, имеющих право получения дивидендов. Покупатель акций может получить право на дивиденды только в том случае, если это специально указано в договоре купли-продажи или соглашении о цессии. Следуя этой же логике, суд пришел к выводу о том, что, не смотря на то, что Общество не являлось акционером в периоде, за который принято решение выплатить дивиденды, оно являлось акционером в момент составления списка лиц, имеющих право на получение дивидендов, поэтому имело право участвовать в распределении прибыли.
Помимо норм гражданского и корпоративного права на общество, выплачивающее дивиденды, возложены обязанности налогового агента в отношении налога на прибыль в соответствии со ст. 275 НК РФ, а так же при выплате доходов иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство на территории Российской Федерации, в соответствии со ст. 309 НК РФ. Это значит, выплачиваемая сумма дивидендов должны быть уменьшена на сумму налога, определенную и удержанную налоговым агентом. Порядок исчисления налога определен в ст. 275 НК РФ.
3. Дивидендная политика и цена акций предприятия.
Дивидендная политика и стоимость акции имеют связь между собой, хотя нет четкой зависимости между этими понятиями. Цена акции формируется под воздействием разных факторов. Есть несколько способов регулирования стоимости акции, оказывающих влияние на размер выплачиваемых дивидендов. К таким методам относятся: метод дробления, метод консолидации и метод выкупа акций.
Метод дробления акций (Сплит). Имеет место только в отношении акций компаний, которые учитывают акции по номинальной стоимости. При этом цель компании – сокращение номинальной стоимости каждой акции. В таком случае компания размещает среди существующих акционеров компенсирующее количество акций для поддержания стоимости их пакетов акций. Может влиять на размер выплаты дивидендов. Суть этого метода заключается в том, что акции дробятся, т.е. производится их обмен по принципу: 1 старая акция на 2 новых, 1 старая на 3 новых и т.д. Далее производится замена ценных бумаг. Величина собственного капитала и валюта баланса не изменяются, меняется лишь количество обыкновенных акций, стоимость которых со временем растет. Дивиденды в этом случае могут изменяться пропорционально изменению нарицательной стоимости акций. Обычно к такому методу прибегают крупные компании.
Метод консолидации. Метод, обратный дроблению, в случае, когда компания увеличивает номинальную стоимость акции, но по факту аннулирует некоторое количество акций, чтобы сохранялась стоимость пакета акций каждого акционера. Как и дробление, - чисто внешнее действие, оказывающее влияние только на рыночную цену акции.
Метод выкупа акций, в этом случае компания желает вернуть капитал или капитальную прибыль, в отличие от прибыли, полученной за счет текущего доходам своим акционерам. Эта мера применяется только тогда, когда компания полагает, что не может получить достаточную прибыль, позволяющую обеспечить акционерам доходность не ниже той, которую они бы получили, разместив свои собственные средства в банке и т.д. Хотя это может показаться привлекательным для акционеров, очень часто является плохим знаком для будущего компании. Выкуп акций происходит для того, чтобы предоставить своим работникам стать акционерами, для уменьшения числа собственников компании, для повышения курсовой цены. Эта операция влияет на совокупный доход акционеров.
В случае неплатежеспособности компании обыкновенные акции занимают последнее место после всех своих кредиторских обязательств, и поэтому являются более рискованными инвестициями, чем любые облигации. Однако, поскольку чем больше риск, тем как правило, больше ожидаемый доход, эти инструменты привлекают инвесторов, заинтересованных в приросте капитала, нежели в надежном доходе.
Доход (дивиденды) по обыкновенным акциям может существенно различаться по акциям различных компаний, а также может изменяться стоимость из года в год для акций одной компании, в значительной мере имея зависимость от чистой прибыли за данный финансовый год. Поэтому справедливо утверждение, что акции могут считаться спекулятивной инвестицией. Но, верно и то, что чем стабильнее компания, тем менее спекулятивным считается инвестиция в нее.
Для иллюстрации рассмотрим следующий пример.
Условия:
Компания, данные о которой приведены ниже, планирует потратить 60% прибыли либо на выплату дивидендов, либо на покупку своих акций. Проанализировать, какой из этих двух вариантов более выгоден акционерам.
Таблица 1.1
Пример определения рыночной цены акции
Прибыль к распределению среди владельцев обыкновенных акций, тыс. руб. | 2200 |
Количество обыкновенных акций | 50000 |
Доход на акцию (2200000 : 50000) | 44 |
Рыночная цена акции, руб. | 600 |
Ценность акции (рыночная цена : доход на акцию), руб. | 13,636 |
Общая сумма прибыли, предназначенная на выплату акционерам, составляет 1320 тыс. руб. (2200 тыс. руб. o 60%).
Если компания выплатит дивиденд, то каждый акционер получит 26,4 руб. (1 320000 руб.: 50000).
Если компания потратит эти деньги на выкуп своих акций, она сможет выкупить примерно 2107,3 акции (1 320000 руб.: 626,4 руб.), а общее их количество в обращении составит 47 893 акции (50 000 - 2107).
После выкупа акций доход на акцию повысится и составит 45,94 руб. (2200000 руб.: 47893), что приведет к повышению курсовой стоимости до 626,4 руб. (45,94 руб. 13,636).
Таким образом, с позиции рядового акционера, владеющего одной акцией, оба варианта одинаковы: либо иметь одну акцию ценой 600 руб. плюс дивиденд в размере 26,4 руб., либо владеть одной акцией с возросшей до 626,4 руб. ценой.
Тем не менее, второй вариант имеет ряд преимуществ. Во-первых, возросла привлекательность акций компании, поскольку такой важный аналитический показатель, как доход на акцию, повысился. Во-вторых, акционеры получили косвенный доход, поскольку им не нужно платить налог на дивиденды в случае их получения (последнее верно не всегда; так, в Германии прибыль, не выплаченная в виде дивидендов, а реинвестированная в компанию, также облагается налогом при заполнении акционерами деклараций о личных доходах). Существуют и возражения против этого варианта, основной из которых заключается в следующем: деньги на руках всегда выгоднее, чем доход от изменения курсовой цены.
При формировании дивидендной политики необходимо учитывать, что классическая формула: «курс акций прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален процентной ставке по альтернативным вложениям» применима на практике далеко не во всех случаях. Инвесторы могут высоко оценить стоимость акций предприятия даже и без выплаты дивидендов, если они хорошо информированы о его программах развития, причинах невыплаты или сокращения выплаты дивидендов и направлениях реинвестирования прибыли.
Принятие решения о выплате дивидендов и их размерах в значительной мере определяется стадией жизненного цикла предприятия. Например, если руководство предприятия предполагает осуществить серьезную программу реконструкции и для ее реализации намечает осуществить дополнительную эмиссию акций, то такой эмиссии должен предшествовать достаточно долгий период устойчиво высоких выплат дивидендов, что приведет к существенному повышению курса акций и, соответственно, к увеличению суммы заемных средств, полученной в результате размещения дополнительных акций.
Заключение.
В представленной курсовой работе рассмотрены теоретические аспекты дивидендной политики акционерных обществ. Рассмотрены основные методики выплаты дивидендов, выявленные их «плюсы» и «минусы», формы и процедуры выплаты дивидендов.
В заключение данной курсовой работы можно сделать вывод, что дивидендная политика предприятия предоставляет широкие возможности управления активами предприятия и при грамотном использовании представленных теоретических выкладок и практических методик расчета позволит оптимизировать деятельность предприятия не только в текущем, но и в долгосрочном периоде.
Список используемой литературы.
1.Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 1 октября 2008 года. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.-607 с.
2.Федеральный закон от 26 декабря 1995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» ( с изменениями от 13 июня 1996г., 24 мая 1999г., 7 августа 2001г.)
3.Комментарий к Федеральному закону «Об акционерных обществах»/Под общ. ред. М. Ю. Тихомирова
4.Финансовый менеджмент: Учебное пособие/Под ред. Проф.Е.И. Шохина. М. :ИД ФБК – ПРЕСС, 2007. – 408 с.
5. Четыркин Е.М. Финансовая математика. 8 изд. - М.: Дело, 2008.
6. Финансовый менеджмент / Под ред. проф. Колчиной Н.В. - М.: Юнити, 2008.
7. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент. - М.: , 2008г.
8. Бочаров В.В. Финансовый менеджмент - СПб.: «Питер» - 2007
9. www.yandex.ru
6