Другим важным резервом является
сокращение до минимума обращений глав
администраций городов и районов, руководителей городских и районных
инспекций в Госналинспекцию о предоставлении
отсрочек по начисленным штрафным санкциям
за нарушение налогового законодательства.
Также Тюменская область
теряет большие бюджетные средства в организации
предпринимательской деятельности, малого бизнеса.
Так при регистрации субъектов
предпринимательской деятельности не осуществляется контроль
над формированием уставного капитала
(фонда) на момент регистрации и в период
деятельности предприятий до размеров,
установленных учредительными документами.
При регистрации не осуществляется должного контроля
над наличием полного комплекта учредительных
документов и наличием всех реквизитов
в учредительных документах в соответствии
с требованиями действующего законодательства.
Нарушаются сроки и порядок передачи учредительных
документов в налоговые инспекции для
постановки на налоговый учет. Не соблюдается
порядок ликвидации предприятий.
Бывают случаи, когда в нарушение
действующего законодательства регистрируют
филиалы и другие обособленные структурные подразделения
компаний, привлекающие денежные средства
населения на условиях срочности, платности
и возвратности, без наличия лицензий.
Есть предприятия, которые
не представляют отчеты в налоговые инспекции
и формально не ведут финансово-хозяйственную деятельность, но
на деле продолжают всевозможные торговые
операции, прокручивая в обороте многомиллионные
суммы наличных денежных средств. Для
внешнего оформления таких операций ими
используются штампы, печати и накладные
своих предприятий (ведь оно не считается
официально ликвидированным).
Однако это лишь часть проблемы.
Совместно с налоговой полицией устанавливаются
юридические и физические лица, злостно
уклоняющиеся от явки в налоговые органы.
В ходе проведения такой работы установлено,
что зачастую формально ведется регистрация
юридических лиц, имеются сведения о нескольких
десятках различных компаний, товариществ
и фирм, давших при регистрации ложные
адреса. Все эти коммерческие структуры
заняты теневым бизнесом.
Такое положение ведет к дестабилизации экономики данных
регионов неуплате в бюджет огромных денежных
сумм.
При разрешении данной проблемы
выяснилось, что законодательством Российской
Федерации не предусмотрена какая-либо
ответственность должностных лиц предприятия,
а в их лице и самого предприятия, за не сформирование
уставного капитала в установленные сроки,
неведение в течение длительного времени
финансово-хозяйственной деятельности,
а также за регистрацию предприятий по
вымышленному адресу.
Еще одна проблема, которая
в последнее время серьезно беспокоит налоговые
органы - это физические лица, занимающиеся
предпринимательской деятельностью. Имея
от торговых операций многомиллионные
доходы, они, как правило, уклоняются от
уплаты налогов.
При наличии материалов об
уклонении от налогообложения данной категории лиц,
у них может быть отозвана лицензия на
право занятия предпринимательской деятельностью.
Таким образом, для увеличения
налоговых поступлений были разработаны
некоторые предложения, которые могут
быть применены и в других регионах:
1. Распространить порядок
обращения взыскания на имущество предприятий
- недоимщиков не только по задолженности
по налогам и платежам, но и по штрафным
санкциям (пени);
2. Упростить процедуру
обращения взыскания недоимки
на дебиторскую задолженность, исключив обязательность наличия
подписей руководителей и главного бухгалтера
предприятия-дебитора;
3. Погашать недоимку
за счет обращения взыскания
на имущество учредителей предприятия-должника;
4. Начислять пени на
оставшуюся просроченную сумму
недоимки со дня предоставления отсрочки,
а не с момента образования недоимки;
5. Совместно с товарно-залоговым
фондом финансово-промышленной корпорации
развернуть работу по снижению
недоимки у налогоплательщиков.
Суть ее в том, что фонд получает
на сумму задолженности у предприятий их товары, реализует
их или получает под них кредит, а предприятие
получает казначейское освобождение финансового
управления;
6. Решить вопрос с
Главным управлением Центробанка
об оказании практической помощи
в своевременном зачислении налоговых средств в бюджеты при наличии
дебетового сальдо у ряда банков;
Целесообразно совместно
с комитетом по управлению имуществом
и фондом имущества по их информации организовать
контроль за средствами, поступающими
от продажи имущества, а также средствами
от сдачи предприятиями помещений
в аренду;
Налоговые проблемы, оказывающие
влияние па формирование доходной части
бюджета любого уровня существуют не только
на горизонтальном - различных территорий,
но и вертикальном уровне - налоговые взаимоотношения
регионального бюджета с местными
и федеральным.
Заключение
В заключение хотелось бы
сделать некоторые выводы из всего выше
изложенного.
Государственный бюджет,
являясь основным финансовым планом государства,
главным средством аккумулирования финансовых средств, дает
политической власти реальную возможность
осуществления властных полномочий.
Бюджет, объединяя в себе
основные финансовые категории (налоги,
государственный кредит, государственные
расходы), является ведущим звеном финансовой
системы любого государства
и играет как важную экономическую, так
и политическую роль в любом современном
обществе.
Наиболее удачный вариант
государственного бюджета - это бездефицитный
бюджет или же бюджет с профицитом, однако,
на практике добиться такой сбалансированности бюджета
не всегда удается.
В результате возникает такое
явление, как бюджетный дефицит, что в
свою очередь приводит к появлению государственного
долга.
Как показал анализ исполнения
бюджетов города Тюмени и Тюменской области
по доходам и расходам, основная цель политики
в области расходов заключалась в обеспечении
сбалансированности и эффективности управления
средствами бюджета.
Расходование средств производилось
исходя из обеспеченности приоритетов
в области социальной сферы, экономически значимых мероприятий.
Рассмотренные бюджеты города
Тюмени и Тюменской области, методы формирования
доходной и расходной части показывают
о существовании проблемных участков
финансирования, требующих дополнительных
источников.
Формирование расходной части
бюджета адекватной доходной,
грамотное проведение инвестирования
на развитие экономики города, использование
современных экономических инструментов
для покрытия бюджетного дефицита, вот
основные направления для его устойчивости.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации
(Части первая, вторая) (с изм. и доп. от
1 января 2014 г)
2. Решение "О бюджете города
Тюмени на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
от 27.11.2014 № 223
3. Постановление о внесении изменений
в решение Тюменской городской Думы "О бюджете города Тюмени
на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017
годов" от 27.11.2014 № 223
4. Анина О.В. Местные бюджеты // Экономика
и жизнь. 2008. №8.
5. Жданов А.А. Финансовое право
РФ (учебное пособие) - М.: 2007 г. - 1450 с.
6. Метельникова О.В. Профицит бюджета // Финансы.
2009. №6
7. Артемов Ю.М. Некоторые особенности
бюджетной и налоговой систем
Швейцарии // Финансы. - 1995. - №11. - с.49-51
8. Барулин С.В. Налоги как инструмент
государственного регулирования
экономики // Финансы. - 1996. - №1. - с.25-30
9. Батчиков С., Петров Ю. Концепция
и программа стабилизации финансовой
сферы в России // РЭЖ. - 1996. - №8. - с.34
10. Безруков В. Основные проблемы
развития экономической реформы
в регионах Российской Федерации
// Экономист. - 1996. - №4. - с.7
11. Беспамятных Н.Н. О бюджетных
взаимоотношениях в регионе // Финансы
1994. - №8. - с.23-25
12. Бурдаков С.Г. Бюджет как зеркало
нашей жизни // Эксперт. 2009. №4, С.21
13. Гулаев В.И. Доходы - состояние, проблема
// Финансы. 2008. №6, С.17-21
14. Гусев В.В. Бюджет и производство
// Промышленный вестник России. 2009.
№2. С.14-17
15. Иванов А. Бюджет Тюмени-2009 сформируют
иначе // 72dengi.ru
16. Игнатьев Д. Как правительство
распределяет доходы бюджета? // Экономика
и жизнь. 2009. №.9, С.12
17. Лаптев И. К вопросу о доходах
// Налоговый вестник. 2008. №11, С.3
18. Петров Ю. Рациональное распределение
доходов в Тюменской области //
Российский экономический журнал.
2008. №5, С.14
19. Яшкина А.С. Обзор социально-экономического
развития Тюменской области. 2014. // - №10
20. Бюджет города Тюмени на 2009-2011
годы // www.tyumen-city.ru
21. На Ямале - самый сбалансированный
бюджет на 2015 год в Тюменской области // www.info72.ru