Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 12:57, реферат
Государственные финансы являются основой экономической жизни государства, роста материального благосостояния населения. Подавляющая часть государственных финансовых ресурсов сосредоточивается в бюджетах разных уровней, которые создают бюджетную систему государства.
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Принципы формирования доходов бюджета………………………….4
1. 1. Экономическое содержание доходов бюджета.………………………...…4
1. 2. Налоговые и неналоговые доходы …………………………………………6
1. 3. Доходы региональных и местных бюджетов ...............................................8
Глава 2 Налоговая система Российской Федерации………………………..…11
2.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства…………………...11
2. 2. Принципы налоговой системы Российской Федерации…………………13
Глава 3. Бюджетная политика Российской Федерации и направления её совершенствования………………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованных источников………………………………………...…18
Следует отметить, что региональный бюджеты являются наиболее весомым источником бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство (48% всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации), на транспорт, дорожное хозяйство и информатику - 43% расходов.
Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства - более 32% расходов консолидированного бюджета России, жилищно-коммунального хозяйства - 30%, здравоохранения - 33%, культуры и искусства - 34%.
Местное самоуправление - обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории.
Существующая система регулирования местных бюджетов имеет ряд достоинств. Она позволяет обеспечить необходимыми средствами местные бюджеты независимо от производительности местных источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц, стимулирует местные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.
Рост местных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации, следовательно, расширением социальной инфраструктуры. В общем объеме местных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов.
Увеличение числа городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в пять-семь раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.
Главным материальным источником доходов бюджета является национальный доход. Когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство.
Основными методами перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов являются налоги, займы и эмиссия денег.
Соотношение между ними определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.
Глава 2 Налоговая система Российской Федерации
2.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства.
В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами.
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции.
Налоги выполняют три важнейшие функции:
-Обеспечение финансирования государственных расходов ( фискальная функция );
-Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними ( социальная функция );
-Государственное регулирование экономики (регулирующая функция ).
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.
Все налоги содержат следующие элементы:
-объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению; субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;
- источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог; ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;
- налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.
Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций ( фирм ); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу ( так называемые социальные налоги, социальные взносы ); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие.
Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
Второй вид –
налоги на товары и услуги:
налог с оборота – в
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги
переносятся на конечного
В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов
является одним из
С помощью налогов
определяются взаимоотношения
ри помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей.
В настоящее время не существует общепринятого определения, полноценно описывающего налоговую систему России. На наш взгляд, понятие «налоговая система» является более широким по сравнению с понятиями «система налогов и сборов» и «система налогообложения» и включает в себя, помимо собственно налогов и сборов, весь комплекс отношений, непосредственно связанных с налогообложением.
Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).
Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):
Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся (в порядке следования соответствующих положений Налогового кодекса):
Глава 3. Бюджетная политика Российской Федерации и направления её совершенствования.
Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.
Так как наиболее важными
направлениями бюджетной
В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:
--уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
-уровень выполнения бюджетных обязательств;
-величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
-объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
-уровень монетизации бюджетного дефицита;
-величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
-динамику валового внутреннего продукта;
-уровень безработицы;
-степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.
В условиях Российской Федерации к вышеназванным показателям можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики:
-масштабы эмиссии денежных суррогатов;
величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования;
величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.
Анализ экономики Российской Федерации за последние несколько лет позволяет подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора.