Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 12:57, реферат
Государственные финансы являются основой экономической жизни государства, роста материального благосостояния населения. Подавляющая часть государственных финансовых ресурсов сосредоточивается в бюджетах разных уровней, которые создают бюджетную систему государства.
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Принципы формирования доходов бюджета………………………….4
1. 1. Экономическое содержание доходов бюджета.………………………...…4
1. 2. Налоговые и неналоговые доходы …………………………………………6
1. 3. Доходы региональных и местных бюджетов ...............................................8
Глава 2 Налоговая система Российской Федерации………………………..…11
2.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства…………………...11
2. 2. Принципы налоговой системы Российской Федерации…………………13
Глава 3. Бюджетная политика Российской Федерации и направления её совершенствования………………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованных источников………………………………………...…18
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Принципы формирования доходов бюджета………………………….4
1. 1. Экономическое содержание доходов бюджета.………………………...…4
1. 2. Налоговые и неналоговые доходы …………………………………………6
1. 3. Доходы региональных и местных бюджетов
..............................
Глава 2 Налоговая система Российской Федерации………………………..…11
2.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства…………………...11
2. 2. Принципы налоговой системы Российской Федерации…………………13
Глава 3. Бюджетная политика Российской Федерации
и направления её совершенствования…………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников………………………………………...…
Введение
Государственные финансы являются основой экономической жизни государства, роста материального благосостояния населения. Подавляющая часть государственных финансовых ресурсов сосредоточивается в бюджетах разных уровней, которые создают бюджетную систему государства.
Бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство, осуществляя распределение и перераспределение валового внутреннего продукта, могла изменять структуру производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования.
В условиях перехода к
рынку бюджет не теряет своей роли,
он является основным инструментом регулирования
социально-экономических
Именно в бюджете
переплетаются большой спектр разноуровневых
интересов и противоречий. Бюджет
является достаточно мощной и иногда
опасным оружием в руках
Глава 1. Принципы формирования доходов бюджета. Понятие налоговой системы
1.1Экономическое содержание доходов бюджета.
Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.
Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.
Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.
Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным собранием (принимается Государственной думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.
Составление и исполнение
бюджета базируется на бюджетной
классификации, в которой выделяются
целевые направления
В этой связи главной
проблемой, вытекающей из структуры
формирования доходов бюджета РФ,
остается распределение налоговых
доходов и неналоговых
Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.
В зависимости от государственного устройства страны различают: в унитарном (едином) государстве - доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов, в федеративном (объединенном) государстве эти два вида доходов дополняются доходами бюджетов субъектов федерации, конфедеративном (союзном) - взносами.
Бюджетные доходы - понятие более узкое, чем доходы государства, которые ключают помимо средств бюджета всех уровней власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора.
Налоги являются главным
методом перераспределения
Вторым по своему финансовому
значению доходом бюджета являются
государственные займы. К займам
государство прибегает при
Государственный долг тесно связан с налогами. Погашение займов, выплата по ним процентов осуществляется в значительной мере за счет дополнительных налоговых платежей либо выпуска новых займов.
При чрезвычайных обстоятельствах,
когда получение налоговых
1. 2. Налоговые и неналоговые доходы бюджета.
Решающее значение в
доходах бюджета имеют налоги.
Налоги – обязательные платежи, взимаемые
государством (центральными и местными
органами власти) с физических и
юридических лиц. Исторически их
возникновение относится к пери
Государство без налогов
существовать не может, поскольку они
- главный метод мобилизации
Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости - национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Общественное содержание налогов дает возможность проникнуть в их глубинную сущность, раскрыть внутреннюю природу и эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе. Налоги как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства.
Кроме общественного содержания, налоги имеют материальную основу, т. е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства.
Доходы бюджетов разных уровней формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также доходов целевых внебюджетных фондов. Объем поступлений неналоговых доходов и их виды устанавливаются в соответствующих бюджетах.
К налоговым доходам относятся федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы, а также пени, предусмотренные в налоговом законодательстве Российской Федерации. Это обязательные, безвозмездные, невозвратимые платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включаются также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты(доходы акцизного типа).
К неналоговым доходам бюджетов относятся:
1. Доходы от использования
имущества, находящегося в
2. Доходы от продажи
имущества, находящегося в
3. Доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями
4. Штрафы и иные суммы принудительного изъятия
Все налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий и организаций, поимущественный налог и ряд других. Косвенные налоги – это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг.
Косвенные налоги включают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.
1.3. Доходы региональных и местных бюджетов
Региональные бюджеты - центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
В современных условиях
все в большей степени
В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.
Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.
Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:
• налог на имущество предприятий;
• налог на недвижимость;
• дорожный налог;
• транспортный налог;
• налог с продаж;
• налог на игорный бизнес;
• региональные лицензионные сборы.
Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.
В доходах региональных бюджетов превалируют поступления от регулирующих источников (более 70%), в том числе отчисления от федеральных налогов составляют более 40%, а поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов - более 25%.
Таким образом, собственные доходы составляют менее 30%. Из них наиболее весомыми являются: налог на имущество предприятий - примерно 9%, доходы от государственной собственности - 1,1%, доходы от продажи принадлежащего субъектам РФ имущества - 1,5%, поступления от целевых бюджетные фондов - 2,8%.