Доходы бюджета.Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 12:57, реферат

Описание работы

Государственные финансы являются основой экономической жизни государства, роста материального благосостояния населения. Подавляющая часть государственных финансовых ресурсов сосредоточивается в бюджетах разных уровней, которые создают бюджетную систему государства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Принципы формирования доходов бюджета………………………….4
1. 1. Экономическое содержание доходов бюджета.………………………...…4
1. 2. Налоговые и неналоговые доходы …………………………………………6
1. 3. Доходы региональных и местных бюджетов ...............................................8
Глава 2 Налоговая система Российской Федерации………………………..…11
2.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства…………………...11
2. 2. Принципы налоговой системы Российской Федерации…………………13
Глава 3. Бюджетная политика Российской Федерации и направления её совершенствования………………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованных источников………………………………………...…18

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..…….3

Глава 1. Принципы формирования доходов бюджета………………………….4

1. 1. Экономическое содержание доходов бюджета.………………………...…4

1. 2. Налоговые и неналоговые  доходы …………………………………………6

1. 3. Доходы региональных и местных бюджетов ...............................................8

Глава 2 Налоговая система Российской Федерации………………………..…11

2.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства…………………...11

2. 2. Принципы налоговой системы Российской Федерации…………………13

Глава 3. Бюджетная политика Российской Федерации и направления её совершенствования………………………………………………………………15

Заключение……………………………………………………………………….17

Список использованных источников………………………………………...…18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственные финансы  являются основой экономической жизни государства, роста материального благосостояния населения. Подавляющая часть государственных финансовых ресурсов сосредоточивается в бюджетах разных уровней, которые создают бюджетную систему государства.

 

Бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство, осуществляя распределение и перераспределение валового внутреннего продукта, могла изменять структуру производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования.

 

В условиях перехода к  рынку бюджет не теряет своей роли, он является основным инструментом регулирования  социально-экономических процессов. Поступления в бюджет напрямую зависят  от состояния производства. В свою очередь, возможность содержать социальную сферу, обеспечивать социальные гарантии населению зависит от состояния поступлений в бюджет. Формирование доходной и расходной части бюджета связано с основным макропоказателям экономического и социального развития государства на соответствующий год.

 

Именно в бюджете  переплетаются большой спектр разноуровневых интересов и противоречий. Бюджет является достаточно мощной и иногда опасным оружием в руках государственной  власти. Он с объектом борьбы идеологий, научных концепций, политических убеждений, представлений о справедливости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Принципы формирования доходов бюджета. Понятие  налоговой системы 

 

1.1Экономическое  содержание доходов бюджета.

 Бюджетная система  призвана играть важную роль  в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Единство бюджетной  системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным собранием (принимается Государственной думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной  классификации, в которой выделяются целевые направления государственной  деятельности, вытекающие из основных функций государства.

В этой связи главной  проблемой, вытекающей из структуры  формирования доходов бюджета РФ, остается распределение налоговых  доходов и неналоговых отчислений между местными и федеральным  бюджетом, т. е. вопрос бюджетного федерализма.

Доходы бюджета - часть  централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические  отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.

В зависимости от государственного устройства страны различают: в унитарном (едином) государстве - доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов, в федеративном (объединенном) государстве эти два  вида доходов дополняются доходами бюджетов субъектов федерации, конфедеративном (союзном) - взносами.

Бюджетные доходы - понятие  более узкое, чем доходы государства, которые ключают помимо средств  бюджета всех уровней власти ресурсы  внебюджетных фондов и всего государственного сектора.

Налоги являются главным  методом перераспределения национального  дохода; обеспечивают преобладающую  долю доходов бюджета. Доля налогов  в доходах членов федерации и  местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственных) и регулирующих доходов.

Вторым по своему финансовому  значению доходом бюджета являются государственные займы. К займам государство прибегает при бюджетных  дефицитах, которые предусматриваются  при составлении бюджета на предстоящий  год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения дефицита государство все больше обращается к займам. Существуют два пути получения займов: первый - у широких слоев населения путем свободной продажи им государственных облигаций и других ценных бумаг, второй - у  Центрального и коммерческих банков под обеспечение ценных бумаг государства. Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга.

Государственный долг тесно  связан с налогами. Погашение займов, выплата по ним процентов осуществляется в значительной мере за счет дополнительных налоговых платежей либо выпуска новых займов.

При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение налоговых платежей и займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии бумажных денег. Этот метод самый непопулярный, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия.

 

 

 

 

 

1. 2. Налоговые и неналоговые доходы бюджета.

 

Решающее значение в  доходах бюджета имеют налоги. Налоги – обязательные платежи, взимаемые  государством (центральными и местными органами власти) с физических и  юридических лиц. Исторически их возникновение относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства.

Государство без налогов  существовать не может, поскольку они - главный метод мобилизации доходов  в условиях господства частной собственности  и рыночных отношений.

Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости - национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Общественное содержание налогов дает возможность проникнуть в их глубинную сущность, раскрыть внутреннюю природу и эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе. Налоги как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства.

Кроме общественного  содержания, налоги имеют материальную основу, т. е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. При перераспределении  национального дохода налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства.

Доходы бюджетов разных уровней формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также доходов целевых внебюджетных фондов. Объем поступлений неналоговых доходов и их виды устанавливаются в соответствующих бюджетах.

К налоговым доходам  относятся федеральные налоги и  сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы, а также пени, предусмотренные в налоговом  законодательстве Российской Федерации. Это обязательные, безвозмездные, невозвратимые платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включаются также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты(доходы акцизного типа).

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

1. Доходы от использования  имущества, находящегося в собственности  субъекта Российской Федерации

2.  Доходы от продажи  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности,  за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных

3. Доходы от платных  услуг, оказываемых казенными  учреждениями

4. Штрафы и иные  суммы принудительного изъятия

Все налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части  доходов налогоплательщика. К ним  относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль  предприятий и организаций, поимущественный налог и ряд других. Косвенные налоги – это  налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг.

Косвенные налоги включают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Доходы региональных и местных бюджетов

 

Региональные бюджеты - центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

В последнее десятилетие  наблюдается регионализация экономических  и социальных процессов. Все в  большей мере функции регулирования  этих процессов переходят от центральных  уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Через региональные бюджеты  государство активно проводит экономическую  политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и  сборы:

• налог на имущество  предприятий;

• налог на недвижимость;

• дорожный налог;

• транспортный налог;

• налог с продаж;

• налог на игорный  бизнес;

• региональные лицензионные сборы.

Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных  налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов  Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

В доходах региональных бюджетов превалируют поступления  от регулирующих источников (более 70%), в том числе отчисления от федеральных  налогов составляют более 40%, а поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов - более 25%.

Таким образом, собственные  доходы составляют менее 30%. Из них наиболее весомыми являются: налог на имущество  предприятий - примерно 9%, доходы от государственной  собственности - 1,1%, доходы от продажи принадлежащего субъектам РФ имущества - 1,5%, поступления от целевых бюджетные фондов - 2,8%.

Информация о работе Доходы бюджета.Налоговая система