Доходы бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:27, доклад

Описание работы

Доходы бюджетов – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций; поступающих в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств.

Содержание работы

Доходы бюджета………………………………………………………………………………………….3
1. Характеристика доходов бюджета......................................................4
2. Классификация доходов бюджета……………………………………………………4
3. Администраторы доходов бюджета……………………………………………….12
Список использованной литературы………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

Доходы бюджетов.docx

— 35.83 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

 

 «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

 

Институт  Государственного управления и права

 

Кафедра Государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад по дисциплине

«Государственные и муниципальные  финансы»

на тему:

«Доходы бюджета

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили студенты ГиМУ 4-1

Ситников А. А.

Кошелев А. А

 

 

 

 

Москва, 2013

Содержание:

Доходы  бюджета………………………………………………………………………………………….3

1. Характеристика доходов бюджета......................................................4

2. Классификация доходов бюджета……………………………………………………4

3. Администраторы доходов бюджета……………………………………………….12

Список  использованной литературы………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доходы бюджета

Доходы бюджетов – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций;  поступающих в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств.

Налог - обязательный, безвозмездно и безвозвратно взимаемый с физических и/или юридических лиц платеж в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях обеспечения деятельности государства и местного самоуправления

Историческая  справка.

Исторически (например, в дореволюционной России) бюджетные  доходы характеризовались следующей  структурой:

прямые – доходы, полученные от эксплуатации казенного государственного имущества; косвенные - доходы, которые государство собрало с помощью налогов; доходы от регалий и монополий – занимали промежуточное положение между прямыми и косвенными доходами [Пушкарева В. М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 1996. – 192 с., стр. 32 – 33, 35].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика  доходов бюджета

 

Состав бюджетных  доходов, их структура органически  связаны с объемами общественного  производства и национального дохода и определяются финансовой политикой  государства. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты  других уровней бюджетной системы  РФ для целевого финансирования предприятий, а также безвозмездные перечисления. В составе доходов бюджетов обособленно  учитываются доходы целевых бюджетных  фондов. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов  доходов и безвозмездных перечислений.

В доходы бюджета  текущего года зачисляется остаток  средств на конец предыдущего  года.

В соответствии с  бюджетной классификацией доходы бюджета  образуются из пяти групп. Первую группу представляют налоговые доходы, вторую группу – неналоговые доходы, третью – безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней, четвертую  – доходы целевых бюджетных фондов и пятую – доходы от предпринимательской  и другой приносящей доходы деятельности. Налоговые доходы составляют основу бюджета с их характеристики мы и  начнем.

2. Классификация  доходов бюджета 
 
Классификация доходов бюджета – группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов всех уровней бюджетной системы. 
 
Классификация доходов основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. 
 
         Для анализа структуры, состава и динамики доходов любого бюджета, оценки фискальной и стимулирующей роли того или иного доходного источника важное значение имеет классификация бюджетных доходов, т. е. их группировка по выбранному признаку (критерию): 
 
Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации – на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности: 
 
- По методу взимания все доходы бюджета делятся на налоговые и неналоговые. 
 
- В зависимости от порядка распределения доходов между уровнями бюджетной системы они подразделяются на собственные и регулирующие. 
 
- В зависимости от государственного устройства страны различают доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном государстве) или доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации и доходы местных бюджетов (в федеративном государстве). 
 
- По источникам образования выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от населения. Это деление имеет преимущественно социально-экономическое значение. С точки зрения-формирования бюджета не важно, из какого источника (от юридических или физических лиц) поступили доходы. 
 
- По юридическому основанию взимания доходов в бюджет различают обязательные и добровольные платежи. Подавляющее большинство доходов поступают в бюджет на обязательной основе, добровольные платежи занимают второстепенное место. 
 
- По праву собственности государства на аккумулируемые в бюджет доходы их подразделяют на собственные и привлеченные (заемные), возникающие в результате применения кредитного метода формирования. 
 
         Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются: 
 
1) налоговые и неналоговые доходы; 
 
2) безвозмездные поступления. 
 
Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов Российской Федерации. 
 
В настоящее время в России сложились три основные группы бюджетных доходов: налоги, неналоговые доходы и доходы бюджетных целевых фондов. Кроме того, имеются ещё и безвозмездные поступления (ст. 41 БК РФ). Эти поступления связаны обычно с движением средств между бюджетом и внебюджетными и бюджетными целевыми фондами, между разными видами бюджетов внутри бюджетной системы, с использованием резерва средств, не включаемого в бюджет. Могут быть и поступления денег от отдельных экономических субъектов. Соответственно бюджетного кодекса РФ, статья 41.5 это выглядит так: 
 
         К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде: 
 
- финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; 
 
- субвенций из Федерального фонда и (или) из региональных фондов компенсаций; 
 
- субвенций из местных бюджетов других уровней; 
 
- иных безвозмездных перечислений между бюджетами бюджетной системы РФ; 
 
- безвозмездных перечислений из бюджетов государственных (или) территориальных государственных внебюджетных фондов; 
 
- безвозмездных перечислений от физических лиц и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований. 
 
Выделение третьей группы – доходов бюджетных целевых фондов объясняется нынешней спецификой политической и финансовой жизни России. На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Эти доходы не имеют принципиального отличия от налогов и неналоговых платежей по своему экономическому смыслу, поэтому фактически выступают две самостоятельные группы доходов бюджета – налоги и неналоговые платежи. 
 
Главной из них, конечно, являются налоги.  
 
Налоги – обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местные бюджеты. Налоги – основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни.  
 
         Прежде всего, они преобладают количественно. Основной доход в составе неналоговых платежей – это доход от государственного имущества или от деятельности государственных организаций, административные платежи, сборы и штрафы. Это, как бы, доходы, связанные с собственностью государства и деятельностью государственного аппарата и государственных организаций.[7] 
 
         Налоги многочисленны и весьма разнообразны, их можно классифицировать по различным принципам: по объекту, по конечному плательщику, по методу платежа и др. Наиболее наглядно деление налогов по объекту взимания. Налог может устанавливаться либо непосредственно на уже полученный доход определенной величины, либо на операцию продажи товара или услуги, либо на конкретное имущество, собственник которого и должен платить налог. Непосредственно в составе доходов бюджета предусматриваются следующие группы налогов: (статья 49 БК РФ) федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения, в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ:  
 
- налог на прибыль (доход), прирост капитала, сюда включаются налоги на прибыль предприятий и налог на доходы физических лиц; 
 
- налоги на товары, услуги, лицензионные и регистрационные сборы: НДС, акцизы по товарам, производимым в РФ, и по товарам, ввозимым в РФ, сборы, налог с продаж; 
 
- налоги на совокупный доход - это налоги, в основном, для мелких предпринимателей, которые в своем учете не отделяют прибыль от валового дохода, здесь же фигурирует налог на вмененный доход; 
 
- налоги на добычу полезных ископаемых; 
 
- прочие налоги и пошлины, здесь самый заметный платеж – государственные пошлины. 
 
         Неналоговые доходы являются платежами, которые классифицируются по характеру их поступления в бюджет и включают в себя возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров (доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, поступления от некоммерческих и сопутствующих продаж товаров, чистая прибыль или проценты, получаемые от Национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода), а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников.  
 

Неналоговые доходы государства можно классифицировать по разным критериям:  
 
- по территориальному уровню - федеральные доходы и доходы субъектов Российской Федерации;  
 
- по методам формирования - доходы обязательного характера и добровольные поступления от юридических и физических лиц;  
 
- по источникам их аккумуляции - доходы, аккумулируемые в государственных бюджетных и внебюджетных фондах;  
 
- по конкретным основаниям взимания платежей, образующих неналоговые доходы государства.  
 
Большинство неналоговых доходов не имеют фискально-постоянного характера и твердо установленной ставки. В отличие от налоговых, неналоговые доходы бюджета не должны жестко планироваться. Однако на практике они планируются, как правило, на уровне поступлений прошлого года. 
 
Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти РФ и ее субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Значительная часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных документах имеют место указания на принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа. Неналоговые поступления - составная часть доходов всех видов бюджета: федерального, региональных и местных. 
 
 
         В соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ, разработанной бюджетным департаментом Минфина РФ, неналоговые доходы включают: 
 
1.     доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; 
 
2.     дивиденды по акциям, принадлежащим государству; 
 
3.     доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 
 
4.     Арендная плата за пользование лесным фондом; 
 
5.     Арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения; 
 
6.     Арендная плата за земли несельскохозяйственного назначения; 
 
7.     Прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; 
 
8.     доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно органов государственной власти Российской Федерации; 
 
9.     таможенные пошлины и таможенные сборы; 
 
10.  часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей; 
 
11.  средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия; 
 
12.  доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; 
 
13.  проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета; 
 
14.  проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны; 
 
15.  проценты по государственным кредитам, предоставляемым Российской Федерацией правительствам иностранных государств; 
 
16.  возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий; 
 
17.  доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства; 
 
18.  перечисление прибыли Центрального банка Российской Федерации; 
 
19.  иные неналоговые доходы. 
 
Неналоговые доходы являются важным источником доходов бюджетов всех уровней, способствуя сокращению их дефицита. 
 
Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. 
 
Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.  
 
         Для неналоговых доходов государства характерны особенности, отличающие их от государственных налогов.  
 
         Во-первых, большинство неналоговых платежей имеет двусторонний характер. То есть субъекты правоотношений по поводу уплаты большинства неналоговых платежей имеют взаимные права и обязанности. Так, государство как обязательный субъект правоотношений, взимая неналоговые платежи, обязано совершить соответствующие действия в пользу плательщиков этих платежей, например, предоставить право на занятие какой-либо деятельностью, на перевоз товара через таможенную границу, предоставить какие-либо услуги и т.п. В свою очередь плательщики неналоговых платежей вправе потребовать от государственных органов совершения в свою пользу соответствующих действий.            
 
         Во-вторых, в отличие от налогов, которые всегда являются обязательными платежами, неналоговые доходы могут иметь форму обязательных и добровольных платежей. Большая часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. Их обязательность подтверждается принудительным взысканием в определенном порядке в случае неуплаты в предусмотренных случаях. Однако основания уплаты обязательных неналоговых и налоговых платежей неодинаковы: налоги уплачиваются при наличии налогооблагаемого объекта, а основанием уплаты обязательных неналоговых платежей является совершение компетентными органами в пользу юридических и физических лиц определенных действий (предоставление тех или иных прав, выполнение работ, услуг). Уплата добровольных платежей, включаемых в группу неналоговых доходов государства, основана на соответствующем волеизъявлении юридических и физических лиц. Методы привлечения дополнительных денежных средств на принципе добровольности определены законодательством. К ним относятся выпуск и распространение государственных ценных бумаг, проведение государственных лотерей, взносы в порядке осуществления благотворительной деятельности и иные законные методы.  
 
В-третьих, особенностью неналоговых платежей является и то, что для них в большей степени, чем для налогов, характерен признак целевой направленности в использовании поступлений по ним. Целевое направление использования неналоговых доходов государства устанавливается при введении неналоговых платежей и закрепляется в правовых актах, определяющих порядок исчисления и взимания каждого конкретного платежа. Неналоговые доходы государства, как правило, аккумулируются в государственных бюджетных и внебюджетных фондах, формируемых на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Однако поступления по некоторым неналоговым доходам государства могут передаваться органам местного самоуправления для зачисления их в соответствующие местные бюджеты в порядке, установленном законодательством.  
 
Особая проблема – распределение налогов и других доходов бюджета по уровням бюджетной системы: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, местные (муниципальные) бюджеты. Общий принцип такой: поступления от определенного налога либо целиком идут в один бюджет, либо они делятся между различными бюджетами. Это практически очень сложная и очень важная проблема, так как налоги далеко не равноценны для финансистов бюджетников. Есть крупные налоги с хорошей «собирательностью», а есть и мелкие налоги, от уплаты которых легко уклониться. Поэтому распределение налогов между бюджетами – актуальный и очень конфликтный вопрос. Отнесение налога к тому или иному уровню осуществляется в соответствии с действующим законодательством. 
 
         Федеральными налогами признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. К ним относятся налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, НДС, акцизы, таможенные пошлины и сборы. 
 
         Региональными признаются налоги и сборы, введенные в соответствии с Налоговым кодексом и вводимые в действие законами субъектов РФ. Это налог на имущество физических лиц, налог с продаж, региональные лицензионные сборы и др. 
 
         Местными налогами признаются налоги и сборы, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

 

 

 

 

3. Администратор  доходов бюджета

Главный администратор доходов  бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, определяющий перечень подотчетных ему администраторов доходов бюджета и (или) являющийся администратором доходов бюджета.

Код главного администратора доходов бюджета ( 1 - 3 разряды кода классификации доходов бюджетов) состоит из 3-х знаков и соответствует  номеру, присвоенному главному администратору доходов бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов  Российской Федерации и правовыми  актами, принятыми органами местного самоуправления.

Администраторами доходов  бюджетов являются органы государственной  власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы местной  администрации, органы управления государственных  внебюджетных фондов, Центральный банк Российской Федерации, а также бюджетные  учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание  и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации.

В рамках бюджетного процесса главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

формирует перечень подотчетных  ему администраторов доходов  бюджета;

представляет сведения, необходимые  для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта  бюджета;

представляет сведения для  составления и ведения кассового  плана;

формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;

осуществляет иные бюджетные  полномочия, установленные Бюджетным  кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми  актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Администратор доходов бюджета  обладает следующими бюджетными полномочиями:

осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

осуществляет взыскание  задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а  также процентов за несвоевременное  осуществление такого возврата и  процентов, начисленных на излишне  взысканные суммы, и представляет поручение  в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в  порядке, установленном Министерством  финансов Российской Федерации;

принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной  системы Российской Федерации и  представляет уведомление в орган  Федерального казначейства;

в случае и порядке, установленных  главным администратором доходов  бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета  сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления  полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;

осуществляет иные бюджетные  полномочия, установленные Бюджетным  кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми  актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Закрепление доходов бюджетов Российской Федерации за главными администраторами доходов бюджета осуществляется в следующем порядке. Назначение органов государственной власти Российской Федерации, иных администраторов доходов федерального бюджета, органов управления государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации главными администраторами доходов бюджета осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации закрепляют источники доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов за главными администраторами доходов бюджета - органами государственной власти субъектов Российской Федерации и созданными ими бюджетными учреждениями при условии, что администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством Российской Федерации (за исключением доходов, администрируемых как органами государственной власти Российской Федерации, органами управления государственных внебюджетных фондов, Центральным банком Российской Федерации, так и органами государственной власти субъектов Российской Федерации).

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации устанавливают коды главных администраторов доходов бюджета по доходам, администрируемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации (созданными ими бюджетными учреждениями), а также вправе установить единый код главного администратора доходов бюджета по доходам, администрируемым органами местного самоуправления муниципальных образований и отражаемым по кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации с применением кода элемента, соответствующего бюджету субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено Указаниями "О порядке применения бюджетной классификации РФ" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По доходам федерального бюджета, администрируемым органами государственной  власти субъектов Российской Федерации (созданными ими бюджетными учреждениями), бюджетная отчетность по которым  представляется главными администраторами соответствующих поступлений в  органы, организующие исполнение федерального бюджета, используются коды бюджетной  классификации с применением  единого кода главного администратора доходов бюджета 888, если иное не предусмотрено  законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Доходы бюджетов