Доходы федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Роль налогов в формировании финансов государства несомненна была
велика и таковой остается. Изначально функции налогов выполняли
повинности и сборы. В настоящее же время размер поступлений налогов и
сборов в бюджет государства довольно велик. Что касается стран с рыночной
экономикой, то доля налоговых поступления в федеральный бюджет
составляет 70-90%, в местный бюджет около 50%.

Файлы: 1 файл

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых.docx

— 143.73 Кб (Скачать файл)

 

2.Аналитическая  часть

2.1 Анализ налоговых  поступлений в федеральный бюджет.

Роль налогов в формировании финансов государства несомненна была

велика и таковой остается. Изначально функции налогов выполняли 

повинности и сборы. В  настоящее же время размер поступлений  налогов и 

сборов в бюджет государства  довольно велик. Что касается стран  с рыночной

экономикой, то доля налоговых  поступления в федеральный бюджет

составляет 70-90%, в местный  бюджет около 50%.

К важнейшим налоговым  доходам федерального бюджета следует 

отнести НДС, акцизы, подоходный налог и таможенные пошлины;

регионального и местного бюджетов  – поимущественные  и поземельные 

налоги.

Налоговые поступления в  федеральный бюджет РФ за 2010-2012 гг.

представлены в таблице 1 (в млрд руб).

Таблица 1

Структура налоговых доходов  федерального бюджета РФ, млрд руб.

Виды доходов

2010г.

2011г.

2012г.

Всего доходов

8 305,41

11367,65

9385,36

Всего налоговых доходов

7096,92

9544,86

7967,38

Налог на прибыль организаций

255,03

342,6

286,42

НДС на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ

1328,75

1753,24

1438,17

Акцизы

113,9

231,78

246,25

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

1169,51

1497,17

1206,08

Налог на добычу полезных ископаемых

1376,64

2007,58

1810,63

Таможенные пошлины

2853,09

3712,49

2979,83


 

Таким образом, доля доходов  в виде налогов и сборов на 2010 г.

составила 85,5%, на 2011 г.  – 83,9%, на 2012 г.  – 84,9%. Важнейшую роль

играют таможенные пошлины, налог на добычу полезных ископаемых и НДС.

Динамика вышеперечисленных  статей налоговых доходов представлена на рис. 1 (в млрд руб).Основываясь  на имеющихся данных, можно рассчитать темп роста и прироста по каждой статье дохода за 2010-2012 гг., которые  указаны в таблице 2.

 

Рис. 1 – Динамика налоговых  доходов федерального бюджета за

2010-2012 гг., млрд руб.

Таблица 2

Темпы роста и прироста по статьям налоговых доходов  федерального бюджета за 2010-2012 гг.

Виды доходов

Темп роста

Темп прироста

Налог на прибыль организаций

105,98

5,98

НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

104,04

04,4

Акцизы

147,04

47,04

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

101,55

1,55

Налог на добычу полезных ископаемых

114,68

14,68

Таможенные пошлины

102,20

2,20


 

   Исходя из рассчитанных коэффициентов, можно сделать вывод о том, что

наибольший рост наблюдается  по статьям акцизы и налог на добычу полезных ископаемых – на 47,04% и 14,68% соответственно. Остальные статьи доходов  также увеличиваются, в среднем  на 3,5%.

Несмотря на то, что статьи доходов увеличиваются, суммы начисленных  сумм налогов поступают в неполном размере. Динамика начисленных и  поступивших сумм представлена на рис. 2 (в млрд руб). На рисунке видно, что для  бюджета РФ характерна тенденция превышения сумм начисленных над поступившими суммами налогов. Основываясь на данных официального сайта Федеральной налоговой службы, можно сказать, что данная тенденция имеет место с 2006 г.

Рис. 2 – Динамика начисленных  и поступивших налоговых сумм за 2009-2011 гг.

Задолженность по налогам  и сборам перед бюджетом может  быть

несколько видов:

- возможная к взысканию задолженность: o недоимка отсутствующих должников (организации в процедуре банкротства, в конкурсном производстве);o урегулированная задолженность:

- реструктурированная задолженность (предусматривает поэтапную уплату налога);

- отсроченные платежи (предусматривают изменение сроков уплаты налога);

- приостановленная к взысканию задолженность (в связи с процедурой банкротства);

- приостановленные к взысканию платежи (в соответствии с решением суда);

- невозможная к взысканию задолженность.

Помимо указанных задолженностей, существуют суммы налогов, которые  также не поступают по другим причинам. Это происходит вследствие определенных действий налогоплательщика, которые направлены на сокращение налогооблагаемой базы, и как следствие, суммы налога. Однако данные действия не всегда правомерны. К таковым можно отнести: незаконное использование льгот, сокрытие части доходов, уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, которые не были осуществлены, заключение фиктивных договоров с фирмами-однодневками и т.д.

Уклонение от уплаты налогов  оказывает негативное воздействие  на функционирование бюджетной системы  и государства в целом. В этом случае руководство страны вынуждено ограничивать реализацию некоторых государственных программ, заработную плату работникам бюджетной сферы и т.д. Кроме того, последствием может быть нарушение принципов конкуренции.

2.2 Анализ неналоговых  поступлений в федеральный бюджет 

В таблице 2.1 проведем сравнительный  анализ неналоговых доходов федерального бюджета 2010 – 2011 годов. Для этого  используем данные Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ «О федеральном бюджете  на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» и отчеты об исполнении федеральных бюджетов за 2009, 2010 и 2011 г.1

Таблица 2.1.

Структура доходов Федерального бюджета на 2008 – 2010г.г.(млрд.руб)

 

Наименование

2009

2010

2011

2010/ 2009, %

2011/

2010, %

Доходы от внешнеэкономической  деятельности

2 519,92

2 750,30

4 664,70

109,2

169,6

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

103,17

263,87

382,01

255,3

144,7

Платежи при пользовании  природными ресурсами

59,66

62,13

82,89

105,1

133,4

Доходы от оказания платных  услуг и компенсации затрат государства

106,86

123,26

154,13

116,0

125,2

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

 

14,80

 

16,06

22,52

 

108,1

 

140,2

Административные платежи  и сборы

5,33

5,26

6,71

98,7

127,6

штрафы, санкции, возмещение ущерба

5,30

5,32

22,98

100,4

431,9

Прочие неналоговые доходы

22,98

12,02

16,78

52,2

140,0

Всего неналоговых доходов

2838,02

3237,5

5352,66

103,5

165,3


 

Из таблицы 2.1 видно, что  сумма неналоговых доходов за период 2009-2011 гг увеличивается с 2838 млрд. руб. до 5352 млрд. руб., наиболее существенное снижение наблюдается по статьям  «штрафы, санкции, возмещение ущерба», «доходы от внешнеэкономической  деятельности», «доходы от использования  имущества».

Согласно отчета об исполнении федерального бюджета за 2010 г., поступило  доходов 8 305,4 млрд. руб.

Налоговые и неналоговые  доходы составили 8 304, 9 млрд. руб., из них:

- доходы от внешнеэкономической  деятельности – 3 227,7 млдр. руб.;

- налоги и сборы за  пользование природными ресурсами  – 1 442,6 млдр. руб.;

- налоги на товары, реализуемые  на территории РФ – 1 408,3 млдр. руб.;

- налоги на товары, ввозимые  на территорию РФ – 1 199,6 млдр. руб.;

- доходы от имущества,  находящегося в государственной  и муниципальной собственности  – 427,8 млдр. руб.;

- прочие доходы – 599,3 млдр. руб..

Исполнение основных показателей   федерального бюджета в 2011 г  составило: объем поступивших доходов, всего –  11 366 млрд. рублей, налоговые и неналоговые доходы составили 11 337,9 млрд. руб., из них:

- доходы от внешнеэкономической  деятельности – 4 664,7 млдр. руб.;

- налоги и сборы за  пользование природными ресурсами  – 2 046,9 млдр. руб.;

- налоги на товары, реализуемые  на территории РФ – 1 985,0 млдр. руб.;

- налоги на товары, ввозимые  на территорию РФ – 1 543,8 млдр. руб.;

- доходы от имущества,  находящегося в государственной  и муниципальной собственности  – 380,1 млдр. руб.;

- прочие доходы – 745,5 млдр. руб.

В таблице 2.2 подсчитаем удельный вес неналоговых доходов в  общей структуре доходов федерального бюджета, а также определим характер изменения неналоговых доходов.

Таблица 2.2

Удельный вес неналоговых  доходов Федерального бюджета,( в %)

Наименование

2009

2010

2011

Доходы от внешнеэкономической  деятельности

37,53

39,52

41,04

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

1,54

3,8

3,34

Платежи при пользовании  природными ресурсами

0,89

0,9

0,73

Доходы от оказания платных  услуг и компенсации затрат государства

1,59

1,77

1,32

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

0,22

0,23

0,19

Административные платежи  и сборы

0,08

0,08

0,06

штрафы, санкции, возмещение ущерба

0,08

0,08

0,2

Прочие неналоговые доходы

0,34

0,17

0,15

Всего:

100

100

100


 

На основании таблицы 2.2 можно сделать выводы, что увеличился удельный вес следующих статей: «доходы от внешнеэкономической деятельности» с 37,5% до 41%, остальные статьи изменяются несущественно.

Представим данные показатели на рисунках 2 и 3.

Рис. 2. Структура неналоговых  доходов федерального бюджета, 2010 г., %

Рис. 3. Структура неналоговых  доходов федерального бюджета, 2011 г. , %

Как можно сделать на основании  рис. 2 и 3, доходы от внешнеэкономической  деятельности увеличиваются, в 2010 г. они  составляли 3 227,7 млдр. руб., а в 2011 г. 4 664,7 млдр. руб., в общей структуре доходов федерального бюджета доля доходов от внешнеэкономической деятельности увеличилась с 37,7% до 41%.

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности в 2010 г. получены в  сумме 427,8 млдр. руб., а в 2011 г. 380,1 млдр. руб., доля данного вида неналоговых  доходов также снижается с 21,6% в 2010 г. до 18% в 2011 г.

В целом, доля неналоговых  доходов в общей структуре  доходов федерального бюджета значительна, она составляет в 2010 г. 59,4% и в 2011 г. 59,0%.

В структуре неналоговых  доходов федерального бюджета основную долю занимают доходы от внешнеэкономической  деятельности, которые

составляют в 2010 г. 83,6% и  в 2011 г. 87,5% от общей суммы неналоговых  доходов.

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности  составляли в 2010 г. 10,9% и в 2011 г. 7,2%, т.к. наметилась тенденция к снижению данного вида неналоговых доходов.

Остальные виды неналоговых  доходов занимают незначительные доли в структуре и имеют незначительные изменения в 2011 г. по сравнению с 2010 годом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути увеличения  доходов федерального бюджета.

Так как налоговые доходы составляют около 60% в общем объеме доходов  Федерального бюджета, перед Российским правительством и органами власти Российской Федерации стоит важнейшая задача создания такого налогового режима, который  бы обеспечил полный и своевременный  сбор налогов и, одновременно, создал благоприятные условия для стабилизации экономики, развития производства и  роста благосостояния граждан. Действующая  же в настоящее время налоговая  система не может в полной мере выполнять эту задачу. Важнейшей  причиной этого является нежелание  разработчиков и субъектов управления налоговым процессом отойти от стереотипных подходов к налоговой политике.

Информация о работе Доходы федерального бюджета