Доходы федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Роль налогов в формировании финансов государства несомненна была
велика и таковой остается. Изначально функции налогов выполняли
повинности и сборы. В настоящее же время размер поступлений налогов и
сборов в бюджет государства довольно велик. Что касается стран с рыночной
экономикой, то доля налоговых поступления в федеральный бюджет
составляет 70-90%, в местный бюджет около 50%.

Файлы: 1 файл

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых.docx

— 143.73 Кб (Скачать файл)

Налогообложение в целом направленно  в основном на увеличение налоговых  поступлений, что приводит к образованию  фактически завышенного совокупного  бремени начисленных налогов, которое  не в состоянии нести даже среднестатистический налогоплательщик. Это одна из причин того, что около половины промышленных предприятий убыточны, а еще столько  же прибыльных предприятий являются низкорентабельными.

Не менее высоко налоговое давление и на население, хотя формально оно  представлено лишь в идее ставки подоходного  налога в размере 13%. При этом не учитывается  скрытая форма обложения доходов  населения через косвенные налоги.

Нездоровая ориентация российской налоговой системы на косвенные  формы налогообложения – еще  один негативный стереотип в налоговой  политике. До 70% всех налоговых поступлений  составляют косвенные налоги на бизнес (НДС, акцизы, таможенные пошлины; все  налоги, которые относящиеся на издержки производства и обращения). Такого дисбаланса производственной структуры в пользу инфляционных регрессивных налогов  по отношению к доходам потребителей, коими являются косвенные налоги, нет ни в одной развитой стране. Конечно, в сложных российских условиях косвенные налоги являются более  надежными, стабильными и независящими от инфляции источниками доходов  федерального бюджета. Однако высокие  косвенные налоги являющиеся пенообразующим фактором, сокращают платежеспособный спрос, а, следовательно, и объемы производства, реализации и потребления товаров  и услуг, что влечет за собой сокращение налоговых поступлений. Кроме того, конечными плательщиками таких  налогов становятся население, государственные  учреждения, предприятия-производители.

По этому высокие косвенные  налоги также влияют на финансовое состояние предприятий-производителей, заставляют их уходить полностью  или частично в сферу теневой  экономики, от которой государство  не получает вообще никаких налогов.

В значительной степени чрезмерное общее бремя начисленных налогов  вынуждает предпринимателей скрывать истинные размеры своего бизнеса, продаж, доходов и использовать не законные схемы. Таким образом, при неблагоприятном  налоговом режиме разрастаются теневой  и льготный сектор экономики, которые  практически не участвуют в формировании государственных доходов.

Общее налоговое давление на денежные доходы населения, с учетом косвенных  налогов составляет около 40%. Еще  хуже дело обстоит с уровнем налоговых  начислений на заработную плату. Даже без учета косвенных налогов  сейчас он составляет в подавляющем  большинстве 39%, в том числе: 13% - налог  на доходы физических лиц и 26% - основная ставка социального налога. Это одна из важнейших причин того, что российские налогоплательщики стараются всеми  путями занизить фактически выплаченную  заработную плату, используя различные  незаконные схемы оплат труда. Особенно часто это практикуется в малом  бизнесе, где прибыль и оплата труда, зачастую не имеют четких границ.

Итак, для перехода к стимулирующей  бюджетно-налоговой политике, необходимо параллельное решение двух казалось бы взаимоисключающих задач: с одной  стороны, увеличения налоговых доходов, поступающих в бюджет с целью  усиления государственного регулирования  экономики. С другой стороны, снижения налоговой нагрузки до уровня, создающего заинтересованность в росте инвестиций и производства.

Теневой и льготный сектор экономики  частично или полностью свободны от налогового бремени. Нелегальный  вывоз капитала за границу оценивается  десятками миллионов долларов в  год. То есть существует потенциальная  возможность существенного увеличения налоговых поступлений в бюджет при одновременном смягчении  налогового давления на российских товаропроизводителей.

В то же время необходимо создать  условия для того, чтобы на деле реализовать эту возможность. Во-первых, требуется политическая воля в последовательном проведении стимулирующей бюджетно-налоговой  политики, способная сломать негативные налоговые стереотипы. Во-вторых, необходима последовательная реформа всей налоговой  системы, а не выравнивание отдельных  налоговых инструментов из общего налогового контекста. В-третьих, требуется коренная переориентация системы налогового льготирования на стимулирование инвестиционной производственной деятельности с тем, чтобы массовые отмены действующих  и введение новых льгот не привели  к развалу приоритетных для страны звеньев товаропроизодящей и  социальной сфер.

Налоговые льготы и государственные  приоритеты существуют как бы сами по себе. Широкое распространение  получила практика предоставления индивидуальных и групповых льгот, что создает  основу для коррупции, поражает цепочку  налоговых послаблений путем  использования льготных прав одного налогоплательщика другими налогоплательщиками  и т.п.

Далеки от совершенства система  и порядок применения налоговых  санкций. Российское правительство  постоянно ужесточает их, но задолженность  по налоговым платежам не становится от этого меньше. Штрафы все больше превращаются из контрольно-регулирующего  инструмента в важный стабильный источник государственных доходов.

Основные пути эффективной налоговой  политики, способствующей увеличению доходов федерального бюджета:

·   проведение структурной перестройки российской системы налогов и налогообложения. Необходимо изменить соотношение между косвенными налогами на производство и импорт и прямыми подоходными налогами в сторону увеличения доли последних до 60% в общем объеме налоговых доходов. В составе же косвенных налогов на производство и импорт повысить значимость и сместить акцент на поимущественные налоги и налоги за пользование природными ресурсами.

·   Стратегическое направление налоговой политики - реальное снижение налогового бремени на товаропроизводящую сферу до оптимального для России уровня на основе оптимизации ставок и упорядочения обложения основных налогов, определяющих структуру доходов федерального бюджета. Учитывая острую необходимость в обеспечении экономического роста и стимулировании инвестиции в России.

·   Важнейшей стратегической задачей бюджетной политики является разработка механизмов наиболее полного изъятия в бюджет доходов.

Для реализации этих стратегических направлений эффективной бюджетной  политики в области доходов необходимо решить комплекс задач:

- Упрощение порядка начисления НДС, акцизов на нефтепродукты, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и единого социального налога;

- введение рентных налогов на сверхдоход при добыче полезных ископаемых и при заготовке леса;

- установление оптимальных для современной России ставок основных налогов: НДС, налога на прибыль, налога на имущество и т.п.;

- введение полной государственной монополии на экспорт углеводородного сырья с целью полного изъятия в бюджет ценовой ренты, усиление борьбы с «лжеэкспортерами» и существенного пополнения за счет этого государственной казны;

- снятие ограничений с налоговых льгот инвестиционного характера, включая инвестиционный налоговый кредит, связанных с развитием производства, прикладной науки и техники; установление налоговых льгот по лизингу в производственной и научно-технической сфере;

- создание условий, ограничивающих бартерные сделки, являющиеся одним из способов обхода или уклонения о налогов, например установление по таким операциям повышенных в 1,5 – 2 раза ставок НДС;

- развитие инфраструктуры процесса сбора налогов путем полной автоматизации налогового процесса, внедрение современной компьютерной техники и информационных технологий для контроля за собираемостью налогов, создание единой универсальной базы данных, включающей всех налогоплательщиков России.

Другим путем увеличения доходов  федерального бюджета и снижения налоговой нагрузки является оптимизация  системы неналоговых поступлений  в бюджет.

Резервы пополнения неналоговых доходов  связаны в основном с повышением эффективности использования собственности  через эффективное регулирование  ставок арендной платы, стимулирование наращивания прибыльности государственных  и муниципальных унитарных предприятий. Продажа неэффективной муниципальной  собственности инвесторам будет  способствовать снижению затрат на содержание объектов, финансируемых за счет средств  федерального бюджета.

В России государству принадлежит  приблизительно 50 тыс. юридических  лиц, которые представляют около 40% экономики. Из них свыше 35 тысяч юридических  лиц находятся практически на полном бюджетном финансировании (школы, больницы, вузы, НИИ, федеральные казенные предприятия оборонного значения).

Результаты функционирования государственных  предприятий показывают свою экономическую  неэффективность. По данным Счетной  палаты РФ, ежегодно в результате неэффективного использования государственной  собственности государство недополучает от унитарных предприятий до 100 млрд. руб. В промышленно развитых государствах неналоговые доходы (доходы от использования  имущества) составляют до 5% ВВП, а в  России – менее 1% ВВП.

Одним из способов оптимизации сети федеральных государственных учреждений является их приватизация или продажа. Но другим направлением повышения эффективности  неналоговых доходов в России является управление собственностью, а не избавление от нее. На сегодняшний  день практически не задействованы  такие формы управления имуществом, как аренда, трастовое доверительное  управление, вклады уставных капиталов  акционерных обществ, выпуск акций  под конкретный проект, лизинг. Продавать  имущество можно и нужно в  крайних случаях, когда его никак  невозможно эффективно использовать.

Одним из эффективных методов управления государственной собственностью, как  показывает мировой опыт, является передача его в концессию. Основное отличие передачи имущества по договору концессии от аренды в том, что  концессионеру передается право  осуществления деятельности или  предоставления услуг, отнесенных к  функциям государства. И уже для  обеспечения такой деятельности передается государственное имущество. Механизм концессии позволяет привлекать в общественный сектор частные инвестиции и необходимую собственность

 

 

 

 

Заключение.

Данная тема полностью  раскрыта.Рассмотрены все вопросы  и задачи, поставленные во введении. Теперь можно подвести итоги всему  вышесказанному. Итак:

В настоящее время в  России сложились три основные группы бюджетных доходов: налоги, неналоговые  доходы и доходы бюджетных целевых  фондов. Кроме этого, имеются еще  и безвозмездные поступления. Могут  быть и поступления денег от отдельных  экономических субъектов.

Разработка параметров федерального бюджета в предыдущие годы была апробирована в форме перспективного финансового  плана, опыт которого был реализован на трехлетний период – 2009 – 2011 гг.

Основными отличительными особенностями  подготовки проекта федерального бюджета на 2009 – 2011гг. являлись: планирование и утверждение бюджета на трехлетний период в форме закона, структурное изменение доходов бюджета (группировка на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы).

Выделение нефтегазовых доходов  в отдельный сегмент доходов  бюджета вызвано значительной степенью зависимости экономики и государственных  финансов как от мировых цен на углеводородное сырье, так и в  целом от развития российского сырьевого  сектора.

Построение "ненефтегазового  баланса бюджета" позволит обеспечить стабильный уровень государственных  расходов, снижая их зависимость от колебаний внешней конъюнктуры.

Прогнозируемое в 2009г. изменение величины основных макроэкономических показателей в целом окажет положительное влияние на формирование доходов федерального бюджета.

Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ на период до 2011г., внешнеэкономическая деятельность в ближайшие три года будет характеризоваться динамичным развитием импорта и некоторым замедлением экспортной деятельности. При этом снижение объемов экспорта наблюдается не по всем группам товаров. На формирование доходов федерального бюджета кроме макроэкономических факторов существенное влияние будет оказывать изменение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Также увеличатся доходы бюджета за счет таможенных пошлин. В этой сфере также намечены корректировки.

Доходы федерального бюджета, в части уплаты вывозных таможенных пошлин, в значительной мере зависят  от уровня цен на товары топливно-энергетической группы и, в первую очередь, на нефть  и газ природный, экспортируемый в страны дальнего зарубежья.

Значительная степень  зависимости доходных источников федерального бюджета от мировой конъюнктуры, по крайней мере, в ближайшее время, создает достаточно высокие риски  выполнения параметров, заложенных в  федеральном бюджете.

Хотя мы на данный момент и зависим от цен на нефть и  газ, и будем зависеть от них как минимум еще три ближайшие года, в скором времени эта зависимость ослабеет. И как прогнозируют многие экономисты, в России в скором времени, доходы будут складываться из налогов и сборов, а также таможенных пошлин. Вот только для будущих поколений все таки должен создаваться и увеличиваться денежный фонд.

 

 

 

Список  использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Бюджетный кодекс  Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 3 января 2009 г.)

Информация о работе Доходы федерального бюджета