Европейская валютная система и перспективы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является изучение и рассмотрение механизма функционирования Европейской валютной системы. На основе анализа литературы по теме исследования определить проблемы, связанные с развитием этой системы, и выявить и предложить способы урегулирования обозначенных проблем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ И ЭТАПЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
1.1 Европейская валютная система: эволюция и цели создания
1.2 Механизм функционирования Европейской валютной системы
1.3 Этапы по созданию Европейской валютной системы
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ
2.1 «Евро» - новая валюта Европейского союза
2.2 Анализ результатов работы еврозоны за 1999-2010 гг.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СВЯЗАННЫЕ С РАЗВИТИЕМ ЕВРОПЕЙСКОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ И СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 470.28 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

    

 

Ежедневно определяется расхождение  между рыночным и центральным  курсами каждой валюты в ЭКЮ. Рыночный курс валюты может достигнуть “порога” отклонений по отношению к ЭКЮ, не выйдя за пределы его допустимых колебаний по отношению к национальным валютам стран-участниц ЕВС. Этот “сигнальный  ” механизм призван заранее предупреждать  страны о приближающимся нарушении  двусторонних соотношений валютных курсов.

Действующий механизм обменных курсов стран ЕС ограничивает изменения  валют в пределах 2,25 процента одна относительно другой и в диапазоне  не более 15 процентов.

Сетка паритетов и ее связь  с ЭКЮ является основой валютных интервенций  и системы взаимного  кредитования и расчетов. Обычно интервенции  проводятся  одновременно банками  стран, курсы валют которых достигли противоположных допустимых пределов взаимных отклонений. Банк сильной  валюты покупает слабую валюту, а банк слабой валюты продает сильную. Однако покупка сильной валюты означает для страны со слабой валютой затрату  валютных резервов, что вынуждает  прибегать к ужесточению денежно-кредитной  политики, повышению учетных ставок. Эта система дает односторонние  преимущества странам с сильной  валютой.

Введение механизма поддержания  валютных курсов и системы валютных интервенций повлекло за собой создание системы кратко- и среднесрочного кредитования, в которую входят следующие  элементы:

  1. Система кредитов типа “своп” между центральными банками, чьи курсы валют достигли допустимых пределов.
  2. Фонд краткосрочного кредитования (14 млрд. ЭКЮ в 1985 году). Для каждой страны определены величина взноса в этот фонд и объем допустимого кредита на срок от 3-х до 6-ти месяцев с правом продления до 9 месяцев.
  3. Фонд предоставления среднесрочных кредитов на срок от 2 до 5 лет (в размере 11 млрд. ЭКЮ в 1985 году).

  Краткосрочное кредитование проводилось центральным банком без каких-либо условий, а среднесрочные кредиты предоставлялись при условии проведения экономической политики, одобренной Советом Министров ЕЭС на уровне министров финансов.

Позднее, фонды краткосрочного и среднесрочного кредитования были преобразованы в 

Европейский Валютный Фонд, который заменил Европейский  фонд валютного сотрудничест-

ва, созданный в 1973 году в  период первой попытки сообщества достичь  экономического и 

валютного союза.

В решении о создании ЕВС  предусматривалось, что ЭКЮ станет:

-основой для расчетов в рамках механизма, определяющего валютные курсы;

-основой для определения показателя отклонений курса какой-либо из денежных единиц, входящих в эту систему от среднего показателя по странам-членам ЕЭС;

-средством осуществления валютных интервенций, заключения сделок и предоставления кредитов;

-средством расчетов между центральными банками стран-членов, а также между валютными органами ЕЭС;

-реальным резервным активом.

 

В рамках ЕВС роль золота как резервного актива значительно  повысилась: оно используется в качестве частичного обеспечения ЭКЮ, создан крупный межгосу- дарственный фонд золота. Страны ЕЭС обладают примерно 40% мировых золотых запасов.

Нынешний механизм эмиссии  ЭКЮ, обладающий определенной гибкостью, не позволяет, однако, превратить ЭКЮ  в реальное платежное и резервное  средство. Главный его недостаток заключается в том, что основные факторы, воздействующие на объем эмиссии - цена на золото, курс доллара - не поддаются регулированию, что приводит к бесконтрольным колебаниям эмиссии в отрыве от реальной потребности в ЭКЮ, так как эмиссия ЭКЮ обеспечивается на 50% национальными валютами стран ЕЭС, а на 50%  1/5 частью золотодолларовых резервов стран ЕЭС.

Нерешенным остается и  вопрос о распределении ЭКЮ. Пока страны-члены получают ЭКЮ пропорционально  их золотодолларовым резервам. Однако в рамках ЕВС стоит задача сглаживания  региональных диспропорций и оказания помощи наименее развитым странам сообщества. В решение этой проблемы могло  бы внести вклад распределение ЭКЮ  на основе показателя национального  дохода на душу населения. На практике это означает, что “богатые”  страны должны безвозмездно передавать менее развитым странам часть  своих денежных накоплений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Этапы по созданию Европейской валютной системы

Предпосылки современного валютного  союза возникли давно. С 13 марта 1979 начала функционировать Европейская Валютная Система в составе 8 стран “Общего  ранка” (Германия, Франция, Бенилюкс, Италия, Ирландия, Дания). Важный этап в развитии западноевропейской интеграции - программа  создания валютного и экономического союза, разработанная комитетом  Ж. Делора в апреле 1989 года.

План “Делора” предусматривал создание общего рынка, поощрение конкуренции  в ЕС, координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в  целях сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничения  дефицита госбюджета и совершенствования  методов покрытия. На основе “плана Делора” к декабрю 1991 был выработан  Маастрихтский договор о Европейском  союзе, предусматривающий поэтапное  формирование валютно-экономического союза.

Сроки введения единой валюты были одобрены главами государств или  правительств 15 стран ЕС на заседании  Европейского совета в Мадриде в  декабре 1995 г. Тогда же было принято  решение о ее названии ("евро").

           В мае 1998 года главы государств и правительств 15 стран-участниц, отталкиваясь от экономических показателей за 1997 г., приняли решение о том, какие из них удовлетворяют критериям конвергенции для вступления в Валютный союз:

уровень инфляции не может  превышать 1,5 % от уровня трех стран  с наименьшими темпами инфляции,

дефицит госбюджета не должен превышать 3 %,

совокупный государственный  долг — 60 % стоимости валового внутреннего  продукта (ВВП) соответствующего государства,

доходные процентные ставки могут лишь на 2 % превышать процентные ставки по госзаймам в трех странах  с самыми стабильными ценами,

национальные валюты должны в течение двух лет — без  больших колебаний курса —  быть частью европейской валютной системы,

С 1 января 1999 г. начался процесс  введения единой валюты в странах, отвечающих критериям конвергенции:

были установлены не подлежащие пересмотру курсы валют стран-участниц (взаимные и по отношению к "евро");

"евро" стал полноправной  валютой и официальная "корзина"  валют, по которой исчисляется  ЭКЮ, прекратила свое действие;

была выработана и начала применяться единая денежная политика со стороны Европейской системы  центральных банков (ЕСЦБ), в которую  входят центральные банки стран-участниц и Европейский центральный банк (его учреждение намечено на 1998 г.). страны-участницы стали исчислять размер своего нового государственного долга в "евро";

финансовые рынки также  были переведены на "евро".

На завершающем этапе  с 2002 года начнется выпуск наличных банкнот  и монет евро. Они будут печататься Европейским Центральным Банком (ЕЦБ) и национальными центральными банками следующих достоинств: 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 евро. На банкнотах будут  изображены архитектурные ансамбли Европы различных эпох. Производство монет останется прерогативой национальных правительств, хотя объем выпуска  будет подлежать предварительному согласованию с ЕЦБ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 «Евро» - новая валюта  Европейского союза

В январе 1994 года был создан Европейский валютный институт во Франкфурте-на-Майне (ФРГ), главной целью которого являлась подготовка к организации Европейской  системы центральных банков (ЕСЦБ) и к эмиссии единой валюты –  евро.

Эти и другие решения, принятые на уровне исполнительного органа –  Комиссии Европейских сообществ (КЕС), предусматривали определенные критерии для стран – участниц ЭВС, а  также сроки и принципы для  единой валюты – евро.

Большой интерес представляют прежде всего установленные критерии для допуска стран к участию  в ЭВС, которые можно рассматривать  и как показатели "финансового  здоровья". Эти критерии и показатели выглядят следующим образом:

  1. Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % средний уровень трех стран-членов ЕЭС с наиболее низким уровнем инфляции.
  2. Государственная задолженность должна составлять менее 60 % от ВНП.
  3. Государственный дефицит должен составлять менее 3 % от ВНП.
  4. На протяжении, по меньшей мере, двух лет должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран-членов ЕЭС.
  5. Долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2 % средний показатель для трех стран с наиболее низким уровнем инфляции.
  6. Соблюдение установленных в ЕС пределов колебаний взаимных курсов (+ 15%).

Также уже действуют меры для соблюдения этих критериев и  после образования ЭВС. В частности, страна, страна допустившая чрезмерный дефицит госбюджета (свыше 3% ВВП), должна будет и первый год внести на специальный  счет КЕС депозит в размере 0,2% своего ВВП плюс 0,1% за каждый процент  дефицита, превышающий установленный  лимит. Если эта ситуация сохраняется  второй год, уплачивается только дополнительная часть депозита (но не более 0.5% ВВП). В дальнейшем, если положение не исправляется, депозит превращается в штрафы, которые поступают в  распоряжение "хороших" участников, соблюдающих бюджетную дисциплину.

Отношения между ЭВС и  теми странами ЕС, которые сначала  останутся за его пределами, будут  осуществляться в рамках в рамках Европейской валютной системы-2 (ЕВС-2), предусматривающей те же принципы, что и ныне действующая система  ЕВС-1. Эти принципы допускают колебания  валютных курсов в пределах + 15%.

Участие в этой системе  для указанных стран не является обязательным, хотя и рекомендуется. С другой стороны, находясь в ЕВС-2, страна может устанавливать, более  жесткие рамки для курса своей  валют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ результатов работы еврозоны за 1999-2010 гг.

В состав еврозоны входят 17 стран Европейского союза. Эти государства имеют право выпускать монеты и банкноты, номинированные в евро. Европейский центральный банк отвечает за денежно-кредитную политику стран еврозоны.

Валюта евро в 1999 году была введена в безналичное обращение  как параллельная валюта в странах  экономического и валютного союза  ЕС. В 1999 году 11 из 15 стран Европейского союза удовлетворили Маастрихтским  критериям и образовали еврозону с официальным запуском евро в  безналичное обращение 1 января 1999 года. Греция стала соответствовать этим критериям в 2000 году и была принята 1 января 2001 года. Реальные монеты и  банкноты были введены в обращение 1 января 2002 года. Словения стала соответствовать  критериям в 2006 и вошла в еврозону 1 января 2007 года. Кипр и Мальта прошли процедуру согласования в 2007 и вступили в еврозону 1 января 2008 года. Словакия вступила в еврозону 1 января 2009 года, Эстония — 1 января 2011 года. На данный момент в её состав входят 17 стран-членов с более чем 325 миллионами жителей.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СВЯЗАННЫЕ  С РАЗВИТИЕМ ЕВРОПЕЙСКОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ И СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ

Одним из основных рисков для  евро как новой международной  валюты является то, что за ним стоит  не единое государство с четко  выраженными интересами и целями, а несколько государств, различающихся  по экономическому и политическому  весу, по культурным и правовым традициям. Созданные наднациональные институты  имеют ограниченные полномочия, делегированные национальными государствами. Как  известно, в экономическом и валютном союзе важнейшие решения в  области денежно-кредитной, валютной и финансовой политики принимаются  разными институтами на основе сложного механизма, который не может конкурировать  с эффективной централизованной валютной политикой США. Реализация политики внутри ЭВС часто затруднена институциональными и процедурными сложностями, которые при возникновении  кризисных ситуаций могут сыграть  отрицательную роль. Прежде всего, речь идет о координации действий между  ЕЦБ, отвечающим за денежно-кредитную  и валютную политику. Советом ЭКОФИН, который формирует финансовую политику всех государств ЕС, Советом евро-11, отвечающим за экономическую и финансовую политику одиннадцати государств-членов ЭВС, и национальными правительствами, в ведении которых осталось немало оперативных вопросов.

Главная проблема состоит  в том, что регулированием денежного  обращения и кредитных отношений  занимается ЕЦБ, а финансовая политика находится в руках министров  экономики и финансов государств-членов ЕС. Правовые рамки денежно-кредитной  и валютной политики в ЭВС ограничивают возможности проведения активной политики на международных валютных рынках. Общая денежно-кредитная политика и даже единая валюта не устраняют  специфики отдельных государств внутри валютного союза, которая  потенциально чревата столкновением  интересов. Например, слабый евро наносит больший ущерб интересам наиболее крупных и развитых стран, а в случае чрезмерного укрепления евро неизбежны снижение темпов экономического роста и социальные издержки в менее развитых странах. Кроме того, ориентация ЕЦБ прежде всего на поддержание стабильности цен и жесткий контроль за денежной массой евро не способствует экспансии на мировых валютных рынках. По этим причинам, несмотря на наличие общих стратегических целей и экономическую конвергенцию, сохраняются противоречия между национальными приоритетами и требованиями всего валютного союза.

Информация о работе Европейская валютная система и перспективы ее развития