Факторинговые операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 09:49, реферат

Описание работы

Банки передают тесно связанным с ними корпорациям и фирмам данные о кредитоспособности их контрагентов, способствуют быстрейшей оплате счетов, гарантируют возмещение долга, оказывают давление на клиентов, с тем чтобы они в спорах с «дружеской банку фирмой» выполнял её требования. Своеобразным приспособлением коммерческого кредита к современным требованиям стал факторинг или факторский кредит, получивший широкое распространение в последние два десятилетия.

Содержание работы

Введение
3
1. Факторинговые операции
5
1.1 Факторинг, его сущность
5
1.2 Условия проведения и участники факторинговых операций
7
1.3 Виды факторинговых операций
8
2. Факторинговое соглашение (договор)
12
2.1 Подготовительный этап заключения договора
12
2.2 Содержание договора о факторинговом обслуживании
13
2.3 Типы факторинговых соглашений (договоров)
16
Заключение
19
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Реферат Факторинг.docx

— 53.59 Кб (Скачать файл)

Помимо учета счетов фактур факторинговая компания может выполнять ряд других услуг, связанных с расчетами и основной хозяйственно - финансовой деятельностью клиента:

-    вести полный бухгалтерский учет дебиторской задолженности;

- консультировать по вопросам организации расчетов, заключения хозяйственных договоров, своевременному получению платежей и т. п.;

- информировать о рынках сбыта, ценах на товары, платежеспособности будущих покупателей и т.п.;

- предоставлять транспортные, складские, страховые, рекламные и другие услуги.

В этих условиях факторинг становится универсальной системой финансового обслуживания клиентов (конвенционный факторинг). За клиентом сохраняются практически только производственные функции. При такой форме факторинга клиент может существенно сократить собственный штат служащих, что способствует снижению издержек по производству и сбыту продукции. Но одновременно возникает риск почти полной зависимости клиента от факторинговой компании, так как такие отношения ведут к полному осведомлению фактора о делах своих клиентов, подчинению их своему влиянию и контролю [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Факторинговое соглашение (договор)

 

2.1 Подготовительный этап  заключения договора

Основой осуществления факторинговых операций является договор факторинга.

       При решении вопроса о том,  будет  ли  факторинговый  отдел заключать договор о факторинговом  обслуживании  с поставщиком,  необходимо  получить следующую информацию [3]:

   - производит ли  поставщик   товары  или  оказывает  услуги,    пользующиеся спросом и  высокого качества;

   - имеет  ли   перспективы  быстрого  расширения  производства  и  увеличения прибыли  (только  в  этом  случае  предприятию  будет   выгодно   оплачивать достаточно  высокую  стоимость  факторинговых  услуг и сугубо временные причины нехватки денежных средств — из-за несвоевременного погашения  долгов дебиторами, а  также  недостаточного  уровня  прибыли,  чрезмерных  товарных запасов и трудностей, связанных с производственным процессом);

- насколько квалифицирован  управленческий персонал;

    - налажен ли внутренний контроль;

 - насколько твердо определены условия торговли с контрагентами.

      Факторинговому отделу также необходимо изучить информацию о качестве долговых требований поставщика. С этой целью анализируются:

  - отказы от акцепта (причины,  частота,  сума  в  общем,  объёме  реализуемой продукции);

  - доля требований, которые не могут переуступаться факторинговому  отделу;

   - сезонные колебания в объёмах реализации;

  - документы, на основании которых выписываются требования.

       Наибольший риск для банка представляют требования, выставленные  перед фактической отгрузкой товара.  Поэтому  факторинговый  отдел должен  строго следить за  тем, чтобы требования выписывались  после  отгрузки  товара  или

оказания услуг.

       Для заключения договора на факторинговое обслуживание поставщик должен направить в банк информацию о переуступаемых платежных требованиях:

 - наименование и адрес каждого плательщика;

 - планируемую сумму  всех переуступаемых требований;

 - сумму имеющегося уже долга каждого плательщика  и  данные  о  проверке  его счетов;

   - другую  информацию,  необходимую  для  оценки  состояния  расчетов   между покупателем и поставщиком  (переписку  по  расчетам,  предпринимаемые  ранее меры по взысканию долга и т.д.).

       После анализа  этой   информации   факторинговый   отдел   высылает плательщикам специальное письмо, извещающее о заключении с  поставщиком факторингового договора, или просит поставщика  сделать  такое уведомление, если договор не предусматривает полного обслуживания.

 

2.2 Содержание договора  о факторинговом обслуживании

В договоре указываются :

1 покупатели, требования которых будут переуступаться;

2 контрольная сумма переуступаемых требований;

3 предельная сумма аванса;

4 процентная ставка за кредит;

5 процент комиссионного сбора за обработку счетов-фактур;

6 минимальная сумма комиссионного сбора,  если  требования  поступили на меньшую сумму;

7 дополнительные виды услуг, получаемые поставщиком;

8 предельные суммы по операциям факторинга и метод их расчета;

9 меры, принимаемые для получения платежа с неаккуратного плательщика;

10 право регресса (право обратного требования к поставщику);

11 сроки заявления претензий и жалоб на факторинговый отдел;

12 ответственность сторон за нарушение условий договора;

13 предельный срок платежа для покупателя;

14 порядок завершения факторной сделки;

15 условия расторжения договора;

16 срок действия договора.

Особо оговаривается, что  поставщик  не  имеет  права  заключать  договор  с другим банком.

В  договоре   предусматриваются также обязанности поставщика и факторингового отдела банка. Так, поставщик отвечает за  соблюдение всех требований, предъявляемых   к    оформлению    расчетных    документов;

своевременную переуступку  сумм, возникающих при отказе от акцепта и  сумм покупателей, поступивших  в  оплату  по  факторингу,  но  зачисленных  на расчетный счет поставщика. Он должен также своевременно и в полном объеме отрегулировать  все  спорные  моменты;  предоставить  отделу  необходимую документацию о поставке товаров или предоставлении  услуг,  в  том  числе документы, подтверждающие отгрузку в соответствии с условиями  заказа  по срокам, количеству и качеству;  предоставить  информацию  о  плательщике, если  имело   место   ухудшение   его   производственной   и   финансовой деятельности, которое может повлиять на  степень  рискованности  операций факторинга [1].

В обязанности отдела входит:

- осуществлять операции в соответствии с условиями договора; вести подробный учет операций с поставщиком и плательщиками;

регулярно составлять отчет  о состоянии лицевого счета поставщика и отчет  об оплате платежных требований каждым плательщиком и динамике погашения долга;

- проводить анализ просроченных платежных требований по каждому плательщику; составлять перечень плательщиков,  сумма  счетов  которых  приближается  или превышает установленную для них предельную сумму.

Периодичность   и   даты   составления   отчетов   определяются   спецификой

производственной деятельности поставщика.

Действие факторингового соглашения (договора) может быть, прекращено:

- по взаимному соглашению сторон;

- по желанию поставщика;

- по желанию факторингового отдела. При этом стороны уведомляют друг  друга в сроки, указанные в договоре;

- при фактической или возможной неплатежеспособности поставщика.

При расторжении договора по первым  двум  причинам  поставщик  должен  иметь:

   - альтернативный  источник  средств  и  выкупить   переуступленные   отделу требования. Отдел  уведомляет  плательщиков,  что  с  этого  момента  все платежи осуществляются в пользу поставщика. Если поставщик не в состоянии приобрести требования, то отдел заключает с ним соглашение о кредитовании в период до прекращения срока действия факторингового  договора. В это период факторинговый отдел будет последовательно снижать процент аванса по предварительной оплате требований, с тем чтобы на  момент  прекращения действия  договора  довести  сумму,  которая  должна  быть  получена отплательщиков, до  минимума.  При  прекращении  действия договора  в  связи  с  неплатежеспособностью   поставщика   отдел   может компенсировать   сумму   предварительных   платежей   только   за    счет инкассирования платёжных требований.

В  случае   невозможности   выполнения   принятых   на   себя   обязательств  факторинговым  отделом имущественную ответственность несет банк,  при котором  он  создан.  Отдел  не  несет  ответственности  за  невыполнение договорных обязательств по поставкам.

2.3 Типы факторинговых соглашений (договоров).

       В зависимости от видов факторинговых операций и объема  по  факторингу их участники выбирают соответствующие виды    факторинговых   соглашений (договоров),   предусматривая   максимальный   коммерческий   комфорт    для поставщика и фактора.

       Соглашение (договор) о полном обслуживании  (открытом  факторинге  без права регресса) заключается обычно при постоянных  и  достаточно  длительных контактах между поставщиком  и  фактором.  Полное  обслуживание  включает  в себя:  полную  защиту  от  появления  сомнительных  долгов  и обеспечение гарантированного  притока  денежных  средств;  управление   кредитом; учет реализации;  кредитование  в  форме  предварительной  оплаты   (по   желанию поставщика)  или  оплату  суммы  переуступленных  долговых  требований (за минусом издержек) к определенной дате [4].

      За редким исключением полное обслуживание производится при  условии, что поставщик переуступает  фактору  долги  всех  своих  клиентов.  С  точки зрения фактора это  устранит  возможность  его  дискриминации,  поскольку  в противном  случае  поставщик  может   переуступить    только   те  долговые требования,  которые  трудно  инкассировать  или   по   которым   максимален кредитный риск. Такая система выгодна и для поставщика  —  ему  не  придется вести  учет  и  осуществлять  операции  по  отдельным,  не   переуступленным долговым требованиям. Таким образом, данное  условие  оптимально  для  обеих сторон.

       Соглашение о полном  обслуживании  с  правом  регресса  отличается  от такового без права регресса тем, что  фактор  не  страхует  кредитный  риск, который продолжает нести поставщик. Это означает,  что  фактор  имеет  право вернуть  поставщику  долговые  требования  на  любую  сумму,  не  оплаченные клиентами в  течение  определенного  срока (обычно  в течение 90 дней с установленной даты платежа) независимо от причин отказа от платежа,  включая отсутствие у последнего средств для оплаты долга.

       Разновидностью факторингового  соглашения   о   полном   обслуживании является,  агентское  соглашение  или  соглашение  об   оптовом факторинге (открытом). Предприятие может наладить  эффективную  собственную  систему учета и управления кредитом, тем не менее, оно будет нуждаться в  защите  от кредитных рисков и в кредитовании. В этом  случае  фактор  может  предложить заключение агентского факторингового соглашения, в соответствии  с которым она будет приобретать неоплаченные долговые требования, а поставщик будет выступать в качестве  агента по их инкассированию. Надпись  на  счете  будет уведомлять об участии в сделке фактора, но вместо указания совершить  платеж в пользу последней  будет оговорено,  что платеж  надо совершить на  имя поставщика,  выступающего  в  качестве  ее  агента,  но  в  пользу  фактора.

Преимущество данного  соглашения заключается в  том,  что  снижаются расходы фактора по оценке кредитоспособности и, следовательно,  плата,  взимаемая  с поставщика.

       Кредитование,   предусматриваемое   данным   соглашением,   аналогично кредитованию по соглашению о полном обслуживании. Однако  оплата  оставшейся части производится  только  после погашения долгов  клиентами. Поскольку фактор в данном случае не оказывает  непосредственного  влияния  на  процесс инкассирования,  он  не  может   гарантировать   осуществление   платежа   к определенной дате.

Договор о предварительной  оплате требований.  В  этом  случае  факторинговый отдел уплачивает  незамедлительно  поставщику  всю  сумму  или  часть  суммы (обычно не более 80%) требования за отгруженные товары, оказанные услуги  и выполненные  работы.  Оставшиеся   20%   стоимости   поставки   за   вычетом комиссионного  вознаграждения   перечисляются поставщик отделом после поступления  платежа  от  дебиторов  или  в  сроки,  указанные  в  договоре. Поступающие от дебитора платежи, включая пени за просрочку,  зачисляются  на счет факторингового отдела. Оплата  счетов  в  полной  сумме  по  факторинговой  сделке  допускается в исключительных случаях. В этих случаях  комиссионное  вознаграждение  отделу за проведенные факторинговые операции  поставщик перечисляет поручением  в сроки, оговоренные в договоре.

Факторингову отделу невыгодно оплачивать всю сумму требований  по  следующим причинам. Во-первых, возникает необходимость оформлять взыскание  средств  с поставщика при отказах от акцепта, появление спорных  моментов  и  ошибок  в счетах.  Во-вторых,  при  прекращении  поставщиком  своей  деятельности  или нарушением им условий договора отдел  не  имеет  иного страхового покрытия предварительно  оплаченных сумм, кроме   самих платежных требований. Следовательно, неоплаченный остаток целесообразен и  для  компенсации  ранее перечисленных сумм.

Кроме  того,  из   сумм,  подлежащих   перечислению   поставщику    в   виде

предварительного платежа, отдел удерживает суммы:

счетов  по  каждому  плательщику  при  превышении  установленной  для   него предельной суммы [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Факторинг выгоден и поставщику, и покупателю, и фактору. С его  помощью поставщик может следующее:

- увеличить объем продаж, число покупателей и конкурентоспособность, предоставив покупателям льготные условия оплаты товара (отсрочку) под надежную гарантию;

Информация о работе Факторинговые операции