Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:53, доклад
ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
Таким образом, органам казначейства отводится в деле исполнения бюджетов первостепенная роль, а их главнейшими функциями и задачами являются:
1) учет налогов и платежей, поступивших в доход федерального бюджета на счета казначейства в банках;
2) распределение в установленном порядке и размерах доходов между бюджетами различного уровня;
3) возврат и зачет между бюджетами сумм, ошибочно или излишне уплаченных;
ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
Таким образом, органам
казначейства отводится в деле исполнения
бюджетов первостепенная роль, а их
главнейшими функциями и
1) учет налогов и платежей, поступивших в доход федерального бюджета на счета казначейства в банках;
2) распределение в
установленном порядке и
3) возврат и зачет между бюджетами сумм, ошибочно или излишне уплаченных;
4) учет льгот и
отсрочек, предоставленных
5) взаимные расчеты
между бюджетами различного
6) доведение лимитов
и осуществление
7) обеспечение целевого
и эффективного расходования
средств путем
8) управление доходами
и расходами федерального
Первая и главная
задача, которую обязано было решить
казначейство, - это поставить под
четкий контроль каждодневное прохождение
федеральных счетов на уровне субъектов
Федерации, на уровне районов и городов,
а также на местном уровне. Ситуация,
сложившаяся с конца 1991 года и
усугубившаяся в 1992 году, характеризовалась
тем, что ЦБР не смог сохранить
за собой функцию обслуживания всех
бюджетных счетов, как это было
раньше в Госбанке СССР. По объективным
причинам он не смог это сделать, занимаясь
вопросами регулирования целого
сектора коммерческих банков. Деньги
у очень крупных
Вторая задача, которая более важна, - это создание методологической основы работы федерального казначейства. Главная задача состоит не только в том, чтобы обеспечить контроль за прохождением средств сверху вниз, а также наладить жесточайший предварительный и текущий контроль за выделением средств.
В общем, эта задача решается двумя путями.
Во-первых, казначейство концентрирует на своих счетах все платежные операции федерального бюджета.
Во-вторых, оно осуществляет постоянный контроль на стадии, предшествующей выделению средств из федерального бюджета и платежам с этих счетов.
Процесс осуществления Федеральным казначейством этих задач на практике подробно рассматривается во второй главе работы.
3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
Основным документом, регулирующим права и обязанности органов Федерального казначейства, является Бюджетный кодекс РФ от 31 июня 1998 года № 145-ФЗ, вступивший в действие с 1 января 2000 года.
Казначейское исполнение
бюджетов признано в Бюджетном кодексе
единственно допустимым способом без
каких-либо условий, которые будут
предшествовать массовому внедрению
его в практику. На органы казначейства
повсеместно возлагаются
Согласно статье 243
БК, «Основы казначейского
При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство.
Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства.
В процессе исполнения федерального бюджета запрещается осуществление операций, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства. Последующие статьи раздела VIII БК развивают основную концептуальную установку на казначейское исполнение бюджетов.
По статье 244 БК «Счета Федерального казначейства», Федеральное казначейство имеет право открывать и закрывать счета федерального бюджета, определять их режим. Кроме того, единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) должен находиться в Банке России. В целях управления средствами федерального бюджета, государственным долгом и совершения платежей Федеральному казначейству предоставлено право открывать и закрывать иные счета федерального бюджета. Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с гражданским законодательством РФ. Открытие и закрытие счетов федерального бюджета, изменение их режима без соответствующего решения Федерального казначейства не допускаются.
Согласно статье 246,
«Сводная бюджетная роспись федерального
бюджета», на исполнение Федеральному
казначейству передается утвержденная
министром финансов РФ сводная бюджетная
роспись федерального бюджета. Сводная
бюджетная роспись федерального
бюджета составляется Министерством
финансов РФ и утверждается министром
финансов РФ в течение 15 дней со дня
принятия федерального закона о федеральном
бюджете. Статья 247, «Санкционирование
расходов федерального бюджета», разъясняет
процедуру санкционирования расходов
федерального бюджета, порядок и
правила санкционирования устанавливаются
Федеральным казначейством в
соответствии с Бюджетным кодексом.
Процедуры санкционирования расходов
федерального бюджета действуют
в целях исключения принятия к
финансированию расходов и совершения
платежей, не предусмотренных утвержденным
федеральным законом о
-утверждение и
доведение бюджетных
-утверждение и
доведение до распорядителей
и получателей средств
-принятие денежных
обязательств получателями
-подтверждение денежных
обязательств федерального
В соответствии со статьей
248, «Уведомление о бюджетных ассигнованиях
из федерального бюджета», на основании
сводной бюджетной росписи
Лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета формируются на период, не превышающий три месяца, на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета, доведенных бюджетных ассигнований и прогноза поступления доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета. Лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета утверждаются Федеральным казначейством.
Свод лимитов бюджетных обязательств по всем получателям средств федерального бюджета в едином реестре лимитов бюджетных обязательств направляется Федеральным казначейством для сведения в Счетную палату РФ.
Статья 251, «Подтверждение
платежных обязательств федерального
бюджета», дает право Федеральному
казначейству совершать расходование
средств федерального бюджета только
после проверки соответствия составленных
платежных и иных документов, необходимых
для совершения расхода, а также
требованиям Бюджетного кодекса, утвержденным
сметам доходов и расходов бюджетных
учреждений и доведенным лимитам
бюджетных обязательств. Федеральное
казначейство осуществляет процедуры
выверки и подтверждения
Согласно статье 252,
«Финансирование расходов федерального
бюджета», финансирование расходов федерального
бюджета осуществляется Федеральным
казначейством и представляет собой
последовательно совершаемые
-разрешение (распоряжение) на осуществление платежа;
-осуществление платежа;
Осуществление платежа из федерального бюджета осуществляется органами Федерального казначейства в соответствии со статьей 253 БК. Федеральное казначейство в день совершения разрешительной надписи осуществляет платеж на основании представленных получателем средств федерального бюджета платежных документов, оформленных надлежащим образом. Платеж осуществляется путем списания средства с единого счета федерального бюджета, при этом выполненная операция отражается казначейством на лицевом счете. В процессе осуществления платежа соответствующая сумма денежных средств списывается на основании распоряжения Федерального казначейства с единого счета федерального бюджета в пользу физических и юридических лиц. А сумма платежа из федерального бюджета не может превышать сумму, указанную в подтвержденных денежных обязательствах.
Согласно статье 254, «Лицевые счета бюджетных средств», исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета.
Лицевой счет распорядителя
либо получателя средств федерального
бюджета открывается в
Федеральное казначейство осуществляет управление доходами и расходами федерального бюджета, исходя из принципа единства кассы. Это означает, что все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет казначейства в Центральном Банке, с которого производятся все расходы государства. Центральный Банк выступает главным кассиром правительства. При новом порядке исполнения бюджета казначейство освобождает Центральный Банк РФ от функции ведения учета средств федерального бюджета и контроля за целевым их использованием.