Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 06:57, реферат
Целью моей работы является анализ организации работы и функций Федерального казначейства и его территориальных органов по формированию и исполнению бюджета и его экономического содержания.
Для достижения указанных целей в работе необходимо решить следующие задачи:
провести экскурс в историю формирования органов Федерального казначейства;
провести теоретический анализ деятельности Федерального казначейства как единой централизованной системы.
Введение………………………………………………..………………………….3
Глава 1. История федерального казначейства………………………………….4
1.1. Истоки казначейской службы………………………...……………...……...4
1.2. Реформы Петра I в сфере финансов.…………………..……………………4
1.3. Официальное учреждение Казначейства...…………………………..……..6
1.4. Федеральное казначейство в XX веке..………………..……........................8
1.5. Постперестроечный период и формирование современной структуры Федерального казначейства….……………………………………………...…....9
Глава 2. Структура и функции органов Федерального казначейства………….....………………………………………………………..12
2.1. Структура органов Федерального казначейства…………………...……..12
2.2. Главные задачи органов казначейства……………...…………………......12
2.3. Функции Главного управления Федерального казначейства………….....14
2.4. Специфика функций, возложенных на территориальные управления федерального казначейства…………………………………………….……….20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...27
Северо-Кавказский горно-металлургический институт
(Государственный
Факультет_____________________
Кафедра_______________________
РЕФЕРАТ
Дисциплина____________________
Тема__________________________
______________________________
Выполнила работу:_______________________
Руководитель работы:__________
Оценка:_______________________
Введение………………………………………………..……
Глава 1. История федерального казначейства………………………………….4
1.1. Истоки казначейской службы………………………...……………...……..
1.2. Реформы Петра I в сфере финансов.…………………..……………………4
1.3. Официальное учреждение Казначейства...…………………………..…….
1.4. Федеральное казначейство в XX веке..………………..…….........
1.5. Постперестроечный период и формирование
современной структуры Федерального казначейства….…………………………………………
Глава 2. Структура и функции органов Федерального
казначейства………….....………………………
2.1. Структура органов Федерального казначейства…………………...……..12
2.2. Главные задачи органов казначейства……………...…………………...
2.3. Функции Главного управления Федерального
казначейства………….....14
2.4. Специфика функций, возложенных на
территориальные управления федерального
казначейства…………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Бюджет представляет собой
форму образования и
Федеральный бюджет в России является
одним из основных элементов бюджетной
системы. Он отражает ведущие направления
структурной политики Правительства Российской
Федерации. Федеральный бюджет играет
заметную роль в перераспределении доходов
и укреплении и развитии принципов федерализма.
Россия располагает огромным богатством,
которое требует не только организации
и осуществления работы по его приращению,
но и правильного его использования, сохранности
и хорошо организованного и налаженного
управления и контроля.
Федеральная казначейская система активно
способствует процессу укрепления экономического
могущества страны, его развитию во всех
областях. Организация исполнения федерального
бюджета в Российской Федерации требует
постоянного контроля за правильным и
своевременным доведением до учреждений
и организаций предусмотренных бюджетом
платежей, за правильным и целевым расходованием
средств федерального бюджета, за соблюдением
государственной финансовой дисциплины.
Органы федерального казначейства непосредственно
исполняют федеральный бюджет России.
Сегодня процесс исполнения федерального
бюджета волнует многих, так как от этого
фонда денежных средств зависит очень
многое.
Целью моей работы является анализ организации
работы и функций Федерального казначейства
и его территориальных органов по формированию
и исполнению бюджета и его экономического
содержания.
Для достижения указанных целей в работе
необходимо решить следующие задачи:
провести экскурс в историю формирования
органов Федерального казначейства;
провести теоретический анализ деятельности
Федерального казначейства как единой
централизованной системы.
Основой для написания даннойработы послужили
федеральные законы и другие нормативно-правовые
акты, труды отечественных и зарубежных
ученых в данной области, а также периодическая
литература.
Глава 1. История федерального казначейства.
1.1 Истоки казначейской службы.
Казначейские органы в финансовом управлении
России всегда играли ведущую роль, поэтому
представляет интерес обращение к истории
российского казначейства. Для России
слово «казначейство» не ново, и родилась
эта структура не по задумке какого-нибудь
мудрого современного политика или экономиста.
Казначейство в России прошло длинный
и сложный путь эволюции.
Издревле на Руси осуществлялся учет расходования
и поступления денежных средств сначала
княжеской, а затем и царской казны. Менялись
названия: Приказ, Коллегия, Министерство,
Наркомат, снова Министерство, но не менялось
основное предназначение.
Первое упоминание о казначеях находят
в тексте Никоновского летописного свода
1409 года, в котором содержится письмо золото-ордынского
мурзы Едигея к московскому великому князю
Василию Дмитриевичу. Едигей писал: «Добры
нравы и добра дума и добрыя дела были
в Орде от Федора; добрый был человек, которые
добрые дела ординьские тот тебе возпоминал;
и то ся минуло, и ныне у тебя его сын Иван,
казначей твой….», а несколько позднее
в летописи 1450 года сообщается о постройке
В.Г.Ховриным, «казначеем великого князя»,
каменной церкви возле своего дома. Но
есть и более раннее упоминание о казначее
в «штатном расписании» Казенного приказа,
учреждении, которое заведовало, начиная
с царствования Ивана III, казной царя. Во
главе казенного приказа стоял казначей.
1.2 Реформы Петра I
в сфере финансов.
В период царствования Петра I (1682-1725 г.г)
старые приказы не противоречили требованиям
его реформ. Но к тому времени они обветшали,
в их деятельности проявлялись бесконтрольность
и произвол. Поэтому Петр I отдал предпочтение
коллегиальному началу в управлении, которое
он наблюдал в соседних европейских государствах.
Он распустил Боярскую Думу и образовал
первую коллегиальную организацию на
Руси – Сенат из 9-ти человек, куда вошли
умные и преданные ему люди. Утверждение
Сената состоялось 22 февраля 1711 года.
«До 1722 года Сенат в отсутствии Государя
сам издавал законы: в области администрации
он ведал и военное дело, и иностранную
политику, и полицию безопасности и благосостояния.
Наконец, одну из главнейших забот его
составляли финансы, т.е. государственные
доходы и расходы, новые налоги, монетное
дело, а также устройство всех видов торговли
и промышленности.» Вместе с тем необходимо
отметить, что Сенат как высший орган финансового
и бюджетного управления располагал неудовлетворительными
подчиненными органами. При Сенате состояли
Расправная палата и счетная Ближняя канцелярия.
Главная обязанность Сената была «денег
возможно сбирать» и определять необходимые
расходы. В то же время отчеты о сборах
и расходах ему ниоткуда не присылались,
и он не мог составить ведомости в целом
по государству о суммах прихода, расхода
и остатках. Эта безотчетность в период
войны и финансового кризиса сильнее всего
убедила Петра I в необходимости полного
переустройства центрального управления.
Результатом этого переустройства явилось
создание Петром I в 1717-1718 годах вместо
всей массы приказов 12 коллегий для дел
государственных и главной канцелярии,
заменившей собой все придворные приказы.
Обязанности каждой коллегии были точно
определены. Три из двенадцати имели финансовый
характер. Обязанности между ними распределились
следующим образом:
Камер-коллегия - ведала окладными и неокладными
денежными доходами, кроме подведомственных
Берг,- Мануфактур- и Коммерц-коллегий;
Она занималась сбором прямых и косвенных
налогов. К прямым налогам относилась
подушная подать. Под косвенными налогами
подразумевались поступления от продажи
товаров, торговля которыми находилась
в монопольном владении государства. Только
казна могла продавать соль, вино, табак;
Штатс-контора - управляла расходами государства.
Она производила ассигнования на различные
нужды: армию, флот, промышленные предприятия,
принадлежащие государству, учебные заведения;
Ревизион-контора - осуществляла контрольные
функции как за поступлением государственных
доходов, так и за расходованием средств
и вещей казенных.
Создание финансовых коллегий явилось
первым принципиальным признанием самостоятельности
финансовой администрации, и не смотря
на то, что коллегии частично сохранили
порядки приказов, например, сосредоточение
в одних руках заведования делом и сбор
доходов от этого дела (Берг- коллегия,
Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия),
вместе с тем создание коллегий явилось
значительным шагом вперед.
Обновление центральных управлений вело
к новому переустройству территориальных
органов. За образец была взята шведская
структура управления, которую попытались
совместить с русскими обычаями. В результате
этого переустройства все государство
было разделено на 11 губерний. Губернии
делились на провинции, во главе провинций
стояли воеводы. Контроль за поступлением
доходов на местах был поручен воеводам,
но ближайший контроль был возложен на
надзирателей сборов, или камериров, под
непосредственным начальством Камер-коллегии.
Одновременно утверждается должность
рентмейстера или казначея в ведении Штатс-конторы.
Казначей принимал поступающие сборы,
хранил их в особой земской казне и выдавал
по ассигновкам. Казначейство, или "рентарея",
состояло при губернской канцелярии, а
в столице была учреждена для этих целей
Казенная палата.
Исследуя роль и значение вышеназванных
должностей в то время, Комягин Д. отмечает,
что "камерир" был "знатнейшим
камерным чиновником в провинции"; он
наблюдал за всеми сборами, за продовольствием
войск, за государственными имуществами
и отдачей на откуп казенных статей и за
хозяйством общественных учреждений.
Это - предшественник казенной палаты
и, вместе с рентмейстером, первый по времени
местный орган финансового управления.»
1.3 Официальное учреждение Казначейства.
В период царствования Екатерины II (1762-1796гг)
снижается значение Сената. В нем происходит
деление правительственных функций. Сенат
подразделяется на шесть департаментов:
четыре - в Санкт-Петербурге и два - в Москве.
Вводится должность Генерал-Прокурора,
и он становится первым по значению правительственным
лицом. Сосредоточение финансового управления
в руках Генерал-Прокурора особенно усилилось
с 1780 года, когда по Указам от 24 октября
1780 года и от 15 февраля 1781 года при Сенате
устроилась особая организация финансового
управления. Под ее заведованием находилась
экспедиция о государственных доходах
(состоящая из 4-х экспедиций: доходов,
расходов, счетов (контроль) и экспедиции
о государственных недоимках.) Для заведования
предлагалось учредить должность Государственного
Казначея, но она учреждена была лишь впоследствии
Императором Павлом I. Несмотря на то, что
учреждение должности Государственного
Казначея в период правления Екатерины
II не состоялось, в 1775 году была учреждена
должность уездного казначея. В его обязанности
входили прием и хранение всех казенных
доходов своего уезда. При приеме денег
от плательщиков он выдавал квитанции.
При Екатерине II заведование казначейской
частью поручено было прямо Генерал - Прокурору
князю Вяземскому. Это положило начало
сосредоточению государственных доходов
и расходов в одном ведомстве. Объединение
в руках Генерал - Прокурора общего надзора
за государственными доходами и расходами
дало возможность установить более правильную
финансовую систему. Генерал-Прокурор
ежегодно представлял на утверждение
Императрицы табели о государственных
доходах, расходах и остатках. В конце
года он представлял ведомости по доходам,
расходам, недоимкам и подробный доклад
с обоснованием каждой суммы, т.е. исполнение
государственной росписи.
Таким образом, жизнь и объективное развитие
экономики и государственного строительства
подвели к необходимости создания таких
органов, как Государственное казначейство
и Министерство финансов. У истоков образования
этих органов стояли неординарные люди,
во многом определившие их становление
и развитие. По восшествии на престол Императора
Павла I (1796-1801 гг.) учреждается должность
Государствен-ного Казначея, которая обособляется
от должности Генерал-Прокурора, и управление
финансовой частью становится самостоятельным.
Первым Государственным Казначеем был
назначен Алексей Иванович Васильев, а
затем он становится членом состоявшего
при Императоре Совета. В Именном Указе,
данном Васильеву А. И. 4 декабря 1796 года,
перечисляются учреждения, вверяемые
его управлению, и дается поручение заняться
выяснением бюджета государства. "Определив
Вас Государственным Казначеем", гласит
этот Указ, "соизволяем чтобы ВЫ по тому
имели в точном ведении Вашем, как казначейство,
так и экспедиции о доходах, расходах для
свидетельства счетов и о доимках, причисляя
к оным и особую экспедицию для разбора
и расчета внутренних долгов учрежденную
при самом вступлении в важную должность,
на Вас возлагаемую, приложите старанее
собрать сведения и Нам, как наискорее,
доставить о штатных и чрезвычайных или
временных расходах, дабы Мы, рассмотря
оные и распорядя сообразно прямым нуждам
государственным, могли поставить Вас
в лучшую удобность управлять сею частию
и отвратить всякий недостаток или затруднения".
За время заведования Государственным
казначейством А.И. Васильевым было издано
много работ. Особого упоминания заслуживают
труды по упорядочению составления смет
доходов и расходов и отчетов по казначейству,
а также устройство бухгалтерии по этой
части. Труды Васильева не замедлили снискать
расположение Императора Павла I, пожаловавшего
ему ряд наград и отличий. Преобразования,
проводимые Павлом I, повлекло за собой
значительное сокращение штатов многих
учреждений, однако органы казначейства
оставались без изменения, что свидетельствует
о той роли и значении, которое придавал
Павел I этому органу.
Следующий этап развития казначейства
- реформы Александра I. В 1802 году был подписан
манифест “Об учреждении министерств”,
в соответствии с которым, наряду с другими
министерствами, создается Министерство
финансов, структура и сферы компетенции
которого определялись изданным 25 июня
1811 года “Особенным учреждением Министерства
финансов”. Управление финансами было
распределено между тремя ведомствами
– Министерством финансов, Государственным
казначейством и Государственным контролером.
Впоследствии Государственное казначейство
становится подразделением Министерства
финансов России. После ряда структурных
преобразований 15 февраля 1821 года резолюцией
императора Александра I «Быть по сему»
был создан Департамент Государственного
казначейства в структуре Министерства
финансов, ставший ядром всей системы
казначейской службы России.
Департаменту Государственного казначейства
было определено ведомственное подчинение
центральных и местных финансовых структур:
Главного казначейства, губернских, окружных
казначейств с состоящими в их ведомстве
уездными казначействами, и «вообще Казенные
палаты, по делам до приходов и расходов
казначейств относящиеся».
Главными направлениями деятельности
Департамента Государственного казначейства
с 1821 года (с последующими дополнениями)
были:
- движение казенных сумм по приходам и
расходам всех казначейств;
- главное счетоводство приходов и расходов
всех казначейств;
- заведование монетной (до основания почти
через 40 лет Государственного банка России)
и пробирной частями;
- дела по предварительной проверке финансовых
смет всех министерств;
- дела по составлению росписи доходов
и расходов;
- дела по рассмотрению составляемых Министерством
финансов проектов, положений, уставов
и других законоположений, следствием
введения в действие которых становились
новые казенные расходы.
Именно с 1821 года в Российской Империи
окончательно сложился и впоследствии
был усовершенствован и отлажен четкий
механизм деятельности казначейств от
центрального – Департамента Государственного
казначейства – до местных - губернских
и уездных казначейств.
1.4 Федеральное казначейство
в XX веке.
В начале XX века роль казначейства усиливается
в связи с ростом доходов и расходов государства,
усложнением финансовой системы. В свет
выходят новые законы и внутренние инструкции,
более четко регламентиру-ющие деятельность
казначейств.
Предметами ведения казначеев в то время
были:
1) прием и хранение всех принадлежащих
Государственному казначейству доходов;
2) производство расходов и высылка сумм
из поступающих в казначейство доходов;
3) продажа всякого рода гербовой бумаги,
гербовых марок, бланков, свидетельств
и патентов;
4) выдача промысловых свидетельств и бесплатных
промысловых билетов;
5) счетоводство по всем поступающим в
казначейство доходам и возложенным на
них расходам, а также по порученному для
хранения и продажи казенному имуществу;
6) открытие текущих счетов, размен денег,
уплата процентов по купонам, перевод
денег.
С 1918 года казначейство было расформировано,
и его функции получили новые финансовые
органы. Финансирование всего народного
хозяйства страны и всего советского аппарата,
счетно–бюджетная работа, руководство
денежным обращением были переданы организованной
казначейской финансовой комиссии, а впоследствии
- Наркомату финансов и Народному банку
РСФСР, а затем – Министерству финансов
СССР и союзных республик, Государственному
банку СССР и его территориальным органам.
1.5. Постперестроечный
период и формирование современной структуры
Федерального казначейства.
Указом Президента Российской Федерации
от 8 декабря 1992 года № 1556 (в принципиальном
плане) и постановлением Правительства
России от 27августа 1993 года № 864 (в организационном
плане) был решен вопрос о создании федерального
казначейства в составе Министерства
финансов Российской Федерации. С этого
момента началось возрождение казначейства
в России.
В середине 1999 года постановлением Правительства
Российской Федерации принимается Федеральная
целевая программа развития органов федерального
казначейства на 2000-2004 годы. Основной ее
целью является развитие казначейской
системы как важнейшего инструмента повышения
эффективности управления и контроля
за государственными финансовыми ресурсами.
Новый импульс в развитии Федеральное
казначейство получило в связи с вступлением
в действие 1 января 2000 года Бюджетного
кодекса Российской Федерации. Бюджетный
Кодекс Российской Федерации решил следующие
основные задачи процесса исполнения
бюджетов Российской Федерации:
- закрепил казначейское исполнение бюджетов
в Российской Федерации;
- обеспечил необходимое соответствие
кассовых расходов нормам, установленным
законом о бюджете на текущий финансовый
год;
- определил, что объем принятых обязательств,
оплата которых осуществляется за счет
средств бюджета, должен соответствовать
объему доведенных до бюджетополучателя
лимитов бюджетных обязательств;
- установил ответственность Главных распорядителей
и получателей средств федерального бюджета
за целевое использование выделяемых
им средств.
В течение 2000-2002 годов было завершено создание
вертикальной структуры органов федерального
казначейства, включающей 89 управлений
федерального казначейства и 2254 отделения
федерального казначейства.
В 2002 году практически был завершен процесс
перевода всех федеральных учреждений,
за исключением отдельных учреждений
Министерства обороны Российской Федерации,
на обслуживание через органы федерального
казначейства.
Операции по внебюджетным средствам федеральных
учреждений также были взяты под контроль
органов федерального казначейства. С
1 января 2002 года счета по учету внебюджетных
средств 33 тысяч федеральных учреждений
открыты в органах федерального казначейства.
Новым этапом в развитии системы органов
федерального казначейства стало проведение
административной реформы в соответствии
с Указом Президента Российской Федерации
от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти».
В результате проведения данной реформы
с 1 января 2005 года Федеральное казначейство
было выделено из состава Министерства
финансов Российской Федерации и преобразовано
в федеральную службу с подчинением Министерству
финансов Российской Федерации.
В соответствии с данными преобразованиями
правоприменительные функции по обеспечению
исполнения федерального бюджета перешли
от Министерства финансов Российской
Федерации к Федеральному казначейству,
а также функция составления отчета об
исполнении федерального бюджета и об
исполнении консолидированного бюджета
Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 01 декабря 2004 года № 703 «О
Федеральном казначействе» было утверждено
Положение о Федеральном казначействе.
Глава 2. Структура
и функции органов Федерального казначейства.
2.1 Структура органов
Федерального казначейства.
Структура органов федерального казначейства
представляет собой единую централизованную
систему, построенную по принципу многоуровневой
и иерархической организации, где каждый
уровень (федеральный, региональный и
локальный) имеет свои задачи, функции
и специфику.
К федеральному уровню относится:
Главное Управление федерального казначейства
Министерства финансов РФ. Оно является
органом управления всей казначейской
системой и ему подчинены все нижестоящие
территориальные органы казначейства.
К региональному уровню относятся территориальные
управления федерального казначейства,
входящие в состав РФ республик, областей,
краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Локальный уровень охватывает отделения
федерального казначейства городов республиканского,
краевого, областного подчинения, сельских
районов, районов в городах республиканского,
краевого и областного подчинения (за
исключением городов районного подчинения).
Органы казначейства имеют статус самостоятельной
федеральной службы, являются юридическими
лицами, имеют самостоятельные сметы расходов
и текущие счета в учреждениях банков
для выполнения хозяйственных функций
и печать со своим наименованием. Казначейство
подчиняется Министру финансов Российской
Федерации.
Территориальные органы казначейства
подчиняются вышестоящему органу и руководителю
казначейства - начальнику Главного Управления
федерального казначейства Министерства
финансов РФ, который имеет ранг заместителя
министра.
2.2 Главные задачи органов казначейства.
Главными задачами органов казначейства
являются следующие:
- организация, осуществление и контроль
за исполнением федерального бюджета,
управление его доходами и расходами на
счетах казначейства в банках, исходя
из принципа единства кассы;
- регулирование финансовых отношений
между федеральным бюджетом и государственными
внебюджетными фондами, финансовое исполнение
этих фондов, контроль за поступлением
и использованием внебюджетных (федеральных)
средств;
- осуществление краткосрочного прогнозирования
объемов государственных финансовых ресурсов,
оперативное управление этими ресурсами
в пределах, установленных на соответствующий
период государственных расходов;
- сбор, обработка, анализ информации о
состоянии государственных финансов,
представление высшим законодательным
и представительным органам государственной
власти и управления РФ отчетности об
операциях правительства по федеральному
бюджету;
- управление и обслуживание совместно
с Центральным банком РФ и другими уполномоченными
банками государственного внутреннего
и внешнего долга РФ;
- разработка методологических и инструктивных
материалов, порядка ведения учетных операций
по вопросам, относящимся к компетенции
казначейства, ведение учета государственной
казны РФ.
Деятельность Федерального казначейства
основывается на исполнении принципов
Бюджетной системы Российской Федерации
(Гл.5, ст. 29 БК РФ):
- единства бюджетной системы Российской
Федерации;
- разграничения доходов и расходов между
уровнями бюджетной системы Российской
Федерации;
- самостоятельности бюджетов;
- полноты отражения доходов и расходов
бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных
фондов;
- сбалансированности бюджета;
- эффективности и экономности использования
бюджетных средств;
- общего (совокупного) покрытия расходов
бюджетов;
- гласности;
- достоверности бюджета;
- адресности и целевого характера бюджетных
средств.