Федеральное казначейство и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 06:57, реферат

Описание работы

Целью моей работы является анализ организации работы и функций Федерального казначейства и его территориальных органов по формированию и исполнению бюджета и его экономического содержания.

Для достижения указанных целей в работе необходимо решить следующие задачи:

провести экскурс в историю формирования органов Федерального казначейства;

провести теоретический анализ деятельности Федерального казначейства как единой централизованной системы.

Содержание работы

Введение………………………………………………..………………………….3

Глава 1. История федерального казначейства………………………………….4

1.1. Истоки казначейской службы………………………...……………...……...4

1.2. Реформы Петра I в сфере финансов.…………………..……………………4

1.3. Официальное учреждение Казначейства...…………………………..……..6

1.4. Федеральное казначейство в XX веке..………………..……........................8

1.5. Постперестроечный период и формирование современной структуры Федерального казначейства….……………………………………………...…....9

Глава 2. Структура и функции органов Федерального казначейства………….....………………………………………………………..12

2.1. Структура органов Федерального казначейства…………………...……..12

2.2. Главные задачи органов казначейства……………...…………………......12

2.3. Функции Главного управления Федерального казначейства………….....14

2.4. Специфика функций, возложенных на территориальные управления федерального казначейства…………………………………………….……….20

Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...27

Файлы: 1 файл

фед казначейство и его функции.docx

— 50.23 Кб (Скачать файл)

2.3 Функции Главного  управления Федерального казначейства. 
 
В соответствии с возложенными задачами, казначейство выполняет множество разнообразных функций. Все выполняемые казначейством функции рассматриваются в разрезе его иерархического устройства. Это связано с тем, что функции федерального, регионального и локального уровней казначейской системы различны и имеют свою специфику. 
 
Особенность функций,  возложенных на Главное Управление определяется тем, что оно руководит работой всех органов казначейства и организует через них бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также осуществляет выполнение других функций.  
 
В соответствии с этим Главное Управление федерального казначейства: 
 
- подготавливает проекты законодательных и иных нормативных актов, разрабатывает и утверждает методические и инструктивные материалы, устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности по вопросам, относящимся к компетенции казначейства. 
 
- как центральный орган казначейства, Главное Управление получает, обобщает и анализирует отчеты территориальных органов казначейства о проделанной работе и представляет высшим органам государственной власти и управления отчетность о результатах исполнения федерального бюджета и состоянии бюджетной системы России. 
 
В целях улучшения организации исполнения и контроля за исполнением федерального бюджета, Главное управление в своей работе активно взаимодействует с ЦБ, Государственной налоговой службой Российской Федерации и другими центральными органами государственной власти и управления. В частности совместно с Центральным банком оно принимает участие в разработке и реализации согласованной денежно-кредитной политики, обеспечивает управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга России, осуществляет размещение на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов. 
 
Из множества функций, выполняемых Главным управлением необходимо особо отметить следующую: осуществление управления доходами и расходами федерального бюджета и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства, распоряжение средствами, числящимися на соответствующих счетах в банках (за исключением средств федеральных внебюджетных фондов и внебюджетных средств), а также осуществляет операции с этими средствами. 
 
Расходы бюджета можно рассматривать как самостоятельную финансовую категорию. Сама категория финансов более широкое понятие, которое включает в себя такие относительно самостоятельные категории как доходы и расходы государства, финансы предприятий, местные финансы и так далее. Выделение категории частных из одной общей основывается на внутренней специфике этих категорий, но им присущи общие черты, которыми обладают финансы вообще. 
 
Сущность финансов можно представить следующим образом. Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширение воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей граждан и общества в целом. 
 
Расходы бюджета относятся к государственным финансам, которые являются важной и центральной сферой финансовой системы страны. Финансы государства призваны обеспечить денежными средствами выполнение экономических, социальных и политических функций, возложенных на государственные органы. Экономическая сущность государственных финансов представляет собой денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного национального продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по выполнению функций государства. 
 
Специфической частью государственных финансов являются государственные расходы, которые обеспечивают сферы деятельности государства. Государственные расходы - это часть финансовых отношений, которая обусловлена использованием доходов государства (централизованных и децентрализованных). Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области социальной сферы, экономики, обороны страны. 
 
Государственные расходы могут реализовываться через систему бюджетов и внебюджетных фондов и с помощью государственных предприятий, учреждений, организаций. Бюджетные расходы реализуются посредством бюджетной системы страны и представляют собой по сути экономические отношения, возникающими в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по целевому, территориальному назначению. 
 
Основной фонд денежных средств государства - это бюджет государства, центральное звено государственных финансов. 
 
Институциональной точкой опоры для бюджетных расходов выступает бюджетная система страны. Бюджетная система Российской Федерации – совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Система представлена тремя уровнями: федеральный, региональный и местный. Главное назначенье всех звеньев и уровней бюджетной системы – финансовое обеспечение функции, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов. 
 
Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на единых методологических основах, нормативах бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, установленных Правительством Российской Федерации. 
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг. 
 
Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной стороны. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину. 
 
Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их классифицируют по определенным признакам. Бюджетным законодательством предусмотрена группировка расходов бюджетов: функциональная, экономическая, ведомственная классификация расходов. 
 
Функциональная классификация расходов это группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства: 
 
- государственное управление и местное самоуправление; 
 
- судебная власть; 
 
- международная деятельность; 
 
- национальная оборона; 
 
- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства; 
 
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; 
 
- промышленность, энергетика и строительство; 
 
- сельское хозяйство и рыболовство; 
 
- охрана окружающей среды…; 
 
- другие расходы, в том числе на образование, культуру, здравоохранение, социальная политика и т. д. 
 
В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные. 
 
Текущие расходы - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. 
 
Капитальные расходы - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Это средства, предоставляемые в качестве бюджетных инвестиционных кредитов, расходы не проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством. Расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. 
 
В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок его финансирования определяется законом Российской Федерации. 
 
Во всех звеньях бюджетной системы текущие расходы являются преобладающей частью. 
 
В соответствии с подведомственностью бюджетополучателей бюджетные расходы делятся по ведомственному признаку. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом.     
 
Расходы федерального бюджета по главным распоряжениям средств федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, группам расходов, предметным статьям, подсистемам и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. 
 
В зависимости от того, из какого уровня бюджетной системы осуществляется финансирование, бюджетные расходы делятся на федеральные, региональные и местные. 
 
Исключительного из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов: 
 
- обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на управление; 
 
- функционирование судебной системы (федерального уровня); 
 
- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах; 
 
- национальная оборона и обеспечение безопасности государства; 
 
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; 
 
- государственная поддержка транспорта (воздушного, морского и т. д.); 
 
- государственная поддержка атомной энергетики; 
 
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; 
 
- исследование и использование космического пространства; 
 
- содержание учреждений (федерального ведения и назначения); 
 
- финансирование федеральной собственности; 
 
- обслуживание и погашение государственного долга России; 
 
- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; 
 
- финансовая поддержка субъектов Российской Федерации; 
 
- официальный статистический учет; 
 
- прочие расходы. 
 
Существуют бюджетные расходы, совместно финансируемые из бюджетов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Это поддержка отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства; обеспечение правоохранительной деятельности, противопожарной безопасности; обеспечение социальной защиты населения; развитие рыночной инфраструктуры и т. д. 
 
Бюджетные расходы осуществляются в следующих формах: 
 
- ассигнования на содержание бюджетных учреждений; 
 
- средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам; 
 
- трансферты населению: бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: (пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат); 
 
- ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; 
 
- ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий в виде компенсаций дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти; 
 
- бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты); 
 
- субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; 
 
- инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых и юридических лиц; 
 
- бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации; 
 
- кредиты иностранным государствам; 
 
- средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных и муниципальных гарантий. 

2.4 Специфика функций,  возложенных на территориальные  управления федерального казначейства. 
 
Территориальные управления федерального казначейства являются промежуточным звеном казначейской системы. С одной стороны территориальные управления организуют работу подчиненных им отделений федерального казначейства на локальном уровне и выполняют некоторые функции свойственные Главному управлению,  а с другой стороны сами находятся в подчинении у Главного управления и выполняют некоторые основные функции по непосредственному исполнению и контролю за исполнением федерального бюджета, возложенные на территориальные отделения федерального казначейства. 
 
Территориальные органы казначейства на соответствующих территориях осуществляют бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета и финансовое исполнение федеральных внебюджетных фондов. 
 
При исполнении федерального бюджета по доходам, органы казначейства регионального и локального уровня также выполняют большую группу функций: 
 
- ведут учет средств, поступающих в доход федерального бюджета по видам налогов и других платежей согласно классификации доходов бюджетов Российской Федерации; 
 
- осуществляют распределение в установленных размерах налогов и других платежей между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами. 
 
- обеспечивают по представлению государственных налоговых инспекций, на основании заключений формы 21, возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других платежей; 
 
- обрабатывают, обобщают и анализируют всю информацию о поступающих доходах в федеральный бюджет; 
 
- на основе полученных данных о состоянии финансовых ресурсов и исполнении бюджета составляют краткосрочные прогнозы объемов поступлений в доход федерального бюджета; 
 
При исполнении бюджета по расходам органы казначейства ведут сводные реестры распорядителей бюджетных средств, в которых отражают всю необходимую информацию о финансируемых предприятиях, учреждениях, организациях: юридические адреса, телефоны их руководителей, номера текущих и бюджетных счетов, их назначение и многое другое. 
 
Учет ассигнований для открытого финансирования ведут на отдельных лицевых счетах по каждому распорядителю кредита, главному разделу, подразделу, виду расходов и целевым статьям экономической классификации. 
 
Территориальные органы казначейства выполняют операции со средствами федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и осуществляют финансирование расходов со счетов казначейства в учреждениях банков. Они доводят до получателей средств федерального бюджета лимиты финансирования. И обеспечивают в соответствии с доведенными до них Главным управлением федерального казначейства установленными размерами ассигнований, целевое финансирование предприятий, учреждений, организаций. А также осуществляют постоянный ежедневный анализ исполнения федерального бюджета по расходам. 
 
Другой важной функцией территориальных органов казначейства является осуществление краткосрочного прогнозирования и кассового планирования расходов федерального бюджета по соответствующим территориям. Так, они осуществляют прогнозирование и планирование на ближайший период, сумм расходов на финансирование отдельных федеральных целевых программ. Например, по выплате компенсаций и предоставлению льгот лицам, пострадавшим от радиоактивных воздействий при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО " Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, испытаний на Семипалатинском полигоне, делая расчеты на основании информации о льготах, компенсациях и количестве лиц, имеющих на это право. 
 
Совместно с уполномоченными банками, территориальные органы казначейства осуществляют управление и обслуживание государственного долга РФ. Курируют вопросы, связанные с государственными займами, казначейскими обязательствами и другими ценными бумагами. И выполняют поручения вышестоящего органа казначейства по финансированию внутреннего долга России. 
 
Наряду с исполнением федерального бюджета по доходам и расходам территориальные органы казначейства выполняют контрольные функции. Это в первую очередь определяет важность казначейства как органа финансового контроля. 
 
Основной упор в своей деятельности казначейство делает на текущий контроль за целевым использованием средств, выделяемых предприятиям, учреждениям, организациям на возвратной и безвозвратной основе из федерального бюджета. В частности, территориальные органы казначейства проводят анализ отчетов об исполнении расходов, которые ежемесячно представляются им всеми бюджетными учреждениями и организациями; проверяют правдивость отраженной в них информации, сверяя итоговые суммы отчетов с выписками банков по счетам этих учреждений и организаций, а также проводят различные проверки с непосредственным выходом на место. Круг проверок очень широк, он включает: 
 
- проверки по фактам размещения бюджетных средств на депозитных счетах; 
 
- проверки своевременности и полноты выплаты заработной платы, стипендий и других денежных выплат работникам данных учреждений и организаций; 
 
- проверки целевого использования средств, выделенных на финансирование государственных капитальных вложений; 
 
- проверки целевого использования средств  краткосрочной финансовой поддержки, выделенных из федерального бюджета предприятиям и другие проверки. 
 
В целях повышения оперативности зачисления доходов на счета бюджета и средств бюджета на счета получателей, на органы казначейства возложены функции по контролю за своевременностью совершения банками операций с бюджетными средствами. Они осуществляют проверки своевременности исполнения банками платежных поручений на перечисление налогов и других платежей в федеральный бюджет и зачисления бюджетных средств на счета получателей. Также могут проводить другие проверки по письменным указаниям вышестоящего органа казначейства. 
 
При проведении проверок территориальные органы казначейства могут в случае обнаружения нарушений изымать всю, связанную с ними документацию. А при не предоставлении или отказе предъявить необходимую бухгалтерскую и финансовую документацию органы казначейства могут приостановить операции по счетам этих учреждений и организаций. Кроме того, органы казначейства в необходимых случаях осуществляют взыскание в бесспорном порядке с учреждений и организаций средств,  используемых ими не по целевому назначению и налагают штрафы в размере, действовавшей в момент нарушения, учетной ставки Центрального банка. А также применяют штрафные санкции к банкам за несвоевременное совершение операций со средствами федерального бюджета. 
 
В случае выявления нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы казначейства передают все материалы по ним правоохранительным органам и в необходимых случаях предъявляют иски в суд или арбитражный суд. 
 
В процессе выполнения по исполнению федерального бюджета и контролю за его исполнением, территориальные органы казначейства представляют своему вышестоящему органу полную оперативную и периодическую отчетность о проделанной работе; активно взаимодействуют с контрольно-ревизионными, налоговыми и финансовыми органами. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Заключение. 

В любой стране бюджет является наиболее точной формой выражения существа государственной власти, а процесс  его исполнения наглядно демонстрирует  ее настоящий характер. На сегодняшний  день основным инструментом, обеспечивающим экономическую безопасность государства  на уровне технологий исполнения бюджета, выступает Федеральное казначейство.  
 
При выборе приоритетов в выводах первое место отводится одной из главнейшей функции казначейства это - учет состояния государственных финансов. Федеральное казначейство является главным поставщиком информации для участников бюджетного процесса. Не случайно на первое место поставлен учет. Действительно система учета создает не только предпосылки для эффективного контроля, но и прежде всего предоставляет возможность для получения достоверной информации о состоянии финансов, без которой органам власти невозможно принять адекватное решение в бюджетной и налоговых сферах. Технология казначейского учета это шаг в формировании и функционировании современных систем учета финансов, приближающихся к международным стандартам.  
 
Второй функцией федерального казначейства является контроль за соблюдением бюджетного законодательства и, прежде всего, Закона о федеральном бюджете. Бюджетное законодательство России запрещает вмешательство вышестоящих органов в бюджетную деятельность нижестоящих территорий. Вместе с тем в определенных случаях закон допускает возможность осуществления контроля со стороны вышестоящих органов за исполнением нижестоящих бюджетов. Так, вышестоящие органы исполнительной власти контролируют использование субвенций, выделенных бюджетам нижестоящего территориального уровня. И в случае их использования не по целевому назначению либо не использования в установленные сроки субсидирование прекращается, а выделенные средства подлежат возврату в бюджет, из которого они были получены.  
 
Третьей важней задачей казначейства является обеспечение предварительного и текущего контроля за исполнением расходной части бюджета. Необходим жесткий предварительный и текущий контроль осуществляемый специалистами казначейства. В этом плане казначейством проделана большая работа, но еще многое предстоит в совершенствовании данной функции.  
 
Помимо изложенных задач, стоящих перед казначейством, на мой взгляд, для усиления государственного финансового контроля существует необходимость расширить полномочия данных органов в области предварительного и текущего финансового контроля. 
 
Стоит более активно привлекать казначейство к осуществлению предварительного финансового контроля на стадии планирования бюджетов. Как правило, при подготовке бюджета отправной точкой является прошлогодний бюджет, а не последние или расчетные данные казначейской системы. Однако именно казначейство располагает такой необходимой для планирования бюджета информацией, как тенденция поступлений в доход государства различных платежей и их расходования. Другая сторона этого процесса  - планирование в рамках бюджета деятельности конкретных организаций или учреждений, т.е. сметы расходов получателей средств. В настоящее время довольно нередка и практика завышения нерасходных показателей при формировании бюджета, что приводит к нерациональному использованию государственных средств в одной сфере при одновременной их нехватке в другой. Обязанность, возложенная Бюджетным кодексом РФ на главных распорядителей бюджетных средств, в части - осуществления финансового контроля за использованием государственных ресурсов нижестоящими учреждениями, на сегодняшний день остается во многом неисполненной. Для решения этой проблемы необходимо роль органов казначейства в этом вопросе сделать более активной, чем просто сбор и учет смет бюджетополучателей. Казначейство могло бы стать тем органом, который действительно проверяет сметные назначения по всем показателям и утверждает их наряду с вышестоящей организацией.  
 
В настоящий момент нельзя с уверенностью сказать, что все финансовые ресурсы государства находятся под контролем органов федерального казначейства и что существующий контроль обеспечивает полную защиту средств государства. Существует необходимость расширения контрольных полномочий органов казначейства, причем в области осуществления предварительного и текущего финансового контроля. 
 
Это позволит стать казначейству основным государственным органом текущего финансового контроля и одним из основных  - предварительного финансового контроля. 
 
Система органов Федерального казначейства является достаточно молодой финансовой структурой, однако темпы ее развития весьма высоки, а эффективность выполняемых операций растет с каждым годом. Одновременно постоянно расширяется перечень функций органов Федерального казначейства по учету государственных финансов, а соответственно оказываемых Федеральным казначейством государственных услуг. 
 
Казначейство призвано выполнять важную функцию по осуществ-лению бюджетной политики. От состояния данной системы во многом зависит эффективность функционирования финансовой системы как страны, так и отдельно взятой территории.  

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Список использованной литературы 

1. Красавина Л.Н. Финансовая  и денежно-кредитная система.  -М.: Финансы, 2006г. 
 
2. О поступлении государственных налогов и других обязательных платежей в бюджет, во внебюджетные фонды и о недоимке по платежам в бюджет за январь 2007 года. Государственная налоговая служба России.  
 
3. Налоги: федеральные и местные // Финансовая газета. 2007г. № 12.  
 
4. Нестеренко Т.Г. Федеральное казначейство в 2007 году // Финансы, 2007. 
 
5. Пантелеев А.Ю. Формирование финансовой основы местного самоуправления // Финансы, 2006, №11. 
 
6. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Тандем, 2005. - 112с. 
 
7. Акперов И. Г Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учеб. Пособие/ И.А. Коноплева, С.П.Головач. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 352 с.: ил. 
 
8. Бежаев О. Основные задачи финансовых органов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований по формированию межбюджетных отношений и местных бюджетов в 2006 году // Бюджет, 2005, №8, - с. 42-51 
 
9. Безденежных А.В., Начинкин Д.Б. Особенности казначейской системы исполнения бюджетов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2004, №15, - с. 28-30 
 
10. Ермилов В.Г. Проблемы доходной базы бюджетов субъектов Федерации. 
 

 


Информация о работе Федеральное казначейство и его функции