Финансирование инновационной деятельности на примере создание интернет-магазина ТК «Ассортимент+»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью работы является рассмотрение финансирования инновации.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
характеристика теоретических аспектов финансирования инновационной деятельности;
изучение форм и источников финансирования инновационной деятельности;
рассмотрение венчурного финансирования в России и за рубежом;
состояние инновационной деятельности в Свердловской области
инновационная деятельность на примере создание интернет магазина ТК «АССОРТИМЕНТ +»

Содержание работы

Введение
3
1. Теоретические аспекты финансирования инновационной деятельности

5
1.1 Понятие, сущность и функции инноваций
5
1.2 Формы и источники финансирования инновационной деятельности
14
1.3 Методологические проблемы финансового обеспечения инновационной деятельности

26
2. Организация финансирования инновационной деятельности
41
2.1 Венчурное финансирование в России и за рубежом
42
2.2 Финансовое обеспечение инновационной деятельности российских предприятий
57
3. Инновационная деятельность в Свердловской области
71
3.1. Инновационная инфраструктура
71
3.2. Основные направления развития инновационной деятельности в Свердловской области
81
4.Финансирование инновационной деятельности на примере создание интернет-магазина ТК «Ассортимент+»

84
4.1 Краткая аннотация проекта
84
4.2 Кадровое обеспечение
90
4.3 Прогноз дохода проекта
98
Заключение
101
Список литературы

Файлы: 1 файл

финансирование инновационной детятельности.docx

— 157.03 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 

3

1. Теоретические аспекты  финансирования инновационной    деятельности

 
5

1.1 Понятие, сущность  и функции инноваций

5

1.2 Формы и источники  финансирования инновационной деятельности

14

1.3 Методологические проблемы  финансового обеспечения инновационной  деятельности

 
26

2. Организация финансирования  инновационной деятельности

41

2.1 Венчурное финансирование  в России и за рубежом

42

2.2 Финансовое обеспечение  инновационной деятельности российских  предприятий 

57

3. Инновационная деятельность  в Свердловской области

71

3.1. Инновационная инфраструктура

71

3.2. Основные направления  развития инновационной деятельности  в Свердловской области

81

4.Финансирование инновационной  деятельности на примере создание  интернет-магазина ТК «Ассортимент+»

 
84

4.1 Краткая аннотация  проекта

84

4.2  Кадровое обеспечение

90

4.3 Прогноз дохода  проекта 

98

Заключение

101

Список литературы

102


 

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования. В настоящее время  тема инноваций необычайно актуальна. В передовых странах разработка и внедрение инноваций - решающий фактор социального и экономического развития, залог экономической безопасности. Экономики промышленно развитых стран, основанные на критических, базисных и высоких технологиях, продолжают устойчиво расти. По оценкам зарубежных экспертов, ежегодный оборот на мировом  рынке высоких технологий и наукоемкой продукции в несколько раз  превышает оборот рынка сырья, включая  нефть, нефтепродукты и газ. Речь идет не о миллиардах, а о триллионах долларов. Россия, к сожалению, при  всем своем научно-техническом потенциале сегодня на этом рынке представлена более чем скромно – 0,3 %, тогда  как США — 39 %, Япония — 20 %, Германия — 16 %.

В России лишь 4-5% предприятий развивают  и внедряют инновационные разработки в свою деятельность. В США этот показатель превышает 35%. Важнейшим  аспектом организации инновационной  деятельности является ее финансирование. В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом. Венчурное финансирование, как часто называют финансирование инновационных проектов, стало одним из двигателей экономики развитых стран, хотя объем его капиталовложений в общем инвестиционном потоке относительно невелик.

Степень разработанности темы. Развернувшаяся в XX в. научно-техническая революция  привлекла внимание экономистов  к новым явлениям, возникшим в  процессе технологического изменения  производства. Одним из таких явлений  стало понятие «инновации». Появившись в научных исследованиях в XX в., оно первоначально означало проникновение некоторых элементов одной культуры в другую. В современном понимании инновации есть обновление, преобразование какой-либо деятельности, приводящее к замене одних ее элементов другими, более совершенными, либо дополнению уже имеющихся элементов новыми. Инновации (нововведения) основываются на изобретениях, открытиях, заменяя старое воззрение новым, приводя, таким образом, к развитию общества и прогресса в целом. В экономической теории инновации понимаются как внедрение новых технологий, продуктов, форм индустриальной организации. Понятие “инновация” охватывает все стороны жизнедеятельности человека и означает какое-то новшество, облегчающее или улучшающее жизнь человека.

Цель  и задачи исследования. Целью работы является рассмотрение финансирования инновации. 
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

характеристика  теоретических аспектов финансирования инновационной деятельности;

изучение  форм и источников финансирования инновационной  деятельности;

рассмотрение  венчурного финансирования в России и за рубежом;

состояние инновационной деятельности в Свердловской области

инновационная деятельность на примере создание интернет магазина ТК «АССОРТИМЕНТ +»

 

 

 

1. Теоретические аспекты финансирования инновационной деятельности

1.1 Понятие, сущность  и функции инноваций

В мировой экономической  литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в  реальный, воплощающийся в новых  продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в  рамках экономических исследований НТП [1, с.34].

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная  деятельность", "инновационный  процесс", "инновационное решение" и т. п. Для уточнения понятия "инновации" познакомимся с различными взглядами  на ее сущность.

В литературе насчитываются  сотни определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры  выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и  др [2, с.79].

Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования [3, с.51].

Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором  изобретение или идея приобретают  экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация - это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений - новый момент динамизации экономического развития [4, с.116].

В настоящее время применительно  к технологическим инновациям действуют  понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных  стандартах в статистике науки, техники  и инноваций.

Международные стандарты  в статистике науки, техники и  инноваций - рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Таким образом, инновация  является следствием инновационной  деятельности.

Анализ различных определений  приводит к выводу, что специфическое  содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной  деятельности является функция изменения [5, с.46].

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1. Использование новой  техники, новых технологических  процессов или нового рыночного  обеспечения производства (купля - продажа).

2. Внедрение продукции  с новыми свойствами.

3. Использование нового  сырья. 

4. Изменения в организации  производства и его материально-технического  обеспечения. 

5. Появление новых рынков  сбыта. 

Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности [6, с.173].

В ряде источников инновация  рассматривается как процесс. В  этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет  отчетливо выраженные стадии.

Инновации свойственны как  динамический, так и статический  аспекты. В последнем случае инновация  представляется как конечный результат  научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный  круг проблем.

Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс  связан с созданием, освоением и  распространением инноваций.

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и  экономическая эффективность.

Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет  признано уникальным в определенной области [8, с.55].

Следует обратить внимание на то, что научно-технические разработки и нововведения выступают как  промежуточный результат научно-производственного  цикла и по мере практического  применения превращаются в научно-технические  инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением  нового знания с целью их практического  применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией  новых идей и знаний, открытий, изобретений  и научно-технических разработок в процессе производства с целью  их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации  являются научно-техническая новизна  и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к  инновации выступает как потенциальное  свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ  характеризует конечный результат  научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара - научно-технической продукции - и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

Из вышеизложенного следует, что инновацию - результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую  необходимость, осознанную через потребности  рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные  виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации  производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.

Следовательно, научно-технические  инновации должны: а) обладать новизной; б) удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю [9, с.49].

Распространение нововведений, как и их создание является составной  частью инновационного процесса (ИП).

Инновационная деятельность какого-либо предприятия означает инновационный  процесс. Он направлен на разработку и реализацию результатов научно-технических изысканий в виде нового продукта или нового технологического процесса. В общем плане, инновационный процесс — это последовательная цепь событий, в ходе которой новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике.

Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса (Приложение А).

К этим элементам относятся:

·  инициация инновации;

·  маркетинг инновации;

·  выпуск (производство) инновации;

·  реализация инновации;

·  продвижение инновации;

·  оценка экономической эффективности инновации;

·  диффузия (распространение) инновации.

Началом инновационного процесса является инициация. Инициация — это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи. Материализация идеи означает превращение идеи в товар (имущество, новый продукт и т.д.).

После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые  исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт, определяется объем выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок.

Затем производится продажа  инновации, то есть появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.

Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса торговли и др.).

Результаты реализации инновации  и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации.

Инновационный процесс заканчивается  диффузией инновации. Диффузия (лат. diffusio — распространение, растекание) инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках.

Внедряя инновации в практику предпринимательской деятельности, очень важно знать, какие факторы способны затормозить или ускорить инновационный процесс. Основные факторы, влияющие на развитие инновационного процесса, приведены в Приложении Б.

Информация о работе Финансирование инновационной деятельности на примере создание интернет-магазина ТК «Ассортимент+»