Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 21:40, реферат
Расходы бюджета, являющиеся компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой области. В какой бы стране не жили люди, чьим интересам служит социальная политика. Сфера социальной политики - часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства.
Расходы бюджета, являющиеся компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой области. В какой бы стране не жили люди, чьим интересам служит социальная политика. Сфера социальной политики - часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства. Сложные проблемы современного мира невозможно решить с помощью исключительно технологических инноваций и экономических средств. Социальная сфера затрагивает различные слои общества, людей разных возрастов, доходов, взглядов нажизнь и т.п., так как отрасли социальной сферы весьма масштабны. Это образование, здравоохранение, культура и другие отрасли.
Важнейшим инструментом регулирования
развития социальной сферы является бюджет. Необходимость образования бюджетных ресурсов непосредств
Реформы в социальной сфере Кыргызстана направлены на перераспределение функций по предоставлению социальных услуг населению между государством, местными органами власти, предприятиями, некоммерческими и общественными организациями. За государством закреплена ответственность по обеспечению минимальных социальных стандартов, включающих размер оплаты труда, пенсий, предоставление набора обще доступных и бесплатных услуг образования, здравоохранения и культуры. С этой целью произведено чёткое разделение системы социального обеспечения на две организационно-самостоятельные и с разными источниками финансирования структуры: социальная помощь и социальное страхование.
Макроэкономическая и
Образование.
Сфера образования в Кыргызстане по-прежнему финансируется государством. Преимущественно гос. финансирование этой сферы осуществляется путём использования категориальных грантов на финансирование образования, передаваемых из республиканского бюджета в местные бюджеты. В 1999 в общем объёме средств, расходуемых на образование, бюджетные ассигнования составили 85,6%. Расходы на образование, осуществляемые из госбюджета, имеют незначительное сокращение в общих расходах государства с 21,9% в 1991, до 20,9% в 1999.
Анализ текущей ситуации в сфере образования указывает на серьезные проблемы с обеспечением качества образования в Кыргызстане. Это подтверждается состоянием основных компонентов системы образования.
1. Условия образовательной среды:
- 80-86% всех школьных зданий
- школьная мебель выходит из строя и не восполняется в нужном объеме, оставшаяся с
советских времен мебель используется в течение 25-27 лет;
- более чем в трети школ занятия идут в две и три смены;
- классы, особенно с русским языком обучения, переполнены;
- в некоторой части школ, находящихся
в отдаленной сельской
завтраки плохо организованы, не во всех школах созданы специальные условия.
2. Кадровое обеспечение
- старение учителей, 60% всех учителей – люди пенсионного и предпенсионного возраста;
- замещение выбывающего профессионального учительского состава производится
преподавателями либо с непрофильным образованием, либо вовсе без образования;
- повсеместная нехватка учителей физики, русского языка, черчения и некоторых других
предметов, 57% всех школ по республике испытывает нехватку кадров;
- низкая квалификация учителей, что является следствием разрушения системы
повышения квалификации;
- низкая заработная плата учителей, особенно в школьном сегменте, она составляет лишь
50-60% средней заработной платы по стране;
- отсутствие у молодежи интереса к учительской профессии; из числа студентов,
поступивших на педагогические специальности в 2003 году, только 14% стали работать
учителями в 2009 году;
- программа «Депозит молодого учителя» практически не функционирует.
3. Информационные ресурсы:
- острая нехватка учебников, обеспеченность ими составляет только 62% от потребности;
- вновь выпускаемые учебники печатаются на плохой бумаге, имеют слабый переплет,
вследствие чего служат не более 3 лет;
- некоторые вновь вводимые в учебный процесс учебники не востребованы учителями из-за их сложности;
- компьютеризация школ заметна лишь в городах и крупных населенных пунктах; у
школьников практически нет доступа к интернету; школы не имеют своих интернет-
страниц.
4. Финансирование образования:
- доля расходов на образование в структуре расширенного государственного бюджета
упала с 21,6% в 2007 г. до 15,5% в 2010 г.; соответственно упала доля расходов и по
отношению к ВВП – с 6,8% в 2007 году до 6,0% в 2010 году, не достигнув 6,4%,
заложенных в среднесрочном прогнозе бюджета на 2009-2011 годы; В республиканском бюджете Кыргызстана за 2012 год расходы на образование составили 20,52%.
- местные бюджеты в состоянии финансировать только треть потребностей учреждений
образования;
- доля капитальных расходов в общих расходах на образование снизилась с 16,5% в 2007
году до 7,8% в 2010 году; за рассматриваемый период времени финансирование статьи
«Машины и оборудование» сократилось в 5,6 раз, что привело к ухудшению и без того
плачевного состояния школьных
и вузовских библиотек и
- фонд оплаты труда занимает лидирующую позицию среди других статей
финансирования, достигнув в 2010 году 55% от всех расходов на образование;
- финансирование учреждений образования за счет родительской общественности
разрушено приказами и распоряжениями Министерства образования, науки и культуры
Кыргызской Республики, изданными в 2006 г.;
- существующая практика финансирования школьного образования страдает
региональной неравномерностью в расчете на одного ученика; в 2010 г. финансирование
южных областей (Ошская, Джалал-Абадская и Баткенская) не превышало 80%
минимального стандарта
Нарынская, Иссык-Кульская) – составляло от 80 до 90% МСБФ, г. Ош и Чуйская область
– от 90 до 100% МСБФ, и только г. Бишкек имел финансирование, на 18% превышающее
МСБФ.
5. В этих условиях неудивительно,
- Кыргызстан дважды – в 2006 и 2009 гг. – занял последнее место среди стран, принимающих участие в обследовании PISA, направленном на оценку качества школьного образования; конечно, это обследование проводится для сравнения достижений учащихся в основном развитых и достаточно богатых стран, с которыми Кыргызстану трудно сравниваться; тем не менее, эти результаты указывают на критическое состояние системы образования в стране;
- средние баллы по PISA, Обще Республиканскому тестированию и Национальному
обследованию образовательных достижений учащихся обнаруживают заметное
неравенство между разными частями страны, тесно коррелированное с региональным.
Расходы бюджета на образование не оправданны: "Средства, выделяемые из республиканского бюджета на сферу образования, не оправдываются", - заявила 6 сентября 2013 года, вице-премьер-министр по социальному блоку Камила Талиева на заседании правительства с участием руководителей вузов педагогического направления.
По мнению вице-премьера, несмотря на ежегодное увеличение выделяемых из бюджета средств на образование, уровень знаний не улучшается. Она отметила, что у Министерства образования и науки нет индикатора, определяющего уровень знаний учеников. По данным, озвученным Талиевой, в этом году с красным аттестатом школу окончили 1 244 ученика, но из них только 213 смогли по итогам ОРТ доказать, что обладают соответствующими знаниями.
6. Проводимые в настоящее время
реформы, связанные с
финансирования, сокращением нагрузки на учащихся, введением новых условий оплаты
труда работников образования и т.д., представляются абсолютно необходимыми, однако
есть некоторые опасения в части сокращения доступа к базовому образованию детей из
отдаленной сельской местности. Кроме того, задержки в появлении результатов реформ
могут быть очень значительными, сравнимыми с теми, которые уже имели место в
советской системе образования, т.е. порядка 10-20 лет.
Здравоохранение.
Реформирование финансирования происходит
наиболее интенсивно в сфере здравоохранения.
С 1997 здравоохранение частично финансируется
за счёт страховых взносов (2% от фонда
оплаты труда выплачивают
Обязательное медицинское
Бюджетное финансирование здравоохранения осуществляется, как и в образовании, путём выделения из республиканского бюджета категориальных грантов местным бюджетам. Уд. вес здравоохранения в общих расходах бюджета был равен 12,1% в 1991 и 12,4% в 1999.
Помимо страховых и бюджетных источников финансирования в здравоохранение привлекают иностранные инвестиции.
Ø Внутренние средства бюджета, сформированные за счет налоговых и неналоговых
поступлений, были и остаются основным источником расходов здравоохранения.
Остальные источники (внешнее финансирование, страховые взносы, сооплата пациентов и
спецсредства) по масштабам средств много уступают внутренним средствам госбюджета.
Расходы Республиканского бюджета на здравоохранение в 2010 г. выросли на 0,86% ВВП по сравнению с 2005 г.
Ø Доля расходов на здравоохранение в государственном бюджете за период с 2005 по 2010 гг. снизилась соответственно с 10,1% до 8,3% и с 11,6% до 9,8%, в тоже время объемы государственного финансирования сектора здравоохранения в % к ВВП за анализируемый период выросли с 3,0% до 3,9%. Такая противоречивая динамика связана с тем, что общие расходы бюджета росли быстрее, чем расходы на здравоохранение.
Ø Финансирование здравоохранения распределяется по областям страны очень неравномерно. По итогам 2009 г. подушевые расходы в Бишкеке превысили средний уровень по стране в 2,4 раза, уровень Чуйской области – в 3,7, а Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей – в 3,4 раза.
Ø Более 70% общих государственных расходов на здравоохранение составляют заработная плата и отчисления в Социальный фонд, в последние годы их доля растет. В то же время расходы на медикаменты в 2009 г. снизились по сравнению с 2008 г.; их доля в общих расходах на здравоохранение сократилась с 14,7% до 13,2%. Из-за систематического недофинансирования из бюджета сформированный ранее резерв вакцин уже полностью использован. С этой точки зрения целесообразным представляется предложение экспертов о придании закупкам вакцинных препаратов статуса защищенной статьи.
Ø Средства Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), получаемые в виде
страховых взносов, в период с 2007 по 2010 гг. росли, но в меньшей мере, чем общие
государственные расходы на здравоохранение, поэтому доля этих средств в общих расходах сократилась и составляет только 11-12%.
Ø Сооплата и спецсредства растут в номинальном выражении, но их вклад в общие ресурсы сектора имеет тенденцию к сокращению, их доля составила 11% в 2007 г., 10% в 2008 г. и 9% в 2009 г. Снижение этой доли обусловлено расширением числа льготных категорий по Программе государственных гарантий с 27 до 72 и неизменностью размеров формальной оплаты за лечение с 2002 г.
Ø Системой обязательного медицинского страхования охвачено 77,6% населения страны, к числу незастрахованных относятся в основном домохозяйки и безработные. По данным
2009 г. незастрахованная часть
населения пользовалась
раз меньше, чем льготники и застрахованные граждане соответственно.
Ø Наличие официальной сооплаты и льготных категорий (таких, как роженицы), полностью освобожденных от каких-либо формальных платежей, сочетается с существованием широко распространенной и укоренившейся системы неформальных платежей пациентов медицинскому персоналу, что является одним из барьеров для доступа уязвимых групп населения к медицинским услугам.
Ø Кадровый кризис с обеспечением врачами-специалистами регионов страны обостряется с каждым годом, что требует неотложного принятия и реализации эффективных и
подкрепленных финансированием программ по привлечению врачей в отдаленные районы.
Ø Несмотря на рост финансирования сектора, в системе сохраняются риски:
- законодательные инициативы по
Программе государственных
обеспечиваются
- неполное или несвоевременное
поступление финансовых