Финансирование образования, социальной защиты и здравоохранения Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 21:40, реферат

Описание работы

Расходы бюджета, являющиеся компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой области. В какой бы стране не жили люди, чьим интересам служит социальная политика. Сфера социальной политики - часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства.

Файлы: 1 файл

Финансирование соц. сектора КР (доклад).docx

— 37.77 Кб (Скачать файл)

Расходы бюджета, являющиеся компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой области. В какой бы стране не жили люди, чьим интересам служит социальная политика. Сфера социальной политики - часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства. Сложные проблемы современного мира невозможно решить с помощью исключительно технологических инноваций и экономических средств. Социальная сфера затрагивает различные слои общества, людей разных возрастов, доходов, взглядов нажизнь и т.п., так как отрасли социальной сферы весьма масштабны. Это образование, здравоохранение, культура и другие отрасли.

Важнейшим инструментом регулирования  развития социальной сферы является бюджет. Необходимость образования бюджетных ресурсов непосредственно вытекает из осуществления государством специфических функций. Имеется в виду потребность финансирование затрат на содержание работников социальной сферы, а также на развитие социальной сферы.

Реформы в социальной сфере Кыргызстана направлены на перераспределение функций по предоставлению социальных услуг населению между государством, местными органами власти, предприятиями, некоммерческими и общественными организациями. За государством закреплена ответственность по обеспечению минимальных социальных стандартов, включающих размер оплаты труда, пенсий, предоставление набора обще доступных и бесплатных услуг образования, здравоохранения и культуры. С этой целью произведено чёткое разделение системы социального обеспечения на две организационно-самостоятельные и с разными источниками финансирования структуры: социальная помощь и социальное страхование.

Макроэкономическая и бюджетная  ситуация в Кыргызстане. За быстрым  экономическим ростом в 2007-2008 гг. последовало  замедление темпов роста в 2009 г. и  спад в 2010 г., вызванные воздействием глобального экономического кризиса  и внутренними политическими  причинами. При этом в 2007-2010 гг. расходы  расширенного государственного бюджета (РГБ), включающего Республиканский, местные бюджеты и бюджет Социального  фонда, заметно возросли, приблизившись  к уровню 40% ВВП. Рост расходов стал возможен благодаря резкому увеличению размеров внешней помощи в виде грантов и кредитов, в 2009 г. их доля в финансировании расходов бюджета достигла 34,6%. В течение всего рассматриваемого периода примерно половину расходов РГБ составляли социальные расходы, т.е. расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование и социальную защиту. 

Образование.

Сфера образования в Кыргызстане  по-прежнему финансируется государством. Преимущественно гос. финансирование этой сферы осуществляется путём  использования категориальных грантов  на финансирование образования, передаваемых из республиканского бюджета в местные  бюджеты. В 1999 в общем объёме средств, расходуемых на образование, бюджетные  ассигнования составили 85,6%. Расходы на образование, осуществляемые из госбюджета, имеют незначительное сокращение в общих расходах государства с 21,9% в 1991, до 20,9% в 1999.

Анализ текущей ситуации в сфере  образования указывает на серьезные  проблемы с обеспечением качества образования  в Кыргызстане. Это подтверждается состоянием основных компонентов системы  образования.

1. Условия образовательной среды: 

- 80-86% всех школьных зданий нуждаются  в капитальном ремонте; 

- школьная мебель выходит из  строя и не восполняется в  нужном объеме, оставшаяся с 

советских времен мебель используется в течение 25-27 лет;

- более чем в трети школ  занятия идут в две и три  смены; 

- классы, особенно с русским  языком обучения, переполнены; 

- в некоторой части школ, находящихся  в отдаленной сельской местности  школьные 

завтраки плохо организованы, не во всех школах созданы специальные  условия.

2. Кадровое обеспечение образовательного  процесса:

- старение учителей, 60% всех учителей – люди пенсионного и предпенсионного возраста;

- замещение выбывающего профессионального учительского состава производится

преподавателями либо с непрофильным образованием, либо вовсе без образования;

- повсеместная нехватка учителей физики, русского языка, черчения и некоторых других

предметов, 57% всех школ по республике испытывает нехватку кадров;

- низкая квалификация учителей, что является следствием разрушения системы

повышения квалификации;

- низкая заработная плата учителей, особенно в школьном сегменте, она составляет лишь

50-60% средней заработной платы  по стране;

- отсутствие у молодежи интереса к учительской профессии; из числа студентов,

поступивших на педагогические специальности  в 2003 году, только 14% стали работать

учителями в 2009 году;

- программа «Депозит молодого учителя» практически не функционирует.

3. Информационные ресурсы: 

- острая нехватка учебников, обеспеченность ими составляет только 62% от потребности;

- вновь выпускаемые учебники печатаются на плохой бумаге, имеют слабый переплет,

вследствие чего служат не более 3 лет;

- некоторые вновь вводимые в учебный процесс учебники не востребованы учителями из-за их сложности;

- компьютеризация школ заметна лишь в городах и крупных населенных пунктах; у

школьников практически нет  доступа к интернету; школы не имеют своих интернет-

страниц.

 4. Финансирование образования:

- доля расходов на образование в структуре расширенного государственного бюджета

упала с 21,6% в 2007 г. до 15,5% в 2010 г.; соответственно упала доля расходов и по

отношению к ВВП – с 6,8% в 2007 году до 6,0% в 2010 году, не достигнув 6,4%,

заложенных в среднесрочном  прогнозе бюджета на 2009-2011 годы; В республиканском бюджете Кыргызстана за 2012 год расходы на образование составили 20,52%.

- местные бюджеты в состоянии финансировать только треть потребностей учреждений

образования;

- доля капитальных расходов в общих расходах на образование снизилась с 16,5% в 2007

году до 7,8% в 2010 году; за рассматриваемый  период времени финансирование статьи

«Машины и оборудование» сократилось  в 5,6 раз, что привело к ухудшению  и без того

плачевного состояния школьных и вузовских библиотек и лабораторий;

- фонд оплаты труда занимает лидирующую позицию среди других статей

финансирования, достигнув в 2010 году 55% от всех расходов на образование;

- финансирование учреждений образования за счет родительской общественности

разрушено приказами и распоряжениями Министерства образования, науки и  культуры

Кыргызской Республики, изданными  в 2006 г.;

- существующая практика финансирования школьного образования страдает

региональной неравномерностью в  расчете на одного ученика; в 2010 г. финансирование

южных областей (Ошская, Джалал-Абадская и Баткенская) не превышало 80%

минимального стандарта бюджетного финансирования (МСБФ), северных (Таласская,

Нарынская, Иссык-Кульская) – составляло от 80 до 90% МСБФ, г. Ош и Чуйская область 

– от 90 до 100% МСБФ, и только г. Бишкек имел финансирование, на 18% превышающее 

МСБФ.

5. В этих условиях неудивительно,  что имеющиеся независимые оценки  качества образования являются  очень низкими: 

- Кыргызстан дважды – в 2006 и 2009 гг. – занял последнее место среди стран, принимающих участие в обследовании PISA, направленном на оценку качества школьного образования; конечно, это обследование проводится для сравнения достижений учащихся в основном развитых и достаточно богатых стран, с которыми Кыргызстану трудно сравниваться; тем не менее, эти результаты указывают на критическое состояние системы образования в стране;

- средние баллы по PISA, Обще Республиканскому тестированию и Национальному

обследованию образовательных  достижений учащихся обнаруживают заметное

неравенство между разными частями  страны, тесно коррелированное с  региональным.

Расходы бюджета на образование  не оправданны: "Средства, выделяемые из республиканского бюджета на сферу  образования, не оправдываются", - заявила 6 сентября 2013 года, вице-премьер-министр  по социальному блоку Камила Талиева на заседании правительства с участием руководителей вузов педагогического направления.

По мнению вице-премьера, несмотря на ежегодное увеличение выделяемых из бюджета средств на образование, уровень знаний не улучшается. Она  отметила, что у Министерства образования  и науки нет индикатора, определяющего  уровень знаний учеников. По данным, озвученным Талиевой, в этом году с  красным аттестатом школу окончили 1 244 ученика, но из них только 213 смогли по итогам ОРТ доказать, что обладают соответствующими знаниями.

6. Проводимые в настоящее время  реформы, связанные с введением  подушевого 

финансирования, сокращением нагрузки на учащихся, введением новых условий  оплаты

труда работников образования и  т.д., представляются абсолютно необходимыми, однако

есть некоторые опасения в части  сокращения доступа к базовому образованию  детей из

отдаленной сельской местности. Кроме  того, задержки в появлении результатов  реформ

могут быть очень значительными, сравнимыми с теми, которые уже имели место  в

советской системе образования, т.е. порядка 10-20 лет.

Здравоохранение.

Реформирование финансирования происходит наиболее интенсивно в сфере здравоохранения. С 1997 здравоохранение частично финансируется  за счёт страховых взносов (2% от фонда  оплаты труда выплачивают работодатели, а государство платит в Социальный фонд взносы за безработных и пенсионеров). В 1997 созданы кассы здоровья, которые финансируют несколько экспериментальных учреждений здравоохранения.

Обязательное медицинское страхование  даёт возможность получать доступную  бесплатную медицинскую помощь определённого  объёма и качества в рамках базовой  программы обязательного медицинского страхования.

Бюджетное финансирование здравоохранения  осуществляется, как и в образовании, путём выделения из республиканского бюджета категориальных грантов  местным бюджетам. Уд. вес здравоохранения  в общих расходах бюджета был  равен 12,1% в 1991 и 12,4% в 1999.

Помимо страховых и бюджетных  источников финансирования в здравоохранение  привлекают иностранные инвестиции.

Ø Внутренние средства бюджета, сформированные за счет налоговых и неналоговых

поступлений, были и остаются основным источником расходов здравоохранения.

Остальные источники (внешнее финансирование, страховые взносы, сооплата пациентов  и 

спецсредства) по масштабам средств  много уступают внутренним средствам  госбюджета.

Расходы Республиканского бюджета  на здравоохранение в 2010 г. выросли  на 0,86% ВВП по сравнению с 2005 г.

Ø Доля расходов на здравоохранение в государственном бюджете за период с 2005 по 2010 гг. снизилась соответственно с 10,1% до 8,3% и с 11,6% до 9,8%, в тоже время объемы государственного финансирования сектора здравоохранения в % к ВВП за анализируемый период выросли с 3,0% до 3,9%. Такая противоречивая динамика связана с тем, что общие расходы бюджета росли быстрее, чем расходы на здравоохранение.

Ø Финансирование здравоохранения распределяется по областям страны очень неравномерно. По итогам 2009 г. подушевые расходы в Бишкеке превысили средний уровень по стране в 2,4 раза, уровень Чуйской области – в 3,7, а Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей – в 3,4 раза.

Ø Более 70% общих государственных расходов на здравоохранение составляют заработная плата и отчисления в Социальный фонд, в последние годы их доля растет. В то же время расходы на медикаменты в 2009 г. снизились по сравнению с 2008 г.; их доля в общих расходах на здравоохранение сократилась с 14,7% до 13,2%. Из-за систематического недофинансирования из бюджета сформированный ранее резерв вакцин уже полностью использован. С этой точки зрения целесообразным представляется предложение экспертов о придании закупкам вакцинных препаратов статуса защищенной статьи.

Ø Средства Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), получаемые в виде

страховых взносов, в период с 2007 по 2010 гг. росли, но в меньшей мере, чем  общие 

государственные расходы на здравоохранение, поэтому доля этих средств в общих  расходах сократилась и составляет только 11-12%.

Ø Сооплата и спецсредства растут в номинальном выражении, но их вклад в общие ресурсы сектора имеет тенденцию к сокращению, их доля составила 11% в 2007 г., 10% в 2008 г. и 9% в 2009 г. Снижение этой доли обусловлено расширением числа льготных категорий по Программе государственных гарантий с 27 до 72 и неизменностью размеров формальной оплаты за лечение с 2002 г.

Ø Системой обязательного медицинского страхования охвачено 77,6% населения страны, к числу незастрахованных относятся в основном домохозяйки и безработные. По данным

2009 г. незастрахованная часть  населения пользовалась стационарными  услугами в 14 и 16

раз меньше, чем льготники и застрахованные граждане соответственно.

Ø Наличие официальной сооплаты и льготных категорий (таких, как роженицы), полностью освобожденных от каких-либо формальных платежей, сочетается с существованием широко распространенной и укоренившейся системы неформальных платежей пациентов медицинскому персоналу, что является одним из барьеров для доступа уязвимых групп населения к медицинским услугам.

Ø Кадровый кризис с обеспечением врачами-специалистами регионов страны обостряется с каждым годом, что требует неотложного принятия и реализации эффективных и

подкрепленных финансированием программ по привлечению врачей в отдаленные районы.

Ø Несмотря на рост финансирования сектора, в системе сохраняются риски:

- законодательные инициативы по  Программе государственных гарантий  не 

обеспечиваются соответствующим  финансированием;

- неполное или несвоевременное  поступление финансовых средств  из бюджета или 

Информация о работе Финансирование образования, социальной защиты и здравоохранения Кыргызской Республики