Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 21:40, реферат
Расходы бюджета, являющиеся компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой области. В какой бы стране не жили люди, чьим интересам служит социальная политика. Сфера социальной политики - часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства.
Социального фонда в ФОМС приводит к соответствующей задержке расчетов с
поставщиками услуг и снижает доверие к системе;
- недостаточный уровень
Кыргызской Республики и ФОМС;
- Слабая роль Наблюдательного совета по управлению системой обязательного
медицинского страхования в вопросах координации;
- недостаточная поддержка
работников из-за низкой мотивации труда в тех лечебных учреждениях, где менеджмент
еще не перешел на современные принципы работы.
Социальная защита.
Финансирование выплаты пенсий, пособий по безработице и предоставление пособий по социальному страхованию осуществляется на страховой основе. С 1994 действует Социальный фонд при Правительстве Кыргызской Республики, который осуществляет сбор и ассигнование страховых взносов. Это позволило обеспечить целевое использование и контроль за средствами, собираемыми государством на цели социального страхования по пенсионному обеспечению и др. страховым случаям. В июне 1996 принят Закон Кыргызской Республики «О государственном социальном страховании», определивший правовые, финансово-экономические и организационные основы социального страхования. С октября 1996 начата регистрация всех плательщиков страховых взносов лично или через своё предприятие. С 1997 стали открываться личные страховые счета, куда вносятся суммы обязательных страховых взносов и периоды их уплаты (страховой стаж), что станет основой пенсионного обеспечения.
Гос. пенсионная система в Кыргызской Республике, как и большинство гос. пенсионных систем в мире, основана на методе покрытия текущих поступлений. Этот метод финансирования предусматривает только один источник поступлений — взносы, которые целиком идут на выплату пенсий. Социальный фонд аккумулирует средства и распределяет их для текущих выплат пенсий. Создание полномасштабного резерва и получение дохода от его инвестирования не предусматривается.
Расходы по Социальному фонду включают пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд медицинского страхования. Недостаточность средств, мобилизуемых в Социальный фонд, частично компенсируется трансфертами из республиканского бюджета. Из республиканского бюджета финансируются выплаты пенсий бывшим сотрудникам Министерства обороны, Министерства национальной безопасности, Министерства внутренних дел, надбавки к пенсиям за особые заслуги, надбавки инвалидам войны и за трудовые увечья, за работу в условиях высокогорья. Кроме того, из республиканского бюджета выделялась субвенция Социальному фонду на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда по с.-х. сектору, средства для Фонда занятости на смягчение последствий введения корпоративного управления.
Финансирование помощи малообеспеченным
и социально уязвимым группам
населения в Кыргызстане
Ø В 2008 и 2009 годах наблюдался небольшой рост государственных расходов на социальную помощь населению (как в текущих, так и в постоянных ценах). При этом темпы прироста расходов на социальную помощь отставали от темпов прироста общих государственных расходов.
Ø В 2010 году прирост расходов на социальную помощь в постоянных ценах достиг 51,2%, что было обусловлено существенным повышением размеров пособий и, в особенности, денежных компенсаций взамен льгот. Это повышение было произведено с целью оказания дополнительной социальной поддержки получателям социальной помощи в условиях планируемых изменений тарифов на электрическую и тепловую энергию. Размеры денежных компенсаций были определены в соответствии с ранее установленными законодательными нормами.
Ø Рост расходов в секторе происходит в основном за счет значительного роста
финансирования программ, не имеющих фокуса на поддержку бедных, – льгот,
компенсаций и ежемесячного социального пособия, введением новой категории
получателей социальных пособий, связанных с трагическими событиями 2010 года, при этом рост расходов на адресное Ежемесячное пособие малообеспеченным семьям,
имеющим детей (ЕПМС) недостаточен.
Ø Последовательная работа Министерства социальной защиты населения Кыргызской
Республики при поддержке
Ø Размер гарантированного минимального дохода (ГМД) в 2010 году не превышал 8,1% от прожиточного минимума детей и 17,8% от черты крайней бедности, которая в свою очередь позволяет обеспечить только самый минимальный набор продуктов питания - 2100 ккал в день. Таким образом, размер ГМД, а, следовательно, и ЕПМС, который в среднем всегда ниже ГМД, не в состоянии обеспечить детей, проживающих в малообеспеченных семьях, даже минимальным набором продуктов питания.
Ø Сложилась устойчивая тенденция ежегодного роста количества получателей Ежемесячного социального пособия (ЕСП); при этом, если в 2008-2009 гг. прирост относительно предыдущего года составлял 3%, то в 2010 году относительно 2009 г. – 8,3%. Существует вполне определенная положительная зависимость между размером ЕСП и количеством лиц, получающих это пособие.
Ø С 2010 г. ГМД перестал быть точкой отсчета для определения размеров ЕСП; теперь следует определиться с некоторым новым показателем, на который можно было бы опереться в методологии расчетов. Ø Сравнение существующего размера ЕСП с минимального стандартами потребления, используемыми в Кыргызстане (черта крайней и общей бедности, прожиточный минимум), показывает, что этот размер достиг некоторого имеющего смысл уровня, и дальнейшее его увеличение может быть связано в основном с корректировкой на инфляцию. Льготы и компенсации также достаточно высоки. Отсюда следует, что главными объектами усилий по повышению финансирования должны стать ЕПМС и социальные услуги. Ø В 2010 году завершена монетизация большей части льгот на всей территории страны. Повышение размеров заработной платы, пенсий, пособий, а также льгот и компенсаций с 1 января 2010 г. сопровождалось сокращением количества льготных категорий населения. До 1 января 2010 г. в Кыргызстане было 38 категорий льготников, действовало 40 видов льгот, которые получала почти четверть семей страны. С 1 января 2010 г. действует 13 видов льгот, из них 5 видов предоставляются в денежной форме – как единовременные, ежегодные и ежемесячные денежные компенсации, остальные 8 видов – в натуральной или безналичной форме.
52,6% расходов бюджета будут
По ее словам, рост средств, направленных на социальную защиту населения составляет 4 млрд 100 млн сомов, таким образом на соцзащиту будет направлено 24 млрд 870 млн сомов. «Бюджет республики остается социально-ориентированным. В прошлые годы на социальные выплаты направлялось 45% расходов, в следующем году планируется на эти цели направить 52,6% от общих расходов», - сказала О.Лаврова.
По ее словам, рост объема средств, направленных на соцзащиту связан с повышением гарантированного минимального дохода, перевод базовой части пенсий на выплату из республиканского бюджета. «Мы продолжаем работать над совершенствованием социальной защиты населения», - отметила министр.
На социальную сферу из республиканского бюджета за 9 месяцев 2013 года выделено 49% расходов. Об этом говорится в справке Минфина КР по исполнению бюджета за указанный период.
Общая сумма, направленная в эту сферу, составила 28,079 миллиарда сомов, что на 3,584 миллиарда больше, чем в прошлом году.
На социальную защиту ушло 14,926 миллиарда сомов, что составило 26 процентов, с увеличением относительно прошлого года на 2,4 миллиарда сомов.
На образование направлено 4,57 миллиарда с увеличением на 841 миллион сомов. На здравоохранение - 7,228 миллиарда с увеличением на 321,7 миллиона. На отдых, культуру и религию - 1,354 миллиарда, на оборону - 2,512 миллиарда, на общественный порядок и безопасность - 4,919 миллиарда, на ЖКХ - 1,015 миллиарда сомов.
Бюджет Кыргызстана в 2014 году продолжит оставаться социально направленным. Об этом говорилось на заседании фракции «Ата Мекен» при обсуждении законопроекта «О республиканской бюджете на 2014 год и прогнозе на 2015-2016 годы» сообщила министр финансов Ольга Лаврова.
По ее словам, основное увеличение
расходной части бюджета
Министр также проинформировала, что общие расходы бюджета на уровне 124,6 млрд сомов, дефицит на уровне 17,9 млрд сомов. «Так как проект бюджета мы представили на рассмотрение парламента еще 1 сентября, а предложения Счетной палаты по бюджету поступили позже, во время второго чтения мы скорректируем и просчитаем дефицит по новой формуле. Тогда он будет в 2 раза меньше», - добавила она.
Большие расходы бюджета на социальный сектор не позволяют вкладывать средства в развитие экономики. Расходы на защищенные статьи ежегодно составляют около 74%, а если учитывать расходы на правопорядок, то на развитие денег не остается. Кыргызстан в основном живет за счет привлекаемых инвестиций За 7 месяцев 2013 года налогов собрано на 7 млрд сомов больше, чем за аналогичный период 2012 года. Однако эти средства тоже пошли на социальные расходы.
Таким образом, ввиду уже достигнутого высокого уровня государственных расходов и достаточно высокой доли социального сектора в общих расходах бюджета трудно рассчитывать на дальнейшее увеличение общей суммы социальных расходов. Нужно добиваться того, чтобы расходы на образование, здравоохранение и критически важные компоненты системы социальной защиты поддерживались на достигнутом уровне в % ВВП. При этом в рамках объема ресурсов, выделяемых на социальный сектор, необходимо осуществлять глубокие реформы, направленные на повышение эффективности расходования государственных средств.