Финансирование образования, социальной защиты и здравоохранения Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 21:40, реферат

Описание работы

Расходы бюджета, являющиеся компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой области. В какой бы стране не жили люди, чьим интересам служит социальная политика. Сфера социальной политики - часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства.

Файлы: 1 файл

Финансирование соц. сектора КР (доклад).docx

— 37.77 Кб (Скачать файл)

Социального фонда в ФОМС приводит к соответствующей задержке расчетов с 

поставщиками услуг и снижает  доверие к системе;

- недостаточный уровень сотрудничества  между Министерством здравоохранения 

Кыргызской Республики и ФОМС;

- Слабая роль Наблюдательного  совета по управлению системой  обязательного 

медицинского страхования в  вопросах координации;

- недостаточная поддержка процесса  реформ со стороны рядовых  медицинских 

работников из-за низкой мотивации  труда в тех лечебных учреждениях, где менеджмент

еще не перешел на современные принципы работы.

 

 

Социальная защита.

Финансирование выплаты пенсий, пособий по безработице и предоставление пособий по социальному страхованию  осуществляется на страховой основе. С 1994 действует Социальный фонд при  Правительстве Кыргызской Республики, который осуществляет сбор и ассигнование страховых взносов. Это позволило обеспечить целевое использование и контроль за средствами, собираемыми государством на цели социального страхования по пенсионному обеспечению и др. страховым случаям. В июне 1996 принят Закон Кыргызской Республики «О государственном социальном страховании», определивший правовые, финансово-экономические и организационные основы социального страхования. С октября 1996 начата регистрация всех плательщиков страховых взносов лично или через своё предприятие. С 1997 стали открываться личные страховые счета, куда вносятся суммы обязательных страховых взносов и периоды их уплаты (страховой стаж), что станет основой пенсионного обеспечения.

Гос. пенсионная система в Кыргызской Республике, как и большинство  гос. пенсионных систем в мире, основана на методе покрытия текущих поступлений. Этот метод финансирования предусматривает  только один источник поступлений —  взносы, которые целиком идут на выплату пенсий. Социальный фонд аккумулирует средства и распределяет их для текущих  выплат пенсий. Создание полномасштабного резерва и получение дохода от его инвестирования не предусматривается.

Расходы по Социальному фонду включают пенсионный фонд, фонд социального  страхования, фонд занятости, фонд медицинского страхования. Недостаточность средств, мобилизуемых в Социальный фонд, частично компенсируется трансфертами из республиканского бюджета. Из республиканского бюджета  финансируются выплаты пенсий бывшим сотрудникам Министерства обороны, Министерства национальной безопасности, Министерства внутренних дел, надбавки к пенсиям за особые заслуги, надбавки инвалидам войны и за трудовые увечья, за работу в условиях высокогорья. Кроме того, из республиканского бюджета  выделялась субвенция Социальному  фонду на покрытие дефицита бюджета  Пенсионного фонда по с.-х. сектору, средства для Фонда занятости  на смягчение последствий введения корпоративного управления.

Финансирование помощи малообеспеченным и социально уязвимым группам  населения в Кыргызстане осуществляется из бюджетных средств.

Ø В 2008 и 2009 годах наблюдался небольшой рост государственных расходов на социальную помощь населению (как в текущих, так и в постоянных ценах). При этом темпы прироста расходов на социальную помощь отставали от темпов прироста общих государственных расходов.

Ø В 2010 году прирост расходов на социальную помощь в постоянных ценах достиг 51,2%, что было обусловлено существенным повышением размеров пособий и, в особенности, денежных компенсаций взамен льгот. Это повышение было произведено с целью оказания дополнительной социальной поддержки получателям социальной помощи в условиях планируемых изменений тарифов на электрическую и тепловую энергию. Размеры денежных компенсаций были определены в соответствии с ранее установленными законодательными нормами.

Ø Рост расходов в секторе происходит в основном за счет значительного роста

финансирования программ, не имеющих  фокуса на поддержку бедных, – льгот,

компенсаций и ежемесячного социального  пособия, введением новой категории 

получателей социальных пособий, связанных  с трагическими событиями 2010 года, при  этом рост расходов на адресное Ежемесячное  пособие малообеспеченным семьям,

имеющим детей (ЕПМС) недостаточен.

Ø Последовательная работа Министерства социальной защиты населения Кыргызской

Республики при поддержке ЮНИСЕФ и других международных организаций, направленная на повышение эффективности, привела к существенным изменениям дизайна ЕПМС в 2009-2010 гг., что в свою очередь позволило уменьшить ошибки включения и исключения.

Ø Размер гарантированного минимального дохода (ГМД) в 2010 году не превышал 8,1% от прожиточного минимума детей и 17,8% от черты крайней бедности, которая в свою очередь позволяет обеспечить только самый минимальный набор продуктов питания - 2100 ккал в день. Таким образом, размер ГМД, а, следовательно, и ЕПМС, который в среднем всегда ниже ГМД, не в состоянии обеспечить детей, проживающих в малообеспеченных семьях, даже минимальным набором продуктов питания.

Ø Сложилась устойчивая тенденция ежегодного роста количества получателей Ежемесячного социального пособия (ЕСП); при этом, если в 2008-2009 гг. прирост относительно предыдущего года составлял 3%, то в 2010 году относительно 2009 г. – 8,3%. Существует вполне определенная положительная зависимость между размером ЕСП и количеством лиц, получающих это пособие.

Ø С 2010 г. ГМД перестал быть точкой отсчета для определения размеров ЕСП; теперь следует определиться с некоторым новым показателем, на который можно было бы опереться в методологии расчетов. Ø Сравнение существующего размера ЕСП с минимального стандартами потребления, используемыми в Кыргызстане (черта крайней и общей бедности, прожиточный минимум), показывает, что этот размер достиг некоторого имеющего смысл уровня, и дальнейшее его увеличение может быть связано в основном с корректировкой на инфляцию. Льготы и компенсации также достаточно высоки. Отсюда следует, что главными объектами усилий по повышению финансирования должны стать ЕПМС и социальные услуги. Ø В 2010 году завершена монетизация большей части льгот на всей территории страны. Повышение размеров заработной платы, пенсий, пособий, а также льгот и компенсаций с 1 января 2010 г. сопровождалось сокращением количества льготных категорий населения. До 1 января 2010 г. в Кыргызстане было 38 категорий льготников, действовало 40 видов льгот, которые получала почти четверть семей страны. С 1 января 2010 г. действует 13 видов льгот, из них 5 видов предоставляются в денежной форме – как единовременные, ежегодные и ежемесячные денежные компенсации, остальные 8 видов – в натуральной или безналичной форме.

52,6% расходов бюджета будут направлены  на социальные выплаты в 2014 году. Об этом говорилось на  заседании Жогорку Кенеша при  обсуждении законопроекта «О  республиканском бюджете КР на 2014 год и прогнозе на 2015 - 2016 годы»  сообщила министр финансов Ольга  Лаврова.

По ее словам, рост средств, направленных на социальную защиту населения составляет 4 млрд 100 млн сомов, таким образом  на соцзащиту будет направлено 24 млрд 870 млн сомов. «Бюджет республики остается социально-ориентированным. В прошлые годы на социальные выплаты направлялось 45% расходов, в следующем году планируется на эти цели направить 52,6% от общих расходов», - сказала О.Лаврова.

По ее словам, рост объема средств, направленных на соцзащиту связан с  повышением гарантированного минимального дохода, перевод базовой части  пенсий на выплату из республиканского бюджета. «Мы продолжаем работать над  совершенствованием социальной защиты населения», - отметила министр.

На социальную сферу из республиканского бюджета за 9 месяцев 2013 года выделено 49% расходов. Об этом говорится в справке Минфина КР по исполнению бюджета за указанный период.

Общая сумма, направленная в эту  сферу, составила 28,079 миллиарда сомов, что на 3,584 миллиарда больше, чем  в прошлом году.

На социальную защиту ушло 14,926 миллиарда  сомов, что составило 26 процентов, с  увеличением относительно прошлого года на 2,4 миллиарда сомов.

На образование направлено 4,57 миллиарда  с увеличением на 841 миллион сомов. На здравоохранение - 7,228 миллиарда  с увеличением на 321,7 миллиона. На отдых, культуру и религию - 1,354 миллиарда, на оборону - 2,512 миллиарда, на общественный порядок и безопасность - 4,919 миллиарда, на ЖКХ - 1,015 миллиарда сомов.   

Бюджет Кыргызстана в 2014 году продолжит  оставаться социально направленным. Об этом говорилось на заседании фракции «Ата Мекен» при обсуждении законопроекта «О республиканской бюджете на 2014 год и прогнозе на 2015-2016 годы» сообщила министр финансов Ольга Лаврова.

По ее словам, основное увеличение расходной части бюджета следующего года связано с увеличением выплат на социальный сектор. «Расходы на социальную защиту вырастут на 4 млрд 100 млн сомов, на здравоохранение 1,1 млрд сомов, культура на 70 млн сомов. То есть бюджет продолжает оставаться социально направленным. К сожалению, должно быть не совсем так», - отметила О.Лаврова.

Министр также проинформировала, что  общие расходы бюджета на уровне 124,6 млрд сомов, дефицит на уровне 17,9 млрд сомов. «Так как проект бюджета  мы представили на рассмотрение парламента еще 1 сентября, а предложения Счетной  палаты по бюджету поступили позже, во время второго чтения мы скорректируем  и просчитаем дефицит по новой  формуле. Тогда он будет в 2 раза меньше», - добавила она.

Большие расходы бюджета на социальный сектор не позволяют вкладывать средства в развитие экономики. Расходы на защищенные статьи ежегодно составляют около 74%, а если учитывать расходы на правопорядок, то на развитие денег не остается. Кыргызстан в основном живет за счет привлекаемых инвестиций За 7 месяцев 2013 года налогов собрано на 7 млрд сомов больше, чем за аналогичный период 2012 года. Однако эти средства тоже пошли на социальные расходы.

Таким образом, ввиду уже достигнутого высокого уровня государственных расходов и достаточно высокой доли социального  сектора в общих расходах бюджета  трудно рассчитывать на дальнейшее увеличение общей суммы социальных расходов. Нужно добиваться того, чтобы расходы  на образование, здравоохранение и  критически важные компоненты системы  социальной защиты поддерживались на достигнутом уровне в % ВВП. При этом в рамках объема ресурсов, выделяемых на социальный сектор, необходимо осуществлять глубокие реформы, направленные на повышение  эффективности расходования государственных  средств.

 


Информация о работе Финансирование образования, социальной защиты и здравоохранения Кыргызской Республики