Финансирование предпринимательской деятельности в мировом масштабе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес является одной из основных составляющих экономики большинства развитых стран. Во многих странах Западной Европы на долю малого бизнеса приходится более половины ВВП, а в некоторых – 70-80%. Так как современная экономика в большей своей части ориентирована на частную собственность и по большей мере государственная политика мирового сообщества, за рядом исключений ,направленна на стимулирование предпринимательской деятельности , финансирование крупных ,средних , мелких предприятий и в том числе ТНК , исходя из всего этого тема является весьма актуальной в современном мире.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВЫ ПРЕДПРЕНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и сущность предпринимательской деятельности
1.2 Классификация форм и видов предпринимательской деятельности
1.3 Финансовое обеспечение предпринимательской деятельности
2 ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МИРОВОМ МАСШТАБЕ
2.1 Малый бизнес в развитых странах
2.2 Влияние мирового кризиса на финансирование предпринимательской деятельности
3 СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРЕНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кластеры.
3.2 Типы особых экономических зон РФ. Российский опыт кластерской деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Финансам 2.docx

— 173.45 Кб (Скачать файл)

    Одной из первоочередных задач государственного регулирования государственно-частного партнерства является создание адекватной нормативно-правовой базы. По мнению специалистов Организации Объединенных Наций, акцент должен быть сделан на гибкость нормативно-правового  регулирования. Для развития государственно-частного партнерства странам требуются  надежные, предсказуемые, стабильные, логичные и ориентированные на развитие экономики рамки закона, при этом нормативно-правовая база не должна быть сковывающей, так как слишком  объемное законодательство не улучшает процесс создания и управления государственно-частным  партнерством, а лишь сдерживает активность потенциальных инвесторов . Встает вопрос о необходимости и целесообразности принятия единого федерального акта о государственно-частном партнерстве.10 
 
 

 

Рис № 2.1 Структура поступления иностранных инвестиций (в % к итогу) 

По диаграмме  можно заметить, что большую часть  иностранных инвестиций расположено  в прочих –это торговые кредиты ,прочие кредиты , прочее . По сравнению с 2009 годом в 2010 уменьшился иностранный капитал в экономике РФ , это можно наблюдать в таблицы из приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРЕНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Кластеры

    Во  многих странах, где взвешенная государственная  политика поддержки предпринимательства  направлена на достижение социально-экономического роста, постепенно происходит процесс  активного взаимодействия малых, средних  и крупных предприятий. Причем обнаружилась общая закономерность, проявившаяся в наиболее успешном развитии сообществ  МСП, сгруппировавшихся вокруг лидирующих крупных фирм на основе производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей в пределах географически  ограниченных территорий. Такие территориальные  сообщества множества экономически тесно связанных и близко расположенных  фирм смежного профиля, называются кластерами. Преимущественно это неформальные объединения крупных лидирующих фирм со множеством МСП, создающих новые технологий, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки и осуществляющих совместную деятельность в процессе производства и поставки определенного типа продуктов и услуг.

    Роль  крупного бизнеса в процессе образования  кластеров заключается в привлечении  МСП для налаживания производства на основе тесной кооперации и субконтрактационных связей при активном деловом и информационном взаимодействии. Это способствует развитию всех участников кластера и обеспечивает им конкурентные преимущества по сравнению с другими обособленными предприятиями, не имеющими столь крепких взаимосвязей. Новые отношения внутри кластера стимулируют инновационную деятельность, способствуют развитию прогрессивных технологий и совершенствованию всех этапов совместной экономической деятельности. Множество предприятий в составе кластера в процессе развития взаимодействия и сближения интересов постепенно преодолевают разобщенность, инертность и замкнутость на внутренних проблемах, что благотворно влияет на рост их технического уровня и конкурентоспособности. Наличие кластеров позволяет национальным отраслям развивать и поддерживать свое конкурентное преимущество, не уступая их даже технически более развитым странам. Все фирмы кластера делают инвестиции в специализированные исследования, в развитие родственных технологий, в информацию, в развитие инфраструктуры и в человеческие ресурсы, что проявляется в синергетическом эффекте и позволяет малому предпринимательству выстоять в обостренной конкурентной борьбе на глобализированных рынках. В рамках государства кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка и обеспечивают продвижение производимых ими товаров и услуг на международные рынки. Это способствует повышению международной конкурентоспособности страны в целом благодаря ряду преимуществ, присущих кластерной форме взаимодействия крупных, средних и малых предприятий по всем направлениям деловых связей. Являясь точками экономического роста, кластеры становятся объектом крупных капиталовложений, на которых сосредоточено пристальное внимание правительства и местных администраций. Производственная структура кластера всегда эффективней отраслевой. Это обусловлено наличием в кластере инновационного ядра, стимулирующего рост производства новых видов продуктов и услуг. При группировке фирм в кластеры возникает возможность оптимизации производственно-технологических процессов и минимизации внепроизводственных издержек на различных предприятиях.11

    В связи с этим все участники кластера получают дополнительные конкурентные преимущества, обеспечивающее повышение производительности труда и снижение себестоимости продукции. США раньше других стран, начали заниматься вопросами развития региональных экономик с использованием кластерного подхода. Причём на государственном уровне основную инициативу по созданию и развитию кластеров берут на себя администрации штатов. Такие штаты как Аризона, Калифорния, Коннектикут, Флорида, Миннесота, Северная Каролина, Огайо, Орегон и Вашингтон приняли ряд соответствующих программ развития регионов и стали лидерами в создании кластеров. В администрациях этих штатов создаются специальные комиссии по инициированию создания кластеров на основе аналитических заключений и рекомендаций, выполняемых научными центрами и университетами. Для этих целей, обычно первоначальный капитал выделяется администрациями штатов, затем привлекаются средства частных компаний. Характерным для американских кластеров является то, что, их деятельность основана на принципах партнерства и ориентирована на коммерциализацию НИОКР и инновационную деятельность в целях достижения глобальной конкурентоспособности. Ярким примером стремительно развивающегося кластера, обладающего глобальной конкурентоспособностью, является «Силиконовая долина», где занято 2,5 млн. человек.

    Важным  фактором в развитии кластеров является государственная политика, направленная на расширение связей между исследовательскими институтами и промышленным сектором путем упрощения в административного  регулирования национальных инновационных  программ.Например в Австрии работа по консолидации деятельности малых, средних и крупных предприятий ведется под эгидой Австрийского института экономических исследований и Государственной консалтинговой компании, имеющей отделения во всех регионах страны. При содействии этих организаций создается деловая инфраструктура, развиваются промышленные сети и формируются кластеры. Так был создан кластер «Венский деловой центр», объединивший ряд исследовательских институтов и промышленных концернов вокруг университета с мощной научной базой по биотехнологиям. Ныне в этом кластере работает 51 тыс. человек, сотрудничают 700 ученых, обучаются студенты и повышают свою квалификацию специалисты из 40 стран, кроме того, установлены деловые связи со многими биоцентрами в различных странах мира.

    Чаще  всего кластеры формируются вокруг центров деловой активности, уже  доказавших свою силу и конкурентоспособность  на мировом рынке. В наиболее явной  форме это проявилось в таких  странах, как Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Италия, Канада, Нидерланды, Финляндия, Франция и др. Например, в Германии и Великобритании действуют  программы создания биотехнологических кластеров на базе регионального  размещения фирм. В Норвегии правительство  стимулирует создание кластеров, укрепляя сотрудничество между фирмами, специализирующимися  в сфере морских промыслов. В  Финляндии развит лесопромышленный кластер, куда входит производство древесины  и древесных продуктов, бумаги, мебели, полиграфического и связанного с  ним оборудования. Тесное взаимодействие фирм финского лесопромышленного кластера в распространении знаний обеспечивает им конкурентные преимущества перед  основными торговыми соперниками, благодаря чему Финляндия, имея 0,5% мировых  запасов древесины, обеспечивает 10% мирового экспорта продуктов лесопереработки, в том числе 25% качественной бумаги. В условиях глобализации и возрастающей международной конкуренции, одним  из эффективных способов развития малых  и средних предприятий является их объединении в кластеры. Этот процесс можно наблюдать и  во многих развивающихся странах, таких  как Индия, Индонезия, Малайзия, Мексика  и др.

    Другим  примером создания кластеров может  служить опыт японской экономики, первоначально  основанный на создании системы субподрядных и субконтрактных связей между рядом крупных и сетью средних и малых предприятий в автомобильной промышленности. Типичный крупный японский кластер состоит из одного относительно большого головного предприятия, пользующегося услугами двух или трех уровней субподрядных фирм, расположенных обычно в географической близости к нему. Например, автопромышленный кластер фирмы «Тойота» имеет многоступенчатую сеть из 122 прямых поставщиков и почти 36 тысяч субподрядных малых и средних предприятий.

    Инновационный кластер, является наиболее эффективной  формой достижения высокого уровня конкурентоспособности. Такие кластеры позволяют использовать преимущества самых эффективных  способов координации экономической  системы (внутрифирменная иерархия, рыночные механизмы, партнерское взаимодействие, аутсорсинг и др.), что дает возможность  быстро и эффективно осуществлять трансферт  новых знаний, научных открытий и  изобретения, преобразуя их в инновации, востребованные рынком. Инновационные кластеры, характерные для промышленно развитых стран, начинают появляться и во многих динамично развивающихся странах, это дает им возможность расширять инновационную деятельность, в результате которой на мировые рынки продвигаются новые конкурентоспособные продукты и услуги. В этом отношении, ярким примером может служить Индия, где за последние десятилетия наметился значительный прогресс в развитии таких наукоемких видов деятельности как программирование, информационные и коммуникационные технологии, фармацевтическая и электронная промышленность. Благодаря этому, в развитых странах доля занятости в интенсивных отраслях экономики от общего числа работающих постоянно возрастает и ныне составляет: в Германии - 27,7%, в Японии - 23,5%, в Италии - 20,4% и в США - 15,5%. При этом, доля прибавочной валовой стоимости этих отраслей в производственном секторе составляет соответственно: в Германии - 25,9%, в Японии – 25%, в Италии - 20,7% и в США - 18%. Этот опыт, особенно важен для стран, недавно избравших путь рыночной экономики и стремящихся активизировать свой научно-технический, инновационный и промышленный потенциал с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития.В нашей стране ещё не развита кластерская деятельность , опыт зарубежных стран свидетельствует о её рентабельности , что указывает на развитие этой отрасли в РФ . Может даже создание законопроектов стимулирующих создание кластеров , как это практиковалось в США . 

    3.2Типы особых экономических зон РФ . Российский опыт кластерской деятельности 

      На территории Российской Федерации  могут создаваться особые  экономические зоны следующих типов: промышленно-производственные особые экономические зоны; технико-внедренческие особые экономические зоны; туристско-рекреационные особые экономические зоны; портовые особые экономические зоны.12

      Промышленно-производственные особые  экономические зоны создаются  на участках территории, которые  имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем двадцать квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на трех участках территории, общая площадь которых составляет не более чем 4км2.

    Туристско-рекреационные  особые экономические зоны и портовые особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации. Портовые особые экономические зоны создаются на участках территории, прилегающих к морским портам, речным портам, открытым для международного сообщения и захода иностранных судов, к аэропортам, открытым для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и могут включать в себя части территорий и акваторий морских портов, речных портов, территорий аэропортов. Портовые особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках, предназначенных в установленном порядке для строительства, расширения, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. В границах портовых особых экономических зон могут располагаться объекты инфраструктуры морского порта . Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.  

Рис. 3.1 Туристско-рекреационные особые экономические  зоны 

    Портовые  особые экономические зоны создаются  на участках территории, которые  имеют общую границу или объединены акваторией морского порта, акваторией речного порта и площадь которых составляет не более чем 50км2.13

      Увеличение площади особых экономических  зон осуществляется постановлением  Правительства Российской Федерации. Особая экономическая зона, за исключением туристско-рекреационной особой экономической зоны и портовой особой экономической зоны, не может располагаться на территориях нескольких муниципальных образований. Особая экономическая зона, за исключением туристско-рекреационной особой экономической зоны, не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.

      В особой экономической зоне, за исключением туристско-рекреационной  особой экономической зоны, не  допускается размещение объектов жилищного фонда.

    На  территории особой экономической зоны не допускается: разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство, за исключением производства прочей продукции из черных металлов, не включенной в другие группировки, производства полуфабрикатов из алюминия или алюминиевых сплавов, производства отливок, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности; переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов; производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов). Правительство Российской Федерации может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне. 14

Информация о работе Финансирование предпринимательской деятельности в мировом масштабе