Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:11, курсовая работа
В данной работе подробно рассматриваются общие сведения о финансировании лечебно-профилактических учреждений. Рассказывается об источниках финансирования, а именно: государственный бюджет, казначейство, банки, валютные фонды, сберегательные банки, страховые и лизинговые компании, пенсионные фонды, фондовые биржи.
Показана связь между ухудшением здоровья нации и исходно недостаточных государственных затрат на здравоохранение.
Цель курсовой работы: рассмотреть особенности финансирования лечебно-профилактических учреждений, финансирование системы обязательного медицинского страхования здравоохранения и пути ихсовершенствования в условиях бюджетирования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ФИНАНСИРОВАНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ…………………………………5
1.1 Перспектива развития системы здравоохранения………………………8
1.2 Структура здравоохранения……………………………………………..11
1.3 Кредитование ЛПУ ……………………………………………………...13
1.4 Финансовые показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений……………………………...........................................................17
1.5 Ресурсы здравоохранения………………………………………………..20
1.6 Ценные бумаги в здравоохранении……………………………………..24
ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ……………………………….….27
Система распределения финансовых средств ОМС …………………31
Пути совершенствования системы ОМС ……………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………39
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.1 Перспектива развития системы здравоохранения………………………8
1.2 Структура здравоохранения………………………………………
1.3 Кредитование ЛПУ ……………………………………………………...13
1.4 Финансовые показатели деятельности
лечебно-профилактических учреждений…………………………….........
1.5 Ресурсы здравоохранения………………………………………
1.6 Ценные бумаги в здравоохранении…………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………39
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и значимость рассмотрения проблемы возникла в связи с тем, что в настоящее время состояние здоровья населения РФ прогрессивно ухудшается по сравнению с таковым в РСФСР в 1990г. и в странах Европы. Смертность на 60-80% превышает европейские показатели, общая продолжительность жизни в РФ на 16,4 года меньше, чем в Японии, на 14,3, чем в Канаде, на 12,9, чем в Финляндии, на 12,0 чем в США, и на 5,7 года меньше, чем в Китае. Показатели здоровья детей - одни из худших в Европе, прогрессивно растет смертность по основным классам болезней - сердечно-сосудистым, патологии системы пищеварения и др.
Государственное финансирование здравоохранения РФ в 2004-2005 гг. составило 2,9 и 2,8% ВВП соответственно, а в 2006 г. - 2,9% ВВП. Расходы населения на здравоохранение в 2006 г. могут составить максимум 1,1% ВВП. Общие расходы на здравоохранение в доле ВВП в странах Восточной Европы равны 6%, Западной Европы - около 9%, США - 14%. При этом абсолютная величина ВВП в РФ почти в 20 раз меньше, чем в ЕС и США. В абсолютных цифрах расходы здравоохранения на душу населения в РФ в 40 раз ниже, чем в США, в 20-30 раз, чем в Западной Европе, в 6,5 раза, чем в Чехии, в 1,9 раза, чем в Турции.
Недофинансирование российского здравоохранения из средств государственного бюджета составит в 2006 г. около 500 млрд. руб. (до уровня 6% ВВП по примеру стран Восточной Европы и Балтии).
Увеличение бюджетного финансирования здравоохранения в 2006 на 67 млрд. руб. (по проекту "Здоровье") составляет всего 0,25% ВВП, т.е. 13% суммы недофинансирования.
В данной работе подробно рассматриваются общие сведения о финансировании лечебно-профилактических учреждений. Рассказывается об источниках финансирования, а именно: государственный бюджет, казначейство, банки, валютные фонды, сберегательные банки, страховые и лизинговые компании, пенсионные фонды, фондовые биржи.
Показана связь между ухудшением здоровья нации и исходно недостаточных государственных затрат на здравоохранение.
Цель курсовой работы: рассмотреть особенности финансирования лечебно-профилактических учреждений, финансирование системы обязательного медицинского страхования здравоохранения и пути ихсовершенствования в условиях бюджетирования.
1. ФИНАНСИРОВАНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В условиях формирования
и развития рынка услуг здравоохранения
особое значение приобретают финансовые
отношения лечебно-
Рис.1 Финансирование лечебно-профилактических учреждений здравоохранения.
Финансовое обеспечение деятельности лечебно-профилактических учреждений является определяющим фактором финансовой стабильности, платежеспособности, а главное — конкурентоспособности оказываемых медицинских услуг. Основой для этого являются финансовые ресурсы. С экономической точки зрения финансовые ресурсы — это совокупность денежных средств (собственных и привлеченных), находящихся в хозяйственном обороте и используемых в процессе предпринимательской деятельности.
В практической деятельности финансовые — ресурсы выступают двух основных видах: долгосрочные финансовые средства в форме основных фондов (капитала) и краткосрочные (финансовые средства для текущей деятельности). Кроме того, финансовые ресурсы различают по источникам формирования (внутренний и внешний) и степени принадлежности — собственные и заемные.
Собственные средства — это совокупные денежные ресурсы, находящиеся в хозяйственном обороте и принадлежащие лечебно-профилактическому учреждению. Их движение обеспечивается за счет внутренних источников развития. К ним можно отнести нераспределенную прибыль и амортизационные отчисления. Они стабильны, но ограничены сроком эксплуатации медицинского оборудования и техники, скоростью оборота денежных средств, величиной текущих расходов и темпами оказываемых медицинских услуг.
Заемные средства
(привлеченные) — это денежные ресурсы,
не принадлежащие лечебно-профилак
На современном этапе развития существуют и иные способы привлечения недостающих финансовых средств, более выгодных, чем кредиты. Это — лизинг и факторинг.
Конкретное решение о необходимости и размере привлекаемых финансовых средств принимается руководителями лечебно-профилактических учреждений. При определении потребности учитываются такие моменты: цель и период, на который требуются средства; сумма необходимых денежных средств; каковы будут затраты при возвращении долгов. После этого выбирается наиболее приемлемый вариант. Давайте проведем анализ внешних источников привлечения финансовых средств, определив, что выгоднее для лечебно-профилактических учреждений.
1.1 Перспектива
развития системы
По данным ВОЗ, на начало ХХI века в мире ежегодные расходы на здравоохранение составляли около 1700 млрд. долларов США. Поскольку здравоохранение входит в общественный сектор экономики, то эти расходы не могут естественным путем регулироваться рыночными механизмами, а в большей степени координируются государством.
Инвестиции в здравоохранение имеют две экономические функции:
- обеспечивают достижение одной из главных целей любой нации - «максимально достижимый» уровень здоровья;
- направлены
в трудовой ресурс, то есть
повышают эффективность
Следует отметить, что Россия относится к небольшому числу стран, которые тратят на здравоохранение значительно меньше возможного. Кроме того, негативную нагрузку выполняет известный дисбаланс расходов на отдельные виды медицинской помощи, которые в структуре финансирования делятся следующим образом:
1. скорая медицинская помощь - 9%,
2. амбулаторно-поликлиническая помощь - 27%,
3. стационарная помощь - 64%.
Согласно принятой Государственной думой РФ концепции развития здравоохранения и медицинской науки здоровье является важнейшей ценностью как для отдельного человека, так и для общества в целом.
Государственная политика в области здравоохранения включает последовательную реализацию управленческих решений, направленных на укрепление здоровья населения. Среди ведущих направлений выделим следующие: охрана окружающей среды, профессиональное здоровье, контроль инфекционных заболеваний, профилактика травматизма, поддержание психического здоровья населения, обеспечение социальной справедливости в распределении медицинских услуг.
Стратегической целью развития здравоохранения является улучшение основных показателей общественного здоровья:
- снижение
показателя общей смертности, показателей
материнской и детской
- снижение
уровня заболеваемости
- снижение уровня инвалидности от основных заболеваний,
- повышение
показателя средней
Существующая в стране ситуация со здоровьем послужила основанием к разработке ряда федеральных программ, основанных на программно-целевом регламенте определения тех или иных приоритетных задач: «Сахарный диабет», «Борьба со СПИДом», «Дети России», «Здоровье», «Вакцинопрофилактика» и др.
Еще одно важное направление - создание в ЛПУ непрерывной и эффективной системы контроля и анализа соблюдения технологических процессов в лечении больных. Существует несомненная связь между высоким уровнем процесса обслуживания и хорошим исходом лечения.
В настоящее время в отрасли действует План по развитию здравоохранения РФ на период до 2010 г., в задачу которого входит создание в стране системы здравоохранения, способной реально укреплять здоровье населения и эффективно восстанавливать его в случае утраты.
Соответствующую работу предполагается проводить с учетом выполнения трех основных принципов развития отрасли:
1. единство
системы здравоохранения
2. единство
лечебно-профилактической и
3. единство
врача и пациента в достижении
высоких результатов
1.2 Структура здравоохранения
«Вертикаль» управления и контроля над учреждениями здравоохранения включает министерский (федеральный), региональный (крупные центры и города) и местный (муниципальный) уровни. Государственные (федеральные, региональные, муниципальные) органы управления здравоохранением имеют право контролировать работу частных медицинских учреждений и частнопрактикующих врачей. В свою очередь, административные органы исполнительной власти, отвечающие за общественную систему здравоохранения, находятся под юрисдикцией органов законодательной власти (Государственная Дума, Совет Федерации). Надзор за исполнением законов в области здравоохранения, в свою очередь, осуществляют органы и учреждения судебной власти.
Особая роль
в нашем государстве отводится
структурам президентской власти. По
конституции именно Президент РФ
руководит государственной
- федеральные
и региональные органы и
- органы и
учреждения государственной
- частные медицинские учреждения и частнопрактикующие врачи (органы и учреждения ДМС и частного медицинского страхования);
- общественные,
религиозные медицинские
Для обеспечения разноплановой деятельности и медицинских функций выделяют профиль учреждений здравоохранения:
1. Лечебно-профилактические;
2. Охраны материнства и детства;
3. Санитарно-эпидемиологической службы;
4. Санаторно-курортные;
5.Патологоанатомической, судеб
ческой экспертизы.
6. Аптечные;
7. Предприятия медицинской промышленности: медицинских изделий и фармацевтики;
8. Образовательные и научно-исследовательские.
1.3 Кредитование ЛПУ
Приняв решение о необходимости займа, нужно обратиться в банк. Специальный отдел банка, ведающий кредитованием, рассматривает и анализирует предоставляемые лечебно-профилактическим учреждением специальные данные о кредитоспособности (показатели ликвидности, оборачиваемости ресурсов, коэффициенты прибыльности). Если решение вопроса положительное, разрабатываются условия кредитного соглашения, т. е. основные условия кредита, которые вытекают из сроков, целей предоставления и использования ссуды (рис.2) .
Рис.2 Схема финансовых ресурсов ЛПУ.
Кредиты, к которым обращаются учреждения, традиционно делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Краткосрочные ссуды выдаются банками на срок менее года, на 30, 60, 90 дней. Условием предоставления ссуды является достаточная ликвидность заемщика, или возможность быстрого превращения активов заемщика в наличные деньги. Условие ликвидности ужесточается в случае предоставления кредитов до востребования, т.е. не имеющих конкретного оговоренного срока погашения. В последнее время учреждения, нуждающиеся в краткосрочных ресурсах, предпочитают не обращаться в банки, а прибегать к выпуску коммерческих бумаг, особых обязательств без специального обеспечения. Процентная ставка по коммерческим бумагам не является фиксированной, находится в пределах 6—8%.
Информация о работе Финансирование системы обязательного медицинского страхования