Финансовая аренда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное исследование существующих в науке и практике представлений о природе финансовой аренды (лизинга), сущности возникающих в связи с ним общественных отношений, и выработка предложений по совершенствованию гражданско-правового регулирования в этой сфере.

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 73.69 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие рыночных отношений  немыслимо без освоения новых  современных способов организации  хозяйства, отыскания эффективных  средств ускоренного развития в  наиболее перспективных отраслях. В  частности, требуется приоритетная модернизация основных фондов, наукоемкого  и сложного оборудования. Однако, такого рода техника, как правило, является дорогостоящей, и задачей является отыскание путей привлечения  инвесторов, создание для них преференций  и льготного режима. Одним их таких  направлений является развитие лизинговой деятельности, регулируемой, прежде всего, нормами о договоре финансовой аренды (лизинга).

Задачей института подведомственности является распределение дел между  судами общей юрисдикции и арбитражными судами в целях более быстрого и правильного рассмотрения и  разрешения гражданских и административных дел, наиболее эффективной защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов  и достижения других целевых установок  справедливого судопроизводства1 (прим.) .

Вопрос разграничения  подведомственности споров между арбитражными судами и судами общей юрисдикции стоит уже долгое время. Принятие новых процессуальных кодексов - АПК  РФ и ГПК РФ, частично сняло некоторые  проблемы. Но, к сожалению, еще определенные проблемы остались, и эти проблемы порой являются не просто затруднением в доступе к судебной защите нарушенных прав, а являются непреодолимым препятствием в доступе к суду.

Данный институт в настоящее  время является одной из наиболее динамично развивающихся сфер российского  бизнеса. Объемы операций на рынке лизинговых услуг в этой области неуклонно  растут, число лизинговых организаций  увеличивается. Вместе с тем за годы рыночных преобразований не удалось  в полной мере сформировать устойчивый, соответствующий современным потребностям общества рынок лизинговых услуг. Последние новации законодательства о финансовой аренде (лизинге) не исчерпали круга проблемных вопросов, требующих научного исследования, обсуждения и последующего разрешения в рамках нормотворчества. 1

Многозначность понятия  лизинга, сложность отношений, складывающихся вокруг финансовой аренды, споры ученых о правовой природе лизинга, его  месте в системе гражданско-правовых обязательств, пробелы и противоречия нормативных актов по лизингу  порождают затруднения его субъектов  в использовании данного механизма. Анализ существующей договорной и судебной практики показывает, что правовое оформление лизинговой деятельности часто  содержит множество ошибок, приводящих к неправильной квалификации договора, признанию его незаключенным, лишению  льгот и преимуществ, предоставляемых  по лизингу, а также другим негативным последствиям для его участников. Кроме того, сторонами договора лизинга  не в полной мере используются диспозитивные  нормы лизингового законодательства с целью максимального обеспечения  своих интересов.

В научной литературе исследованию вопросов правовой природы договора финансовой аренды (лизинга) уделяется  недостаточное внимание. Научных  исследований и публикаций по указанной  тематике явно мало, а имеющая судебная практика далека от единообразия. Обращает на себя внимание отставание в ряде случаев уровня развития научного осмысления правового регулирования финансовой аренды (лизинга) как общественно-экономического явления от реального уровня развития рынка лизинговых услуг. Следовательно, анализ проблем правового регулирования договора финансовой аренды (лизинга) необходим. А исследование договора как основного инструментария, определяющего взаимоотношения сторон в финансовой аренде (лизинге), является актуальным и важным. 2

Целью данной работы является комплексное исследование существующих в науке и практике представлений  о природе финансовой аренды (лизинга), сущности возникающих в связи  с ним общественных отношений, и  выработка предложений по совершенствованию  гражданско-правового регулирования  в этой сфере.

Объектом исследования являются общественные отношения связанные с финансовой арендой (лизингом), в том числе при заключении и исполнении договора финансовой аренды (лизинга).

Предметом являются гражданско-правовые нормы, регулирующие договор финансовой аренды (лизинга) и практика их применения.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные  методы системного анализа и обобщения  нормативных и практических материалов, диалектический и конкретно-исторический методы. Помимо этого при анализе  сущности рассматриваемого правового  института использовались также  формально-юридический, сравнительно-правовой и функционально-структурный методы научного познания. 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Договор финансовой аренды в системе обязательств
    1. Развитие договора финансовой аренды

По мнению историков и  экономистов, лизинговые сделки заключались  еще задолго до новой эры в  древнем государстве Шумер, историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате "Богатство  состоит в пользовании, а не в  праве собственности", написанном около 350 г. до н.э. В Венеции уже  в XI в. существовали сделки, схожие с  лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания "чугунные ценности" возвращались их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду. Введение в экономический лексикон термина "лизинг" (от англ. lease — сдавать внаем) связывают с операциями телефонной компании "Белл", руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в СанФранциско американской компанией "Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн", и, таким образом, США стали родиной нового бизнеса. Лизинг превратился в один из основных видов экономического бизнеса. Быстрый рост новых лизинговых компаний, предлагавших свои услуги, и многообразная модификация условий лизинговых договоров определили самые различные варианты приобретения инвестиционных средств предпринимателями в различных сферах экономики. Позднее лизинговые компании получили название "финансоволизинговых обществ"; они стали обеспечивать производителям пути сбыта их продукции путем сдачи в аренду, а также финансирование сделок и связанных с ними рисков. В Западной Европе первые финансоволизинговые общества появились в конце 50 — начале 60х годов. Однако развитие лизинговых операций сдерживалось неопределенностью их статуса с позиций гражданского, торгового и налогового законодательства. Лишь после того как в налоговом законодательстве нашло отражение правовое закрепление статуса лизинговых договоров, их рост характеризуется высокими темпами. С начала 60х годов лизинговый бизнес получил свое развитие на Азиатском континенте.

В настоящее время основная часть мирового рынка лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике "США — Западная Европа — Япония". В Западной Европе лизингодателями  выступают преимуественно специализированные лизинговые компании, которые в 75 — 80% случаев контролируются банками или считаются их дочерними обществами.4

В России до начала 90-х годов  лизинг применялся в ограниченных масштабах  и в основном советскими внешнеторговыми  организациями для приобретения современных машин и оборудования по международным контрактам. В частности, на условиях лизинга в 1990 году Аэрофлот приобрел первые западноевропейские Аэробусы А-130.

 Лишь в первой половине 90-х годов при активном участии  банковского капитала стали появляться  первые российские лизинговые  компании. В основном это были  отраслевые лизинговые компании, такие как Аэролизинг, Лизингуголь, Росстанкоминструмент, Росагроснаб. Эти компании в большей мере финансировались за счёт бюджетных средств. В 1994 году лизинговые компании России для защиты своих интересов и представления их в органах государственной власти, международных организаций объединились в Российскую Ассоциацию лизинговых компаний (Рослизинг). Цель Ассоциации - координация деятельности организаций, входящих в её состав, а также представление и защита общих имущественных интересов и прав её членов. Членами ассоциации стали ведущие компании в Москве, Приморье, Сибири, на Урале и Поволжье.

 Однако специального  законодательства о лизинге в  России в это время ещё не  было. Лизинговая деятельность осуществлялась  по аналогии с арендой без  специальных нормативно-правовых  актов. Активная нормотворческая  деятельность начинается лишь  в сентябре 1994 года – с Указа  Президента Российской Федерации  №1929 от 17 сентября 1994 года «О развитии  финансового лизинга в инвестиционной  деятельности». Во исполнение Указа Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации приняло 29 июня 1995 года постановление № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности», в котором утвердило Временное положение о лизинге и Постановление № 1133 от 20 ноября 1995 года «О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формировании финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», благодаря которому лизинговые платежи по лизинговым операциям стали включаться в себестоимость продукции (работ, услуг). После введение в действие второй части Гражданского кодекса Российской Федерации, где параграф 6 Главы 34 (ст.ст. 665-670) посвящён финансовой аренде (лизингу), лизинговая деятельность стала регулироваться, наконец, на законодательном уровне. Более подробно лизинг регламентируется специальным Федеральным Законом «О финансовой аренде (лизинге)», который был принят в 1998 году после присоединения Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА О международном финансовом лизинге.

Теперь российское законодательство о лизинге (финансовой аренде) имеет  относительно стройную систему, и в  нём отсутствуют противоречия одних  законов другим. Благодаря этим поправкам  законодателя, в российском праве  исчезла неопределённость в регламентации  лизинга.5

Сегодня в XXI веке лизинг является одним из самых эффективных способов приобретения дорогостоящих основных средств, обновления существующих основных фондов. В развитых странах на долю операций лизинга приходится до 30-40% реальных инвестиций в экономику.

Процесс эволюционного развития лизинга еще не завершен. Несмотря на солидную историческую базу, на пути дальнейшего эффективного развития лизинговых отношений в России стоит, прежде всего, несовершенство законодательной  базы. Однако отечественными и иностранными финансистами и юристами ведется активная работа по постепенной интеграции России в современные лизинговые отношения, принятые во всем мире.6

 

 

 

1.2. Понятие и общая характеристика договора финансовой аренды

По договору финансовой аренды арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором  имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование.7

Как видно из определения, лизинг предполагает, что одно лицо, в силу недостаточности денежных средств для приобретения имущества  в собственность либо имея необходимость лишь во временном владении и пользовании им, обращается ко второму лицу с просьбой приобрести необходимое имущество у третьего лица и предоставить это имущество первому лицу за определенную плату. Другими словами, между производителем имущества и его пользователем возникает финансовый посредник, который и обязуется оплатить приобретение этого имущества, которое ему, строго говоря, без надобности.

Экономические преимущества лизинга очевидны. Во-первых, лизингополучателю  он обеспечивает пользование дорогостоящим  оборудованием, с возможным дальнейшим приобретением его в собственность, без серьезных начальных затрат пользователя. Во-вторых, лизингодатель  с прибылью и одновременно с минимальными рисками инвестирует свободные  денежные средства, оставаясь собственником  предмета лизинга и не сталкиваясь  с обычными для классического  кредитования сложностями учета  финансовых операций. В-третьих, продавец получает расширение объема продаж, не говоря уже о привлекательности  моментальной оплаты поставленного  имущества. В-четвертых, для государства  лизинг является одним из решений  вопроса о привлечении инвестиций в реальный сектор экономики и  сельское хозяйство, а также о  финансировании научно-технических  достижений. Поэтому государство  готово стимулировать лизинг, устанавливая для него льготный налоговый и  таможенный режимы, что является пятым  преимуществом финансовой аренды.8

Договор лизинга как вид  договора аренды следует отличать от внешне сходных с ним договора купли-продажи с рассрочкой платежа, а также от договора займа и кредитного договора. По общему правилу в договоре купли-продажи к покупателю с момента передачи вещи переходит право собственности на нее. Что касается договора лизинга, то в нем может быть вообще не предусмотрен выкуп арендованного имущества, а если последний и предусмотрен, то только после полной оплаты стоимости имущества. От договора займа и кредитного договора договор лизинга отличается уже хотя бы тем, что в ходе его исполнения передается индивидуально-определенное имущество - предмет аренды, а по договору займа - денежные средства и иные вещи, определенные родовыми признаками. Договор лизинга является возмездным, взаимным и консенсуальным, что характерно и для обычного договора аренды.9

В зависимости от срока  полезного использования объекта  лизинга и экономической сущности договора лизинга различают:

  1. Финансовый лизинг - Вид лизинга, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать лизингополучателю данное имущество в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование. При этом срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю, соизмерим по продолжительности со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышает его.

Классический финансовый лизинг характеризуется трехсторонним  характером взаимоотношений и возмещением  полной стоимости имущества. По заявке лизингополучателя лизингодатель  приобретает у поставщика необходимое  оборудование и передает его в  лизинг лизингополучателю, возмещая свои финансовые затраты и получая прибыль через лизинговые платежи.

  1. Оперативный лизинг - применяется при небольших сроках аренды оборудования, при котором продолжительность жизненного цикла изделия значительно больше контрактного срока аренды.

При оперативном лизинге  оборудование не полностью амортизируется за время аренды, и может быть вновь сдано в аренду или возвращено арендодателю. На практике сделки оперативного лизинга не превышают трехгодичного  периода. Арендатор в данных сделках  сохраняет за собой право аннулировать контракт при условии предварительного уведомления арендодателя. Эта форма  лизинга предусматривает большую  ответственность арендатора за сохранность  объекта аренды. Арендатор берет  на себя обязательство самостоятельно заключать контракты с фирмой-поставщиком  на ремонт и техническое обслуживание оборудования.

Информация о работе Финансовая аренда