Финансовая отчетность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Международные стандарты финансовой отчётности - это свод правил, методов, терминов и процедур бухгалтерского учёта, разработанных высокопрофессиональными международными организациями и носящих рекомендательный характер. В 70–х годах усилился процесс свободного перемещения капитала из одной страны в другую, однако, осуществление совместной деятельности компаний затруднялось из– за наличия национальных систем бухгалтерского учёта. Скажем в США это Общепринятые принципы учёта (GAAP) в Великобритании – Положение о стандартах ведения учёта (SSAP).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
. Международные и национальные аспекты финансовой отчетности……………………………………………………………………………….6
Характеристика международного бухгалтерского учета…………………..6
Национальные бухгалтерские стандарты: особенности и причины различий………………………………………………………………………….12
Международные стандарты финансовой отчетности: цели, классификация............................................................................................14
Планы РФ по внедрению международных стандартов бухгалтерского учета в российскую практику………………………………………………………...................................18
2.1. Различия между мировыми стандартами бухгалтерского учета и стандартами, применяемыми в РФ………………………………………………..18
2.2. Программы и планы реформирования бухгалтерского учета в России...25
2.3. Проводимые конгрессы по проблемам внедрения МСФО…………….....30
2.4. Рекомендации предприятиям, перешедшим на организацию бухгалтерского учета по международным стандартам…………………………32

Заключение……………………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)
  1. равномерного начисления;
  2. уменьшаемого остатка;
  3. сумма изделий.

В российском Положении (стандарте) «Учёт основных средств» (ПБУ 6/01) используются четыре метода:

  1. линейный способ, созвучный первому методу по МСФО;
  2. способ уменьшаемого остатка;
  3. способ списания стоимости пропорционально объёму продукции (работ). По МСФО соответствует методу «суммы изделий» то есть в обоих случаях признаётся сумма амортизации, исчисленная исходя из степени отдачи соответствующего объекта;
  4. способ списания стоимости по сумме чисел срока полезного использования.

Как видим, в  отечественной практике шире диапазон применяемых методов начисления амортизации

В конкретном сопоставлении  отечественного бухгалтерского учёта  с международными стандартами, различия проявляются в следующем:

  • В МСБУ, финансовый год может не совпадать с календарным. Даже более того, система налогообложения США разрешает фирмам самостоятельно устанавливать сроки финансового года. В российской практике такие подходы исключены, и финансовый год должен совпадать с календарным.
  • В российской системе бухгалтерского учёта (РСБУ) используется национальная валюта – рубль, и её составляющая – копейка, а межнациональные компании подготавливают отчётность в валюте страны, где находится их штаб – квартира, но чаще всего – в долларах США, в то время как дочерние предприятия этих компаний – в национальной валюте страны пребывания.
  • В плане счетов англо – американской модели нумерация счетов отсутствует, а их расположение построено по степени ликвидности – наиболее ликвидных видов имущества и обязательств к наименее ликвидным, тогда как в российском плане счетов счета размещены в обратной последовательности. Размещение статей бухгалтерского баланса аналогично.
  • Бухгалтерский баланс по международным стандартам бухгалтерского учёта (МСБУ), в отличии от РСБУ, содержит более подробную информацию, что позволяет более наглядно проследить динамику развития предприятия, так как вместе с данными отчётного периода он включает аналогичные показатели за тот же период прошлого года. С 1 января 2000 года в связи с вводом в действие Положения по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» ПБУ 4/99 такая же структура баланса определена и в отечественной практике бухгалтерского учёта. В то же время по РСБУ отдельные статьи баланса более детализированы, особенно в разделе отдельных видов дебиторской и кредиторской задолженности, тогда как по МСБУ такая детализация имеет место в Отчёте о прибылях и убытках.
  • Есть различия в написании цифр, обусловленные национальными традициями: в англо – американской отчётности запятая разделяет разряды целых чисел, а точка – дробную часть от целой. Например, в отчётности указывается цифра в виде 1, 384, 868. 97, а у нас 1384868,97.
  • В МСБУ исправление ошибок ведётся только методом «чёрного сторно»,то есть предыдущая ошибочная запись корректируется только в сторону увеличения(методом добавочной записи),  тогда как в российской практике допускается кроме того и использование метода «красное сторно».
  • В РСБУ часто используются обороты по корреспондирующим счетам типа « с кредита счета 50 «Касса» в дебет счетов 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчёты с подотчётными лицами»» и т. п., финансовые же отчёты по МСБУ оперируют только с входящим и исходящим сальдо. В МСБУ общепринята практика одновременного отражения хозяйственных операций в учёте по дебету некоторых счетов и кредиту некоторых счетов, отечественная же методология бухгалтерского учёта отрицает такую корреспонденцию счетов, обоснованно считая, что подобный подход искажает экономическое содержание хозяйственной операции.
  • Различны правила выполнения отдельных операций.

По международным стандартам снятие денег со счёта в банке регистрируется в учёте в момент печатания платёжного поручения с последующей корректировкой в конце месяца операцией «выверки», а РСБУ подобный факт совершённой хозяйственной операции принимается к учёту на дату получения банковской выписки. В РСБУ обязанность по уплате налога считается исполненной организацией с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии на счёте у неё денежных средств. Если уплата налога осуществляется наличными, то операция считается исполненной от даты внесения в счёт погашения налога в банк, кассу органа местного самоуправления, или организацию связи.

При концептуально  общих подходах отечественных и  международных бухгалтерских стандартов, их структура построения применительно к раскрытию экономического содержания того или иного объекта различна, что видно на следующем примере по основным средствам:

 

 

"Структура  Положения по бухгалтерскому  учёту "Учёт основных средств" (ПБУ 6 / 97):

  1. Общие положения;
  2. Определение;
  3. Оценка основных средств;
  4. Амортизация основных средств;
  5. Восстановление основных средств;
  6. Аренда основных средств;
  7. Выбытие основных средств;
  8. Раскрытие в бухгалтерской отчётности;
  9. Заключительные положения.

Структура МСФО 16 "Основные средства".

  1. Сфера применения;
  2. Определение;
  3. Признание основных средств;
  4. Первоначальная оценка основных средств;
  5. Последующие затраты;
  6. Последующая оценка основных средств;
  7. Амортизация;
  8. Возмещение балансовой стоимости;
  9. Выбытие и реализация;
  10. Раскрытие информации;
  11. Дата вступления в силу.”.

 

Таким образом, расхождения основополагающих принципов  отечественного бухгалтерского учёта  с международными стандартами состоят:

  • в отсутствии законченной концепции бухгалтерского учёта, ориентированной на развитые рыночные отношения;
  • в несоответствии действующей системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта нормам гражданского налогового законодательства и других отраслей права как в России, так и, прежде всего в европейских странах.

В рамках первого направления  следует устранить несоответствие по основным вопросам российской методологии системы бухгалтерского учёта международным стандартам ведения учёта и содержания финансовой отчётности, чётко очертить модели сосуществования и взаимодействие системы налогообложения и бухгалтерского учёта, определить порядок формирования текущих издержек по производству продукции, выполненным работам и оказанным услугам, а также их состав. Параллельно разработаны модели исчисления финансовых результатов организации. Установлены процедуры корректировки данных финансовой отчётности, исходя из различных темпов инфляции, упорядочены способы оценки отдельных видов имущества и обязательств: созданы инструменты, формирующие основополагающие подходы, обеспечивающие открытость (публичность) финансовой отчётности. Наконец создана систему вневедомственного независимого контроля (аудита), обеспечивающая достоверность учётной и отчётной финансовой информации.

В рамках второго  направления требуется разработать  условия, позволяющие обеспечить доступ всем заинтересованным пользователям к сопоставлению информации о финансовом положении участников рынка

Завершение  разработки Положений (стандартов) не значит, что они в полной мере будут соответствовать международным  стандартам. На конец 1998 года только одна страна в мире - Швейцария в полном объёме осуществляла организацию учёта согласно международным стандартам. Даже в Германии - стране, где наиболее педантично стараются придерживаться этих стандартов, существуют транснациональные компании, где финансовая отчётность подготавливается по трём стандартам - международным, системе GAAP и национальной модели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Программы и планы реформирования бухгалтерского учёта в России (1994 - 2010 г. г.)

Принятая в 1994 году Программа  реформирования системы бухгалтерского учёта в Российской Федерации предусматривала четыре направления:

  • Приведение концепции бухгалтерского учёта в соответствие с действующей новой экономической реальностью в стране. На базе новой концепции предстоит разработать нормы и правила постановки и организации осуществления бухгалтерского учёта и контроля за формированием финансовой информации, отвечающей требованиям её пользователей;
  • реорганизацию системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта путём адаптации её к новой складывающейся законодательной базе при изначальном соблюдении положительных традиций в области бухгалтерского учёта, максимально приближенных к требованиям международных стандартов;
  • формирование профессиональной бухгалтерии в объёме требований, предъявляемых к ней современной экономической реальностью и созвучны с требованиями к данной профессии в странах с развитой рыночной средой;
  • реорганизация системы подготовки и повышения квалификации бухгалтеров.

Реализация  этих целей, а также ускорение  процесса адаптации бухгалтерского учёта с общим процессом экономических реформ в России обусловили разработку и принятие новой Программы по бухгалтерскому учёту. Программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года № 283.

В нём задачи реформы определены следующим образом:

  • сформировать систему стандартов учёта и отчётности, обеспечивающих информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
  • обеспечить увязку реформы бухгалтерского учёта в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
  • оказать методическую помощь организациям страны в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учёта.

Реформу планировалось завершить к 1 января 2002 года

Правительственная программа  предусматривает разработку и внедрение 22 национальных стандартов, соответствующих  требованиям МСФО, предстоит переработать 5 действующих Положений (стандартов) по бухгалтерскому учёту и разработать 17 новых.

Общая структура  системы нормативного регулирования  бухгалтерского учёта базируется на ФЗ РФ «О бухгалтерском учёте», на его  основании разработано ‹‹Положение  по ведению бухгалтерского учёта  и бухгалтерской отчётности в  Российской Федерации››

Данное Положение  введено в действие с 1.01.1999 года. Оно значительно отличается от двух предыдущих. В новом Положении 6 разделов (в последнем было 4), в частности, введены разделы V ‹‹Основные правила сводной бухгалтерской отчётности›› и VI ‹‹Хранение документов бухгалтерского учёта››. Их содержание изложено более полно.

Подробно изложены основные задачи бухгалтерского учёта.

На начальном  этапе были выработаны общие подходы  к разработке системы нормативно – правового регулирования, составлен перечень 20 первоочередных национальных положений (стандартов) по бухгалтерскому учёту. Проанализированы тенденции во взаимоотношениях систем  бухучёта и налогообложения, а также проблемы регулирования учёта государственными органами и профессиональными общественными объединениями.

Первый шаг  в этом направлении был сделан с принятием Государственной  программы перехода Российской Федерации  на принятую в международной практике систему учёта и статистики в  соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В основу Государственной программы была положена идея разработки системы национальных счетов, позволяющей, исходя из единой методологической базы, формировать адекватную оценку хозяйственной деятельности экономических субъектов всех уровней: низшего – отдельной организации, затем отраслевого и народнохозяйственного. Показатели должны быть сопоставимы с аналогичными показателями, применяемыми в других странах.

В 2002 году Минфином утверждён долгосрочный план развития системы бухгалтерского учёта. План охватывает период до 2010 года. В его основе лежит тезис о том, что развитие системы бухгалтерского учёта является составной частью процесса становления рыночных отношений в Российской Федерации. По этому плану, одним из важнейших условий успешного реформирования бухгалтерского учёта в России является обеспечение эффективного контроля над внедрением бухгалтерских стандартов как со стороны рынка капиталов (например, в рамках фондовых бирж), так и со стороны государственных органов (например, комиссий по ценным бумагам и иных регулирующих органов). Кроме того, важным связующим звеном в процессе контроля над применением стандартов являются аудиторы.

Планом предусматривается  дифференцированный подход к следующим  группам организаций в зависимости  от видов собственников, размеров и рыночной активности.

В первой группе - открытые акционерные общества и  иные организации, ценные бумаги которых  котируются на международном или  российском рынках капитала (биржах). Им будет разрешено полностью перейти  на МСФО.

Во второй группе - ОАО, чьи ценные бумаги не котируются на рынке капитала. Они будут использовать бухгалтерские правила России, совместимость которых с МСФО будет обеспечиваться в процессе разработки и принятия новых ПБУ.

В третьей группе - ЗАО и ООО,  за исключением малых предприятий, которые будут также использовать российские бухгалтерские стандарты, но при этом требования к раскрытию ими финансовой информации предполагается существенно снизить.

Четвёртую группу составят малые предприятия - при  использовании тех же правил что и организации третьей группы они будут иметь право ведения бухучёта по упрощённой схеме.

При этом ключевая проблема реформы системы бухгалтерской  отчётности - принятие самой законодательной  базы, которая бы позволила ОАО  и банкам применять МСФО в полном объёме, при этом она должна быть согласована с остальным законодательством, являться полной, ясной и непротиворечивой.

Ход реформы  бухгалтерского учёта, исходя из имеющейся  информации,  можно оценить как  достаточно активный, налицо серьёзный  государственный подход к проблеме. При этом, на сегодняшний день, когда сам вопрос масштабов применения МСФО в Европе ещё обсуждается Европейским Союзом, главное для России, с её богатым опытом в области бухгалтерского учёта, не пойти по пути слепого копирования западных образцов, так как в результате это не пойдет на пользу ни самой России, ни бухгалтерскому учёту как науке. В целом реформа развивается адекватными темпами (хотя по российской «традиции» сроки несколько не соблюдаются), реформа необходима в современных условиях, так как делает отчётность более наглядной для пользователей. Что же касается результатов, реформа, ещё полностью не завершившись, уже привела к повышению авторитета российских компаний за рубежом, пока, из - за специфики российского экспорта, в основном предприятий нефтегазовой отрасли. Но и в целом возможности сотрудничества российских компаний с западными партнёрами расширились и в этом положительный эффект и нужность этой реформы.

Информация о работе Финансовая отчетность предприятия