Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 11:46, контрольная работа
Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью усиления стимулирующего воздействия государства на эффективность деятельности малых предприятий в РФ путем активизации использования форм и методов финансовой поддержки. Формирование эффективной системы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства, учитывающей особенности российской финансово-хозяйственной практики малых предприятий и современные мировые тенденции в этой области, позволит государству создать выгодные условия для функционирования малого бизнеса, что в свою очередь повысит конкурентоспособность и динамичность экономики России.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА 4
1.1 Значение малого бизнеса в экономике государства и необходимость его поддержки 4
1.2 Основные направления государственного финансирования малого бизнеса 6
Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В
РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 9
2.1 Зарубежный опыт финансовой политики государства в сфере поддержки малого бизнеса: особенности и эффективность 9
2.2 Основные механизмы, тенденции, проблемы и перспективы финансовой политики России в поддержке малого бизнеса 13
Глава 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
БИЗНЕСА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 26
Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В
СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
2.1 Зарубежный опыт
финансовой политики государства в сфере
поддержки малого бизнеса: особенности
и эффективность
В большинстве стран-членов ЕС определение
национальной политики в отношении малого
предпринимательства является прерогативой
федеральных властей, а конкретные мероприятия
реализуются на уровне регионов. Все государства
ЕС помогают малому бизнесу получить доступ
к источникам финансирования, используя
при этом различные, более присущие для
определенных национальных экономик рычаги.
Так страны Великобритания и Нидерланды
в основном сосредоточиваются на обеспечении
гарантий займа для малого бизнеса. Франция,
Италия, Испания создают особые резервы
для поддержания малого бизнеса посредством
субсидий или фискальных льгот на инвестиции,
льготных займов или дотаций.
Главным принципом, лежащим в основе системы
государственной поддержки «миттельштанда»
(в переводе на русский «средний слой»;
этот термин объединяет малый и средний
бизнес Германии), является оказание помощи,
стимулирующей развитие самопомощи. Для
этого в Германии разработано несколько
специальных инструментов и конкретных
программ.
- Структурно-политические мероприятия,
осуществляемые федеральным правительством
ФРГ. Они нацелены на обеспечение нормальных
условий конкуренции для «миттельштанда».
Главный инструмент здесь – картельное
право, законодательно оформленное в 1957
г. Ведомство по надзору за картелями (по
нашей терминологии, антимонопольный
комитет), во-первых, тщательно следит
за слияниями крупных фирм, во-вторых,
облегчает кооперацию мелких предприятий,
снимая ненужные запреты.
Вторая составляющая
мероприятий по поддержке «миттельштанда»
- обеспечение его равноправного участия
в распределении государственных контрактов. С 1976 г. в Германии существует
особое положение, регулирующее обязательное
участие мелких поставщиков в дележе госзаказов.
В случаях дискриминации мелкие фирмы
могут обратиться в специально учрежденные
в этих целях инстанции.
- Налоговые льготы. Этот инструмент, активно
используемый сейчас в новых землях ФРГ,
включает три главных разновидности: 1)
специальные нормы
амортизационных отчислений;
2) создание резервов
- Финансовая поддержка.
Кредиты с относительно низкой ставкой
процента и льготными условиями возврата
денег, предоставляемые федеральным правительством,
- существенное подспорье для «миттельштанда».
Кредиты выдаются мелким фирмам не непосредственно,
а через их банки, предоставляющие гарантии
своевременного возврата денег. Специальные
кредиты, стимулирующие создание новых
рабочих мест и улучшение региональной
структуры экономики, предоставляются
правительствами земель.
- Помощь в инновационной
сфере. Организационные формы
такой помощи многообразны: индустриальные
и научные парки, инновационные центры,
где имеются возможности снять помещение,
получить доступ к информационным банкам,
консультациям, капиталу. Государственная
поддержка инноваций в сфере мелкого бизнеса
осуществляется также содействием совместной
работе «миттельштанда» с научными учреждениями,
созданием необходимой информационной
и консультационной инфраструктуры, облегчением
передачи технологии, помощью в обучении
научного персонала.
Значительная роль в стимулировании
развития мелких фирм Великобритании
принадлежит бюджетной политике правительства.
К мерам общего характера относится установление
для мелких фирм пониженной ставки налога
с корпораций. Запись доходов и издержек
ведется только по факту независимо от
того, к какому периоду они относятся.
Огромное значение
в развитии малого бизнеса Великобритании
имеют Программы оказания финансовой
помощи: «Схема грантов», «Агентства
помощи предприятиям местного значения»,
которые осуществляют финансовую поддержку
мелких фирм на региональном уровне; «Схема содействия
в создании предприятий» предусматривает
финансовую помощь безработным, намеренным
начать собственное дело. Специальные программы
обеспечивают финансовую помощь молодежи
при создании либо расширении их бизнеса,
подготовку предпринимателей в сфере
мелкого бизнеса; помощь муниципальным
властям в деле создания нового и развития
существующего мелкого бизнеса в городах. Профессиональную
подготовку мелких бизнесменов осуществляют
специальные советы по подготовке
специалистов.
В некоторых странах (Бельгия, Франция,
Нидерланды и др.) реализуется практика
предоставления малому бизнесу рискового
капитала. В частности, правительства
этих стран гарантирует компенсацию возможных
убытков венчурных фондов.
В странах Востока, в частности
в Японии практикуется выделение субсидий
и ссуд – прямых кредитов (Японский банк
развития выделяет их малым предприятиям,
функционирующим в наиболее перспективных
отраслях) и гарантированных займов (благодаря
введению налоговых льгот коммерческие
банки охотно кредитуют малый бизнес),
также предоставление долгосрочной (на
5-20 лет) ссуды объединению малых предприятий
из средств государственного (через Государственную
корпорацию по развитию малого предпринимательства)
и местного бюджетов. Безвозвратная финансовая
помощь выделяется только под научно-технические
программы.
Широкое распространение
получило в Японии выделение субсидий,
покрывающих до 50 % затрат, на создание
центров повышения технического уровня
малых фирм, консультирование, повышение
квалификации работников и т.п. Государство берет на себя
расходы по диагностированию состояния
малых предприятий.
Государство и местные власти Японии в
равных долях ассигнуют средства на информационное
обслуживание малого бизнеса через сеть
местных информационных центров, каковых
имеется 17.
Для стимулирования модернизации производства
в Японии создан фонд лизинга для передачи
оборудования в аренду сроком до 7 лет
или долгосрочного кредитования стоимости
оборудования под низкие процентные ставки
с рассрочкой погашения средств. Размер
кредита, сроки погашения, отсрочки, процентная
ставка определяются государством.
Интересен для нас может быть опыт финансовой
поддержки малого бизнеса в странах Юга,
где рыночные отношения еще не устоялись
окончательно, и государство выступает
в основном не как собственник предприятий,
а как координатор и организатор. Так в
Индии политика государства по поддержке
и развитию малого бизнеса осуществляется
на двух уровнях: 1) микроуровень, когда
цель этой политики непосредственно малые
предприятия. Для них вводятся налоговые
и кредитные льготы, им оказывают консультационные
услуги, защищают от конкуренции крупных
производителей, помогают в подготовке
кадров и т.д.; 2) макроуровень – организация
и защита государством среды развития
малого бизнеса, что, в
11
конечном счете, создает долгосрочные
стимулы роста экономики, включая мелкое
производство. Особую роль играет проводимый
Индией курс защиты внутреннего рынка
от активной иностранной конкуренции,
что существенно облегчило выживание
мелких предприятий, ориентированных
на бедные слои населения. Эта стратегия
характерна для самой массовой группы
традиционных мелких предприятий, действующих
преимущественно в старых отраслях –
текстильной, обувной, кожевенной, стекольной,
где мелкие предприятия составляют до
70-80 % общего числа. Государство Индии
проводит политику их поддержки, используя
для этого административные рычаги, к
которым, в первую очередь, относится резервирование
за мелкой промышленностью значительной
группы товаров, запрещенных производить
крупным предприятиям. Кроме того,
свыше тысячи видов товаров в Индии частично
закреплены преимущественно за мелкими
предприятиями и закупаются государством
по фиксированным ценам, обеспечивая тем
самым гарантированный сбыт, что позволило
сохранять цены на низком уровне, доступном
для массового потребителя.
США - пример системы государственной
поддержки малого бизнеса, которая во
многом является типовой для стран с развитой
рыночной экономикой. Государственную политику
развития сектора малого бизнеса (МБ) США
реализует Администрация малого бизнеса
(АМБ), которая создана в 1953 г. и подотчетна
только президенту и конгрессу. Главные
программы АМБ связаны с кредитованием.
Причем кредиты выдают коммерческие
финансовые организации, а АМБ предоставляет
гарантии на возмещение убытков в случае
их невозврата. Программа государственных
гарантий под кредиты малого бизнеса в
США получила название «7а» - по номеру
формы для заявки. Цель программы «7а»
- предоставить возможность получить кредит
малому предприятию, которое по каким-либо
причинам не может взять его у заимодателя
(банка) обычным путем. По этой программе
кредитуются, в основном, начинающие предприниматели.
В зависимости от цели, срока и суммы займа
гарантия предоставляется: на 75% займа
для суммы не более 750 тыс. долларов, на
80% - не более 100 тыс. Сроки весьма длинные
– до 10 лет по кредитам на пополнение оборотных
средств и до 25 лет на основной капитал;
процентная ставка не должна превышать
2,75 пункта ставки займа.
Другая программа АМБ – «504» направлена
на кредитование модернизации уже действующих
малых предприятий. Получив соответствующую
информацию о деятельности компании, по
программе «504» можно получить
долгосрочный кредит с фиксированной
ставкой финансирования для покупки недвижимого
имущества, оборудования, технологий.
АМБ предоставляет гарантию под 40% займа,
при этом максимальная сумма гарантии
не должна превышать одного миллиона долларов.
72% бюджета АМБ направляется на кредитование
по программе «7а»; 19,6% - по программе «504».
Оставшиеся 7,2% идут на финансирование
малых предприятий, создаваемых совместным
инвестированием двух и более компаний;
и всего 0,5% составляют микрокредиты (до
35тыс. долл.).
Таким образом, Соединенные Штаты с их
традиционным культом свободного частного
предпринимательства, рынка и частной
инициативы проводят целенаправленную
государственную политику поддержки развития
малого бизнеса. По мере укрепления его
позиций в американской экономике прямые
методы государственной поддержки постепенно
уступили место косвенным. Американский
опыт развития малого бизнеса подтверждает
ключевую роль МБ в решении проблемы занятости,
ускорении темпов социально-экономического
развития за счет формирования среднего
класса, сглаживает негативные последствия
социальной напряженности в обществе,
которая с годами не только не ослабевает,
а, напротив, усиливается.
Таким образом, и в зарубежных странах
с высоким уровнем экономического развития
и развитой рыночной инфраструктурой,
и в развивающихся зарубежных странах
поддержка малого бизнеса осуществляется
путем реализации комплекса мер государственными
органами федерального и, особенно, регионального
и местного уровня. При этом меры осуществляются
дифференцированно, выборочно, с тем, чтобы
содействие оказывалось определенным
приоритетным направлениям малого предпринимательства
– молодежным, женским и высокотехнологичным
микрофирмам; сохранению существующих
рабочих мест и стимулированию работодателей
к созданию новых малых предприятий.
2.2 Основные механизмы,
тенденции, проблемы и перспективы финансовой
политики России в поддержке малого бизнеса
В странах с развитой рыночной экономикой
системы финансовой поддержки малого
бизнеса развиваются уже десятилетия
и представляют собой большой комплекс
программ, включающий мероприятия по оказанию
помощи малым предприятиям в течение всего
срока их функционирования. В результате
проведения такой политики в развитых
странах предприятия малого бизнеса производят
до 70% ВВП, а также являются основными работодателями
для населения (до 2/3 занятых). Вклад этого
сектора в экономику России
значительно скромнее:
доля малых и средних фирм
в ВВП России составляет около
15%, а в общей численности занятых
- чуть более 10%. Сложившаяся в России
система государственной финансовой поддержки
малого бизнеса содержит практически
полный комплекс мероприятий, направлений,
форм и методов, используемых в развитых
странах. Однако исследования
финансового состояния отечественных
субъектов малого предпринимательства
показывают, что результативность
работы этих государственных механизмов
очень низкая. Поэтому приоритетными
задачами в этой области являются выявление
и устранение причин, блокирующих реализацию
государственных финансовых программ
по поддержке малых предприятий, разработка
и внедрение их качественных изменений
при максимальном использовании наиболее
действенных механизмов. Повышение эффективности
системы государственной финансовой поддержки
малого бизнеса следует рассматривать
как актуальное направление экономических
реформ в России.
С момента появления малых предприятий
в нашей стране важную роль для поддержки
малого бизнеса государством сыграло
Постановление Совета Министров РСФСР
от 18 июля 1991 г. № 406 «О мерах по поддержке
и развитию малых предприятий в РСФСР»
(«Экономика и жизнь». № 36, сентябрь 1991
г.).
Постановлением рекомендовалось местным
органам власти предоставлять малым предприятиям
дополнительные льготы по налогу на прибыль
в пределах сумм налога; разрешать списание
в первый год эксплуатации до 50 процентов
амортизационных отчислений основных
фондов со сроком службы свыше 3-х лет,
а также проводить ускоренную амортизацию
активной части производственных фондов
и другое.
Постановлением Правительства РФ от 3
августа 1992 г. № 548 было утверждено Положение
о Комитете поддержки малых предприятий
и предпринимательства при Госкомимущества
РФ (САП. 1992 г. № 8. С. 504).
11 мая 1993 г. за № 446 было принято Постановление
Правительства РФ «О первоочередных мерах
по развитию и государственной поддержке
малого предпринимательства в РФ» (САП.
1993 г. № 20. С. 1762).
3 февраля 1994 г. за № 65 Правительством РФ
было утверждено Положение о Фонде содействия
развитию малых форм предпринимательства
в научно-исследовательской сфере (САП.
1994 г. № 6. С. 447).
Постановлением Правительства РФ от 29
апреля 1994 г. № 409 утверждается
Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994–1995 гг. (СЗ РФ. 1994 г. № 3. С. 213).
Указом Президента
РФ от 6 июня 1995 г. № 563 фактически создается
государственный комитет РФ по поддержке
и развитию малого предпринимательства
(СЗ РФ. 1995 г. № 24. С. 2262).
Постановлением Правительства
РФ от 18 декабря 1995 г. № 1256 была принята
новая Федеральная программа государственной
поддержки малого предпринимательства
в РФ на 1996–1997 гг. (СЗ РФ. 1996 г. № 2. С. 100).
Программа была сформирована исходя из
принципов преемственности с программой
на 1994–1995 гг. Практически начала действовать
единая система поддержки малого предпринимательства,
включающая в себя Госкомитет по поддержке
и развитию малого предпринимательства,
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства,
региональные фонды и центры поддержки
предпринимательства в субъектах РФ.
6 июня 1995 года Президент РФ подписал Указ
«О государственном комитете Российской
Федерации по поддержке и развитию малого
предпринимательства» (ГКРП России).
Названные Закон и Указ составили законодательную
основу поддержки малого предпринимательства
и ввели развитие этого вида бизнеса в
число важнейших задач государственной
экономической политики. На ГКРП России возлагалась
реализация государственной политики
в области малого предпринимательства,
разработка финансово-кредитной и налоговой
политики, способствующей развитию малого
бизнеса, формирование целостной инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства,
включающей консультационную, информационную
и финансовую поддержку, а также координация
деятельности Федерального Фонда.
Создание Государственного
комитета по развитию и поддержке малого
предпринимательства при условии, что
функции заказчика государственных программ
поддержки малого предпринимательства
остались за Фондом развития конкуренции,
который трансформировался в Федеральный
фонд поддержки малого предпринимательства,
породила конфликт интересов между двумя
государственными структурами, это, в
свою очередь, стало одной из причин того,
почему политика государства в отношении
МП на федеральном уровне не претворялась
в жизнь должным образом. В августе 1998
г. функции поддержки МП вновь были переданы
Министерству по антимонопольной политике.
В начале 21 века на уровне государственного
управления дискутировался вопрос об
отмене государственной поддержки малого
предпринимательства вообще. Однако летом
2004 г. Государственная Дума РФ, убрав 6
статей Федерального закона от 14 июня
1995 года № 88-ФЗ «О государственной
поддержке малого
К началу 2005 г. во многих
регионах РФ была создана минимально необходимая
инфраструктура поддержки малого бизнеса.
Действовало свыше 100 агентств поддержки
малого предпринимательства и межрегиональных
маркетинговых центров, предоставлявших
консультационные, бухгалтерские, информационно-маркетинговые
и другие услуги, свыше 40 лизинговых компаний,
несколько десятков бизнес-инкубаторов.
Однако многие из этих институтов поддержки
малого бизнеса были недостаточно сильны
в финансовом и организационном отношении.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона
«О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации»
льготное кредитование признается важной
формой государственной финансовой поддержки
малых предприятий. Однако, несмотря на
имеющееся законодательное оформление
и определенную работу, которая проводится
и на федеральном, и на региональном уровнях,
объемы государственной поддержки настолько
малы, что не позволяют говорить о том,
что резервы работы соответствующих российских
государственных органов исчерпаны, а
малый бизнес в полной мере проявил свои
возможности. Достаточно привести данные о доли малых
предприятий в ВВП страны: в среднем по
России она составляет менее 10%, тогда
как в странах с развитой рыночной экономикой
– более 50% и продолжает расти. (таблица
1)
Таблица 1
Основные показатели масштабов развития
сектора малых предприятий (МП) в странах
с развитой рыночной экономикой и в России
Показатели |
США |
Канада |
Япония |
Великобритания |
Россия |
Доля малых предприятий в ВВП, % |
52 |
43 |
51,6 |
52 |
менее 10 |
Доля малых предприятий в общей занятости, % |
50,1 |
47 |
69,5 |
55,5 |
9 |
Доля малых предприятий в количестве всех предприятий, % |
97,6 |
99,8 |
99,2 |
99,1 |
16 |
Объем государственных кредитов, млрд долл. США |
21,6 |
22,8 |
39,9 |
6,3 |
0.780 |
Так малые предприятия в России находятся в худших конкурентных условиях, чем в развитых странах, и качество развития и его масштабы, и финансовая поддержка малого бизнеса в России меньше в пять девять раз по различным показателям. Между тем у малых предприятий в нашей стране: